четверг, 12 июля 2018 г.

МОНОТЕИЗМ И АЛФАВИТ

Монотеизм и алфавит. По лекции «Народ Книги» известного раввина и философа Джонатана Сакса

 1
Итак, считается, что Исход евреев из Египта произошёл в XIII веке до нашей эры, и, как говорят раввины, прямо по его следам был написан оригинальный текст Торы (Пятикнижия). Примерно через 1000 лет, в III веке до нашей эры, были канонизированы комментарии к Торе: Сказания и Пророки (назовём это комментариями 1-го уровня). Последним пророком был, как считается, Малахия, живший в конце V — начале IV века до нашей эры. В следующие 1000 лет, до VII века нашей эры, мы видим канонизацию комментариев к комментариям — Мидраш, Мишна, Гемара, и т.д. (комментарии 2-го уровня).Это период становления и формирования раввинистического иудаизма. В течение следующего тысячелетия, до XVIII века нашей эры, была создана обширная литература, которую можно смело назвать комментариями 3-го уровня. В XVIII веке в Восточной Европе (Польша, Западная Украина) возникает хасидизм, как попытка религиозной реформации ортодоксального раввинизма. Однако хасидская литература не может даже близко претендовать на место комментариев 4-го уровня.
Джонатан Сакс
Джонатан Сакс
В том же XVIII веке еврейско-немецкий мыслитель Моисей Мендельсон пишет и издает свою книгу «Иерусалим», где он раскрывает свои идеи о еврейском просвещении. Начиная с этого времени, многие ашкеназийские евреи Западной Европы (прежде всего, Франции и Германии) начинают активно заниматься уже не традиционно еврейскими делами, а пробуют свои силы в том, что когда-то до христианства было создано и развито до известного предела древними греками — наука, философия, искусство. Собственно, и сама Западная Европа стала возвращаться к науке, философии, искусству, по сути, только с XV века — своего Возрождения. Философ Джонатан Сакс считает, что причина всех революционных изменений в развитии любой цивилизации — это технологические революции.
Здесь он называет шесть таких революций.
1) Изобретение письменности.
Во второй половине IV тысячелетия до нашей эры в Шумере возникла клинопись.
Этот способ письма на глиняных табличках (которые по завершению текста обжигали) распространился по всему Среднему и Ближнему Востоку, а также Египту. Но глиняные таблички были только носителями текста, а сам же текст состоял из сотен различных знаков (в своей основе смысловых картинок — пиктограмм, к этой категории относятся и иероглифы), которые практически не были привязаны к произносимым языкам, а просто отражали особенности художественного вкуса их изобретателей. Так много знаков было не просто запомнить, да и сам процесс выдавливания их требовал времени.
Сами же глиняные таблички вмещали немного информации на единицу площади, были довольно увесистыми и могли легко разбиться при транспортировке или просто неаккуратном обращении. Тем не менее клинопись использовалась не только для административных и юридических документов, но даже в религиозных и просто литературных целях.
2) Изобретение алфавита.
Об этом явлении поговорим чуть позже, так как рав Сакс придает ему особое значение.
3) Изобретение кодекса — прообраза современной книги.
Текст пишется на листах писчего материала, которые сгибаются пополам и прошиваются по сгибу. Очевидно, что планирование и изготовление таких книг намного более трудоёмкий процесс, чем изготовление свитков, которые стали основными носителями информации после изобретения и массового использования алфавита. Но так же очевидны все преимущества книги по сравнению со свитком.
Первый кодекс упоминается Римским поэтом Марциалом в I веке нашей эры, к 300 году количество кодексов и свитков сровнялoсь, а в VI веке в христианских странах книги-кодексы практически полностью заменили свитки.
4) Книгопечатание, возникшее в XV веке в Германии.
Без него не была бы возможна активная деятельность Мартина Лютера в критике многих концепций и практик католицизма, приведшая к возникновению и быстрому распространению Протестанской Реформации.
Кстати, Мартин Лютер использовал для своей пропаганды свой собственный перевод Библии с «высокой» латыни на разговорный немецкий.
Конечно, печатание картинок и иероглифических текстов началось намного раньше XV века и по большей части на Востоке — Китай, Индия, но эти «документы» невозможно было использовать для массового производства памфлетов и книг, так как каждый такой «документ» без использования алфавита представлял собой индивидуальное произведение искусства. Только изобретение печатного станка Гутенбергом произвело настоящую информационную и религиозную революцию в Европе.
5) Появление газет.
Распространение и совершенствование печатных станков привело к появлению газет и журналов как нового способа донесения самой свежей информации до массового читателя. Газеты можно было купить очень недорого и читать где угодно (итальянское слово gazzetta было названием Венецианской монетки в XVI веке). Первая газета Relation вышла в печать в Германии в 1605 году. Многие считают, что именно газеты привели к возникновению национализма.
6) И наконец, современные интерактивные коммуникации — интернет, smartphones.
Радио и телевидение можно считать усовершенствованием уже существующего феномена газет и журналов, так как для массового пользователя радио и телевидение были всего лишь усовершенствованием способа получения информации, а обмен информацией стал возможен только с созданием интернета и массового производства смартфонов. Существует общепринятое мнение, что первый алфавит (протосинайский или протосемитский) возник на основе египетской иероглифической письменности в середине II тысячелетия до нашей эры. Грамотность вообще и знание множества иероглифов в частности требовало не только наличия свободного от ежедневного труда времени, но и наличия знающих традицию учителей. Всё это делало невозможным грамотность значительного числа населения и, тем самым, только укрепляло иерархическую, пирамидальную структуру древнеегипетского общества (так же, как и подобные структуры других Ближне-, Средне- и Дальневосточных государств).
На вершине такой пирамиды находился фараон-император, чуть ниже прослойка грамотных жрецов и ближайших помощников (менеджеров, пользуясь современной терминологией), а ниже вся основная трудящяяся масса в основном безграмотных работников, крестьян, рабов. Но интересно, что возникший в Египте протосемитский алфавит, был создан именно полурабами и рабами семитского происхождения из Ханааана, в основном евреями.
Первым ханаанским государством, начавшим широкое использование алфавита, стала Финикия, по этой причине позднее ханаанская письменность стала называться финикийской.
Этот алфавит использовал только согласные буквы, и текст писался справа налево.
Все более поздние алфавиты (от Греческого до Санскритского) были адаптациями и расширениями протосемитского алфавита.
Раввин Сакс считает, что именно создание алфавита привело к возникновению иудаизма. Он утверждает, что алфавит был создан только однажды одним человеком или маленькой группой евреев и быстро распространился среди остальных рабов евреев, так как у них ещё не было сложившейся иерархии, и все были более или менее равны (старшинство определялось скорее по возрасту), но, тем не менее, они уже знали свою историю, идущую от Авраама, Исаака и Якова и уже были монотеистами. Джонатан Сакс придаёт особое, психофизиологическое и даже философское значение направлению написания и чтения текста — справа налево, а также отсутствию гласных букв при написании.
По сути, все базовые идеи, высказанные Саксом в прочитанной им лекции, взяты им же из книги «The Right Mind» известного нейробиолога Роберта Орнштейна.
Поэтому Сакс говорит, что Роберт Орнштейн «better be right». Согласно Роберту Орнштейну, все тексты на алфавитах без гласных писались и пишутся справа налево, в противоположность алфавитам с гласными.
Например, древние греки после создания своего алфавита на основе арамейского алфавита (наследника протосемитского) и добавления в него гласных, вначале (в течение одного века) писали очень интересным образом: 1-я строка справа налево, 2-я слева направо, 3-я справа налево и т.д.
Это, может быть, было и удобно для коротких текстов, но для более длинных, когда ты не видишь самой первой строки, не сразу понятно в какую сторону читать. Так что в VII веке до нашей эры греки окончательно стали писать слева направо. Джонатан Сакс, ссылаясь на Роберта Орнштейна, утверждает, что в процессе написания справа налево прежде всего используется правая половина мозга, а для написания слева направо — левая.
Известно, что левая половина мозга особенно хороша для анализа, а правая для синтеза.
 Роберт Орнштейн
Роберт Орнштейн
Писать буквами справа налево для правшей не очень удобно — надо изворачивать руку так, чтобы не загораживать только что написанный текст.
Для правшей намного удобней писать слева направо.
Конечно, скептик вроде меня может предположить, что еврей — создатель алфавита (или маленькая группа создателей) был просто левшой, но Джонатан Сакс считает, что причина написания справа налево создателями, уже монотеистами, была в другом. А была она в том, что вера в Одного Единого Б-га, это идея синтеза а не анализа. И эта важность синтеза ещё усугублялась отсуствием гласных в написании, необходимостью увидеть всё слово сразу по одним согласным.
Это была Идея видения всей картины мироздания сразу, а не по кусочкам (языческие боги) которые надо потом соединять, чтобы, может быть, увидеть что-то цельное. И древние евреи, рабы в Египте, создатели алфавита, уже будучи монотеистами, уже будучи «hard-wired» к правому полушарию, не могли писать иначе, как справа налево. Да, конечно, законченные язычники финикийцы тоже стали писать справа налево, но не они были единственными создателями алфавита, они приняли алфавит от евреев.
И только создатели алфавита, древние евреи — несли на себе отпечаток привязанности к правому полушарию. И именно эта привязанность привела к развитию монотеизма в лице иудаизма (единственно возможное истинное лицо), к написанию Торы и затем Танаха. Считается, что правое полушарие так же отвечает за то, что называется искусством — скульптура, живопись и т.д.
Однако для религиозных евреев (а в то время, в Египте, в рабстве, подавляющее большинство наверняка были религиозными) скульптура и живопись запрещены — «Не сотвори себе кумира» — и эта их предрасположенность к искусству не могла себя проявить. А что же великие древние греки, создатели алфавитного письма слева направо (не путать с их потомками, начиная с IV века нашей эры, и тем более с современными греками)? А они долго мучились — почти сто лет — в какую сторону писать, пока природа не взяла верх, и они стали писать слева направо, с гласными, согласно их привязанности к левому полушарию, полушарию анализа.
И вскоре после этого, с VII века до нашей эры мы видим феноменальный расцвет древнегреческой культуры: софистика, философия, абстрактная математика, наука.
Кстати, евреи в это время боролись за само свое выживание с древними великими цивилизациями Ассирии, Вавилона, а затем и Персии.
Позже, после походов Александра Македонского, когда евреи и греки плотно познакомились друг с другом, начался процесс взаимопроникновения культур.
Но это уже тема другой лекции раввина и философа Джонатана Сакса.
  1. S. Высказанное выше является моим пересказом мыслей Сакса, а не научным анализом их.
ФОТО: Недавно обнаруженные египетские символы-иероглифы на фрагменте захоронения Сенефери в Луксоре — 3400-летней давности — явились первым письменным доказательством раннего семитского алфавита, — говорит египтолог Томас Шнейдер из университета Британской Колумбии.
Лев КОРИНЕЦ

Комментариев нет:

Отправить комментарий