Юдофоб Шломо Занд убежден, что свою историю евреи выдумали,
подменили мифом. Этот наивный простак убежден, что существует на Земле народ с
подлинной, а не с сочиненной историей. Нет такого народа. Позволю себе и такую
«еретическую» мысль: сама история рода людского настолько бездарна и
отвратительна, что только мифом о ней человечество сохраняет мечту о лучшем мире
и остатки достоинства.
«Реализм, социалистический или нет, остается вне реальности. Он
сужает, обесцвечивает, искажает ее. Изображает человека в перспективе
уменьшенной и отчужденной. Истина в наших мечтах, в воображении… Истинное
существо только в мифе…» — считал Эжен Ионеско.
Прав Ионеско: на века и тысячелетия остается миф о человеке, о
народе, о государстве. Большая часть реальности уходит. Она никому не нужна. Все
дело в характере мифа. Он, как и все в жизни реальной, способен служить злу и
добру в равной степени. Феномен иудаизма — в попытке соединить миф и реальность
во имя высшей идеи Б-га. Попытка эта удалась, так как сохранила в веках, как
истину, народ еврейский и способствовала возрождению его государственности.
В годы злоупотреблений придумал тост: «Не думаю, что яблоком
совратил змий Адама и Еву. Скорее всего, из яблок с Древа познания Добра и Зла
он сварил сидр. Только яблочное вино позволило детям Творца услышать голос
плоти. В нормальном состоянии эта парочка никогда бы не променяла бессмертие в
раю на муки в “юдоли печали”. Так выпьем за мужество наших прародителей».
На скрижалях, полученных Моше, не было Закона: «Не пей спиртного».
Видимо, понимал Всевышний, что требование это, при всем желании,
неисполнимо.
«Среди многих трудов Ноя был такой: он посадил виноградник. Первый
результат оказался плачевным. Не зная ничего о свойствах виноградного сока,
патриарх напился и заснул обнаженным в шатре, где его и подсмотрел Хам. Об
увиденном же — судя по фреске Микеланджело в Сикстинской капелле, посмотреть
было на что! — он немедленно рассказал братьям Симу и Иафету. Братья повели себя
благоразумно: отвернув лица, вошли в шатер и накрыли отца одеждами; когда тот
проснулся, обо всем доложили. Взбешенный Ной проклял Ханаана, четвертого сына
Хама», — описывает российский литературовед Павел Басинский.
Перед нами одна из христианских трактовок истории Ноя. Миф после
мифа оправдывает старика Ноя. Праведник не знал, мол, что вино способно раздеть
и усыпить человека. В Торе нет этого оправдания. В Пятикнижии сказано только: «И
стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник, и выпил вина, и опьянел, и
обнажил себя посреди шатра своего». Правда, в комментариях «Сончино» сказано:
«Некоторые комментаторы объясняют, что поскольку Ноах был первым, кто насадил
виноград, он не знал о том, каким опасным свойством обладают плоды этого
растения». Оговоркой мне позволено уйти от домыслов «некоторых комментаторов».
Уверен, что Ной и до потопа выпивал, как и все нормальные, пусть и святые, люди.
Не только Хам унес с собой багажом в Ковчег греховность мира людей, но и Ной не
мог быть свободен от слабостей и пороков созданий Божьих. Где-то прочел:
«Праведник не безгрешен. Он тот, кто стремится избежать греха». Так зло порока
не погибло в водах потопа, а уцелело в недрах Ковчега. Нет и быть не может
Ковчега, способного спасти весь род человеческий.
История Б-га в иудаизме и Торе — это история проб и ошибок. Сам
Вседержитель не желает быть застывшим идолом. Вот почему именно в эту историю, а
не ханжески очищенный до непотребства лжи миф, можно верить.
«Дочери Лота… В одну ночь лишиться самых близких людей! И для них
эта ночь была роковой, это была ночь выбора. Отец, знающий и боящийся Б-га, и
жених, почти уже одно с нею... За кем пойти? Кому последовать? Нелегкий выбор...
И все же они последовали за отцом, пренебрегши душевными чувствами. Какой
поразительный пример для современной молодежи!» Вновь христианская трактовка, не
нарушающая святость мифа. В Торе совсем иное. Старшая дочь Ноя «пошла за отцом»,
подразумевается и за Б-гом по христианской версии, чтобы «лечь с ним», пьяным, в
одну из недобрых ночей. Абсурд! В Торе нет никакого пафоса и праздника победы.
Праведник Лот был спасен Всевышним, чтобы породить врагов Израиля. Сатана взял
реванш, как только Творец успокоился, решив, что дело сделано. Так устроена
природа мира и человека, где зло плетется вечной тенью за призраком добра.
Дочери Лота, по библейскому сказанию, возлегли со своим отцом,
напоив его, и родили от него сыновей Моава и Аммона — предков моавитян и
аммонитян — врагов иудеев. Как красиво и страшно заканчивается миф о Лоте,
каким, в итоге, чудовищным испытаниям подвергается святость племянника
Авраама.
Ислам, как и христианство, очищает святых от греха, лишая миф
правды и смысла. В Коране Лот известен как пророк Лут, его история в исламе, в
общем, близка к библейской, но об инцесте с дочерьми не рассказывается.
Напротив, эта история считается выдуманной и приписанной Лоту. Известно, что в
Исламе все пророки считаются свободными от греха. Тем самым и нарушается
художественная правда Торы, где сложность жизни человеческой далека от
идеологических догм, от простоты, которая хуже лжи.
Не могли дочери Лота, рожденные в городе порока, выйти чистыми из
Содома. Об этом и комментарий к Пятикнижию: «Их дальнейшее поведение
свидетельствует о том, что они были истинными воспитанницами Сдома». Грех
инцеста понятен, как и то, что враги Израиля рождаются в результате этого греха.
Всего лишь не безгрешным в стремлении и был Лот.
Миф становится правдой истории. Пороки галута две тысячи лет
совращали ментальность евреев, превращая многих из них во врагов самих себя, а
затем и Израиля. По сути дела, инцест и есть ассимиляция. В таких прозрениях и
состоит гениальность Торы, поднимающая ее и над мифом и над «исторической
правдой».
Есть еще одна особенность отмеченных двух историй в Пятикнижии
Моисеевом. Человек в сознательном состоянии еще способен быть праведником. В
бессознательном — он беззащитен перед злом. Вижу за этим притчи не только о Ное
и Лоте, но и о самом человечестве. В сознательном состоянии народ немецкий
рождал гениев и праведников, в бессознательном произвел на свет нацизм. То же и
с русским народом: Толстой, Чехов, Мусоргский, а следом бессознательное
состояние в бреду большевизма. А разве Китай при Мао не был безумен? Ныне,
похоже, народ арабский впал в бессознательное состояние. И большевизм, и фашизм
помогли ему в этом.
Исааком Бабелем сказано: «Хорошо придуманной истории незачем
походить на действительную жизнь; жизнь изо всех сил старается походить на
хорошо придуманную историю...» Пятикнижие и есть гениально придуманная история.
Уверен, что еврейская сила жить и выживать основана на Б-жественной силе текста.
Нам не дано знать, что было в начале начал. Мы и свою собственную жизнь творим
из мифов.
Когда-то, в момент кровавой последней интифады, подумал в отчаянии,
а нужно ли евреям государство, не способное защитить их от очередной вспышки
ненависти? Подумал об этом на пути к своему дому, увидев мезузу у двери. Как же
умножилось в мире, благодаря Израилю, число таких дверей. Возможно, высший смысл
Еврейского государства в этом и состоит. Наш мир не вечен, но в самом страшном
огне должна уцелеть хотя бы одна мезуза со словом Б-жьим, чтобы жизнь могла
возродиться вновь. Новая история от древнего Слова. Новая попытка жизни,
способной усваивать уроки истории.
Коды Торы? Мне всегда казалось, что для их расшифровки не нужны
какие-то особые ключи и бездны информационной памяти компьютера. Достаточно
вспомнить о том, как легко прошлое проектируется на день сегодняшний и поверить
мудрости Соломона, что «ничто не ново под Луной».
Комментариев нет:
Отправить комментарий