суббота, 28 апреля 2018 г.

О БОЛЬШОЙ ПОЛЬЗЕ МЕЛОЧЕЙ



22.04.18
Мирон Я. Амусья,
профессор физики

Это может каждый
(Про некие мелочи, которые могут принести большую пользу стране)

Я не стану вам вредить; я пришел вас умолять о милости одной... Вы можете составить счастье целой жизни, и оно вам ничего не будет стоить!
М. И. Чайковский «Пиковая дама»

Это было много лет назад. Мы тогда были новыми иерусалимцами. Нас с женой пригласили в гости, где небольшая компания отмечала День независимости Израиля. Все, кроме нас, уже имели значительный стаж проживания в этой стране, призывались на ежегодные сборы – мелуим, часть детей, тогда ещё новых наших знакомых двинулась по пути родителей, т.е. служила в армии. Мы только что приехали из США, где нас приятно удивляла манера американцев вывешивать на своих домах (а все наши тамошние приятели жили в «одноэтажной Америке», т.е. в своих домах) государственные флаги в связи с государственными праздниками. Это было своеобразным культом, который соблюдался добровольно, но неукоснительно.
Не помню, кто – я или жена, спросили хозяев, почему в столь праздничный день на их доме нет флага Израиля. Мы поинтересовались также, почему нет израильских флажков на их автомобилях. Ответы нас не убедили, поскольку в них, хоть и несколько разнящихся по форме, по сути присутствовала одна и та же идея: в основном критиковался патриотизм показной, как некая антитеза патриотизму внутридушевному, глубинному, т.е. истинному, а не показному. Нам, однако, так и осталось непонятным, почему эти патриотизмы, вовсе не противоречащие друг другу, нельзя просто совместить. Ведь внешние манеры существенно влияют и на внутренний настрой. Скажем, я всегда ценю американскую улыбчивость, которая хоть и не отражает непременно внутренней симпатии к объекту улыбки, но облегчает общение и улучшает настроение. Помню эти бесконечные «How are you doing today?» в дополнение к улыбке со стороны абсолютно незнакомого попутчика, скажем, в лифте. Тем, кто просвещает меня, объясняя искусственность или неискренность этих слов и улыбок, я неизменно отвечаю: «Предпочитаю деланную вежливость искреннему хамству».
В тот памятный вечер страсти – их разъяснение и наше непонимание, накалились до такой степени, что нас, «безлошадных», никто не захотел подвести домой. Пересилил себя только хозяин, ноблесс оближ, так сказать. Но всё имело счастливый конец в кратковременной (мы уехали), да и долговременной перспективе в том смысле, что тогдашние приятели стали весьма близкими друзьями. Однако проблема осталась, или даже усугубилась. Так, возвращаясь в этом году в Иерусалим в канун Дня памяти, который, как известно, прямо переходит в День независимости, по пути из аэропорта, да и в самой столице, я обратил внимание, что флажки были меньше, чем на 10% встреченных мною машин. Не перегружены были бело-голубыми флагами и флажками фасады домов. Куда-то делись мальчики, всего лишь несколько лет назад сновавшие между замершими перед светофорами толпами машин, и предлагавшими свой бело-синий товар эдак по пять шекелей за флажок. Ситуация в последующие дни праздника, притом юбилейного, 70ти летнего, изменилась мало – в субботу около своего дома насчитал, что флажки были на тех же 10% автомашин, а из квартирных окон торчало их и того меньше.
Конечно, это мелочь, которая может ничего и не говорить о настроениях и точках зрения граждан Израиля. Но большое может начать проявляться в мелочах, и, не желая проспать явление, стоит обращать внимание даже не на саму его величину, а на скорость её роста или убывания. Население Израиля за 70 лет выросло почти в 10 раз. Ходом времени вымыло создателе. Всё большую долю населения теперь составляют рождённые в этой стране, появившиеся уже в то время, когда она стала процветающей. Основатели и их наследники совсем нередко имеют разные взгляды, и их подчас тяготит, например, кажущийся безмерным патриотизм и энтузиазм. Меняется состав и настроение приезжих. Всё больше среди них тех, для кого страна – не то, кому ты обязан, а то, что по твоим личным уродливым правилам всё время что-то должно дать, но недодаёт тебе.
          Я иногда читаю, особенно на сайте 9ого канала израильского ТВ, комментарии. Там весьма редко высказываются люди, страну ценящие, ей, давшей столь многим в тяжелейшие для них годы стол и кров, признательные и благодарные. Множество отзывов своим оскорбительным, в адрес страны, настроем вызывают просто глубокое возмущение.
 Я понимаю, что один бездельник или неудачник, а также и нанятый боец, на интернете может выглядеть как целая армия. Однако это факт - поношения и абсолютно несправедливая критика, иждивенческие требования «обязаны мне дать», «обязаны мне увеличить» от тех, кому в сущности никто ничего и ничем не обязан, заполняют строки отзывов.
          Я уверен, что людей – патриотов Израиля несопоставимо больше, чем внутренних ненавистников, но их голос слышен пока слабовато. А ведь написать комментарий, противопоставляющий лжи неудачника и клеветника правду о том, как живут люди в стране, людям в разумной мере состоявшимся вовсе не трудно. Это не только улучшит настроение написавшего позитивный отклик (поскольку он не промолчал!), но и поможет трезво оценить свои достижения, убедиться, что ты вовсе не одинок в своей положительной оценке того большинства событий, мелких, средних да и крупных, что происходят в Израиле. А так сколь часто, читая комментарии, приходится вспоминать бессмертные строки
 
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

Часто, читая призывы «огосударствления» русского языка, принятия некоторых советских праздников в качестве государственных в Израиле, вспоминаю именно эти слова – «Земли чужой язык и нравы». Ведь точнее Лермонтова не скажешь.
Часто бывая в домах американцев, в основном университетской профессуры, мы с женой обратили внимание на примечательную особенность: критиковать любого президента, республиканца или демократа, можно было сколько угодно, не встречая никаких принципиальных возражений со стороны аборигенов. Однако любая попытка критически отозваться о США как о стране, имеющей какие-то общие недостатки, встречалась ими в штыки. Они нередко прямо говорили, что критикующий – либо полный дурак, либо верхогляд. Тогда ещё мы не встречали предположений, что это засланец, цель которого – навредить США и его гражданам, а потому им должна заниматься полиция с прокуратурой.
В те далёкие времена иными были приезжие, в первую очередь из СССР. Вновь обретённый патриотизм они выражали открыто. Не раз мы были свидетелями того, как, подняв тост за процветание США, они в знак признательности за тёплый приём и предоставленные этой страной возможности, становились на колени и буквально целовали землю. Судя по сообщениям печати, следующие волны эмигрантов, уже из бывшего СССР, существенно отличаются от предыдущих волн эмигрантов. «Пуповина», связывающая их с предыдущим местом жительства, много толще, критический настрой по отношению к США гораздо сильнее. Некие их организованные действия заставляют подумать, что среди них гораздо больше «добровольных бойцов невидимого фронта», чем их было ранее. Я в этом предложении делаю упор на слове «добровольный», понимая под этим отсутствие оплаты через нелегальные источники, связанные со страной прошлого проживания. Словом, американский патриотизм эмигрантов определённо уменьшился.
А жаль. Кто-то из знаменитых писателей или философов пустил в ход хлёсткую формулу: «Патриотизм есть последнее прибежище негодяев». Однако, при всей своей хлёсткости – она ложная. Верно, что многие негодяи прикрывают своё негодяйство, называя его патриотизмом. Обратное утверждение, однако, в корне не верно. Патриотизм – важнейшее, заслуживающее общественного поощрения, чувство. Без него такому государству, как Израиль, просто бы не возникнуть, а, тем более, не выжить. Патриотизм вещь слишком важная, чтобы его отдавать на откуп «гастролёрам» и негодяям. Это слово и соответствующее ему понятие – одно из важнейших, которое надо спасать от пренебрежения и недооценки.
Мне могут сказать – флажок на машине, минуты молчания, сирены – всё это внешнее, культурному и образованному человеку чуждое. Он всё держит при себе и внутри себя, а когда понадобится, вот тогда

Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

 Думаю, что так и будет. Но подготовка к такому моменту в относительно спокойное время (а совсем спокойного здесь не было, нет, и, скорее всего, ещё долго не будет) абсолютно необходима. В такой патриотической подготовке большую роль играют мелочи, которые могут стать реальностью по воле каждого. Обилие флажков, например, подчёркивает общность праздника. Могут возразить, что празднику уже 70, не грешно и успокоиться. Но ведь Пейсаху гораздо больше 70, да и в американцы свои праздники отмечают куда дольше 70 лет.
Современный человек атакуем потоком новостей, в основном негативных и далеко не всегда правдивых. Есть от чего расстроиться и впасть в депрессию, отнеся все неурядицы на счёт своей страны и её правительства. Я недавно писал о своём враче, сделавшем для меня очень много хорошего. Он был блестящим диагностом и психотерапевтом. Именно он показал мне, какой огромной силой обладает внушение и самовнушение. Его совет, который он не уставал повторять: «Если настроение плохое, пойте песенку. Чет хуже настроение, тем громче пойте. И вам наверняка станет лучше». Замечу, я пользовался, да и пользуюсь сейчас, этим советом довольно часто, несмотря на косые взгляды сослуживцев, которым не понять, с чего это трезвый человек в коридоре учреждения довольно громко поёт популярные песни. Кстати, это помогает преодолеть негатив из СМИ.
Мой восьмидесятилетний давнишний знакомый, живя в Москве и находясь в разладе с тем, что делает тамошняя власть, полностью прекратив слушать новостные, а, тем более, «аналитические», передачи по радио и ТВ, сосредоточился на том, что играет на баяне популярные, приятные для него, вещи.
Маленький флажок на окне своей квартиры, равно как и свечи в дни Хануки, позволить себе может практически каждый. Мне и то, и другое помогает почувствовать себя частью того целого, что входит в понятие «моя страна». Это своего рода громкая песенка – упомянутое выше лекарство от депрессий.
Замечу, что для человека важнейшим фактором является оценка его жизни, его достижений (или провалов), притом не только другими, но, пожалуй, в первую очередь, им самим. Врезалось в память характеристика одного из героев книги Д. Хеллера «Уловка 22»:  «Тщеславие полковника Кэткарта проистекало от сознания, что в свои тридцать шесть лет он уже полковник и строевой командир, а в подавленном состоянии он находился оттого, что, хотя ему уже и тридцать шесть, он всего лишь полковник».
Как видно, для полного счастья Кэткарту, как и множеству нормальных людей, достаточно всего лишь объективно, а это, если без излишней зависти, то, как правило, положительно, оценивать свою жизнь, свои достижения и успехи в ней. Это также просто, и не менее важно, чем вывесить флажок с Маген Давидом или зажечь ханукальную свечу.
Нередко, когда слушаю радио, вспоминаю шекспировскую трагедию, где короля отравили, вливая яд ему в ухо. Некритичный слушатель часто выступает в роли подобной жертвы. Простейшая контрмера – не слушать «новости», действуя в духе совета булгаковского профессора, который рекомендовал газет не читать. Разумеется, в значительной мере – это шутка, но слушателю полезно помнить древнюю формулу еврейского народа – «Будет хорошо!», и воспринимать действительность, даже в её сложные моменты, всё время пользуясь этой формулировкой.
Хорошее настроение, способность видеть приятное в жизни своей и окружающих, оправданный оптимизм в оценке перспектив на будущее очень важны и в мирное, и в военное время. Я хорошо помню период ВОВ, который провёл частью в блокированном немецкой армией Ленинграде, а с апреля 1942 в эвакуации, в основном в Казахстане. Сейчас меня удивляет, что никогда в сложнейшие периоды войны я не слышал разговоров (которые были бы, с учётом тогдашней ситуации на фронте, вполне естественны среди близких людей) о возможности поражения в войне. Этот настрой на победу был важным психологическим фактором. Читая много позднее статьи Эренбурга, разглядывая карикатуры того времени, я вижу, сколь много они работали над формированием и поддержанием этого победного духа. И победный этот дух на уровне населения складывался из многих мелочей отнюдь не только из работ великих писателей, актёров, режиссёров, художников, но и из настроений обычных людей.
Читал у Л. Толстого: Долголетним военным опытом Кутузов знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч людей, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что участь сражения решают не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею....
Но вся эта сила, и в мирное время, и в период войны, в очень большой мере - в руках обычных людей. И определяется их небольшими, не слишком обременительными, но столь важными по результату действиями.
Иерусалим

Комментариев нет:

Отправить комментарий