е ∨
Два странствия имели судьбоносное значение для современного мира. Оба начались в 1831 году, когда двое молодых мужчин отправились по отдельности в географические экспедиции: Чарльз Дарвин из Англии, отплыв в кругосветное путешествие на корабле «Бигль», оказался на Галапагосских островах, где впервые сформулировал теорию происхождения и эволюции видов; Алексис де Токвиль во время путешествия по США описал «Демократию в Америке» как явление. Оба путешествия изменили мир. И главное, несмотря на то, что Дарвин и де Токвиль занимались разными науками – один биологией, а второй социологией, – они пришли к удивительно схожим результатам, озвучив, как бы это ни показалось странным, на самом деле глубоко библейскую идею.
Описав свою теорию, Дарвин, как известно, встал перед серьёзной исследовательской проблемой: если многочисленные особи ведут борьбу за ограниченные ресурсы, в ходе которой сильнейшие побеждают, а слабейшие умирают, и это верно для людей тоже, то тогда жестокость в мире должна быть тотальной. Откуда тогда взяться альтруизму, проявления которого, пусть не во всех обществах, но мы видим. Думаю, Дарвин прекрасно понимал эту неувязку. И вслед за дефиницией, что храбрые, смелые и готовые к самопожертвованию особи в среднем гибнут чаще, чем прочие, и зачастую не оставляют после себя никакого потомства, которое наследовало бы благородный характер, Дарвин неожиданно пускается в разговоры о развитии такой гибельной, казалось, добродетели: «Её возможно развить в обществе путем естественного отбора, то есть в таком обществе, в котором выживать будет наиболее добродетельный».
Величие Дарвина состоит в том, что он увидел ответ, пусть и противоречащий основной идее его теории: естественный отбор действует на уровне конкретного человека, когда мужчина и женщина передают свои гены следующему поколению, а вот на уровне цивилизации отбор работает по групповому принципу. «Племя, включающее в себя большее число индивидуумов, наделенных высокоразвитыми чувствами верности, отваги и соучастия, готовые помогать друг другу и жертвовать собой во имя общей пользы, должны одерживать верх над большинством других племен. Это и будет естественный отбор», – пишет сам Дарвин в «Происхождении видов».
Вывод очевиден: несмотря на то, что биологи и сегодня не могут прийти к единому мнению, какие механизмы задействованы в этом процессе, но человек выживает в группе. Идущий в одиночку против льва, скорее всего, погибнет, идущие вдесятером – должны победить. Homo sapiens развивает уникальные навыки при создании и становлении групп благодаря, прежде всего, языку, культуре и общению, которые дают возможность передавать и развивать навыки на протяжении поколений. Люди составляют более многочисленные и адаптивные к обстоятельствам жизни группы, чем любой другой вид на нашей планете. Но в людских группах каждый член может проявить свою индивидуальность. Мы – не муравьи в муравейнике и не пчелы в улье. Мы – животные, создающие общество.
***
В то же время в США Алексис де Токвиль бился над решением другой интеллектуальной проблемы. С одной стороны, первая поправка к американской Конституции заповедует принцип отделения религии от государства и запрещает насаждать религию в обществе. С другой стороны, как писал де Токвиль, «нет ни одной страны в мире, где религия бы сохраняла такое влияние на души людей, как США».
Де Токвиль не знал, как объяснить это жизненно-законодательное противоречие, пошёл за разъяснениями в народ и получил от всех опрошенных схожий ответ, суть которого сводилась к следующему: «Политика разъединяет людей, следовательно, если религия будет связана с политикой, она также будет разделять людей. Поэтому религия у нас отделена от политики».
Де Токвиль тщательно исследовал истинное влияние религии на американское общество и пришел к удивительным выводам: роль религии заключается в построении общества. Она сподвигает людей селиться вокруг синагог, мечетей, церквей или других культовых учреждений и тем самым создавать общины, общество. И уже это одно побуждает к совместной строительной работе, а потом к трудам по благоустройству общего пространства. А затем люди в таком обществе начинают заботиться о других членах общины. И именно этот общинный характер жизни помог молодым американцам выработать навыки выживания, сохраниться и победить в борьбе с тогдашней сверхдержавой, непобедимым львом – британской монархией.
ДЖОНАТАН САКС
И сейчас именно религиозная ментальность побуждает американцев создавать многочисленные гражданские ассоциации, общества, НКО, которые являются значимой силой общества, способной вместе с независимыми СМИ сдерживать авторитарные поползновения государства. Эту способность американцев сплачиваться в многочисленные группы и сообщества для решения конкретных жизненных вопросов де Токвиль назвал «искусством ассоциации».
И такое устройство общества не имело ничего общего с тем, как оно было устроено на родине де Токвиля, во Франции, где католическая религия имела громадную власть и была взаимосвязана с государством, но мало в реальности влияла на настроения общества. Как писал де Токвиль, «во Франции я привык видеть, что дух веры и дух свободы устремлены в разные стороны. Но в США я обнаружил, что они близко связаны между собой и дружно правят всей страной». Если Дарвин рассказал, почему человек выживает в группе, то де Токвиль объяснил, как в ней выжить. Лучший способ объединить разрозненную группу людей – поручить им совместное созидание чего бы то ни было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий