ЕВРЕЙСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
Ещё была иллюзия «Великой победы» Советского Союза, «спасшей
мир и евреев от фашизма». Этот миф умер, когда его стали понимать в контексте
истории: Сталин и Гитлер решили поделить мир, 23 августа 1939 года заключили
договор о дружбе (с секретным протоколом) и через неделю начали мировую войну.
Потом союзники, как пауки в банке, сцепились между собой. Гитлера встречали как
освободителя от СССР прибалты и западные украинцы; советская армия, победив
немцев, спасла выживших евреев. Но лишь для того, чтобы меньше, чем через 3
года после победы, начиная с убийства Соломона Михоэлса 12 января 1948 года, СССР
продолжил относительно евреев прерванную политику нацистов, которую, на пике её,
оборвала неожиданная смерть Сталина.
Окна нашей
иерусалимской квартиры выходят в школьный двор, и траурную сирену в день
поминовения погибших в войнах Израиля я переживал вместе со школьниками, выстроенными
каре во дворе их школы. Я пытался представить чувства ребят, склонивших головы:
думают ли они о старших в семье, сражавшихся за их страну, о тех из них, кто
погиб? Или вспоминают, что на их месте, в этом же дворе, лет 10 назад стоял
кто-то, погибший в последней войне? Или, может, воображают, как через другие 10
лет на их месте будет стоять кто-то и вспоминать о ком-то из них, сегодняшних,
потерявшем жизнь в какой-то новой войне?
С воссозданием еврейского
народа на Святой Земле диалектический процесс, понятно, не прекратился. В этом
процессе израильтяне, очевидно, становятся «тезисом», а «антитезисом» – народы
мира. Рав Кук, писал, что «нельзя любить евреев, не любя весь мир. Предназначение
евреев – это исправление мира, а если не любить мир, то это равносильно нелюбви
к смыслу существования евреев».
Комментариев нет:
Отправить комментарий