«Только
в одной России насчитывается
пятнадцать миллионов человек, имеющих право переезда в Израиль по Закону о
возвращении».
( Из прессы )
Евгения Карловна Шмарук – человек тихий. И голос у нее тихий, и шаг, и
улыбка. Странная такая улыбка у этой немолодой женщины – будто прощение она
просит за что-то у всего мира.
Признаться, очень люблю тихих людей. Знаю по опыту, за таким человеком,
как правило, судьба интереснейшая. Я же, если начистоту, лютый охотник за
чужими жизнями. И знаю здесь множество приемов, как подойти к человеку, как
выспросить, не обидев, как узнать о нем то, что он, подчас, сам о себе не
знает. Понимаю, есть в таком признании доля цинизма, но утешаю себя тем, что не
во зло же охочусь, не убиваю добычу, а напротив – будто даю чужой истории новую
жизнь, продлеваю судьбу ближнего, даю ему что-то вроде бессмертия. А вдруг
пройдут столетия, истлеет бумага, испещренная черными знаками моего рассказа, а
устная память о таком человеке сохранится. Пусть безымянная память, пусть не останется
в ней примет нашего времени, а все же…
Здесь я привожу рассказ Евгении Карловны с некоторой редакцией и
сокращениями:
« Все это случилось из корысти. Вижу, совсем плохо мы жить стали. Все
трое моих сынов с семьями будто в тупики застряли. Старший – Михаил – работал
инженером на ткацкой фабрике. Они там трусы шили, да майки. Плохо всегда
работали – дрянь делали, а тут времена трудные: границу для иноземных товаров
открыли – вот они и разорились быстро. Нет заказов, нет рабочих мест, нет зарплаты.
Жена Мишкина только в юности работала, а
потом дети пошли. У меня от этой невестки тоже трое внуков. Тоже, потому что и
у меня детей трое: три парня./
Теперь о Шурике, Александром его
зовут, но с детства как-то Шурик, да Шурик. Человек несерьезный, и имечко
такое, вроде клички. Когда маленьким был, я все боялась за его психику: больно
уж веселым родился. Все ему шутки, да прибаутки. Веришь, и минуту не мог
простоять спокойно. Вечно куда-то бежал, чем-то веселым был занят. Знаешь, кто
он у меня – художник - горшечник. Горшки расписывал цветами на второй фабрике
нашего городка. У нас всего их две были – кормилицы наши. Горшки красивые
получались, только и эта фабрика кончилась. Начальство дурное было, ленивое и
жадное. У Шурика, правда, одно дите, а жена при деле – воспитательница в Детском саду, как я, только
и в садике нашем денежки на зарплату ,считай, с 93 года не водились. Теперь о
младшем расскажу. Я-то сама 35 года рождения, а Гриша родился у нас в 75 – ом,
когда мне сорок стукнуло. Так, случайно родился. Мы с мужем уже и не думали,
что способны на такое. Этот младшенький самым умным получился –писателем, вот
вроде тебя. Он стихи с детства сочинял, а потом на прозу перешел. И в 20 лет
повесть свою напечатал в толстом, столичном журнале. Его тогда все сильно
хвалили. Даже один знаменитый критик назвал «надеждой русской словесности». … С
ним большая проблема. Понимаешь, он про себя думает, что писатель великий.
Гений, а на меньшее не согласен. Учиться не хочет, никого не слушает. Он мне
говорит, что рожден открыть свой мир, и люди пойдут с ним к этим. … как это:
«сияющим высотам разума». … А тут горе. Он быстренько вторую книжку написал, а
ему везде отказ. Говорят: плохо. Гриша у нас на деда своего похож. Ну, прямо
вылитый. И с этим, потом расскажу, полный конфуз.
Теперь о муже моем любимом: Федоре Павловиче Мальцеве. Он врачом работал
в нашей поликлинике. Его весь город любил. Он стольких спас от болезней разных
и даже от смерти. Его, веришь, тысяча человек провожала в Израиль, и многие
плакали.
Ну вот, всех вспомнила. Ну, а со мной вот что произошло. Немец вошел к
нам на пятый день войны. Мне было 6 лет, седьмой. Они наше местечко проскочили
на технике. Оставили власть из местных. Эти местные и стали сразу убивать
евреев. За нами пришли: маму взяли, бабушку, деда, меня и сестер моих: Соню и
Веру. Отец мой воевал в кадрах, в Красной Армии… Его под Ростовом убило бомбой
через год…. Ну вот, собрали нас всех, а дед говорит полицаю:
-
Разрешите, господин, внучку отвести в отхожее место,
очень ребенок облегчиться хочет.
Тот только рукой махнул. Мы, как раз, соседей ждали на дороге. … Ну,
повел меня дед на огороды, к уборной. Полицай в спину нам смотрит. Дед мне и
шепчет:
-Там сзади доска плохо прибита. Ты ее ножкой толкни – и беги к лесу. Только
сейчас ничего не спрашивай – беги и все. И в наше местечко не возвращайся. Никогда
не возвращайся, слышишь.
Я девочка была послушная. Я сделала все, как дедушка велел. А он все
стоял у будки, словно меня ждал. Я маленькая была, за огородами бурьян –
джунгли. Так и добежала до леса. Только дальше не захотела бежать. Обо мне
вроде как забыли. Всех евреев местечка повели к оврагу. Был такой, у дороги к
райцентру. … Там всех и убили из автомата: и маму мою, и деда, и сестер. Я их
не видела мертвыми. Я видела, как полицай строчил по ним сверху. Потом он
перестал стрелять – вот и все. Потом мужики стали кидать вниз землю лопатами. Я
до ночи пряталась на опушке. Потом вернулась в местечко, не послушалась деда. У
нас соседка была – добрая женщина. Я к ней:
-
Баба, Клава, спаси./
Она меня накормила досыта, напоила, потом говорит, что мне уходить надо
обязательно.
-
Иди, - говорит. – Детонька. Здесь тебя убьют. Уходи
дальше от этих мест. Ты на жидовочку мало похожа, может и спасет Бог… .
Домок-то ваш разграбили подчистую. Я кое-что взяла, не пропадать же. Вот тут
документы ваши и фото разные, бери, может, когда сгодится. Только никому не
показывай, зарой лучше. Давай, мы их в клееночку завернем и в банку стеклянную
с крышкой. Беги – и помни: ты русская, родителей твоих бомбой убило, а дом
сгорел.
Я бабу – Клаву послушалась. Зарыла банку на опушке леса. Рос у нас там
дуб могучий, в три обхвата дуб. Вот под ним и закопала. Мягкая была земля. Под
дубом всегда мягкая земля. Я какой-то щепочкой ямку вырыла, банку туда
поставила и землицей закидала … Что потом? Потом добрые люди были. Знаешь,
сколько на свете добрых людей. Злых – меньше, только они виднее. С год жила у
лесника, помогала по хозяйстве, у него жена была больная совсем и хромая. …
Потом … Ладно, войне пришел конец. Меня в детский дом определили. Там и кончила
восьмилетку в 51 году. Бумаги мне выправили новые. Вроде и неопасно было после
войны, но я еще в детском доме назвалась русской. Имя, отчество, фамилию
оставила свои, запомнила хорошо. … Да в те годы кто хотел в такой ерунде
разбираться. Русская и русская. Живи, кем хочешь. Понимаешь, семья у меня была
простая и коммунистических идеалов. Дед отца назвал в честь Маркса. Оба были
партийными. Мама – комсомолка идейная. Только бабка моя – Фира – новую власть
не признавала, и все повторяла часто: «Вот покарает вас Бог, идолов». Это я
запомнила хорошо. А бабку сильно боялась, и этого Бога карающего тоже. В начале
пятидесятых на евреев опять гонения начались. Вот пишут в газетах всякое, а я
себе думаю, какая я все-таки умная, что те документы закопала и стала русской
женщиной. И чем больше я так думала, тем больше хотелось мне вернуться в родные
места и откопать баночку мою. А тут, как раз, оказия. Ну, приехала я в райцентр
наш, поместили меня в Дом колхозника. Ночью заснуть не могу. И пошла в темень к
своему местечку. 10 километров по большаку. В само-то местечко заходить не
стала. Страшно было, а вдруг узнают, и опять заставят еврейкой быть. Вышла я к
дубу моему на рассвете. Сколько лет прошло, а без ошибки определила, где документы
мои зарыты. Откопала быстро банку. Достала сверток из клеенки. Разложила на
пеньке истлевшие бумажки. Паспорта там был, письма отцовские, метрики, три
фотографии: мама моя с отцом, бабушка Фира и торжественное фото, какой-то
выпуск школьный. Смотрю я на все это. Кругом так хорошо, утро нежное, птички
поют, а я сижу на мокрой травке – и плачу. Потом глаза вытерла, завернула
бумаги аккуратно в газетку – и обратно в свой Дом колхозника./
Ладно, все погибло, все погибли. Живу я новой жизнью. Работаю на
фабрике. В техникуме вечернем учусь. Замуж вышла по любви и счастливо. Дети
пошли. О своем детстве стараюсь не вспоминать. И муж и дети ничего о моем
несчастном еврействе не знают. Да и не нужно им все это знать. Тут эта
перестройка началась. Жизнь взбучилась. Так, по инерции еще прожили годов пять,
и стало совсем невмоготу./
Должна тебе сказать, что от фабрики муж получил садовый участок. Мы там
домок поставили маленький, с верандой, без печки, как положено было. Сад
насадили: три яблони, две груши, две вишни байховые – маленькие такие деревца,
но сильные и плодоносные. Вот в саду нашем, у заднего забора я свои документы
опять зарыла. Ну, на этот раз надежней спрятала от сырости и всякой напасти. Я
их так аккуратненько в целлофан закатала, прямо на тысячу лет хранения. Зачем
это сделала, сама не знаю. Тогда, в начале шестидесятых годов, и мысли не было
ни о каком Израиле./
Теперь я тебе скажу, что мой муж тоже был членом партии, а дети
октябрятами, пионерами и комсомольцами. Воспитывались они обычно, как все. Я
тебе скажу честно: сама верили, что когда-нибудь и Россия заживет хорошо, что
народ построит этот самый коммунизм под водительством партии
большевиков-ленинцев. … А тут случилось для меня совсем неожиданное: победил
Израиль арабов, за шесть дней побил. Все вокруг озабоченные ходят. В семействе
моем чуть ли не траур. Все твердят: империалисты, агрессоры, оккупанты, а я
улыбку скрыть не могу и радость в сердце такая, будто мне лично богатейший
подарок вручили. Вот хожу – летаю, а
своим сказать не могу, что со мной происходит. Никому сказать не могу. Евреев в
нашем поселке ,считай что и не было. Все сплошь враги мирового сионизма.
С мужем у меня случился осторожный разговор. Я ему говорю:
-
Как же, Федя, такая за нашими друзьями-арабами могучая
сила. Такие на них траты народных средств – и такая беда, поражение нашего
оружия, прямо позор. Как же так могло получиться?
Он мне тогда сказал, что государству Израиль весь мировой империализм в
помощь, а арабы еще народ не совсем цивилизованный и воевать не очень-то хотели
и умели.
Я ему, опять же осторожненько, говорю:/
-
Федь, может они победили, потому как за свою землю воевали,
вроде нас в Отечественную?
Он тогда очень рассердился и начал говорить, что просто уму непостижимо,
как это он с таким несознательным человеком в браке состоит.
Ладно, бежит времечко. Дети, внуки, заботы разные. … Только обживаться
стали, муж на пенсию вышел, я за ним – тут и грянула новая революция. Ну, сам
знаешь, что было. Свободы разные – это хорошо, замечательно. Только оказалось,
что главная свобода в России пить да воровать. … Кто умеет эти делом заниматься
– тот хозяин: при деньгах и власти, а кто не умеет – тот раб нищий – вот и вся
революция.
В один весенний денек собрались мы все
на участке картошку сажать. Все, значит, кроме младшего моего, писателя.
Он этот, как его? … институт
Литературный заканчивал. … Вечером сели на веранде чай пить. Мой старший и
говорит:/
-
Дорогие родители, мы с супругой решили подать заявление
в посольство Австралии на переезд в эту далекую страну, потому что с нашей
точки зрение ничего, кроме новой большой беды, в России больше не будет.
Муж мой Федя тоже был обижен на новую власть. Он сказал так:/
-
Дорогой мой сын, если бы ты захотел уехать из
Советского Союза, я бы тебя проклял на веки, но из этой дерьмократии всем нам
бежать надо./
А Шурик все смеялся, и вокруг стола бегал. Он кричать стал, что только приветствует путешествия всякие, что
он вообще родился странником и по нелепой случайности просидел все свои 30 лет
на одном месте. Он сказал, что Австралия далеко. Он бы начал с государства
Израиль, куда теперь сразу, без лишней волокиты пускают. Только для этого нужно
было евреем родиться, а им вот не повезло с этим делом. Потом все ко мне
повернулись с немым вопросом. А я тогда молча из-за стола выбралась, прошла
через сад к ограде, по дороге лопату взяла, три раза копнула – и вынесла им
свои документы.
Я им так сказала:/
-
Муж мой дорогой и любимый, Федя, дети мои, простите,
если сможете, ваша мать – еврейка чистых кровей. Так получилось, что нацию свою
я должна была забыть, а потом. … Даже и не знаю, что потом случилось. Ты, Федя,
не очень еврейский народ жаловал. Сначала, значит, Гитлера испугалась, потом
Сталина, потом тебя, потом за детей, чтобы не было у них какой помехи в жизни.
… Простите, если можете. … Вот тут метрики все, паспорта, фотографии. Сыновья
наши, Федя, выходят евреи, если захотят, конечно. … А не захотят, я эти бумажки
опять зарою на прежнее место.
Такой тишины в нашем семействе отродясь не было. Все и разошлись молча.
Ну, ясное дело: подумать надо. Ночью Федя мне и говорит:/
-
Прости, Женя, что всю жизнь тебя оскорблял. … Анекдоты
рассказывал, да шутки всякие отпускал. Ты же знаешь, я не от злого сердца. Мне
хоть еврей, хоть китаец, хоть негр – все без разницы./
Вот что он мне сказал. Мы с ним поцеловались по-стариковски и больше на
эту тему никогда не говорили./
Вот с младшеньким моими трудно все было. Я к нему сразу поехала. Жил он
бедно, на окраине Москвы комнату снимал. Я его накормила привезенным. Он ест,
жадно глотает. Смотрю на младшенького своего – и сердце от боли разрывается.
Наелся он до отвалу, потом мне и говорит:/
-
Ничего, мама, вы их все равно победим?
-
Кого это, - спрашиваю./
-
Жидов, - отвечает. – Они в России снова рвутся к
власти. Они все захватили, а ,главное, в идеологии бал правят: на телевидении
они, в газетах они, даже на радио – они. А уж про литературу молчу. Истинному
русскому писателю совсем ходу нет. Ты думаешь, почему мою вторую книгу эти
козлы забодали? Да потому что в ней идеи русского возрождения, а им такие идеи,
как кость в горле.
Я говорю осторожно:/
-
Гришенька, помню твою первую книгу евреи больше других хвалили.
- Они, мама,
тогда думали, что меня приручить можно, что я буду в их пархатом оркестре в
дудку дудеть… Знаешь, мама, они здесь везде, из всех щелей повылезли. Вот я
смотрю на твое простое русское лицо – и радуюсь. …/
Тут мне худо совсем стало, тут я не выдержала:/
-
Гриша, - говорю. – Мама твоя, Евгения Карловна Шмарук,
родилась еврейкой стопроцентной./
Он смотрит на меня и, чувствую, вот-вот задыхаться начнет.
-
Что? - хрипит. – Что ты сказала?/
-
Гришенька, -
говорю тихо да ласково. – И мать твоя еврейка, и бабка с прабабкой еврейками
были, и деды с прадедами, и так на тысячи лет назад. Вот ты сам на деда моего
похож очень, как вылитый. …/
Мой младшенький,
нежданный, вдруг как заорет:/
-
Ты … Ты!.. Врешь ты все! Быть того не может! Молчи!!!
-
Документы, - говорю. – Есть верные доказательства. Мы
теперь имеем полное право на переезд в государство Израиль всем семейством./
-
Что, что ты сказала? – хрипит мой сынок.
-
Уже со всеми обговорено, все согласны. Вот я к тебе
приехала, чтобы ты нам прямо сказал: едешь с нами или остаешься./
-
Уйди, мать, - говорит. – Я не предатель. Я свой народ
не предам. Можете ехать. Я остаюсь./
Ладно,
поговорили, значит. Начала я прощаться, иду к двери. Уже за ручку взялась, а
тут он меня спрашивает жалобно так:
-
Отец-то у меня хоть русский?/
-
Русский, - говорю. – Русский, Гришенька, ты не
волнуйся./
Уехала. Собираемся мы потихоньку в дорогу. Бумаги
только начали оформлять, а тут и Гриша приезжает./
-
Я с вами, - говорит. – Здесь родсвеннички наши жизни
мне не дадут./
Так, значит, он рассудил: у евреев от евреев спрятаться./
Вот тебе и
вся история, как мы всем семейством оказались в Израиле. Мы с мужем не
жалуемся, живем на пособие по старости. Федя мой дворником прирабатывает, так
что еще и внукам можем подарки делать. Старший наш при деле. Язык у него хорошо
пошел. Зарабатывает прилично. Шурик – тот и вовсе в принцы выбился. В торговой
фирме правая рука хозяина. У него здесь еще один ребеночек родился. Виллу себе
строит в Ащдоде. … Ну, с младшим тоже все хорошо. Он так говорит: «Спасибо,
мама, что привезла меня в это государство религиозных ортодоксов и
милитаристов. Я теперь хорошо понял, почему нас, евреев, так ненавидят. Моя,
мама, задача превратить это варварское государство в передовую, демократическую
республику». Он в одной партии состоит, активистом. Тоже на жизнь не жалуется,
только вот не женится никак, да и девушки у него нет. Это меня волнует».
Вот какая
история. Думаю, во многом типичная. Слушал я Евгению Карловну и думал, что
Закон о возвращении подразумевает прежде всего
в о з в р а щ е н и е к себе самому. История праотца нашего – Авраама
повторяется в веках и бессчетно. Бедность, отчаяние, страх шепнули Шмарук
Евгении: «Иди»? Не думаю. Тут не так все просто.
Очевидно,
одно: тысячелетиями тянется цепочка евреев из города Ура. Они бредут в Ханаан
не одни. С ними близкие, родственники, слуги. В узлах странников чужой хлеб
привычек, идолы и книги чужие … Мы все все еще в дороге, как и пять тысяч лет
назад.
1999 г.
Счастливое было время моей работы в газете. Каждый день, хочешь - не хочешь, а готовь новый материал. Многое тогда казалось полным мусором, а вот теперь копаюсь в архиве - и вроде бы не так уж все плохо. Вот этот рассказик - зря ни в одну из книжек не включил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий