четверг, 3 апреля 2014 г.

ЧАША С ЯДОМ ОТ АЛЕКСАНДРА МЕНЯ



 Давно решил, что иноверцы и атеисты делятся на добрых и злых. Злые хотят нас всех убить и ,как можно, быстрее. Добрые не желают быть палачами, а с ласковой улыбкой предлагают нам чашу с ядом, чтобы испили сами, не мучились долго, а заснули, наконец, вечным сном./
 23 года назад зверски убили этого человека в сане священника. Убитый не был стукачом, и не имел чин в КГБ, как значительная часть православных священнослужителей в СССР. Его авторитета и знаний хватило, чтобы получить скромный деревенский приход в Подмосковье. 
 Приход этот стал местом паломничества московской диссидентствующей интеллигенции. Александр Мень был широко образован, талантлив, всегда трезв, и искренен в своих лекциях и проповедях. Погиб от насилия вполне достойный человек и говорить о нем нужно бы одно хорошее, но...
 Особенно любили слушать Меня евреи. И не только слушать. Многих он крестил. Главной «победой» священника стал его тезка – Александр Галич.
 В те годы «двойное», так сказать, мужество было по плечу далеко не каждому. Быть человеком фронды режиму, да еще и евреем – это уже слишком. Уход в христианство многим потомкам Авраама казался и подтверждением своей оппозиционности и демонстрацией некоего патриотизма - русскости.
 Грешен, уговорили  однажды друзья отправиться по протоптанной тропинке. Очень им хотелось излечить меня от национальной ограниченности и сионизма. Поехал. Слушал этого проповедника, но не дерзнул задать необходимейшие вопросы. Молод был совсем и робок. Но после той встречи оставил следы «скандала» на бумаге, заполнив блокнот в половину ладони мало разборчивыми записями. 
 Кое-что удалось расшифровать через 30 с лишним лет. Вот эти записи. Решился их дополнить с высоты прожитых лет и полученных знаний. 
 ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит, что прискорбная ненависть христиан к евреям объясняется не приятием последними Миссии. Но вина за эту ненависть лежит в равной степени и на христианах, не сумевших обратиться к евреям с любовью и прощением, и на евреях, не разглядевших света истины и добра. 
  МОЯ ЗАПИСЬ. Выходит, я принадлежу к народу слепому и порочному. Все разглядели, а евреи не смогли, хотя ближе всего находились к источнику этих самых истин и света. И слепота наша, духовная в основном, была так разительна,  что христиане не могли стерпеть эту очевидную провокацию и позволили себе ненависть к еврею, вопреки Его требованию любви. Очень мило.
 СЕГОДНЯ я знаю, что он ничего сам не придумал. Мень был последователем теорий Вл. Соловьева и С. Булгакова. Эти философы, прослывшие юдофилами, мягко и терпимо уговаривали евреев перестать быть евреями. Наш народ, по логике передовых, образованнейших, интеллигентнейших представителей русской философии просто обязан был исчезнуть добровольно, осенив себя крестом. То, что еврей без своего Бога – это и не еврей вовсе во внимание не принималось. Тезис о сближении евреев и неевреев на почве христианства по сути дела есть требование национального самоубийства целого народа.
 ИЗ БЛОКНОТА. Он сказал, что только христианство – религия самодостаточная, способная удовлетворить большинство запросов землян. Христиане должны быть глубоко благодарны иудейским пророчествам, но то, что годилось в древние времена для пастушеских племен, не может удовлетворить сегодня людей разных стран и народов. 
  МОЯ ЗАПИСЬ. Снова тезис о правоте большинства. Мне он кажется  фальшивым и трусливым. И крайне опасным, кстати. Подавляющее большинство немецкого народа пошло за Гитлером, а как советский народ любил своего мучителя – Сталина. Мне все-таки кажется, что правда в этом мире за одиночкой, а не толпой. Евреи – народ одиночества, народ одиноких. Ну и что? Кто смеет утверждать, что у такого народа нет права на существование.
 СЕГОДНЯ я могу  сослаться и на законы Космоса. Писал об этом несколько лет назад. Вселенная наша абсолютно пуста за исключением слабых, материальных следов в ней. За пустотой, вакуумом – «большинство». Пустота агрессивна, но это вовсе не значит, что для материи в нашем мире, особенно мыслящей материи, не должно быть места в галактике. Я думаю, это противно замыслу Божьему, как и противно Его воле исчезновение еврейского народа.
 ИЗ БЛОКНОТА. Он вновь предлагает двинуться навстречу друг другу. Движение это должно выглядеть так: евреи признают Миссию, христиане прощают евреям пролитие крови Богочеловека. 
 МОЯ ЗАПИСЬ. По- моему, это не движение друг к другу, а параллельные курсы в разных направлениях. Дело в том, что еврейская вина в распятии создана мифом. Зато море еврейской крови, пролитое христианами, - трагическая реальность, отрицать которую невозможно. Не лучше движение навстречу друг к другу начать с покаяния за убийства невинных, как это рискнул сделать один из римских пап. И не нужно думать о соединении религий. В нашей воле добиться мира и понимания. Этого будет достаточно. 
 СЕГОДНЯ я понимаю, что самой его личности  необходимо было оправдание своего прямого ухода от веры отцов. Отсюда и страстное желание образумить именно евреев, а не папуасов Новой Гвинеи. 
 ИЗ БЛОКНОТА. Это утверждение и вовсе построено на зыбучем песке вымысла. Он говорит, что в свое время иудеи преследовали христиан, а затем христиане ответили им тем же. 
 МОЯ ЗАПИСЬ. Как преследовали? Казнили без пролития крови на кострах, топили в реках, сжигали святые книги христиан, убивали в ходе бесчисленных погромов. История о таких зверствах древних иудеев умалчивает. Ненависть, которая нуждается в оправданиях, не просто ненависть, а хроническая и опаснейшая болезнь. Неужели ей болен этот симпатичнейший и приятный во всех отношениях священник? 
 СЕГОДНЯ я не думаю, что Мень страдал провалами этического чувства. Здесь другое: полная убежденность, что без еврейского свидетельства нет окончательной победы христианства. Он – идеолог, и человек «партийный», он раб своего времени, несмотря на внешнюю, благоприятную форму своих проповедей. Видимо, я раньше невнимательно слушал и читал его труды. Вот вполне откровенная запись
  ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит, что существование «догматического» иудаизма само по себе есть отрицание христианства. В то время, как христианство, основано на ряде догм иудаизма, а поэтому нет возможности равного и автономного существования двух вер.
 МОЯ ЗАПИСЬ. Он прав, идеологические разногласия самые опасные враги мира между людьми. Но, насколько мне известно, раввины и спорить-то не хотят на эту тему. Все просто. Дело вкуса. Кому нравится осетрина с хреном, а кому пироги с мясом. Думаю, дело здесь не в малости моего народа и в его слабости, а в твердой вере в свою правоту. Это наш Бог, наша Вера и наше прошлое, настоящее и будущее - с Ним. Вот и все. 
 СЕГОДНЯ мне уже не кажется, что все так просто. И религия – дело вкуса. Сегодня я согласен с ним и не верю, что на путях терпимости и понимания  встретятся когда-нибудь иудей с христианином. Дело здесь не в вере, а в психологии, в психоанализе.  Некоторые законы  Фрейда, как мне кажется, невозможно преодолеть, как невозможно смертным добиться бессмертия простым вердиктом. Но это уже другая тема.
 ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит вдохновенно, но без пафоса. Он прекрасный оратор и владеет безукоризненно одним редким качеством: он благожелателен всегда, даже тогда, когда  полемизирует с кем-то. Он говорит: «Еврейский народ – один из величайших народов мира. Он выполнил завет Бога. Он исполнил свое предназначение. Память об этом народе останется в веках. Евреи дали миру веру в единого Всемогущего Бога и его сына - Бога любви и прощения. Но еврейский народ не примирился с тем, что миссия его успешно завершена. Гордыня и эгоизм не дали ему возможность понять, что с приходом Миссии, идеалы иудаизма, преобразившись, становятся достоянием всего человечества».
 МОЯ ЗАПИСЬ. Вновь, выходит так, евреи нация глубоко порочная. Все приняли идеалы любви, а они из упрямства отказались. Только почему евреи без явления Миссии дальше остались «тихой» нацией, а народы христианские во имя этой любви утопили мир в крови. Ладно, с евреями особые счеты, но почему нужно было вздергивать на дыбу, распинать, сдирать  кожу с живых индейцев. Во имя любви? Нет, снова мне совершенно непонятен этот модный проповедник.
 СЕГОДНЯ с улыбкой подумал, какая странная форма благодарности за принесенное благо любви и прощения. Откуда эта убежденность, что дети всегда мудрее родителей, знают все гораздо лучше взрослых? Это вечное. И вечно будет блудный сын искать счастья за морями.  И вечно возвращаться к отчему дому с ненавистью за неизбежность этого возвращения. Тоже и с христианством, и с упрямым его желанием  говорить о вере своих праотцов. 
 ИЗ БЛОКНОТА. Он признается, что Христос был евреем, а потому враждебность к новой вере есть национальное отступничество и предательство. Стать христианином – это вернуться к себе, к тому лучшему, что было в евреях древности.
  МОЯ ЗАПИСЬ. Верно, Христос был евреем. Но в истории еврейского народа был не только он, но и пророки, и цари, и герои. Их слова, с его точки зрения, ничего не стоят. Молиться  они завещали только одному Всевышнему. Почему я не должен верить Моше, а должен верить Иисусу ? 
 СЕГОДНЯ я вижу нечто анекдотичное во всей той лекции. Цель одна, только приемы разные. Дверь заперта. На стук не открывают. Ругань и окрик не слышат. Створки не подаются ударам ноги. Нежным голосом просят открыть дверь, набросив овечью шкуру…. Все тщетно. А так не хочется поджигать дом или зашвырнуть через окно бомбу. Как-то неудобно. Век считается просвещенным, да и Катастрофа слишком близка.
 ИЗ БЛОКНОТА. Он вдруг извинился, что слишком много говорит о евреях, но сослался на текст Евангелия, где сказано, что послан был Иисус прежде всего «к овцам  дома Израилева». И во многом, окончательная победа христианства зависит от признания евреями Божьей вести. 
 МОЯ ЗАПИСЬ. Да, по-моему, народ Торы снова во всем виноват. Вот никак не может христианство окончательно победить, потому что евреи не хотят признавать Миссию. Такие обтекаемые, «тихие» слова, а сколько за ними непримиримой злобы. Вспоминаю этого смуглого человека, настоящего семита и не могу никак соединить смысл его слов и внешний облик.
 СЕГОДНЯ я понимаю, что именно отступничество евреев необходимо христианам, так  как перед Голгофой стояли дети Иакова, и только их свидетельство, добытое любым путем, может подтвердить факт распятия и вознесения. Два тысячелетия бесконечных пыток не дали результата. Что остается? Уничтожить свидетеля или заставить его забыть о том, что он не видел никогда и не мог увидеть. 
 ИЗ БЛОКНОТА. Он говорит о мужестве тех, кто решил принять христианство. Но процесс этот, с его точки, зрения набирает силу. За ним будущее. Он говорит и о патриотизме, о том, что каждый обращенный воссоединяется с землей, на которой он родился. 
 МОЯ ЗАПИСЬ. Вновь намек на возможность примкнуть к диссидентскому движению, через принятие христианства. Как это наивно! Ну, лет через 50 не станет коммунистической державы. Православное духовенство снова получит в России влияние и власть. Тогда как? Обратно в евреи?
 СЕГОДНЯ сознаюсь, что в тот год распад СССР мне казался невозможным. Цифру 50 я наверняка взял из-за приятности «круглых» форм. Но вот сбылось все гораздо быстрей. Бывшие коммунисты старательно крестят лбы, а выкресты из шестидесятников пошли в олигархи. Процесс пошел, но совсем в другую сторону.
 ИЗ БЛОКНОТА. Он заговорил об Израиле. Он сказал, что сионизм со временем «облагородится» и Святая земля станет пристанищем для всех людей истинной веры. 
 МОЯ ЗАПИСЬ. Признаюсь, что здесь дал «сбой» по глупости и молодости. Написал так: « Кто знает, может быть эта Ближне-Восточная страна и станет когда-нибудь первой территорией мира для людей всех конфессий и цвета кожи». 
 СЕГОДНЯ я понимаю, что ему очень хотелось окрестить целое государство евреев. Страшно было подумать, что где-то там, на самом главном месте, вновь угнездится иудаизм во всей его первозданной «жестоковыйности». Иерусалим был для него городом  мук Христовых, Его Воскресения – и только. Мне, еврею, там не было места. Впрочем, и сегодня тихая и шумная атака на древний город продолжается. И Папа римский говорит о Иерусалиме, как о святом городе всех религий – и только. И Ясер Арафат видел там лишь христианские и мусульманские святыни. Да и наши отечественные ассимилянты готовы поставить на кон политических игр все, включая Храмовую гору.
 Вот и все мои старые записи. Как жаль, что в ту пора мало обращал внимания на вопросы веры. Да и был полон гордыни, высокомерия посвященного, считал, что принадлежу к высшей расе по праву рождения, а все остальные народы пребывают во тьме предрассудков и невежества. 

 Теперь я так не считаю. Я готов любить и уважать каждого дикаря-язычника и глубоко, искренне чтить его веру только при одном условии: он должен позволить мне быть тем, кем я родился или стал, и не предлагать, от доброты душевной, выпить чашу с ядом.  

5 комментариев:

  1. "Не лучше движение навстречу друг к другу начать с покаяния за убийства невинных, как это рискнул сделать один из римских пап. И не нужно думать о соединении религий. В нашей воле добиться мира и понимания. Этого будет достаточно".
    ***
    Это - главное, что могут сделать думающие христиане: извиниться и оставить нас в покое. Но тогда разваливается вся их теология. Все это прекрасно показал в своей, не побоюсь назвать - выдающейся, книге католический священник и американский писатель Джеймс Кэрролл в книге "Меч Константина. Церковь и евреи. История". Есть в русском переводе (моем) на сайте Берковича, начиная с http://berkovich-zametki.com/2005/Zametki/Nomer6/Kerroll1.htm и далее.
    И я однажды слушал Меня, полностью согласен с тем, что оратор он прекрасный и аудиторию держал своей энергией просто удивительно. Но с Вашим анализом согласен полностью. В защиту "отошедших" можно только сказать, что сыграл огромную роль поколенческий разрыв в семейной еврейской культуре. Очень трудно остаться евреем и понять необходимость остаться евреем в условиях отсутствия еврейской традиции в семье и в окружении и под давлением чужой христианской культуры.

    ОтветитьУдалить
  2. Не знаю , после вашей статьи , я стал уважать Александра Меня еще больше ! А вы в свою очередь , смотрите на всю ситуацию очень субъективно !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правильно! И хотя бы немножко уважения к тому о чем Вы пишите. МЕссия, а не мИссия.

      Удалить
  3. Дорогой Аркадий! Вы подняли очень интересную и трагическую, или болезненную, тему. Спасибо Вам. Если Вас не затруднит, не могли бы Вы высказаться относительно схождения благодатного огня и перспектив строительства третьего Храма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет никакого благодатного огня! Католическая церковь давно ругается с православной за преподнесение последней это, как чудо. Разоблачению мифа о чудесном появлении благодатного огня посвящена серия работ протопресвитера Константинопольского патриархата Георгия Цецис, он пишет: «Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований. Патриарх не молится о совершении чуда. Он лишь "воспоминает" о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый (*******) на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения".Происходит следующее: патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится на святом престоле, символизирующем Гроб Господень»

      Удалить