вторник, 25 марта 2014 г.

МИСТИКА И ПРОРОЧЕСТВА ТАЛАНТА



«Хорошо придуманной истории незачем походить на действительную жизнь: жизнь изо всех сил старается походить на хорошо придуманную историю».
Исаак Бабель «Мой первый гонорар».
Что здесь – гордыня иудейская? На самом деле в хорошей истории лишь угадываются возможности самой жизни. Вот она, жизнь эта, – творец настоящий. Сила Торы, как мне кажется, не в фантастических допущениях, придуманных Автором, а в точном пересказе действительных событий.
У Новодворской о Валентине Катаеве: «А врать он умел, как Бог. Вообще-то хороший писатель должен уметь врать. Враль не всегда беллетрист, но беллетрист всегда враль».
Как все просто! Выходит, нет разницы между ложью и фантазией.
Бог не врал в Торе. Он фантазировал, потому что без фантазии творчество невозможно. За фантазией - способность создавать новый мир. Богом ли фантазией природы наш мир создан? Какая разница.
 Но и разрушение мира в недобрых предчувствиях художника. Мир будущего тоже может быть "придуман".

 Фильмы из России: «Остров» – мистика и очередная   апология мучительства, как основы православия; «Эйфория»: любовь, разыгранная двумя животными, завершенная палачеством оскорбленного самца; «Изображая жертву» - снова игра в кровь и смерть, и жалкое подражание «Гамлету».  Весь этот мрак был моден накануне Октябрьского переворота. Отечественный интеллект предчувствует виток очередного массового озверения. Все чаще думаю, что моему поколению чудом досталась жизнь относительно спокойная. Не падет ли расплата на наших детей и внуков       за этот  покой?
 Но страшнее всего фантазия художника, зажатая в рамки цензуры. Веселье, ложь оптимизма, радость мнимых свершений довоенных фильмов в СССР пророчили ужасы Второй мировой войны.
 Вот когда в нынешней России станут делать фильмы по указке сверху - жди беды настоящей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий