понедельник, 23 марта 2015 г.

ЕВРЕЙ В США



ГАЛУТ
рав Меир Брук

В иудаизме есть ключевые термины, которые имеют поверхностный и глубинные смыслы.

Одно из них — галут. Обычно его переводят как изгнание (exile) и воспринимают как физическое выселение евреев из своей территории в чужие страны.
При таком поверхностном понимании нам тяжело увидеть мистический смысл этого термина.
Нашей целью будет проникнуть в глубь идеи, в ее Б-жественный замысел.
Для начала заметим, что один из исторических галутов — греческий происходил, когда евреи оставались жить в Израиле. В чем была суть этого галута? Оставаясь физически в Израиле, многие евреи поменяли свое мировосприятие на чужое — греческое. 
Почему он назывался галутом? Мудрецы объясняют, что главная суть галута находится внутри человека. Каждый человек имеет свое предназначение. И если он вместо того, чтобы реализовывать свою задачу выбирает чужую, это и есть галут.
Представьте себе гениального музыканта, который работает программистом. Все его таланты остаются невостребованными.
Подобная ситуация происходит в современном Израиле. Люди, физически приехавшие в Израиль, духовно проживают «чужие жизни» с чужими ценностями.
Еврейское искусство жизни позволяет максимально развить потенциал человека при работе над собой. Люди, увлекшиеся поверхностными ценностями (как это было при греках) себя не реализуют.
В чем смысл галута на метафизическом уровне?
У галута есть две роли — негативная и позитивная.
Негативная роль галута — человек попадает в чуждую среду. Его задача — понять, что ценности окружающего мира — слишком низки для его потенциала. Видя это, еврей сознательно выбирает свой путь, понимая его величие по сравнению с тем, что происходит вокруг. 
Один мой еврейский друг, попав в Германию, увидел «пузатых бюргеров, пьющих пиво» и понял — кем он не хочет быть. Мы учимся ценить свое по контрасту с чужим.
Но здесь есть большая опасность. Наше еврейское наследие очень ценное, но требует глубины понимания. Чужое — часто внешне более привлекательное (хотя внутри может быть пустое). И несознательный человек может соблазниться внешним (конфетной оберткой), потерявшись для еврейства.
Позитивная роль галута — научиться новым граням истины. Вс-вышний «разбросал» человечество на «70 народов», дав каждому свой опыт. Каждый народ имеет свои позитивные качества. 
Еврей, попав в соответствующую (галутную) среду должен сделать следующее. Он должен сначала разобраться со своим наследием. А потом он должен обогатить его той «гранью», которая присуща народу среди которого он живет.
Приведем два наиболее важных примера.
Русская культура при всей своей парадоксальности обладала способностью глубоко мыслить и смотреть вглубь вещей. Этим отличалась, например, русская литература XIX — начала XX века.
Русские евреи (лучшие наши представители), получив хорошее образование в Союзе отличаются способностью глубоко мыслить. 
К сожалению, подавляющее большинство русскоязычных евреев — светские, и их способности «не пересекаются» с мудростью Торы. 
Но если человек познал Тору и приобрел «русское глубокомыслие», то такой человек может понимать Тору с большой глубиной и находить в ней интереснейшие идеи.
Американская цивилизация отличается организаторскими умениями. Это более внешние качества, чем в русской цивилизации. Они важны, чтобы реализовать какое-то дело, довести его до практики. Это умение накапливать и распоряжаться ресурсами.
Для еврейской цивилизации эти способности не менее важны. Мы знаем, что большинство денег на еврейскую благотворительность идет от Американских евреев. Но часто эти евреи нерелигиозные.
Когда мы говорим, что Б-г отправил евреев в галут, мы имеем в виду, что Б-г хотел обогатить еврейский опыт качествами этих народов.
И если «русский» еврей приезжает в Америку, в идеале он может совместить в себе эти три качества: познания Торы, русскую глубину и американскую организованность.
Лучшими представителями, воплотившими в себе все три качества были в частности: рав Моше Файнштейн, рав Ицхак Гутнер, Любавичский Ребе.
Если мы — русские евреи в Америке объединимся, мы можем помочь друг другу реализоваться во всей полноте. Дав возможность тем, кто был обделен в Союзе еврейскими знаниями, восполнить это. И укрепив это организаторскими способностями наиболее успешных бизнесменов.

ГЛУПОСТЬ, сказанная об Израиле, характерна. В глубине души рав Брук понимает, что отказ от репатриации - следствие ложных страхов и корысти. Отсюда и оправдание галута, извечной ерундой о соли в супе и солонке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий