вторник, 15 апреля 2014 г.

ПАМЯТИ РАВА ЗИЛЬБЕРА


  

Из старых материалов.

 В незапамятные времена античный софист Филострат писал о евреях так: «Иудеи издревле отложились не только от римлян, но и от всего человечества, жизнь они себе избрали особую и с прочими людьми не делят ни застолий, ни возлияний, ни молитв, ни жертвоприношений, так что отстоят от нас дальше, чем Сусы и Бактра и даже дальше, чем Индия».
 Филострат понял, что такое быть евреем, но сами евреи на протяжении всей своей истории всегда дискутировали на эту тему. Одни не желали «особой жизни», и переставали быть евреями. Это понятно. Оставаться евреем в галуте требовало подвига. Как выяснилось, и в своем государстве быть тем, кем еврея произвели на свет родители, не так просто. Прежде евреи стремились превратиться в греков, испанцев, немцев, русских, поляков, на этот раз в некое племя израильтян. 
 Другие считали, что за «особостью» народа Торы стоит промысел Божий. И «отложение» это необходимо не только евреям, чтобы сохранить себя, но и всему миру, чтобы познать пути к совершенству. Они также убеждены, что бегство от своего еврейства гибельно не только для евреев, но и грозит катастрофой всему человечеству.
 Так вот, тем, кто тяготиться своим происхождением от народа Торы, читать эту статью не рекомендую.
 В ней вы познакомитесь с Образовательной сетью для русскоговорящего еврейства. Основал ее рав Ицхак Зильбер. Вот что написал об этом человеке Эли Люксембург: «Если меня спросить, какова самая характерная черта этого человека, я бы сказал, не задумываясь: страстное желание творить добро».
 Именно этим желанием, а не попыткой «обратить» репатриантов в иудаизм можно объяснить задачу, которую поставил перед собой рав Зильбер, организуя по всему Израилю свою сеть религиозного знания «Талдот ишурун». Сеть эта объединяет сегодня 150 преподавателей.
 Этот человек прожил большую и очень трудную жизнь. В тюрьмах и лагерях он сохранил себя, не предал идеалы своего народа, стал великим знатоком Торы. В этой возможности остаться, вопреки всему, евреем - Ицхак Зильбер и видел всегда пути добра, возможность духовного возрождения.
 Он считает, что ответы на самые злободневные вопросы человек, воспитанный на принципах агрессивного атеизма, сможет получить только начав изучение традиций, культуры и веры своего народа.
 Мы снова стоим перед угрозой геноцида. Вновь теряем своих детей в огне арабского фашизма. Растерянность, страх, непонимание происходящего – все это будто растворено в самом воздухе Израиля.
 Открываю замечательную книгу Ицхака Зильбера «Пламя не спалит себя», изданную задолго до последней интифады, читаю: «Вся история еврейского народа – это, в сущности, история многочисленных попыток уничтожить его, попыток, потерпевших провал, ибо они противоречили воле Всевышнего».
 Мы стали современниками еще одной попытки. Вот и все.
 Аврам Коэн занимается организацией сети. Окончил он иешиву еще в России. В человеке этом, как мне показалось, высокая духовность уживается с административным талантом. Явление довольно редкое, а потому и рассказ Аврама во многом интересен.
 « В России я был художником, достаточно известным и преуспевающим. Закончил училище 1905 года, был членом Союза художников,  объездил весь мир со своими выставками. Мои родители уехали в Америку, но я не собирался никуда ехать. Я был уверен, что нет в мире лучше места, чем Москва и Россия.
 Человек уезжает от каких-то своих проблем. Он думает, что изменив место жительства, он эти проблемы решит.
 Со временем я стал, если так можно выразиться, непозволительно богат. А у богатого человека  появляется много свободного времени. Я это время получил и невольно стал задумываться.
 Творчеством человек, наверно, занимается с целью реализовать свою душу. Душа ищет радостей духовных, но и сам художник стремится осчастливить других людей. Например, красотой, которую он способен создать.
 И вдруг я понял, что есть на свете кино – синтез всех искусств. Я поступил во ВГИК. Окончил этот институт, начал снимать рекламу: в те годы самый востребованный жанр в кино. Снова пошли деньги и большие…. Радовался я своим успехом до одного момента.
 Снял я небольшой фильм по ранним рассказам Набокова. Может быть работа над этим фильмом натолкнула меня на простой интерес к своим  корням. Я задал себе вопрос, кем были мой отец, дед, прадед….Почему так вышло, что мой прадед был ортодоксальным евреем, а дед стал первым милиционером в городе Витебске? Как жили мои предки, во что верили?… И, наверно, неудивительно, что на этом пути познания себя я встретил рава Зильбера в Москве.
 Этот человек сказал, что мне нужно жениться, а для этого съездить на пол - года в Израиль. Он понял, что мой интерес к традициям нашего народа носит все еще поверхностный характер, а в Москве у меня отличная работа, и призывать меня к алие еще рано. 
 Несколько слов о раве Зильбере. Он приехал в Израиль 30 лет назад, но не сразу понял, куда попал. Он думал, что едет в Эрец – Исраэль, а увидел, что страна только по характеру населения еврейская, а по традициям она - антиеврейская.
 И тогда рав Зильбер решил всего себя посвятить  религиозному образованию. Надо сказать, что почти все русскоязычные преподаватели Торы в Израиле его ученики.  
 Ну вот, приехал я в Израиль искать жену, заморозив все московские проекты. Но жена отказалась сразу последовать за мной в Россию. Она сказала, что сначала мы должны пожить в Иерусалиме. Я согласился. Шли дни, и вдруг я понял, что никуда и никогда не уеду из этого города.
 Сначала были проблемы. Я стал жить, скажем там, в отказе от прежних привычек, прежнего благосостояния, прежней уверенности в завтрашнем дне. Но я смог поверить  в иные ценности, не связанные с одной лишь грешной материей. Тот мир, в котором я сейчас живу, он более ценен, более духовен. Здесь острота моих ощущений совсем иная.
 Я стал работать с людьми по предложению рава Зильбера. Я увидел совершенно разные характеры, столкнулся с разными судьбами, уровнем образования. Я должен был помочь этим людям.
 Думаю, что еврею в Израиле нельзя жить без знания Торы, без понимания своего еврейства, своего места в этом безумном мире. Нет этих знаний, и человек рискует сойти с ума от всего того, с чем ему приходится столкнуться на родине предков.
 Арабы посадили нас на кровавый наркотик. Мы привыкаем к нему. Готовы без конца слушать радио, смотреть телевизор, ужасаясь очередным жертвам.
 В Израиле сегодня происходит нечто страшное. Перед нами, новоприбывшими, тяжелейшее испытание.  В России мы были оторваны от своих корней. В Израиле нас не стараются к ним приобщить.
 Вот, например, пошел я в ульпан учиться, и обнаружил, что там уроки традиций наших занимают самое незначительное место. Зато в нашем ульпане активно работали христианские миссионеры.
 Последняя «русская» иешива в Израиле недавно закрылась. Нет денег. Наша сеть хоть в какой-то мере пытается дать новым репатриантам азы религиозных знаний. Собственно, эти знания и есть наши корни, наши традиции, наша культура.
 Мы хотим, чтобы люди, приехавшие из бывшего СССР, почувствовали, что они евреи, что они не случайно оказались на земле Израиля. Можно принять нашу религию, можно не делать этого, но каждый еврей просто обязан знать границу, за которой он перестает евреем быть.
 Официальная идеология Израиля не стремится дать новоприбывшим азы еврейских знаний. На этом поприще практически никто не работает. Израильтяне, в большинстве случаев, вообще не стараются понять, кто приехал в их страну.
 Вот поэтому мы и открыли нашу сеть. Мы даем уроки по всей стране. Уроки основ иудаизма, только на русском языке. Даем также вечерние программы, в которых люди учатся в парах. Друг против друга сидят два человека. Один получил специальное еврейское образование, другой только ступил на путь познания самого себя.
 В Израиле заканчивают и закончили иешивы 250-300 человек, хорошо говорящих на русском языке. Это наш актив, наш резерв.
 Часто спрашивают о программе нашего обучения. Здесь все просто и в тоже время невероятно сложно. Мы стараемся понять, что такое «еврейский взгляд на этот мир», и как человек должен работать над самим собой, как он должен и может очистить свою душу, потому что в этом высшая цель человека на земле: очистить свою душу.
 Был у нас один ученик. Он пришел к нам без кипы и ушел без нее. На последнем уроке этот человек сказал так: « Я не стал религиозным, но я перестал быть атеистом». Вот в этом наша главная задача: привить человеку тягу к новым знаниям, разрушить схемы и догмы его прежнего мировоззрения, заставить думать.
  Наша «русская» алия во всех областях хозяйства Израиля «подняла голову». Наших людей вы увидите везде. «Русские» сидят в Кнессете, и банках, преподают в университетах, работаю на разных предприятиях, и метут улицы. Мы были везде, кроме сферы религиозного воспитания. Практически все иешивы организованы американцами или израильтянами. «Русских» иешив нет в Израиле. Мы здесь преступно пассивны. Вот мы и поставили перед собой задачу собрать и организовать русскоязычных энтузиастов иудаики. Таких людей множество от Эйлата до Метулы. Большинство из них волонтеры, но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Мы стараемся помочь таким людям, особенно обращаем внимание на молодых людей.
 Прежде мы обращались к государству, к «русским» партиям, но эта идея показалась им не интересной. Политиков больше интересует количество прибывших в Израиль, на еврейское самосознание этих людей обращать внимание в этих сферах не принято.
 Тогда мы поняли, что рассчитывать можем только на свои силы. Мы приглашаем к себе всех, независимо от пола и возраста. Мы никому никогда не отказывали. Мы не ставим перед собой задачу сделать всех учеников людьми религиозными.
 Мы хотим объяснить людям главное: без знаний нет свободы выбора. Новоприбывшие обделены знанием. Самым, на мой взгляд, великим знанием в мире – знанием красоты и мудрости Книги Книг. Они несвободны в своем выборе. Невежество – это всегда рабство».
   Наш разговор состоялся накануне Песаха, накануне великого праздника Исхода к свободе. Но Моше рабейну вывел евреев из рабства египетского, как раз, затем, чтобы дать им знание Торы, знание Закона.
 Мне кажется, что эмиграция наша часто становится болью, трагедией и даже рабством, когда совершается она только во имя бренного тела, а не в поисках себя самого, своей еврейской души, своей свободы.


                                                                     2000 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий