Он ко мне часто приходит: раз в год, не реже. Я его не зову, я о нем не думаю и не хочу думать, а он приходит и приходит. Вот уже два десятка лет тихо переступает через порог квартиры, не зная, что квартира эта уже давно мне не принадлежит. Он рад мне –добрыми глазами и еще более доброй застенчивой улыбкой. Большой такой человек с маленькой женой на сносях. Я думаю с раздражением, что доброта слишком часто соседствует с бедностью… Я безуспешно гоню молодого человека, у меня нет никакого желания вновь и вновь огорчать его отказом, но приходится.Он хочет поселиться в моей питерской квартире. В нелепой, тесной квартирке, но в центре Петербурга. Квартира эта была когда-то всего лишь комнатой в коммуналке, затем, спасибо советской власти, превратилась в отдельные квадратные метры с длинным коридором, двумя маленькими комнатами и кухней со столиком на двух едоков.Мама умерла в марте 1981-го, в темном, застойном году. Отец мой покинул семейное гнездо. Я давно уже живу в Москве. Питерская квартира становится источником дохода. Начало девяностых прошлого века и разорение страны идет полным ходом. С кинематографом зарез. Дошел до унизительного промысла: стал «бомбить» на дорогах столицы. Пустая квартира, как нам тогда казалось, должна стать палочкой-выручалочкой…Стоп! Хватит! Он ушел. Когда вновь появится, тогда и продолжу.Человек так устроен: всегда найдет оправдание самому мерзкому поступку. Да что там человек! Целые страны стремятся черные страницы своей истории отбелить начисто. Ложь о себе самом, о своем времени, о своем народе – дело обычное. Правда утомительна, тяжела и ведет к расстройству и физического, и психического здоровья… Совесть проклятая – неподкупный гонец этой правды. Гонец непрошеный и незваный… Слышу, как он стучит в дверь, а следом тот молодой человек на пороге, с женой на сносях. Совесть ухмыляется, злорадно потирая руки, а молодой человек переступает через порог с доброй и застенчивой улыбкой.Он радушен. Она сердита. Ей, беременной, стыдно ходить по людям в поисках крыши над головой. Это так нормально. Мне нравится жена молодого человека, и он мне кажется простым, понятным и родным гостем. Сразу понимаю, что именно этой паре я просто обязан, должен сдать свою квартиру, все еще полную запахов моего детства.Но это все лирика. Я должен спросить, сколько он может платить за аренду. Мне стыдно назвать цену, которую я намерен получить с этого молодого человека и его жены. По душе и сердцу я не имею права брать с бездомного бедняка деньги. Моя «пещера» пуста, и такие, как он, имеют полное право разжечь в ней огонь. Но это, увы, снова лирика, годная для невозможного светлого будущего, а не для лихих времен, куда переместилась в те годы Россия, и я, увы, вместе с ней.Время – вот еще один старательный лекарь больной совести. Скольких палачей, грабителей, насильников оно вылечило. Такие были времена – вечная песня для хороших и плохих учеников дьявола. Я не хотел, я был вынужден, мне приказали. Ты всегда осуждал это. Ты бичевал трусливых и слабых, не способных переступить через высокий порог… Может быть, потому и споткнулся, что последствия твоего малодушия не показались тебе чрезмерными. Ну, не снимет эта пара квартиру в центре города, повезет снять на окраине: не в Петербурге, а в тоскливом, чужом Ленинграде…Но деньги, деньги! О чем бы ни подумал, заговорил человек – все заканчивается гнусным лейтмотивом – числом прописью.Он мнется. Он косится на свою хмурую половину. Я понимаю – ему тоже стыдно. Он стыдится своей бедности, как я своей жадности. Мы с ним в тупике.Стоп! Но я никогда не был жаден. Может быть, расчетлив, по необходимости, когда житейские обстоятельства заставляли, и так далее. Но кто знает, может быть, эта расчетливость еще хуже жадности. Жадность проста и однозначна. От жадины и ожидать нечего. Помню рассказ моего брата-геолога. Появился в таёжной палатке его партии новенький и сразу, с полога, заявил, что он жаден от природы и убедительно просит ничего у него не просить. Он не пьет, не курит и лишнего при себе не держит. Жадность честна и очевидна. Расчетливость коварна, как всякая бухгалтерская выкладка. В каждом из нас сидит эта сволочь – бухгалтер с допотопнымарифмометром, а то и с деревянными счетами. Он сидит в тяжелых очках, за шатучим столом, шлепает нижней губой, жмет на кнопки или перебрасывает костяшки и считает, считает, считает… Не человек, а сплошные черные нарукавники из сатина.Оправдываю себя тем, что исполняю чужую волю. Это не я, это моя половина заведомо ненавидит гостя с женой на сносях. Она сразу называет неподъемную для него цену. Это ее алчность гонит беднягу вон… А я? Что я? Моя совесть чиста. Я всего лишь исполнитель чужой, недоброй воли…Ну, здравствуй! Ты опять? Ладно, в ход идет последний резерв: да что же это он все время улыбается? Похоже, не сердце мое завоевать хочет, а опустошить кошелёк. Наверняка такой же, как все: хитер и корыстен… В конце концов, у меня свои дети, почему я должен их обкрадывать ради чужого, еще не родившегося ребенка…Была когда-то идея: найти в Питере этого молодого человека. Узнать, что все у него в порядке, детей уже трое и есть свой просторный дом за городом, где-нибудь в Комарово или Репино.Я бы все-таки покаялся, сказал бы, что совершил ошибку, о которой жалею, и попросил в ответ о пустяке: больше не приходить ко мне, никогда не приходить. Я был почти готов к этому разговору, а потом подумал: вдруг он утратил свою добрую и застенчивую улыбку.А что, если жизнь его сложилась совсем не так, как мне хочется? И он отправит меня куда подольше и скажет, что будет приходить ко мне еще чаще.Да что же это я расчувствовался. Упрямо и тупо, чуть ли не с рождения, принимаешь желаемое за действительное. Как последний дурак, носишься с ретушью, замазывая то, что замазывать не только глупо, но и опасно.Строгая жена молодого человека сухо и даже небрежно произносит сумму, которую они могут платить за квартиру, пропитанную запахами моего детства. Деньги ничтожные по тем временам, совсем жалкие деньги.Я молчу. Знаю, что готов на преступление, что не сдам этой паре квартиру, но чего-то жду. Наверно, чуда, какого-то внезапного поворота событий. И все наладится, все закончится лучшим образом.Первым начинает говорить молодой человек. Он жалуется на невозможность платить больше, напоминает, что скоро станет отцом… Еще про начальника конторы, где он работает, говорит зачем-то…– Хватит! – прерывает молодого человека жена. – Перестань! Кому это интересно… Я же тебе говорила… Зря это все… Идем!Я не знаю, как загладить свою вину, как облегчить совесть. Я предлагаю гостям кофе, чай, воду, но всё – отныне командует жена молодого человека: строгая маленькая женщина на сносях. Ей отвратителен хозяин этой нелепой квартиры и жаль времени и сил, потраченных на дорогу.Они уходят, чтобы с того дня приходить ко мне постоянно: каждый год, а то и еще чаще.Что дальше? Дальше, как мне хочется думать, я был наказан за грех послушания и глупой жадности. Первыми в квартире моей поместились две девицы, сестры, – тихие проститутки. На родине, кажется, в Ярославле, у них остались мужья и дети, а сестрички решили подработать в северной столице, чтобы пополнить семейный бюджет. Такие наступили времена.Через год сестры успешно этот бюджет пополнили, и настолько, что смогли снять не мою жалкую квартирку, а трехкомнатные апартаменты с камином и высокими окнами на Невский проспект.Шел 1994-й. Я уже знал твердо, что скоро покину Россию. Держали суетные дела и долги. Пришлось снова сдать задорого чужим людям запахи детства. На этот раз сдавать приходилось в спешке. Я должен был срочно возвращаться в Москву по какому-то пустому делу. Тип с лиловой рожей, в потертом красном пиджаке, отдал мне деньги, а я ему вручил ключи от родительского гнезда.Через шесть месяцев соседи расскажут, что квартиру свою я сдал бандитам и устроили они в ней настоящий бордель, малину и приют наркоманов. В этом я и сам убедился, как только переступил порог своей недвижимости, в которой больше не осталось запахов детства.Я продал квартиру, как теперь сдается, за гроши, но тогда эти деньги помогли нам уехать и как-то обжиться на новом месте. Но мне все кажется, что сдай я свои метры той симпатичной паре: бедным, честным людям – и сегодня я бы смог вернуться, хотя бы в на время, в Питер и открыть старую дверь своим ключом.И главное, навсегда бы отделался от визитов той пары: молодого человека с доброй застенчивой улыбкой и его жены на сносях.
понедельник, 23 марта 2015 г.
СЕАНС СТРИПТИЗА рассказ
РОССИЯ И ОЧЕРЕДНЫЕ ГРАБЛИ
Чем плох "особый" капитализм
Живость, с которой обсуждают 30-летие прихода к власти Михаила Горбачева, легко понять. Сейчас, как и тогда, веет концом эпохи. Среди многого прочего, что за эти три десятилетия либо провалилось, либо обернулось неожиданной стороной, зашедшее в тупик строительство капитализма занимает почетное место.
Не станем называть это величайшей геоэкономической катастрофой века. Скажем проще: надежды не сбылись.
Отказ от советской хозяйственной системы был неизбежен. Она разлагалась. В 1960-м, на вершине расцвета социализма, доля экономики РСФСР в мировом производстве составляла 9%. Четверть века спустя, в середине 1980-х, – только 6%. Уклониться от перемен было уже невозможно, и они пошли волна за волной.
Результаты таковы. Если принять ВВП, произведенный в РСФСР в 1985-м, за 100%, то в 1989-м он составил максимум 110%. После чего экономика России 9 лет почти непрерывно шла вниз, и на низшей точке, к концу 1998-го, ВВП опустился до 60% от уровня 1985-го. Все цифры тут, конечно, приблизительные.
Потом началась эпоха быстрого подъема, единственная за это тридцатилетие, и к середине 2008-го, на ее финише, ВВП России достиг 120% от показателей 1985-го. Затем были резкий спад и вялый выход из него, перешедший понемногу в застой. В середине 2014-го, накануне нынешней рецессии, ВВП не дотягивал до 130%. А в 2015-м будет, вероятно, около 125%.
Таковы плоды тридцати лет преобразований. Средний рост – меньше 1% в год. Капитализм у нас построен, но он – особый, и работает хуже, чем у других. Поэтому доля России в мировой экономике уменьшилась за три десятилетия с 6% до 3%, и в ближайшие годы будет снижаться дальше.
Коротко о причинах. Точнее, о повторяющихся неверных решениях. Поскольку они принимались не только при разных вождях, но и при разных режимах, записывать их лишь на личный счет таких непохожих людей, как Горбачев, Чубайс или Путин, хоть и верно, но недостаточно. Проблема не в них одних, а еще и в базовых ориентирах руководящего слоя, да и нашего общества в целом. "Особый путь" в каждой новой ситуации выбирали не с помощью углубленных размышлений, а сугубо интуитивно.
Итак. Первую экономическую реформу начали уже весной 1985-го: провозгласили "ускорение", т.е. увеличение темпов роста без каких-либо перемен в системе. Это начинание было навеяно памятью о хозяйственных подвигах советского прошлого. Но то, что годилось при Сталине и Хрущеве, в 1980-е уже не работало. "Ускорение" не удалось, но тяга к устаревшим или негодным рецептам от этого не убавилась.
Пару лет спустя ухватились за другой устаревший опыт – нэповский. Госпредприятиям дали хозяйственную самостоятельность и параллельно разрешили мелкое и среднее предпринимательство (кооперативы и индивидуальную трудовую деятельность).
То, что в другое время вполне работало, на сей раз лишь помогло директорам заводов и облепившим их бизнесменам первого призыва разграбить эти предприятия, открыв при них кооперативы и выкачав с их помощью все ценное.
Тогда же установился и еще один порочный принцип — государственные траты не по доходам. С тех пор он всегда процветает, оборачиваясь то очередным развалом финансов, то изобретением какого-нибудь нового способа ограбить граждан.
Затем, с конца 1980-х, еще при СССР, начался переход к рыночной экономике, который продолжился в обособившейся РФ и тянулся вплоть до дефолта 1998-го. Этот исторически неизбежный переход оказался непомерно тяжелым и надломил общество.
Он мог быть вдвое короче, если бы не знакомый уже набор порочных рецептов: вакханалия трат, продиктованных лоббистскими группами и коалициями, запоздалые и бессмысленные мероприятия, вроде ваучерной приватизации, которая лишь маскировала верхушечные схемы раздела собственности и т.п.
Дефолт 1998-го подвел черту под прошлым и по-настоящему запустил, наконец, рыночные механизмы. Начался быстрый рост, первые годы которого можно назвать лучшей эпохой российского капитализма.
Эта идиллия длилась лет пять, но уже в 2003-м – 2004-м этот капитализм опять свернул на "особый путь". Причины были примерно те же, что и раньше, хотя и в другом оформлении.
Новое, путинское, поколение вождей стремилось приобщиться к собственности. А поскольку ее раздел уже осуществили предыдущие начальственные поколения, то твердым правилом хозяйственных отношений стал силовой передел. Начавшаяся тогда эпоха дорогой нефти вернула аппетит к непомерным государственным тратам. Всеобщая ностальгия по советскому прошлому дала старт оказениванию все новых и новых секторов экономики.
Несколько лет рост еще по инерции продолжался, но в 2008-м западная рецессия отозвалась в России самым глубоким спадом среди крупных мировых экономик. После чего расцвет закончился, а последующий едва видимый рост мог продолжаться только до тех пор, пока хватало нефтедолларов.
В эпоху недорогой нефти, начавшуюся в прошлом году, российская экономика вошла в привычном уже для себя "особом" состоянии.
Капитализма все еще достаточно, чтобы хозяйство кое-как работало. Ощущения, что все рассыпается, которое царило в 1980-х, сейчас нет. В то же время бюрократизация и архаизация экономики зашли настолько далеко, что о каком-то развитии в ногу с внешним миром говорить не приходится. Впрочем, к нему больше и не стремятся. Советский изоляционизм опирался на веру, что социализм идет во главе прогресса. Нынешняя версия изоляционизма исходит из того, что прогресс – злостная выдумка иностранцев.
У системы сейчас больше идеологических и административных степеней защиты, чем было в 1985-м. Она почти так же, как и тогда, не способна к экономическому росту, но зато гораздо лучше подготовлена к упадку. Он не так уж ее и пугает. Эта духовная закалка — один из самых неожиданных итогов наших тридцатилетних трансформаций.
В целом же нынешняя наша система являет собой странное сочетание установок и навыков предперестроечного времени и последующей эпохи перемен. Тут и непосильные военные траты, и попытки запугиванием "навести дисциплину и порядок" в хозяйственной машине, и вера в безнадежно устаревшие рецепты, и разгул лоббистских коалиций, и засилье неумелых промышленных магнатов, и старение правящей прослойки.
Это, безусловно, капитализм, но совсем не тот, о котором грезили передовые люди на заре нашего тридцатилетия перемен. Российская жизнь вообще имеет свойство опрокидывать мечты. Нынешние начальственные мечтания тоже не станут исключением.
Сергей Шелин
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/03/17/1378733.html
ЕВРЕЙ В США
ГАЛУТ
рав Меир Брук
В иудаизме есть ключевые термины, которые имеют поверхностный и глубинные смыслы.
Одно из них — галут. Обычно его переводят как изгнание (exile) и воспринимают как физическое выселение евреев из своей территории в чужие страны.
При таком поверхностном понимании нам тяжело увидеть мистический смысл этого термина.
Нашей целью будет проникнуть в глубь идеи, в ее Б-жественный замысел.
Для начала заметим, что один из исторических галутов — греческий происходил, когда евреи оставались жить в Израиле. В чем была суть этого галута? Оставаясь физически в Израиле, многие евреи поменяли свое мировосприятие на чужое — греческое.
Почему он назывался галутом? Мудрецы объясняют, что главная суть галута находится внутри человека. Каждый человек имеет свое предназначение. И если он вместо того, чтобы реализовывать свою задачу выбирает чужую, это и есть галут.
Представьте себе гениального музыканта, который работает программистом. Все его таланты остаются невостребованными.
Подобная ситуация происходит в современном Израиле. Люди, физически приехавшие в Израиль, духовно проживают «чужие жизни» с чужими ценностями.
Еврейское искусство жизни позволяет максимально развить потенциал человека при работе над собой. Люди, увлекшиеся поверхностными ценностями (как это было при греках) себя не реализуют.
В чем смысл галута на метафизическом уровне?
У галута есть две роли — негативная и позитивная.
Негативная роль галута — человек попадает в чуждую среду. Его задача — понять, что ценности окружающего мира — слишком низки для его потенциала. Видя это, еврей сознательно выбирает свой путь, понимая его величие по сравнению с тем, что происходит вокруг.
Один мой еврейский друг, попав в Германию, увидел «пузатых бюргеров, пьющих пиво» и понял — кем он не хочет быть. Мы учимся ценить свое по контрасту с чужим.
Но здесь есть большая опасность. Наше еврейское наследие очень ценное, но требует глубины понимания. Чужое — часто внешне более привлекательное (хотя внутри может быть пустое). И несознательный человек может соблазниться внешним (конфетной оберткой), потерявшись для еврейства.
Позитивная роль галута — научиться новым граням истины. Вс-вышний «разбросал» человечество на «70 народов», дав каждому свой опыт. Каждый народ имеет свои позитивные качества.
Еврей, попав в соответствующую (галутную) среду должен сделать следующее. Он должен сначала разобраться со своим наследием. А потом он должен обогатить его той «гранью», которая присуща народу среди которого он живет.
Приведем два наиболее важных примера.
Русская культура при всей своей парадоксальности обладала способностью глубоко мыслить и смотреть вглубь вещей. Этим отличалась, например, русская литература XIX — начала XX века.
Русские евреи (лучшие наши представители), получив хорошее образование в Союзе отличаются способностью глубоко мыслить.
К сожалению, подавляющее большинство русскоязычных евреев — светские, и их способности «не пересекаются» с мудростью Торы.
Но если человек познал Тору и приобрел «русское глубокомыслие», то такой человек может понимать Тору с большой глубиной и находить в ней интереснейшие идеи.
Американская цивилизация отличается организаторскими умениями. Это более внешние качества, чем в русской цивилизации. Они важны, чтобы реализовать какое-то дело, довести его до практики. Это умение накапливать и распоряжаться ресурсами.
Для еврейской цивилизации эти способности не менее важны. Мы знаем, что большинство денег на еврейскую благотворительность идет от Американских евреев. Но часто эти евреи нерелигиозные.
Когда мы говорим, что Б-г отправил евреев в галут, мы имеем в виду, что Б-г хотел обогатить еврейский опыт качествами этих народов.
И если «русский» еврей приезжает в Америку, в идеале он может совместить в себе эти три качества: познания Торы, русскую глубину и американскую организованность.
Лучшими представителями, воплотившими в себе все три качества были в частности: рав Моше Файнштейн, рав Ицхак Гутнер, Любавичский Ребе.
Если мы — русские евреи в Америке объединимся, мы можем помочь друг другу реализоваться во всей полноте. Дав возможность тем, кто был обделен в Союзе еврейскими знаниями, восполнить это. И укрепив это организаторскими способностями наиболее успешных бизнесменов.
ГЛУПОСТЬ, сказанная об Израиле, характерна. В глубине души рав Брук понимает, что отказ от репатриации - следствие ложных страхов и корысти. Отсюда и оправдание галута, извечной ерундой о соли в супе и солонке.
БОРЕЦ С ЗАМАНЧИВЫМ БЕЗУМИЕМ
Жан-Поль Сартр: Борец с заманчивым безумием
Жан-Поль Сартр с Симоной де Бовуар
Двадцатый век останется в истории как эпоха великих открытий, великих потрясений и великого безумия, перед которым мир содрогнулся в ужасе и... упоении, ибо безумие заражает, а масштабность завораживает.
Большая часть евразийского континента была поражена эпидемией тоталитаризма. В СССР небо затягивалось колючей проволокой: народ под бодрые марши строил себе концлагерь. Китай переживал неторопливое, но победное шествие второй революции. В Германии бесновались провозвестники «нового порядка». В Италии на фашистские митинги собирались толпы. Коммунизм и фашизм шли в наступление с общей целью — перекроить и пересотворить мир, тайно и бесполезно соревнуясь в этом с его Творцом. Возродилась древняя идея «очищения» огнем, и вновь запылали костры средневековья. Цивилизация обратила агрессию на самое себя, принявшись самозабвенно уничтожать человека.
Экзистенциализм, «философия существования», возник почти одновременно, в 10-х — 30-х гг. ХХ в., в нескольких европейских странах как ответ на человеконенавистнические идеологии, когда прочие школы философской мысли обнаружили свою беспомощность. Он стал возрождением гуманизма, мощным импульсом для развития искусства и науки. Простая, на первый взгляд, мысль о неразделимом единстве мира и человека оказалась столь же неожиданной, сколь и плодотворной. И больше всего представителей нового течения породила Франция.
Наиболее активный период творчества Жан-Поля Сартра (1905-1980), основоположника французского экзистенциализма, пришелся на 30-е — 50-е гг. Он видел Европу, потрясенную первой мировой войной, охваченную страшными предчувствиями, воинственными настроениями и истерией антисемитизма; затем была вторая мировая и Холокост. Послевоенные годы принесли обществу не столько ожидаемое отдохновение, сколько новые социально-психологические проблемы.
Сартра миновали преследования по национальному признаку — евреем он не был. (Во всяком случае, так утверждают.) Но вопрос — откуда в нем тогда столь живой интерес к еврейской жизни? — представляется несколько примитивным. Человек любой национальности, подлинно духовный, да и просто порядочный, не приемлет расизма, антисемитизма, шовинизма, ксенофобии и иных проявлений агрессивного невежества. А у писателя и публициста есть возможность бороться с ними, активно отстаивая свои взгляды, что Сартр и делал. Одни в связи с этим называют его юдофилом, другие — Праведником народов мира, а в его идеях находят перекличку с идеями выдающихся мыслителей рабби Нахмана и рабби Менахема-Мендла.
В 1946 г. Сартр участвовал в качестве свидетеля в судебном процессе своего ученика, Робера Мизрахи, обвинявшегося в незаконном хранении оружия с целью его передачи подпольной организации ЛЕХИ. Закончив свидетельствовать в пользуМизрахи, Сартр заявил, что считает помощь палестинским евреям, борющимся за получение независимости от Британии, долгом каждого француза. Впоследствии Сартр горячо поддержал создание Государства Израиль, поскольку это — «одно из немногих событий, подающих человечеству надежду на лучшее будущее» — при условии, что «молодое государство будет обеспечено оружием для самозащиты».
Философ, чьими любимыми словами были «свобода» и «подлинность», ниспровергатель всех и всяческих буржуазных предрассудков, окончательно увлекся политикой в 60-х гг. Он защищал не только евреев, поскольку был интернационалистом и боролся за свободу и права человека как такового. Правда, радикальные взгляды, случалось, приводили его к крайностям, вроде периода сотрудничества с коммунистами или редактирования запрещенной маоистской газеты.
Невзирая на противоречивость Сартра и довольно-таки скандальную репутацию, популярность его в послевоенные годы была огромной. Симона де Бовуар, единомышленница и верная спутница жизни этого необычного, «трудного» и, как водится, одинокого человека, вспоминала: «Повсюду появлялись отклики на наши книги, о нас писали, на улице нас расстреливали фотографы, к нам приставали, в кафе рассматривали, шептались. На лекции у Сартра собиралась такая толпа, что зал не мог ее вместить, возникала жуткая давка и женщины падали в обморок». Борис Виан ввел Сартра и его подругу в свой знаменитый авангардистский роман «Пена дней» — в качестве «персонажей за кадром», модных интеллектуальных лидеров и знаковых фигур эпохи.
Кстати, отношения этих «фигур» простыми не были, — отчасти из-за своеобразных взглядов философа на любовь и брак, отчасти из-за неизбежных между творческими личностями проблем. С Симоной, впрочем, ему повезло: философ и по образованию, и по призванию, она стала автором нескольких известных работ, а также прозы и весьма любопытных воспоминаний.
Возвращаясь к «еврейскому вопросу », нельзя не вспомнить о самой большой, на мой взгляд, творческой и литературной удаче Сартра — о киносценарии «Фрейд» (1959), увидевшем свет только в 1984 г. Его с полным правом можно назвать романом, посвященным становлению личности основателя психоанализа. Там легко прочитываются взгляды автора на бесконечную сложность природы человека и его неизбывное экзистенциальное одиночество, — и резкое неприятие антисемитизма.Фрейд у Сартра, будучи еще ребенком, приносит клятву стать «лучшим, непревзойденным». Таков его ответ на вечную униженность отца, а позднее — на насмешки коллег-врачей, на ханжество и юдофобию общества. И надо ли говорить, что гениальный ученый сдержал свое обещание...
Сартр нередко выступал в поддержку права советских евреев на эмиграцию. Расширялся круг его приятелей-евреев, в него входили израильтяне, американцы, итальянцы. Сартру приписывали высказывание, что он не может поддерживать сионизм от всей души, ибо если все евреи репатриируются в Израиль, он во Франции лишится своего интеллигентского круга.
«Накануне Шестидневной войны Сартр ездил в Египет и Израиль... В его надежде смягчить ситуацию с помощью этих визитов сквозила некоторая самонадеянность, но его мотивы были ясными и безупречными, — пишет проф. М. Бринкер (Еврейский университет, Иерусалим). — ...Во время второго визита в Израиль в 1979 г. он выразил надежду, что Кемп-Дэвидское соглашение является первым в целой серии шагов по признанию Израиля всем арабским миром».
Надо отметить, что в политических высказываниях Сартра подчас звучала некоторая наивность. Так, в интервью 1939 г. еврейской газете «Гилель» он, уверенный в близкой победе либеральной демократии над фашизмом, заявил: «У человека нацистского склада нет будущего».
Однако в том же году выходит повесть Сартра «Детство вождя», где обычный молодой француз из буржуазной семьи в поисках смысла приходит в ряды антисемитского движения, а друзья героя поддерживают его в этом. Писатель опередил события всего на год: большая часть средних французов оказалась весьма восприимчивой к антисемитским настроениям.
В 1944 г. Сартр завершил вторую книгу трилогии «Дороги Свободы». Главная героиня, Сара, покидает захваченный немцами Париж и помогает встреченным в пути людям. Образ отчасти списан с жены его приятеля, испанского художника Грасси.
С «Размышлений о еврейском вопросе» (1944 г.) началась его общественно-политическая публицистика. Эссе входит в сборник его работ «Портрет антисемита». Эта попытка анализа антисемитизма не является глубоким академическим исследованием, да и цели такой Сартр не ставил. На тот момент он не был достаточно знаком с еврейской историей. Позднее сартровские идеи энергично критиковали, анализировали — и, разумеется, использовали почти все авторы, писавшие об антисемитизме.
Для Сартра антисемитизм — это отказ человека от сложности и индивидуальности в пользу мертвенной цельности. Как замечает М. Бринкер, образ антисемита у Сартра более глубок и удачен, чем образ еврея, поскольку первых он видел чаще, чем вторых. А евреи, знакомые Сартру в то время, — писатели, политики, друзья-интеллектуалы, — были, в основном, ассимилированными выходцами из старинных еврейско-французских семей и о еврейской культуре знали не так уж много. Хотя, утверждает А. Барац в работе «Антисемитизм после Гитлера», «в конце жизни Сартр приблизился к гораздо более адекватному пониманию иудаизма, но этот период был краток и остался неоценен по заслугам».
Описанию образа еврея недостает динамики и исторической глубины. Специфика и ценность «Размышлений...», скорее, в том, что в центр конфликта помещен тип антисемита, его социальное положение и психология. «...Человек не просто принимает некую сумму идей — он выбирает свою личность». Антисемит боится самого себя, собственного сознания, свободы, необходимости признать личную ответственность, одиночества, перемен и жизни. Иначе говоря, «антисемитизм — это страх перед человечностью». Сартр усматривает здесь некую психологическую «диспозицию», порождающую мнения, верования, стереотипы, «правильность» которых не подлежит сомнениям. Мировоззрение антисемита определяется потребностью в ксенофобии. Это дает ему чувство «собственности» на свою страну, он как бы владеет ею совместно с другими «истинными французами», богатыми и успешными. Чувство единства с ними компенсирует ограниченность и неудачливость этих людей, обычно представителей мелкой буржуазии. Они ощущают — без реальных на то причин — превосходство над всяким евреем, даже самым умным или состоятельным: старое, как мир, стремление возвыситься за счет других. Антисемит выступает как «представитель масс» и «от лица народа», он верит, что преследование евреев необходимо для национального блага.
С точки зрения Сартра, здесь заложено родство современного ему антисемитизма с фашистской идеологией. Отвергаются ценности и законы либерально-демократического общества, ему предпочитается «этническое» общество, где есть разделение на своих и чужих. История подтверждает мысль Сартра: образ еврея особенно удобен для антисемита, но «роль» евреев, то есть «чужаков», могут выполнять интеллигенты, негры и другие «отщепенцы».
Позиция Сартра категорична: антисемитизм есть проблема неевреев, и на их руках — еврейская кровь, пролитая нацистами. «Образ еврея конструируется» самими антисемитами, а так называемый еврейский характер и психология — это реакция на невыносимую ситуацию, созданную обществом: «...то, как еврей реагирует на это зло, накладывает отпечаток на все его существование». Сартр констатирует, что пока антисемитизм является существенной силой, «все, что бы евреи ни делали ради своей защиты, будет обращено против них». Поэтому он считает войну за искоренение антисемитизма долгом каждого европейца.
Времена меняются, но времена и возвращаются. И все возвращается на круги своя...
«Сегодня наглядный пример Катастрофы ушел в историю настолько, что начались множественные попытки ее ревизии, и откровенную юдофобию наших соседей Запад вновь склонен объяснять чем угодно, только не наступлением фашизма под маской фанатичного ислама, — говорит А. Красильщиков в статье «Плохие друзья». — <...> Для многих «израильский вопрос» продолжает быть «еврейским вопросом», частным вопросом самих евреев и Израиля... Ныне потомки палачей, если верить Сартру, снова выступают активными пособниками юдофобии арабов. Без этой давней и активной помощи не было бы и нынешней, чудовищной вспышки террора...»
Быть может, наступит время отрезвления и ясности, и цивилизация еще не катится в пропасть. Однако ее частенько тянет в ту сторону, ибо пропасть влечет, — как влекут и соблазняют человека темные, опасные и жестокие глубины его души.
К сожалению, пример нобелевского лауреата Жан-Поля Сартра как-то не вдохновляет значительную часть современных европейских интеллектуалов. Слишком часто они заигрывают с идеями неофашизма, национал-социализма и прочими скверными «измами». Легкий флирт может оказаться началом бурных и длительных взаимоотношений. Возможно, это уже произошло.
Что служит тому причиной? Утомленность и замкнутость Старого Света? Мода, снобизм, какая-нибудь очередная «фобия», попросту говоря, страх? Комплекс вины — в случае Франции — перед колониально-военным прошлым, заставляющий любить одних и ненавидеть других? Слова-пустышки, слова-«объяснялки», иллюзорные конструкции, за которыми скрывается реальность... Прозвучит ли среди них одинокий голос подлинно свободного человека? Будет ли услышан?
———————
«...Если мы похоронили и прокляли наше невольное пособничество антисемитам, превратившее нас в палачей, тогда, может быть, нам пора понять, что нужно защищать права евреев не больше и не меньше, а так же, как наши собственные».
Жан-Поль Сартр
Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г ., после выхода книги «Слова», «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Но от премии он отказался, желая сохранить свою независимость.
О.Ксендзюк
СПАСЕНИЕ ОТ РАКА
Десятьt
> самых-самых антиканцерогенных
> продуктов
> 1.
> Чернослив
Эти
> сушеные плоды занимают по
> антиканцерогенной активности
> первое
> место среди все овощей и фруктов.
> В них находится невероятное
>
> количество антицианина
> темного пигмента, который
> защищает здоровые
>
> клетки от перерождения. Кроме
> того, в черносливе очень много
> клетчатки, которая ускоряет
> перистальтику кишечника и
> очищает его. А
> ведь давно известно, что при
> замедленном освобождении
> кишечника из него в кровь
> вновь всасываются
> отработанные гормоны и шлаки,
> что провоцирует развитие
> рака груди у
> женщин и системы пищеварения у
> мужчин. При постоянном
> употреблении
>
> чернослив вдвое снижает риск
> заболеть чем-нибудь
> онкологическим.
> Сколько надо. Пять-шесть сушеных
> черносливин в день, три раза в
> неделю.
> 2. Изюм
>
> В сушеных ягодах концентрация
> антиканцерогенов намного выше,
> чем в
>
> свежем винограде и в вине.
> Особенно много в изюме
> квертицина,
> предупреждающего развитие рака
> груди у женщин, простаты у
> мужчин, а
>
> также онкологических
> образований поджелудочной
> железы. Сколько
> надо:
> Горсть
> изюма в обеденный перерыв
> вместо конфеты 3-4 раза в неделю.
> 3.Клубника
> Клубничный
> антиоксидант кумарин выводит
> токсины из тканей
> и
> нейтрализует вредное влияние
> на
> организм канцерогенных нитритов
> и
> нитратов, входящих в состав
> минеральных удобрений.
> Сколько надо:
> Полстакана
> свежей клубники в день два
> раза в неделю.
> 4.Черника
> По
> действию похожа на чернослив.
> Настолько полезна, что
> американские
> диетологи
> решили облагородить сушеной
> черникой гамбургеры из
>
> "Макдональдса" и превратить
> тем самым фаст-фуд в "здоровое
> питание".
> Сколько надо: Полстакана свежей
> или быстро замороженной два
> раза в
> неделю.
> 5.Апельсины
> Главное
> достоинство апельсин, как и
> всех
> остальных
> цитрусовых, комплекс из
> 22 биологически активных
> флавоноидов, сражающихся с
> опухолями. В сочетании с высокой
> дозой
> витамина С они превращают этот
> оранжевый плод в замечательное
>
> средство профилактики раковых
> образований желудка и кожи.
> Сколько
> надо:
> Один апельсин через день.
> 6.Малина
> Ее
> главное достоинство
> огромное
> количество эллаговой
> кислоты, которая прекращает
> деление
> предраковых клеток. А еще эта
> кислота нейтрализует
> канцерогенное
> воздействие на организм
> копченых и жареных продуктов. В
> малиновом
> варенье данная кислота
> сохраняется, но обилие сахара
> сводит на нет
> всю ее пользу. Сколько
> надо: В сезон полстакана в
> день.
> Любителям гриля и барбекю
> рекомендуется завершать
> пиршество
> стаканчиком
> свежих малиновых ягод.
> 7.Брюква.
> Очень
> полезна особенно
> для
> мужчин. В ней имеется
> индол, сражающийся с опухолями
> предстательной железы. Мужчины,
> регулярно употребляющие в пищу
> брюкву
> и подобные ей овощи семейства
> крестоцветных (кабачки, капусту),
> почти
> вдвое реже, чем все остальные,
> болеют раком простаты. А еще в
> брюкве
> много антиканцерогенных
> каротинов и клетчатки. Сколько
> надо: В
> отваренном виде или в
> салатах три раза в неделю.
> Если кто-то не
> знает: брюква продается в
> наших универсамах под
> названием
> "кали".
> 8.Шпинат
> Предохраняет
> нас от онкологических
> заболеваний кишечника. В
> свежем
> шпинате находится коэнзим Q10
> - он помогает иммунной
> системе
> распознавать предраковые
> образования. Сколько надо:
> Желательно каждый
> день включать в свое меню салаты
> из шпината и другой листовой
> зелени,
> схожей
> с ним.
> > Грейпфрут
> Так
> же, как и апельсин,отличается
гармоничным
> составом, обилием витамина С
> и отличным освежающим вкусом,
> что делает его желанным гостем
> на нашем столе. Сколько надо:
> Ежедневно
> один
> стакан сока.
> 10.
> Брокколи
> Невзрачная
> на вид кудрявая капуста
> является
> отличным средством профилактики
> онкообразований.
> Рекомендуется и как лечебное
> средство, приостанавливающее
> метастазирование опухоли.
> Сколько надо: По 100 г
> свежей или
>
> бланшированной в день, три раза в
> неделю.
> Как
> правильно мыть овощи и
> фрукты
>
> Cтарший
> научный сотрудник клиники НИИ
> питания РАМН Юлия
> Чехонина
> Мыть
> или не мыть - не
> в этом вопрос. Что лучше:нежно
> купать и полоскать в тазу,а может
> быть, нещадно
> тереть и намыливать? Такие вещи
> важно знать.Ведь речь идёт о
> фруктах и
> овощах.Помидор с блестящей
> гладкой кожицей,не тронутое
> червяком
> яблоко,круглогодично свежая
> клубника - это порция дифенила
> (против гниения и
> разложения),щепотка бромистого
> метила (от вредителей),чуть-чуть
> диоксида серы
> (ради красивого
> цвета),инсектициды и фунгициды
> (от плесени, грибков и прочей
> гадости) и толстый-толстый слой
> парафина(для глянцевого блеска и
> длительного
> хранения).Практически всё,что мы
> покупаем,выращено по
> общепринятой технологии
> сохранения фруктов и овощей - то
> есть с использованием химикатов.
> Химикаты
> помогают нашим любимым плодам
> становиться
> аппетитными,созревать в срок и
> долго
> жить.А вот на человеческое
> здоровье химикаты оказывают
> совершенно
> противоположный эффект:вызывают
> сильные аллергические реакции,у
> детей - диатез
> или даже тяжелейшие отравления.
> Согласно некоторым
> исследованиям, среднестатистический
> российский "поедатель"
> поглощает
> около 3-х килограммов химических
> веществ в год, употребляя самые
> обычные продукты.
> Если сравнить по весу - то это три
> пачки стирального порошка.Так
> что в
> следующий раз, когда Вам
> захочется витаминов, не жалейте
> времени и сил на
> водные процедуры, но действуйте
> разумно: путём нехитрого анализа
> определите,к
> какой категории относится плод и
> действуйте по инструкции,
> которую нам помогала
> составлять старший научный
> сотрудник клиники НИИ питания
> РАМН Юлия Чехонина.
> Как
> правильно мыть
> овощи и фрукты
> Съедобная
> кожица.
> Яблоки,персики,помидоры,перец:
> не бойтесь быть грубым! Потрите
> овощ или фрукт под струёй воды в
> течение 30-60
> секунд и - для верности - мягкой
> губкой или щёткой. А после этого
> обязательно
> обдайте кипятком: от этого плод
> ничего не потеряет, сок и
> питательные вещества
> останутся при нём,а вот
> оставшиеся,самые настойчивые
> микробы, к несчастью для
> них, погибнут.
> Толстая
> кожура.
> Дыни,апельсины,бананы:
> при мытье Вы их можете даже
> намылить.Надеемся,что Вы не
> спросите - зачем мыть
> кожуру, которую никто не
> собирается есть? На всякий
> случай поясним, что
> микробы,находящиеся на ней,
> могут попасть на мякоть
> посредством Ваших пальцев
> или ножа. Даже если Вы помыли
> руки перед тем,как
> чистить,вполне возможно,что те
> 20 человек,которые держали плод
> раньше,этого не сделали. Итак,
> используйте
> щётку (можно даже
> зубную,только,конечно, новую) и
> потрите кожуру под струёй
> воды 30-60 секунд. Щетина проникнет
> даже в маленькие трещинки и
> вычистит
> неподатливую
> грязь.Кстати,только плоды с
> толстой кожицей можно
> намыливать,потому что ягоды
> или,например,абрикосы впитывают
> в себя мыльную пену
> и становятся несъедобными. Для
> более тщательной очистки можно
> использовать
> специальные моющие средства
> (например японское Yashinomi Vegetable
> или
> российское "Фруктомой"). На
> крайний случай подойдёт и мыло:
> лучше
> детское и без ароматизаторов.
