суббота, 24 мая 2014 г.

ЧЕРНАЯ ТЕНЬ ЗАВИСТИ прикосновение к Каббале





Высшее гуманитарное образование немыслимо без знакомства с классикой философии. Вот и мне приходилось читать Платона, Сократа, Гегеля, Канта, Декарта, Спинозу, Ницше, Шестова, Бергсона и прочих мудрецов рода человеческого. Чтение это, чаще всего, напоминало попытку продраться через бурелом чащи и непролазные болота, а когда, после всех этих тягот, возникала сама цель тяжкого путешествия, становилось обидно, что цель-то эта как-то не соответствует усилиям, потраченным на ухабистую дорогу к ней.
 Вернее всего, моя в том вина, «генетическое» несовершенство мышления? Не знаю…. Только всегда почему-то казалось, что подлинная мудрость далека от "раскрутки" имен, от тиражей книг, от памятников и «памяти благодарного человечества». Всегда думал, что там, где памятником вырастает «Я», больше хитрости и делячества, чем мудрости. Скромность – вот необходимый, как мне кажется, компонент полезных для рода людского размышлений. Там, где гордыня, нет истины.
   Проще сказать, с годами перестал я верить СЕБЕ САМОМУ и ИМЕНАМ, какими бы они не были. Но то в философии, когда как в искусстве и науке от имен никуда не деться. Хотя и здесь наблюдается странное смещение понятий. Людвиг Ван Бетховен, Лев Толстой или Альберт Эйнштейн становятся, к примеру, не людьми, а неким духовным пространством, «электронной оболочкой души», оставленной после материальной кончины. Злокозненное и порочное «Я» гениев неизбежно замещается чистотой и величием их достижений.
 Вот почему сознательная и культивированная  скромность еврейской, религиозной мысли мне никогда не казалась путешествием через бурелом и ухабы, а напоминало странствие по солнечному, травному лугу, где ясно видна цель и средства ее достижения не кажутся напрасными и утомительными.
 «Мудрость должна быть простой, радостной и легкой» - сказано в одной «негромкой» книге. Эти заметки я ограничу беглым обзором ее текста, из которого, как я надеюсь, читателю станет ясным многое, из сказанного мной выше.
 Книга эта называется «Кабала зависти». Ее автор Нильтон Бондер и имеет ее текст непосредственное отношение не только к глубинам мысли, но и к той политической ситуации, в которой живет человечество сегодня, да и жило тысячи лет назад.
 Всегда думал, что первопричина юдофобии в зависти. В зависти, легко переходящей в ненависть и кровавую страсть к разрушению. Убежден, что природа нынешнего конфликта Израиля с арабским и исламским миром в том же недобром чувстве. Уверен, что в основе глобального конфликта Запада с Третьим миром лежит зависть. Мало того, в ней же первопричина всех социальных революций.
 А теперь обратимся к тексту книги.
 «Раввины утверждают, когда люди сталкиваются с завистью или вступают в эмоциональный конфликт друг с другом, они исследуют сами пределы человеческой сущности.
 Радость для человека – более сложная эмоция, чем уныние. Слезы даются легче, чем хохот. Насколько бы странным это не казалось на первый взгляд, но легче сопереживать чужому страданию и неудачам, чем радоваться везению и счастью других. Именно в этом граничном случае удается бросить взгляд на свою истинную сущность».
 Прошу отметить посыл текста: «раввины говорят». Этого, как мне кажется, достаточно, чтобы последовать дальше за автором книге, в попытке понять себя и тот мир, который нас окружает.
 Странные герои населяют еврейскую историю: их образы всеми силами противятся гордыне человеческой, самому званию героя. Моисей – Моше – величайший из великих пример такого «исхода» от своего «Я».
 «Пришли они как-то к скинии (где хранится ковчег), и ее окутало облако. Иисусу Навину было разрешено войти в это святое место, а Моисею пришлось остаться снаружи.
