вторник, 2 апреля 2019 г.

ИУДЕЙСКИЕ ВОЙНЫ

Иудейские войны

Восстание в Галилее началось при первом прокураторе, его приемники грабили страну и издевались над религиозными чувствами.
Тацит назвал причиной войны произвол и низость римских наместников. Флор для сокрытия своих преступлений использовал конфликт в Кесарии, где язычники препятствовали иудеям молиться в собственной стране.
Римляне убили 3600 безоружных людей, много женщин и детей. Принцесса Береника, со слезами умолявшая прекратить избиение, едва спаслась от озверевших легионеров.
Жителей Иерусалима грабили, бичевали и распинали на крестах. Прокуратор пытался овладеть сокровищницей Храма, атаку отбили.
В Иерусалим прибыл Агриппа II, увещевавший народ прекратить беспорядки и не противится повелителям мира. В ответ полетели камни.
Решение отвергнуть жертву императора стало официальным поводом к войне. Начались столкновения между сторонниками и противниками мира.
Народ сжег царские дворцы, погиб первосвященник. Римлянам обещали свободный проход, но перебили безоружных легионеров.
Язычники вырезали всех евреев Кесарии, Дамаска и Александрии. Наместник Сирии с большим войском осадил Иерусалим и потерпел сокрушительное поражение.
Армия оказалось в тяжелом положении – впереди находилась неприступная крепость, а путь к отступлению по гористой местности заняли повстанцы.
Почти все войско было уничтожено. Наместник со свитой бежал, бросив обоз и боевые машины, за ним гнались, но не догнали.
Тяжелый удар по самолюбию Рима сделал неизбежной полномасштабную войну. Нерон назначил во главе компании старого полководца.
В Иерусалиме на выборах народного собрания победили умеренные силы. Правительство проводило политику: стремись к миру, готовься к обороне.
Веспасиан не встретил в Галилее организованного сопротивления вне крепостей. Повстанцы не могли противостоять опустошавшей страну профессиональной армии.
Люди пытались спастись на лодках в Тивериадском озере. Римляне построили тяжелые плоты и наслаждались пародией на морское сражение.
Жители Гамалы, страдавшие от недостатка воды и пищи, использовали для обороны камни разрушенных домов и оружие обращенных в бегство римлян.
Агриппу II ранили камнем из пращи при попытке начать переговоры. Взбешенные большими потерями римляне взяли крепость подкопом и уничтожили даже грудных детей.
По всей стране патриоты сражались с коллаборационистами. В Иерусалиме зелоты казнили множество знатных людей за стремление к миру и заняли Храм.
Вопреки традиции избрали первосвященника по жребию, павшего на безграмотного парня. Народ призвали к оружию, начались кровопролитные сражения.
Зелоты впустили в город идумеев, прорубив ночью городские ворота. После страшной резни тысячи трупов лежали непогребенными.
Пять веков эллинского влияния развратили правящую верхушку. Одновременно в народе росли мессианские настроения и фанатизм.
Нашествие римлян до предела обострило религиозные, социальные и экономические противоречия. Разразилась беспощадная гражданская война.
Три экстремистские партии учинили взаимную резню. В братоубийственном безумии сгорели гигантские запасы продовольствия.
Захватчики сжигали деревни и уничтожали мирное население. Тивериадское озеро, Иордан, Мертвое море были забиты трупами.
Римляне обладали передовой военной техникой, но стратегическим преимуществом была конница, спасавшая положение, когда стройные ряды легионеров сметались народным ополчением.
Тита могли убить или захватить в плен при первом осмотре Иерусалима – небольшой конный отряд был отрезан от основных сил внезапной атакой.
Посланная на выручку конница погибла. Полководец с горсткой уцелевших людей сумел чудом прорубиться сквозь окружение.
Вскоре позорно бежал прославленный десятый легион. Римляне оправдывались, что их не учили воевать с вооруженной толпой.
Тит оттеснил противников, но городские ворота внезапно открылись, выпустив новые отряды. Бежавшие римляне оставили вождя на вершине холма в окружении врагов.
Гибель военачальника показала бы всему миру, что Бог на стороне иудеев. Легионеры и без того были деморализованы войной с презирающими смерть людьми.
Разрушителю Храма суждено умереть в расцвете лет от разъедающей мозг мучительной болезни. Все ненавистники евреев карались за посягательство на прерогативу Всевышнего наказывать избранный народ.
Тит начал осаду с демонстрации силы. 70000 солдат и 10000 конников в полном вооружении 3 дня шествовали вокруг Иерусалима.
Следом везли многочисленные осадные машины. Вид непреодолимой мощи должен был устрашить иудеев, но они аплодировали бесплатному зрелищу.
Жестокие завоеватели часто предлагали мир из-за тяжелых потерь. Невозможность взять Иерусалим прямым штурмом привела к решению уморить город в полной блокаде.
Римляне ежедневно распинали на крестах более 500 иудеев, ищущих пищу для умирающих семей. Все ущелья были забиты трупами.
Непогребенные тела лежали в домах и на улицах – святой город источал тяжелое зловонье, началась эпидемия.
Четыре месяца осады лидеры восстания совмещали отражение врага с междоусобной войной, и пришли к соглашению только после пролома первой стены.
Иосиф Флавий возлагал на экстремистов вину за поражение, но крайне сомнительно, что народ относился к римлянам как к освободителям.
Тацит писал, что в борьбе участвовали все способные носить оружие, даже женщины демонстрировали беспримерную храбрость.
Выучка, дисциплина и снаряжение легионеров компенсировалось презрением к смерти и неистовой отвагой повстанцев.
Римляне надеялись, что голод принудит Иерусалим к сдаче или ослабит и лишит возможности защищаться, но ждать пришлось очень долго.
Самопроизвольное обрушение ночью башни с оглушительным грохотом, вызвало такую панику, что легионеры не знали куда бежать и едва не перебили друг друга.
Неудачная вылазка при защите форта Антония объяснялась не вялыми действиями разрозненных отрядов, а необычным мужеством римлян.
Сожженных запасов хватило бы на несколько лет – деморализованной армии трудно было бы взять Иерусалим, если бы осада продлилась дольше.
Тит неоднократно стыдил хваленые легионы за трусость и грозил казнями. Римляне настолько боялись Иерусалима, что не шли в атаку даже после падения наружной стены.
Тяжелые потери и фанатичность народа привели к разрушению Храма, как опоры национального духа и сопротивления – угрозу будущих восстаний.
Тит приказал сжечь храмовые ворота, брошенный в окно факел поджег дровяной склад. Иудеи не могли одновременно тушить пожар и отражать натиск римлян.
Озверевшие легионеры топтали друг друга и сталкивали в огонь. Масса богомольцев превратились в огромную кучу тел возле жертвенника.
Колоссальное каменное сооружение горело долго. Храм успели обокрасть, внести знамена легионов. Священники поднялись на крышу и бросились в огонь.
Евреи объясняли разрушение Храма собственными грехами, Рим всего лишь слепое орудие божьего гнева. Бессмысленно обижаться на палку – бьет рука.
Повстанцы сгруппировались в верхнем городе, римляне вымещали злость на мирных жителях. Женщин и детей убивали на месте, шесть тысяч сожгли живьем.
Настало время грабежа, дома были забиты трупами умерших от голода людей. Цена на золото и рабов упала вдвое. Участь города была предрешена, но сопротивление продолжалось еще месяц.
Уставшие от непрерывной резни римляне убивали только старых и слабых, остальных сгоняли в лагерь для пленных, многие отказывались от пищи и умирали.
Выжившие погибли на аренах, в египетских рудниках, на строительстве Колизея. Иосиф Флавий насчитал миллион сто тысяч убитых и 97 тысяч пленных иудеев.
Вожди восстания, виновники национальной катастрофы, как во все времена, хотели жить и прятались в подземных ходах, пока голод не выгнал наружу.
Прекрасный город стерли с лица земли. В назидание потомкам остались три башни и Стена плача. Тит пышно отпраздновал триумф, словно победил Карфаген или Парфию, а не народное ополчение.
В Масаде борцы за свободу держались еще три года. После долгой и тяжелой осады римлянам удалось сжечь оборонительную стену – дальнейшее сопротивление стало невозможным.
Защитники крепости избавили жен и детей от поругания и рабства. Десять мужчин убили остальных, последний воин поджег строение и покончил с собой. Римлянам досталось 960 мертвых тел.
Предатель Иосиф Флавий написал гимн свободы от лица героя, и цинично привел в пример индусов, живущих неохотно, но умирающих радостно.
Погубившие страну руководители восстания, в отличие от массовой самоотверженности народа, предпочли продлить свои дни в позоре.
Во время восстания диаспора оставалась спокойной, поскольку война велась по политическим, а не религиозным причинам.
Трудно переоценить значение места божественного присутствия на земле. Никто не представлял падение Храма даже во время пожара.
Шокированные иудеи долгое время отказывались вкушать мясо, пить вино, веселиться на свадьбах. Через 45 лет разразилось беспощадное восстание без видимой причины.
Связь с духовным центром вряд ли была настолько сильной. Выросло несколько поколений, никогда не видевших Святыню.
Нелепо предполагать отложенную на полвека месть, приходится согласиться с римскими историками, что иудеи просто обезумели.
Рим находился в зените могущества, император Траян с армией находился на Востоке, но у Рима было много легионов. В тотальной войне повстанцы жертвовали не только собой, но и своими детьми.
Дион Кассий писал, что язычников убивали с необычной жестокостью: разрубали пополам, бросали диким зверям, заставляли вести поединки друг с другом.
Повстанцы делали с римлянами то, что они прежде делали с иудеями. Обезлюдевшую Северную Африку пришлось заселять заново – цветущие города лежали в руинах.
После гибели всех иудеев Александрии повстанцы вторглись в Египет и на Кипр. С ними сражались много прославленных полководцев армии и флота.
Еще более опасным было восстание в Месопотамии, уничтожившее результаты победоносного похода Траяна и фактически спасшее Парфию.
После трех лет упорных боев император Адриан добился умиротворения обещанием восстановить Храм, что вряд ли являлось причиной восстания.
Очевидно, в коллективном сознании народа произошел необъяснимый сдвиг, заставивший вести самоубийственную войну со всем языческим миром.
В критические моменты истории евреи демонстрировали невероятное ожесточение. Первый Храм был разрушен из-за безумной политики постоянно восстававших последних царей.
А упрямство уцелевшего народа привело к опустошению страны вопреки желанию Навуходоносора сохранить население ради налогов.
Римляне не могли позволить возвести новый символ независимости, поэтому обманули иудеев, предложив построить храм в другом месте.
Под страхом казни запрещались все обряды, изучение Торы каралось смертью. Легионеры сжигали обрезанных младенцев, обернутых священными свитками.
Последнее восстание заставило, по словам Диона Кассия, содрогнуться весь мир, опасавшегося возобновления тотальной войны.
Невероятно мужественный вождь надеялся победить врагов, если Всевышний не будет помогать римлянам, но евреям суждено было рассеяться по всей земле в очередном изгнании.
Повстанцы освободили Иерусалим и значительную часть страны. Захватчики стянули войска со всего Востока и даже сняли легионы с границы на Дунае.
Из Британии прибыл непобедимый полководец Юлий Север. Война продолжалась три с половиной года и завершилась длительной осадой крепости Бейтар, прикрывшей путь на Иерусалим.
Римляне применяли тактику выжженной земли, вырезали мирное население, вырубали деревья, сжигали посевы. В боях погибли 580 тысяч иудеев, никто не считал убитых женщин и детей.
Легионеры методично зачищали остатки повстанцев, уцелевшее население продали в рабство. Опустошенная страна обезлюдела окончательно.
Вместо святого города возникло римское поселение, на месте Храма воздвигли капище Юпитеру, Иудею переименовали в Палестину, чтобы даже названия не осталось.
Ярослав Ратушный

Комментариев нет:

Отправить комментарий