> Мойте плоды в горячей воде, а в
> конце обязательно
> обдайте их кипятком.
> Растёт
> гроздьями
>
> Ягоды,виноград:
> проявите терпение. Удалите
> веточки и стебель:там может
> скрываться
> грязь.Положите всё остальное в
> дуршлаг и тщательно поливайте в
> течение 60
> секунд. Используйте
> насадку-лейку, которая поможет
> хорошо промыть каждую ягоду
> и не повредить её нежную кожу.
> Затем промокните горсть
> бумажным полотенцем -
> это тоже хорошее
> противомикробное
> средство.Мокрые продукты
> притягивают в тысячу
> раз больше бактерий,чем сухие.
> Они быстро впитывают влагу и
> становятся
> водянистыми.
> Есть
> листья
> Шпинат,салат-латук,капуста:
> в первую очередь следует
> избавиться от лишнего. Удалите
> верхние листья,а нижние
> промойте под струёй холодной
> воды - те же 30-60 секунд - и
> промокните бумажным
> полотенцем. У белокочанной
> капусты следует обязательно
> вырезать кочерыжку - это
> верный источник
> нитратов.
> Сухофрукты
> Пояснения
> в этом
> случае совершенно излишни.То,что
> продаётся в наших супермаркетах,
> почти всегда
> химически обработано. В качестве
> консерванта производители в
> основном
> используют серу.Сухофрукты
> коптят в серном угаре - вот
> откуда блеск и
> лоск.Поэтому перед едой их
> необходимо обязательно
> замачивать в холодной воде,а
> потом обдавать
> кипятком.
> Опасность
> глянцевых плодов
> Специальный
> воск или
> парафин - то,чем натирают фрукты
> и овощи,чтобы они не высыхали, не
> трескались и
> не гнили,то есть в итоге
> "нарядно" выглядели. Это как
> бы подарочная
> обёртка. Но с других презентов Вы
> же такую не едите? А воск - это
> переработанный продукт нефти,
> которая,как известно, никакими
> органами не
> переваривается. Даже печень не
> сможет осилить эту катастрофу.
> Воск остаётся в
> организме,что впоследствии
> может привести к целому букету
> болезней.Плюс под ним
> таится другая опасность - кожица
> плодов,в которой остаются
> пестициды,
> использованные в период
> созревания. Главная
> неприятность в том,что в отличие
> от
> микробов,воск невозможно смыть
> водой.Выход только один -
> резать,не дожидаясь
> перитонита,а именно - счищать
> ножом верхние слои у глянцевых
> "заморышей".
> Совет:
> теперь Вы
> знаете правду! Но наверняка у Вас
> есть родственники, друзья и
> знакомые, которые
> до сих пор не моют бананы или не
> обдают кипятком
> помидоры.Сделайте доброе дело
> - непременно перешлите им эту
> статью!!!
СЪЕЗД НЕОНАЦИСТОВ В ПЕТЕРБУРГЕ
В России прошел съезд неонацистов Европы
22.03.2015 21:110 КОММЕНТАРИЕВ
ПРОСМ.: 305
Пригласить весь нацистский сброд Европы в переживший немецко-фашистскую блокаду Санкт-Петербург, да еще и в год 70-летия завершения II Мировой войны, могли придумать только в России. Сегодня, 22 марта, в городе на Неве состоялся так называемый "Международный русский консервативный форум", на который были приглашены представители целого ряда ультраправых партий Европы - в основном, неонацистской направленности. Мероприятие проходило в отеле Holiday Inn на Московском проспекте, передает местное издание mr7.ru.
Кроме хорошо известных российских неонацистских движений в съезде приняли участие их европейские единомышленники: партия "Новая сила" (Италия), "Атака" (Болгария), "Британская национальная партия", "Партия датчан", "Партия шведов", "Национал-демократическая партия" (Испания) и другие. У себя на родине все эти организации известны крайне радикальными взглядами, ненавистью к представителям иных национальностей и религий, антисемитизмом и восхищением идеями Адольфа Гитлера.
© Фото очевидцев из Twitter
Разумеется, проведение такого "форума" в Санкт-Петербурге вызвало глубокое возмущение у общественности города. Еще за несколько дней представители партии "Яблоко" составили обращение к местному губернатору Георгию Полтавченко с требованием не допустить шабаша нацистов. Разумеется, местные власти это обращение проигнорировали, и тогда местные антифашисты решили действовать более радикальными методами.
Еще до начала конгресса прямо напротив здания Holiday Inn появился баннер, на котором жители Санкт-Петербурга высказали свой протест против нацистского съезда. Его вскоре сняли сотрудники полиции. Зато у гостиницы появились десятки протестующих с плакатами. Вскоре "правоохранители" взялись и за них: в различные отделения полиции было доставлено около 40 антифашистов.
И все же съезд неонацистов пришлось завершить раньше запланированного. Кто-то позвонил в милицию и сообщил, что в здании Holiday Inn заложено взрывное устройство. Собравшиеся на конгресс нацисты в срочном порядке подписали какую-то резолюцию и не спеша эвакуировались, после чего в отеле начали работать саперы.
Любопытно, что на этот съезде, видимо по приказу сверху, удержались от юдофобской риторики. Кремль не торопится вытащить обычный козырь из рукава. Все, думается, впереди.