суббота, 25 июля 2015 г.

ОБРЕЧЕННОСТЬ СОСЕДСТВА


02 июля 2015, 12:18
ОБРЕЧЕННОСТЬ СОСЕДСТВА. 
Юрий Каннер

Президент русско-еврейского конгресса.


Арабы и евреи Израиля – и тем, и другим надо научиться слышать не только о чем кричит Ханин, но и о чем говорит Сара.
В Иерусалиме вышел поутру из гостиницы прогуляться по Старому городу. Уже припекало. У израильтян этой привычки нет, а я предпочитаю в жару носить шапочку. Думал купить по дороге. Проследовал всю улицу Мамила, сплошь состоящую из магазинов, - нигде не нашел. А едва вышел к Яффским воротам, в первой же арабской лавке – пожалуйста, и в большом выборе.
На крошечной площади у входа в Старый город в арабских магазинчиках есть вообще все, что только может понадобиться заезжему туристу, – от ледяной воды и свежевыжатых соков до путеводителей и карт на всех языках, сумок, зонтиков и ювелирных украшений с иерусалимской символикой. А на красивой, дорогой торговой улице Мамила, по которой большинство туристов и иерусалимцев попадает сюда, - практически ничего.
Поделился этим наблюдением со своими иерусалимскими друзьями. «Открыл Америку! – посмеялись они надо мной. -  Всем известно, что арабы – лучшие торговцы».  Рассказали, что любимыми местами времяпровождения русских (и не только!) израильтян до первой интифады были арабские ресторанчики и кафе в Старом городе. По пятницам и субботам они были забиты евреями. Как, впрочем, и сейчас в Абу-Гоше. В этот же мой приезд сводили меня в арабский ресторан в Галилее – нигде в Израиле я не ел так вкусно и при этом дешево. 
Но не только о сфере обслуживания речь. Приятель  рассказал такую историю. Жена у него упала – вывихнула руку в плече. Привез он ее в приемный покой иерусалимской больницы «Адаса». Там много и пациентов, и медперсонала – арабы. Попался и им арабский врач, молодой, видно, только что после университета. Они насторожились вдвойне. Парень сделал чудо: вправил плечо аккуратно, без боли, ласково – моментально и идеально.
Приятелю было с чем сравнить. Несколько лет назад и у него случился вывих. На станции Службы скорой помощи окружили его медсестры, вызвали врача – русского. Тот сказал на родном им обоим языке: «Покажем туземцам советскую школу? Только потерпи». Дернул – вправил, но боль была жуткая, плечо о себе напоминает до сих пор. А этот молодой араб - без демонстраций, без «у совестких собственная гордость» – и абсолютно безболезненно.
К чему все эти житейские зарисовки? Мне ли, формально иностранцу, доказывать израильтянам, что евреи и арабы в Израиле могут жить вместе, быть полезными друг другу, помогать и обеспечивать взаимную выгоду от совместного существования? Надо ли вообще это доказывать? Ведь пути в обратном направлении нет! Никуда арабы с этой земли не денутся и никогда евреи отсюда не уйдут – как бы ни мечталось обоим народам остаться без чужеродных соседей.  Они на это вынужденное соседство обречены. Это – данность. Есть только два варианта поведения в ней: либо отравлять друг другу совместное существование, либо извлекать из него пользу.
На житейском уровне вообще не вопрос, какой из двух вариантов разумнее, продуктивнее, лучше.
Почему же я лезу со стороны со своими, может быть, излишними доказательствами? Потому что есть еще и уровень политический, где действует совсем другая логика.
Говорю об этом именно сейчас, поскольку в последние дни произошло несколько событий, наглядно продемонстрировавших, насколько актуальна разность подходов – политиков и людей.
Сейчас самый известный арабский депутат кнессета – Ханин Зуаби. Все ли помнят, как этот начинающий политик стала знаменитостью?  Никто ее знать не знал до инцидента с «Мави Мармара» - флагмана «флотилии свободы» в Газу, где Ханин Зуаби принимала деятельное участие, будучи депутатом кнессета.
И вот в понедельник была остановлена новая «флотилия свободы» - и стал знаменитостью еще один арабский депутат, имени которого прежде тоже никто не знал, - Базель Гатас. Он присоединился к флотилии – уже новой – и прославился. 
Я внимательно слежу за сообщениями из Израиля. Все сенсации, которые связаны с арабскими политиками этой страны связаны с их антиизраильскими заявлениями. Раньше лидировала в этом Зуаби. Теперь, очевидно, соперничать с ней будет и Гатас. Я не знаю, что они сделали для решения социальных проблем арбаского населения Израиля, но то, что своими антиизраильскими действиями эти две новые политические звезды усилили и продолжают усиливать недоверие израильтян к израильским арабам, очевидно.
Нужно ли это торговцам в Старом городе Иерусалима, врачам и медсестрам израильских больниц, владельцам ресторанов, гаражей и других бизнесов, сотрудникам муниципальных служб, ученым и студентам, инженерам, адвокатам (многие из них, кстати, владеют русским и могут обзаводится русской клиентурой) – в общем, простым людям, израильским гражданам арабского происхождения,  озабоченным, как и остальные израильтяне, благополучием своих семей, здоровьем близких, будущим детей? Легче им станет или труднее обеспечивать себе нормальную жизнь  от того, что недоверие и опасение растет? Ответ очевиден.
Не только для евреев. Но и для большинства, я уверен, израильских арабов самих. Они знают, как живут их соплеменники и единоверцы в других странах – где они большинство. Они знают, что при всем недовольстве, которое у них, возможно, есть своим экономическим и социальным положением (как есть оно и у многих израильтян) в Израиле жизнь у них лучше, чем у арабов в арабских странах – разве что, кроме нефтеносных королевств и княжеств, но там и свобод поменьше. Точно так же, как русские в США или в том же Израиле в массе своей живут лучше, чем в России. Это убедительно, ибо Марксова формула «бытие определяет сознание» не опровергнута вместе с его социалистическиой теорией.
Пару недель назад стало израильской сенсацией случайное заявление участницы кулинарного(!) телевизионного конкурса «Мастер-шеф»: «Я – израильтянка, арабка, мусульманка, сионистка! – сказала она. - Они убьют меня за эти слова, но я действительно считаю, что для нас нет лучшего места, чем Израиль».
Уверен, что все слышали эти слова. Не уверен, что все запомнили ее имя. Ее зовут Сара Зуаби. Она – родственница знаменитой совершенно другими заявлениями депутата Ханин Зуаби, имя которой у всех на слуху. 
Конечно, это внутриобщинная проблема арабов, что в израильском парламенте их представляет Ханин Зуаби, дискредитирующая их, а Сара Зуаби, выражающая мнение большинства простых арабских граждан Израиля (ведь политически озабоченных в любом обществе неизмеримо меньше, чем озабоченных житейски), вынуждена опасаться за свои слова.

Но это проблема и евреев Израиля. Им необходимо научиться отделять зерна от плевел. СМИ всегда будут выносить в заголовки провокационные заявления Ханин. Но думающим людям должно быть понятно, что мнение большинства выражает Сара. Потому что это просто логично. Если, конечно, считать, что арабы такие же люди, как все, и хотят того же, что все, за исключением фанатичных маргиналов и фанатиков, а также циничных политиков. А считать иначе – глупость или расизм, что по сути одно и то же.

P.S. К великому сожалению, уважаемый Юрий Каннер ошибается в главном: большинство арабов не за Сарой, а за  Ханина. Психология нации, воспитанная веками, исключает подчинение араба еврею, как бы это выгодно не было. То, что он наблюдал, всего лишь явления временного, вынужденного компромисса - и только. Достаточно пожить в Израиле несколько лет, чтобы убедиться в этом. Я понимаю, что наш, еврейский характер, никак не может примириться с постоянной конфронтацией с соседями. Здравый смысл диктует нам, что мир с евреями жизненно важен для арабов. Израиль готов и делает всё, чтобы поднять уровень жизни не только арабов - граждан страны, но и арабов территорий. Но в том-то и дело, что зло, как правило, носит форму иррациональную, далекую от здравого смысла. Евреи - жертвы  безумия зоологической юдофобии - когда-то поняли это. В результате возникло Еврейское государство, способное противостоять злу. Мир с теми, кто даже не понимает, что это такое, просто невозможен. Возможна только капитуляция и очередные ужасы, связанные с ней.

Комментариев нет:

Отправить комментарий