суббота, 15 февраля 2014 г.

В КРУГЕ ТРЕТЬЕМ





 Никогда не забуду Петру – столицу исчезнувшего народа. Полную эклектику исповедовал ей народ - наббатеи. Не было у них своего Бога, своего искусства, своих обычаев. Была одна купеческая выгода стояния на древнем торговом пути. Путь изменил свое направление – и чудо Петры перестало существовать. Не потребовалось набегов, войн, агрессии соседей. Народ без лица обречен.



 Университет в Еврейском государстве, причем учебное заведение по своим истокам и декларируемым намерениям – религиозное. Профессор читает лекцию на одном из гуманитарных факультетов. Он рассказывает о традиции в Японии пеленать особым образом ноги девочек, чтобы нежные конечности сохранили форму, канонизованную в народном сознание, как форму красоты. Лектор сообщает это и тут же добавляет с кривой усмешкой: «Неправда ли такая же глупость эти пеленки, как делать обрезание».
 Другой профессор, лекция по другому поводу. Этот увлекает студентов античностью. Цитирую с точностью: «Так евреями была упущена возможность слиться с мировой цивилизацией, приняв всю глубину, универсальность и всеобщность эллинской культуры».
 Верю в цикличность истории народа еврейского. Две чудовищные катастрофы за спиной жестоковыйного народа. Первая уничтожила половину потомков Иакова, остальных заставила покинуть свою землю. Вторая   закончилась ужасом Холокоста и возможностью для гонимого народа начать очередной виток своей истории. Мы, в Израиле, тем самым, находимся в круге третьем.
 Первая Катастрофа напрямую связана с попыткой ассимиляции в эллинскую культуру, когда копиисту этой культуры - Древнему Риму - уже не оставалось ничего другого, кроме геноцида, полного уничтожения непокорного народа.
 Второй круг начат немецким Просвещением, и продолжен лихорадочной попыткой ассимиляции: принятия и растворения в ценностях христианской культуры Европы. Кончилась эта очередная попытка «быть как все» душегубками Аушвица.
 Третий опыт ассимиляции – Израиль: попытка создания некоего нового сосуда, в котором должна пребывать душа прежде неведомого народа. Сосуд получился отменным: красивым, крепким с виду, но вот с душой вновь не все ладно. Душа еврейская продолжает держаться за свое первородство. Очередной опыт ассимиляции закончился крахом, но какой будет цена  очередной попытки, как евреи выйдут из круга третьего, неведомо. Тем более что процесс превращения вовсе не завершен.
 Ассимиляторская партия Шинуй потерпела фиаско вовсе не потому, что ее идеология перестала соответствовать мировоззрению значительной части израильтян. Просто не сумела эта партия подтвердить в Кнессете слово делом, не смогла провести ряд законов, могущих превратить евреев Израиля в израильтян.
 Армия местных социалистов  активно продолжает политику Осло: политику, прежде всего рассчитанную на ту же самую ассимиляцию, отказ от принципов, по которым тысячелетия развивалась жизнь «избранного» народа.
 Властная, интеллектуальная элита Израиля больше страшится черных шляп ортодоксов, чем боевиков Хамаса. С террористами они рассчитывают, рано или поздно, договориться, с религиозным Израилем у них нет  и быть не может ничего общего.
 Шайка продажных журналистов озабочена изгнанием восьми еврейских семей из Хевроны больше, чем обстрелами территории родной страны «касамами». И так далее и тому подобное.
 Ненависть соседей к евреям – дело привычное и обычное. Юдофобия есть персонифицированное зло в мире, а без зла и добра быть не может, как не может быть света без тени. Вот ненависть евреев к самим себе – явление крайне тревожное, выпадающее из системы ценностей, на которых 40 веков держится цивилизация детей Авраама. Тело без души – мертво. Сосуд без содержимого не имеет смысла. Это истины азбучные, но так и не усвоенные значительной частью «избранного народа».
 Мне непонятна нынешняя  истерика по поводу выборов в Автономии. Какая разница, как выглядят наши враги: чуб у них на лбу, как у казачков Богдана Хмельницкого, свастика на рукаве или зеленая повязка вокруг черепа. Людоеды были, есть и будут пребывать в разном обличье. Важно, как выглядим мы сами, готовы вновь наступить на грабли ассимиляции, предать самих себя или нет? Убежден, что главный и самый опасный враг евреев сами евреи.
 Хочу быть верно понятым. Автор этой заметки полон глубокого уважения к лучшим образцам мировой культуры. Мало того, возможность работать в системе этих ценностей – составляет содержание его жизни, но для него всегда главным была преданность своим корням, истокам, глубокое уважение к людям иудейской веры, несущим на своих плечах тяжкую ношу идентификации с подлинным еврейством. Я не склонен обращать внимание на досадные мелочи в религиозной жизни Израиля. Все мы люди грешные и свое государство не только защищает синагогу, но и оказывает на нее тлетворное воздействие.
  Один «прогрессивный» израильский поэт из ассимилянтов  писал: «Я хочу умереть в своей постели». Эти слова мне не раз повторяли наши социалисты. Сколько, мол, мы будем воевать, и сражаться, пора пребывать в холе и неге, жить как все. Не получится. Противостояние злу – это борьба вечная. Мало того – это долг еврейского народа перед Всевышним. Потомки Авраама обречены на эту борьбу. Евреи занимают те позиции, на которые они были поставлены четыре тысячи лет назад.  Можно эвакуировать Синай, бежать из Ливана, ликвидировать свое собственное присутствие в Газе, но позиции эти можно оставить только ценой нового Холокоста. Риск дальнейшей ассимиляции смерти подобен.

  Еврейское государство на распутье. Кому-то вновь кажется, что спастись от атаки нового зла  можно только ценой подобия, робости, предательства самих себя. Они, в крови и злобе, в очередной раз хотят впиться в горло народа Торы, а мы спрячем  Книгу Книг с глаз долой, мы напялим маску на лицо, мы готовы украсить голову чалмой. Может быть, не заметят, пройдут мимо, дадут «спокойно умереть в своей постели»? Не дадут…
 Господи, помилуй нас грешных, дай силы бороться, и остаться самим собой,  чтобы выход из круга третьего был не так страшен и трагичен, как из первых двух.  Дай силы извлечь из истории нашей хотя бы один, но главный, урок.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий