суббота, 29 августа 2015 г.

"ЗОЛОТОЙ ДЮК" ЕВЕ НЕЙМАН


 


Главную премию Одесского кинофестиваля получила лента "Песнь песней". Второй "Золотой Дюк" был вручен режиссеру этого фильма Еве Нейман за лучший фильм фестиваля.
Получившая кинематографическое образование в Германии и снимающая свои картины в Украине Ева  Нейман после документалистики сделала две картины по прозе Фридриха Горенштейна, получившие несколько наград на фестивалях, а в новой картине обратилась к Шолом-Алейхему, классику литературы на идиш.
Экранизаций произведений Шолом-Aлейхема немного, первой был фильм Алексея Грановского "Еврeйское счaстье" – немой фильм, снятый в СССР в 1925 году с Соломоном Михоэлсом в главной роли.
И вот "Песнь песней" Евы Нейман.
Сюжет прост. Мальчик и девочка: фантазер, верящий в свою силу волшебника Шимек и внимающая ему совсем земная Бузя. Выросший Шимек уезжает в город учиться и начинать свою самостоятельную жизнь, а когда приезжает навестить родителей, то застает Бузю накануне свадьбы, помешать которой он не в силах.
Ева Нейман в программе "Культурный дневник"
– Воплощая на экране описанный Шолом-Алейхемом замкнутый мир еврейского местечка, снимали ли вы свой фильм о евреях или о людях вообще?
– Шолом-Алейхем описывал замкнутое еврейское местечко, но речь же у него не только об этом… Если бы исключительно об этом, то и читали бы его только в замкнутом еврейском мирке. А Шолом-Алейхема люди читают во всем мире и узнают в его героях своих родственников совершенно независимо от национальности. И что это вообще значит "фильм о евреях"? Ну так случилось, что Шолом-Алейхем – мой любимый писатель. Oдин из на самом деле немногих моих любимых писателей, и он, да, писал о евреях. Ну и хорошо…(смеется).   Да, это мне очень близко на самом деле. Но я же не взяла какого-то другого писателя, который писал о евреях, про еврейское местечко… "Песнь песней" Шолом-Алейхема произвела на меня впечатление драгоценности, в которой простота и хрупкость являются мощью…
– Ева, вы сделали свою третью художественную полнометражную картину. Приxодит ли опыт? Есть ли у вас понимание, что теперь у вас больше опыта, чем картину или две картины назад?
– Да, опыт приходит, безусловно. Просто опыт – это не такая вещь, чтобы обязательно был позитив. В любом опыте, как и вообще в любой вещи, есть свои плюсы и свои минусы…
– С чем стало легче?
– Нет, легче не стало, хотя я должна признаться, что работа над этим фильмом меня делала счастливой. То есть легко мне не было, но мне было очень хорошо: у меня была прекрасная группа… И это тоже опыт. Это группа, с которой я работаю уже не в первый раз, а во второй с половиной. Мы уже как бы знаем друг друга… И нам было очень комфортно и приятно друг с другом работать. А мой первый опыт – опыт работы на моей дебютной картине? Ну это был безумный кошмар, это был ужас. Это был ужас по разным причинам, и в том числе по причине моей неопытности в работе с людьми… Вот теперь этот опыт работы с людьми понемногу приходит, но он приносит в отношениях не только плюсы, но и минусы.

– У вас складывается или уже сложилась своя труппа, актеры переходили у вас из фильма в фильм, среди них есть известные профессионалы, и вы, видимо с ними как-то и по-человечески сблизились, с Мариной Полицеймако или с Альбертом Филозовым, например. Но у вас снимаются и актеры-любители…
– Конечно, в моих фильмах много актеров-любителей. Но скажу сначала о Марине Витальевне Полицеймако. Это мой большой друг. Она человек, которым я всегда буду восхищаться – ею самой и ее искусством. Это для меня невиданная мощь. Я каждый раз, когда я рядом с ней, я все надеюсь (я прямо молюсь на это знакомство) и все хочу, чтобы от нее что-то  "полиняло" на меня. Это актриса (и вообще художник), у которой есть бесконечно чему учиться, чем восхищаться, и она непостижима. И она стала моим большим другом.
– А актеры-любители – они, видимо, где-то еще работают на других работах? Они снимаются только у вас? 
Ева НейманЕва Нейман
– Да, мои неактеры работают, естественно, на других работах. Есть среди них такие, которые снимаются только у меня, но не потому, что так хотят. Они хотели бы сниматься и еще у кого-нибудь другого, но пока не случилось. Но я надеюсь, случится. Например, Арина Постолова, которая играет у меня взрослую Бузю. Это не актриса, но я работаю с ней уже в третьей картине, и я можно сказать в нее творчески по-хорошему влюблена. Она очень хочет сниматься, и я ей желаю удачи и очень надеюсь, что ее оценят так же, как оценила ее я.
– У вас есть десять очень любимых вами кинокартин, созданных другими режиссерами?
Это для меня абсолютная драгоценность: красота, созданная двумя художниками – Шолом-Алейхемом и царем Соломоном
– Ну, конечно, есть. Но на самом деле это величины изменяющиеся. Десять лет назад я назвала бы совсем другие картины, чем сегодня. Или, может быть, те же, но в другой последовательности. Мне легче назвать режиссеров, которые являются для меня, нет, не камертоном, но это, грубо говоря, высшая лига в моем представлении. Из русских – Тарковский. Дaлее Карл-Tеодор Драйер. Феллини очень люблю. Чарли Чаплин. И моя неменяющаяся страсть – это японские режиссеры. Я не устаю от них никогда, и они всегда для меня абсолютный приоритет. Это настоящая страсть. Это Куросава, Кобаяси, Одзу. Вот это для меня абсолют. Я люблю и Бунюэля. Отношение к его картинам у меня меняется во времени, но он из моей "высшей лиги" никогда не выходит. Кто еще? Бергман. Ну Бергман снимал просто очень-очень много, поэтому не все его произведения у меня в любимых. Это, собственно, и с другими режиссерами так. Но тем не менее это моя абсолютная страсть и приоритет – те, кого я назвала. Есть, конечно же, и замечательные американские режиссеры. Кубрик, например. Но я его никогда не назову, потому что это от меня далеко. Но я все равно смотрю его фильмы, как завороженная, и тем не менее это не мое кино. А вот японцы!.. Казалось бы, что мне у них может быть близко?  Но они меня просто околдовывают. Я не прекращаю смотреть их фильмы вот уже 20 лет. А некоторые картины смотрю часто, регулярно… А когда долго не пересматриваю, то у меня возникает ощущение, как будто атмосфера разряжается… А какие у японцев актеры! Какое чувство формы! Меня интересовало в "Песне песней" Шолом-Алейхема в первую очередь не еврейство и даже не сюжет. Там ведь даже и не сюжет, а скорее намек на него. И он, сюжет, очень прост: это юношеская любовь, которая не сложилась, или, точнее, не привела к свадьбе. Ну не это же меня бесконечно вдохновляло на тяжелую работу над фильмом! А красота произведения Шолом-Алейхема и его впечатление от "Песни песней" царя Соломона, которую он читал с детства, которую он полюбил, которая была им абсолютно впитана и переплетена с его жизнью. И красоту этого произведения он никогда не забывал. И это для меня абсолютная драгоценность: вот эта красота, созданная двумя художниками – Шолом-Алейхемом и царем Соломоном. Вот это и было для меня тем, к чему я хотела прикоснуться. Понимаете? Не еврейское бытописание. И не несчастная любовь. Ну это тоже есть, конечно. Но только в контексте. Это Шолом-Алейхем сделал так, чтобы я этим не просто заинтересовалась, а полюбила. В этом убедительная сила его искусства.




Источник: http://www.svoboda.org/co...
Автор: Юрий Векслер

Комментариев нет:

Отправить комментарий