воскресенье, 21 декабря 2014 г.

ИЗ СТАРЫХ РАЗБОРОК



Напор антисемитизма в мире настолько силен, что сами евреи, порой и чаще всего невольно, попадают в ловушку юдофобов, убежденных, что народ еврейский наделен какими-то особыми отрицательными качествами, делающими его отличным от других народов и наций. Тысячи томов научных и ненаучных исследований посвящены этой теме. И бесконечные разговоры и исследования «еврейского характера», в конце концов, привели к печам Аушвица. Хорошо бы хоть нам, потомкам жертв страшного геноцида, людям, сумевшим, наконец, построить свое государство, угомониться и понять, что нет и не может быть разницы между «евреем и эллином». 
Так нет же: одни евреи – недоумки - в припадке гордыни, ходят, задравши нос, а другие готовы признать все давние наветы, за исключением страсти евреев к употреблению крови христианских младенцев. Да и то не всегда, если вспомнить Изю Шамира.
Вадим Раин в своей статье «Православие, самодержавие… Лунгин ( о еврейском дурновкусии в кино) пишет: «В длинном списке грехов, которые антисемиты приписывают евреям, почти всегда присутствует обвинение в отсутствии вкуса и такта. Характерно, что такую точку зрения разделяют многие люди, антисемитами не являющиеся, и даже более того – относящиеся к евреям сугубо положительно. Сами евреи яростно оспаривают это утверждение. Как всегда, диспуты такого рода между евреями и антисемитами напоминают разговор слепого с глухим».
Раин, естественно, не подозревает, что за самим обвинением этим стоит и дурной вкус, и отсутствие такта, а не слепота или глухота. Он, видимо, убежден, что привычная еврейская спина все выдержит и любые плевки в лицо смутить еврея никак не могут.
Далее Раин пишет: «Так, упрек в дурновкусии и отсутствии такта "у вашей нации", евреи опровергают аргументами типа: "А как же Семен Иосифович? А Яков Абрамович? А Сусанна Марковна, в конце концов?". 
Тем самым, Раин полагает, что исключения лишь подтверждают правило: увы, евреи – нация без вкуса и такта. Но странно, что доказывает он это с помощью того же «Якова Абрамовича», то есть Павла Семеновича Лунгина. Читаю: «Если в двух "еврейских" фильмах Лунгин как бы поставил зеркало, в котором отображались одновременно двое – русский и еврей в своей нерасторжимости и в своем антагонизме, то в последних "русских" фильмах в зеркале присутствует и отображается только один – русский (народ). И в этом изображении лично я уже не чувствую ни "боли сердца", ни личного опыта художника, ни подлинного "знания предмета", а, в лучшем случае, изложение информации, почерпнутой из книг, прохладный интерес естествоиспытателя и конъюнктурный расчет».
Раину нравятся «еврейские» фильмы Лунгина, а «русские»: «Остров» и «Царя» - он считает фильмами плохими, демонстрирующими еврейское безвкусие и отсутствия такта, именно еврейское, присущее исключительно народу Книги.
Раин невольно мешает мух с котлетами и полагает, что его художественный вкус – истина в последней инстанции, но дело-то в том, что отнести Павла Лунгина в классикам киноискусства можно с большой натяжкой. Он режиссер «средней руки» и в его «еврейских» фильмах тоже много эпизодов, провальных по вкусу. Впрочем, теми же проколами можно отметить работы режиссера любой национальности.
Теперь насчет такта. Раин полагает, что евреи «во избежание национальных трений, не должны касаться некоторых тем - например, интерпретировать один из самых противоречивых и эмоционально насыщенных периодов русской истории. А главное - рассказывать (и показывать) русским, каковы они есть с его, Лунгина, точки зрения». 
Здесь я не могу не вспомнить две, сравнительно давние истории. Настрочил как-то Михаил Шолохов донос Леониду Брежневу на кинорежиссера Александра Наумовича Митту ( Рабиновича). Очень не понравилось автору «Тихого Дона», что инородец смеет трогать «грязными» руками русскую историю и самого Петра Великого выставлять в комедийном, легкомысленном свете. Классик требовал «запретить и не пущать». Вторая история связана с другим русским талантом и откровенным юдофобом – Солженицыным. В своих статьях-доносах на другого классика, но еврея, - Иосифа Бродского – он всячески доказывал, что инородцу вообще не по силам овладеть в должной мере русским языком. В общем, плохой поэт Иосиф Александрович и зря ему дали Нобелевскую премию.
Верно, Лунгин, несмотря на приз фестиваля в Каннах (Такси-блюз) – не Митта и не Бродский, но причем здесь его национальность. Русской историей, и весьма успешно, занимались такие замечательные ученые – евреи, как Тарле, Эйдельман, Лотман… Ничего не поделаешь – они считали свою родину своей страной и были уверены, что имеют право заниматься ее историей. Вернемся к кинематографу – и здесь никто не упрекнет выдающихся евреев-режиссеров в бестактности только потому, что они прикасались к русской истории, и при этом не стеснялись открыто говорить все то, что они, евреи, о ней думали. Правда, делали они это с «болью сердца», присущему любому большому таланту. Вспомним вторую серию «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Ему и в голову не могло прийти, что он, еврей, не имеет права трогать царя-кровопийцу, а вместе с ним и народ русский. К тому же мне совсем непонятно, почему русским, к примеру, в любой стране, включая Израиль, дозволено показывать евреям, кто они такие есть, а еврею делать подобное в адрес русского народа никак нельзя. Наглость это. Согласен с Раиным – от игр евреев с православием за версту несет дурным вкусом, но причем здесь весь народ еврейский, фильмов о царе Борисе и митрополите Филиппе не снимающий.
Все очевидные недостатки фильма Лунгина про того же Грозного никак не связаны с национальностью режиссера, а, прежде всего и только, с размером его дара. Недавно кинорежиссер украинец Владимир Бортко экранизировал повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба». Сколько в этом фильме безвкусицы и наглого вмешательства в замысел классика, но никто и не подумает обвинить режиссера в этих просчетах по причине его национальной принадлежности.
Другое дело, что евреи политологи, чиновники при власти и журналисты в сегодняшней России не сделали никакого вывода из печальной и даже трагической истории вмешательства «лиц не титульной национальности» в дела этой северной державы. Убежден, что нечего им делать в грязном болоте чужой политики. Не наше это – еврейское дело – учить русских, как им жить в собственной стране. Ничего хорошего из этих уроков не выйдет. Но все сказанное никак не может касаться талантливого художника. Он пишет, сочиняет музыку, снимает фильмы о том, что знает, что прочувствовал, чему сострадает, о том мире, который окружает его с детства. Повторяю – талантливому художнику. Бездарный любой национальности всегда наделен отсутствием вкуса и такта.
Нет, ничего не доказал мне Вадим Раин на примере Павла Лунгина. Я по-прежнему уверен, что по «статистике» бестактных, лишенных вкуса евреев столько же, сколько в процентном отношении среди индусов, эскимосов, китайцев или французов. К сожалению, слишком много на тысячу душ населения, но это уже другая боль и иная история самого рода человеческого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий