вторник, 14 октября 2014 г.

МУДРЫЙ ГОЛОС

МУДРЫЙ ГОЛОС
Аркадий Красильщиков
Наблюдать за всем этим было стыдно, мучительно, больно. Почему? Ну да, любое насилие отвратительно: насилие сильного над слабым. Это так. Страшно, когда человека выбрасывают из своего, собственного дома, сгоняют с земли, которую он считает своей. Сладкие и лживые речи политиков ничего, как обычно, не объясняли. И все-таки не в одних эмоциях, пусть и понятных, дело. Что-то за всем этим было более серьезное, чем страсти разного рода вокруг тех событий. Но что? Долгое время старался эту задачу решить. Ходил "вокруг да около", но помощь получил, как это часто бывает, неожиданно.
Поэтов надо слышать и слушаться, а не чиновников. Больших, конечно, поэтов, наделенных высоким талантом. Но так устроена наша жизнь, что здравые голоса еле слышны. Крикуны же разных мастей заполняют своей дурью, тщеславием, корыстолюбием все информационное пространство. Крикуны эти, как правило, - личности весьма заурядные и природа ничем особенным их не наградила, кроме таланта к интриге, подлости и лжи.
Отсюда, во многом, большая часть кризисов, трагедий и травм психики, которые переживают потомки Адама и Евы на протяжении всей своей истории. Обвинять в этом одних вождей никак нельзя. Вернее всего, виной тому некий дефект сознания подвластных народов.
Предлагаю выслушать Иосифа Бродского, мудрого человека и великого поэта. Это, как мне кажется, будет полезно после той предвыборной, склизкой лапши, которой нас исправно кормили последние месяцы перед походом в избирательный участок.
Бродский не так часто посвящал свой досуг попыткам пророчеств, тем не менее, В 1991 году, задолго до начала, так называемой, исламской революции он написал статью "Взгляд с карусели", и работа эта, как мне кажется, во многом предвосхитили те реалии, в которых мир оказался сегодня.
Итак, слушаем поэта: "Как правило, вторжение будущего в настоящее носит характер несколько некомфортабельный, если не обескураживающий. Можно утверждать, что почти все то, что мы воспринимает как афронт или неприятность, есть голос будущего. Ибо оно стремится расчистить себе место в настоящем.... К этому можно добавить, что любое предательство, жертвой которого мы становимся или которое мы совершаем, также есть голос будущего в настоящем - не только потому, что предательство всегда совершается именно во имя будущего и никогда во имя прошлого или настоящего, но потому, что в результате предательства существование обретает новое качество".
Мало кто в Израиле воспринял трагедию Гуш Катифа или Амоны, как некий праздник на нашей сионистской улице. В лучшем случае - все это было, по выражению Бродского, афронтом, неприятностью, а, значит, мы наблюдали синоним нашего общего будущего. Будущего всех израильтян, в том числе и тех, кто считает себя в безопасности на "исконных еврейских землях". Политики уверяли нас, что творимое насилие делается ради мира и благоденствия. С точки зрения поэта любое вероломство совершается во имя будущего, но что можно ждать в конечном итоге от предательства, кроме большой беды в национальном масштабе.
Тогда, в 1991 году, "цивилизованное человечество" не понимало и не хотело понимать, что арабский террор в Израиле - это будущее Мадрида и Лондона, Парижа и Нью-Йорка.... Политики разного толка решали свои, тактические, экономические проблемы, не задумываясь о стратегии выживания развитых стран мира. Распад СССР многим казался не просто концом "империи зла", но и полной победой демократического Запада над тоталитарным Востоком.
Но слушаем поэта: "Помимо стремления к реорганизации мира, катастрофизм милленарного мышления может также найти себе выражение в вооруженных конфликтах религиозного или этнического порядка. К двухтысячному году так называемая белая раса составит всего лишь 11 (одиннадцать) процентов населения земного шара. Вполне вероятным представляется столкновение радикального крыла мусульманского мира с тем, что осталось от христианской культуры; призывы к мировой мусульманской революции раздаются уже сегодня, сопровождаемые взрывами и применением огнестрельного и химического оружия. Религиозные или этнические войны неизбежны хотя бы уже потому, что чем сложнее картина реального мира, тем сильнее импульс к ее упрощению".
То, что понимал поэт, вряд ли понимали или хотели понимать в те годы лидеры США, финансируя и взращивая себе на погибель воинство Бин Ладена, а затем всецело поддерживая мятеж исламистов на Балканах. Не понимал этой опасности и Советский Союз, вооружая Чечню и армию генерала Дудаева, не хотели понимать в Израиле, активно подготавливая капитуляцию в Осло, под сладкие песни о каком-то новом Ближнем Востоке. Иосиф Бродский не считал нужным обращать пристальное внимание на Еврейское государство, но нам-то здесь понятно, что главная цель атаки исламистов не только на то, "что осталось от христианской культуры", но, прежде всего (как и в случае с германским нацизмом) на иудаизм с его упрямой гуманистической моралью, жизнелюбием и творческим интеллектом.
Знал Бродский и о том, что случится через 15 лет в пригородах Парижа. (Вздохнем тяжко, отметив, что толку от этих знаний мало, потому что миром нашим правит глупость и алчность, а не разум и здравый смысл).
Итак: "Нищета и особенно перенаселенность "третьего мира" всегда будут представлять благоприятную перспективу как источник дешевой рабочей силы и рынок сбыта. Однако в течение следующего десятилетия промышленно развитые страны, захлестываемые иммиграционными волнами наряду со значительным приростом собственного населения, обещают сами оказаться во власти обстоятельств, характерных для бывших своих подопечных. В известном смысле феномен затяжного, попеременно вспыхивающего и затихающего кризиса есть род тропической лихорадки, который Северному полушарию суждено расплачиваться за свою предприимчивость на Южном.
"Тропическая лихорадка" давно терзает Израиль, живущий бок о бок со злокачественным образованием "третьего мира", "источником дешевой рабочей силы". Об этом не принято говорить, но многолетняя практика экономической занятости наших "двоюродных братьев" на территории Израиля привела к демографическому взрыву на территориях, злокачественной перенаселенности, нищете и закономерной агрессии против вчерашнего работодателя. Еврейское государство и сегодня продолжает эту порочную политику, загоняя вовнутрь упомянутую "тропическую лихорадку". Сегодняшняя, слепая алчность бизнеса, основанная на эксплуатации дешевой рабочей силы, каждодневно ставит под вопрос само существование Еврейского государства.
В исследуемой статье есть еще одно, весьма точное высказывание: ".... Новый эгалитаризм выразится в эрозии чисто культурного свойства. Уже сегодня система образования ряда развитых стран претерпевает значительные изменения экуменистического свойства, уже сегодня слышна проповедь метафизического релятивизма и эквивалентности религиозных доктрин, уравнивающая, например, в правах Ислам и Христианство - т.е. нетерпимость и терпимость. Уже сегодня существует понятие "интернационального стиля" в искусстве - главным образом в изобразительном".
Короче, в то время, когда агрессивный ислам стремится сохранить в чистоте свои догматы, религиозные традиции, культура Запада успешно избавляется от надежной брони национальной самобытности, пытаясь противопоставить единому идеологическому фронту фанатиков Ислама аморфный, беззащитный принцип неких, общекультурных ценностей. В Израиле процесс избавления от национальной, патриотической специфики идет давно. Под воздействием социалистов-либералов и прочих ненавистников всего еврейского, страна давно уже воспитывает подрастающие поколения в духе мимикрии и отказа от родовых корней.
Бродский пишет: " В лучшем случае общество будущего будет обществом эгоистическим и равнодушным, лишенным каких-либо нравственных авторитетов". Вполне возможно такой характер общество не помешает независимости Норвегии, Польши, Германии или США. Но сможет ли Израиль существовать, опираясь на одну лишь силу ЦАХАЛа? Не думаю.
Бродский вновь апеллирует к христианству. Спору нет, религия эта в последнее время стала гораздо терпимей, чем в прошлом. Сытый, довольный свое жизнью христианин, не склонен так сражаться за свою веру, как это было столетия назад. Иудаизм тоже не склонен вступать в поединок с Исламом, но он же, закаленный в тысячелетиях, обладает особой степенью защиты. Именно это и приводит в бешенство проповедников насилия и кровавого передела. Впрочем, не меньше опасности в сытости и довольстве граждан Израиля?
Бродский пишет: " Поэтому лучше оставить будущее в покое, лучше попытаться распорядиться по возможности наиболее толковым образом настоящим.....Лучше стремиться быть справедливыми сейчас, чем рассчитывать на торжество справедливости и здравого смысла впоследствии".
"Быть справедливыми сейчас". Казалось, как просто. Справедливым к людям, которые не хотят покидать свои дома и землю, которую они считают своей. Справедливость неразрывно связана с согласием. Никогда не поверю, что справедливости можно добиться силой, заставить кого-то поверить, что вслед за насилием последует мир и спокойствие.
Теперь я знаю, мне было страшно и больно наблюдать за погромом в Гуш Катифе, потому что это именно мне продемонстрировали мое собственное будущее. Это меня выволакивали тогда из своего дома. Это мои дети наивно и трогательно пробовали защитить свою собственность и достоинство. Это мое будущее готовятся продемонстрировать мне вновь новые правители Израиля. Трагедию моей и вашей судьбы.
Март 2006

Комментариев нет:

Отправить комментарий