 Тогда сказал Моисей: «Сто смертей лучше мук зависти»».
 Моше не ступил в Землю обетованную. Он умер на пороге той Земли, совершив свой последний подвиг, выбрав смерть, а не крушение духа.
 Не знаю, нет, конечно же, это не так, но все же, все же…. Шахиды, взрывающие себя, бегут в смерть от зависти к тем, кого они убивают. Возможно, но бегут они в смерть всего сущего, а Моше уходил, в преддверии жизни и свободы своего народа
 В Торе тема зависти присутствует на первых же страницах. Вновь приводит Бондер объяснение раввинов: «Когда Бог спрашивал Каина: «Отчего поникло лицо твое?». Он хотел услышать ответ, вот на какой вопрос: «Оттого ли, что Я отверг твое подношение, или оттого, что принял подношение твоего брата».
 Отчаяние, «поникшее лицо» - не из-за своей неудачи, а по причине удачи другого – это есть муки зависти».
 Не могу забыть тот поздний вечер на границе Иордании с Израилем: за спиной был мрачный, отмеченный редкими, тусклыми огнями нищий мир лагеря беженцев, внизу вся долина была залита радостным, звездным светом жизни – там был Израиль. Как бы не относится к Еврейскому государству, пример его становления – редчайшая удача, почти невозможная, немыслимая. Удача рядом с крахом арабских вожделений. Это не «Хамас», не «Хизболла», не «Исламский джихад» атакуют Израиль, а зависть: обычная, злокачественная, человеческая зависть.
  Вспомнил еще об одной встрече, имеющей непосредственное отношение к особенностям национального характера. Тот давний год был особенно удачливым: с работой все ладилось, сын у меня родился, удалось купить кооперативную квартиру, машину и начать строить дачу. Добрый приятель, помогая нам покинуть арендованную квартиру, сказал так: «Вот вы тоже народ завистливый, как все, но мы-то смотрим на чужой богатый дом и думаем: «Хоть бы ты сгорел, проклятый!» А вы сразу стремитесь построить дом лучше, чем у соседа».
 Вспомнил эти слова, когда увидел по телевизору радостные пляски наших соседей на развалинах поселений в Газе. Им бы умолять оставить эти чудесные, благоустроенные поселки, а потом жить в них, да радоваться. Так нет же – радость только от крови, от разрушений, от торжества мстительной зависти.
 «Зависть превращает человека в абсолютного хищника. Причем жадность и амбиции – не единственные участники «игры» на истощение природных ресурсов.
 Идея владеть так, чтобы не смогли владеть другие, - вот причина огромного различия в распределении богатств Земли».
 Сам факт власти, чаще всего видимой, дороже пользы от этой власти. «Хищник» кормит свое естество мертвой жвачкой из амбиций и утоленного тщеславия. Он готов весь мир увидеть в развалинах и сдохнуть от голода на этих развалинах, но с сознанием власти над этим несчастным миром.
 «Зависть – последнее испытание уровня культуры, цивилизованности и упорядоченности движущей силы, рожденной соблюдением Десяти заповедей. Даже исходная идея о существовании Бога ставится под сомнение, когда, завершая список заповедей, мы сталкиваемся с завистью. Согласно мировоззрению раввинов, зависть выявляет не только неверие в Божественный Порядок, но и сворачивает с прямого пути… - прямиком в идолопоклонство».
 Да никакие они не слуги Аллаха – нынешние проводники так называемой «исламской революции». Они не монотеисты, не послушники своего пророка, они обычные язычники, какими были русские проповедники террора – большевики, а затем и нацисты. Отметим только, что разница между язычниками и атеистами существенна: одни замещают Предвечного идолом, измазанным кровью, другие, в гордыне, хотя бы  заботятся о чистоте своих божеств и себя лично. 
    Но слушаем раввинов: «Акт признания единого Бога обусловлен, прежде всего, благодарностью. С незапамятных времен вера в Божественное порождалась глубоким чувством людской признательности, которая тысячелетия служила выживанию религиозных и духовных идей. Если зависть – вечное свидетельство неразумности веры в Бога. Благодарность ведет людей в противоположную сторону. И то и другое чувства, и потому, и потому вовек друг друга не отменят и не утвердят. И все же зависть – слагаемая идолопоклонства».
 Раздражение, злость, ненависть - как все это опустошает, лишает сил, особенно творческих. Знаю это по  себе. Сделал над собой усилие, стал вспоминать о всем хорошем, что было в моей до израильской жизни и стало легче дышать вовсе не потому, что был вынужден искать пропитание на доисторической родине, а потому, что благодарность - чувство со знаком плюс, ведущее к силе и покою, а ненависть и злая память – минус, перечеркивающий, прежде всего, ненавидящего.
 Поднимемся над «личными примерами». Трагедия то, что происходит с миром ислама сегодня, трагедия и крушение самих, так называемых, пассионарных орд обезумевших фанатиков под зелеными знаменами. Живущие завистью и ненавистью - они разрушают, прежде всего, самих себя.
 «Битва с завистью во всех ее мировых проявлениях, убеждены раввины, исключительно важна для искоренения идолопоклонства» - пишет Бондер.
 Битва эта, увы, продолжается сорок веков и не нам завершить ее победой. Нам же остается только одно в видимом благополучии и сытом покое: не забывать о том, что она, эта Битва, идет и не прекратится не на минуту, пока существует на Земле цивилизация потомков Адама и Евы.
 Есть еще один из самых распространенных и необходимейших видов битвы: битва с самим собой. Может быть, и Иаков, ставший Израилем, боролся не с ангелом Божьим, а с самим собой, с недобрыми чувствами в себе, с завистью, страхом и только, победив, он смог обнять брата своего Исава. Две удивительные истории замыкают один из удивительнейших «кругов» Торы: история завистливого братоубийцы Каина, и история Иакова, победившего себя самого во имя любви к брату.
 Общество потребления – мир бесконечных соблазнов, поводов к зависти множество: мелких поводов и значительных. Злые пульсы пустых желаний тревожат наше сердце. Человек, сам того не желая, превращается в робота, заключенного в тесной камере «производства и потребления».
 Бондер пишет: «Душевный мир достигается хрупким равновесием, к которому человек стремится почти с самого детства. Равновесием между тем, что есть и тем, чего хочется».
  И вот еще что. В последнее время политические реалии Еврейского государства наводят на грустные, если не апокалипсические, мысли. Отчаяние и печаль понемногу обволакивают душу и как же я благодарен, что встретил в книге Бондера  слова, заставившие меня очнуться: «Раввин Нахман из Брацлава говорил: когда человек печален, он лишь ненавидит и завидует. Грядущее позволит отдавать свое «я», ибо это будет мир счастья. И каждый, кто уже сейчас способен обрести счастье, оставляет зависть и чувствует бесконечную благодарность». Нет, конечно же, не  зависть - причина моей печали перед предстоящими выборами в Кнессет, но и печаль мою уж никак светлой назвать нельзя. За ней, как и предвидел рав Нахман, вот – вот последует ненависть, а чувство это самоубийственно по своей сути. Так что не будем печальны, даже наблюдая за грязными играми вокруг денег и власти. Пусть они, «игроки» эти, иссушают сами себя в гневе и зависти друг к другу. Улыбнемся, простим, останемся в стороне от недобрых страстей и, тем самым, сохраним самое великое и необходимое здоровье – душевное.  
 В этих заметках я только прикоснулся к необъятной теме зависти. Убежден, что и недобрые чувства определенной части израильтян к людям веры, страх перед пресловутым «религиозным засильем» в основе своем зиждутся на зависти перед теми, для кого Всевышний и защитник, и свет в нашем мрачном, жестоком и прекрасном мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий