суббота, 24 мая 2014 г.

ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ



«Может быть, когда будешь есть и насыщаться, и дома хорошие построишь и будешь жить в них. И крупный и мелкий скот твой размножится, и серебра и золота будет много у тебя, и всего будет у тебя в изобилии. То возгордишься ты, и забудешь Бога Всесильного твоего, который вывел тебя из страны египетской, из дома рабства…. И скажешь ты в сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей добыли мне это богатство». То помни Бога, Всесильного твоего, ибо это он дал тебе силу приобретать богатство».
 Далее Бог грозит евреям, погрязшим в гордыне, неизбежной гибелью. О силе множества врагов, о происках соседей, ни слова. Гордыня – вот в чем видел Бог Израиля начало-начал всех бед.
 «Ветхий завет»? Не думаю, что и потомки наши усвоят и поймут написанное. «Вечный завет» - вот точное определение. Моя вера в Бога проста  по своей основе. Я не верю, что когда-то жил на земле человек, способный понять и осмыслить с такой силой и глубиной свою собственную сущность. Я не верю, что когда-нибудь появится гений, способный величиной своего таланта хотя бы сравняться с мощью текстов Торы.
 Повторы, римейки, как теперь говорят, возможны. На основе шести выше приведенных строчек написаны тома художественных и философских произведений. Людям, в той же гордыне, казалось, что это они открыли недостижимые горизонты мысли, а на самом деле все эти Канты и Гегели, Спинозы и Марксы, Фрейды и Бергсоны, Бальзаки и Львы Толстые – всего лишь внимательно читали тексты, данные человеку за тысячи лет до их рождения.
 Автор Торы невидим. Нет его портрета, нет имени. Отрицая гордыню, он и сам не желает предстать перед родом людским в облике учителя, бородатого дяди с указкой в руке. Верно, он грозит людям карами, как малым, непослушным, капризным детям. На иронии над этими угрозами построена ни одна атеистическая доктрина. Но и здесь след гордыни. Человечество так молодо, что не заслужило право на зрелость мысли. Период младенчества, возможно, кончился, детство тоже осталось в глубине веков, но подростковый период, с его страстями, иллюзиями, жестокостью и невежеством, еще далеко не пройден.
 У Бога было право разговаривать с евреями у горы Синай, как с детьми. У Творца и сегодня есть право говорить с нами на том же языке. Он считал людей своими чадами и так боялся, что потомки Адама и Евы не смогут повзрослеть, погибнут во младенчестве. Этого не случилось, но нет никакой гарантии, что подростковый период в истории человечества завершится благополучно.
 Социализм и либерализм – болезни подростковые. Только прыщавые недоросли могут получать удовольствие от переделки календарей, от изобретения новых имен-кличек, от мести и ненависти, от жестокой победы над врагом, от веры, что гармония мира нашего совсем рядом - стоит только напрячь свои хилые силенки – и вот оно – царство свободы, равенства и братства.
 Социализм оставил людям в наследство гниль либерализма, построенного на атеизме и аморальности: тихую, пошлую, мещанскую убежденность «пятиклассника» в том, что он держит Бога за бороду, только потому, что владеет компьютером и ходит в теплый клозет.
 Тут и подростковая чума фанатизма, основанная на подмене закона Божьего своими глупыми, наивными законами. За всей этой нынешней «революцией ислама» стоит все та же гордыня нищих подростков, измученных болезнями роста и комплексом неполноценности.
 А что же «народ избранный». Боюсь, что вновь он избран провидением, чтобы напомнить о предостережениях Торы. Верно, государство Израиль, - это чудо красоты и силы, построенное за считанные десятилетия, но здесь-то и ждет евреев ловушка гордыни.
 Мало кто читал Тору так внимательно, как последователи Бешта. Вот одна из хасидских притч: «Ученик пришел к цадику и спросил его, правда ли, что деньги меняют человека? Мудрец подвел юношу к окну и спросил, что он видит на улице?
- Вижу толпу людей, – сказал ученик.
- А теперь посмотри в зеркало, – предложил мудрец. – Что ты видишь?
- Вижу себя.
- А ведь окно и зеркало состоят из одного и того же стекла, – сказал цадик. – Стоит добавить немного серебра, и ты уже видишь только себя».
 Наивные читатели Торы вывели из ее текстов завет аскетизма. Ничего подобного там нет, как и в том, что сказал хасид своему ученику. Бог никогда не требовал от людей  невозможного. Он слишком хорошо знал тех, кого создал. Творец вовсе не думал, что нищета  способна воспитать в человеке добрые начала. Всесильный боялся, что слабая психика потомков Адама вслед за богатством приведет их к безмятежности гордыни, к глупой и опасной убежденности в своем могуществе, в неспособности спасти свое богатство от зависти, ненависти, агрессии соседей. Когда человек «видит только себя» в зеркале он не видит Бога, не только лишен радости от взгляда на величие земной природы и чуда вселенной. Он, чаще всего, не способен заметить и тех, кто способен не только это зеркало разбить, но и стереть его образ. 

 Вот и я стою перед зеркалом после обильного обеда, стою в своем доме и зеркало мое в богатой раме…. Вот белый и прекрасный город Ашдод на горизонте. Он тоже застыл перед зеркалом.  В гордыне спокоен, важен и любуется собой, может быть и потому, что «град» от близкого племени людоедов еще не калечит и не убивает его граждан. (Заметки эти написаны лет 6 назад. Тогда казалось невероятным, что Ашдод станет мишенью террора).

Комментариев нет:

Отправить комментарий