четверг, 21 февраля 2013 г.

О КОРЮШКЕ И АРБУЗАХ


В пору журналистской молодости прямо-таки издевался над репатриантами, убежденными, что в родном Мелитополе и творог был более сладок и яйца крупней. « У них здесь творог, - говорила одна знакомая дама, - а у нас творожок. У них тут хлеб, а у нас хлебушек». Сегодня, я понял, что зря я так нервничал на эту тему. Нет, не потому, что в Израиле продукты хуже, чем в упомянутом городе, а по причинам психологическим.
 Дело в том, что в молодости нам плевать на прошлое, да и прошлого этого  с гулькин нос. Мы живем ради будущего и этим будущим. С возрастом прошлое становится огромным и значимым, а будущее скукоживается до обидных размеров. А кому хочется думать, что жил он многие годы в полном дерме и обидах, с кислым творогом и длинными очередями за хлебом. Получается, что не только страна исхода – образец исторической неудачи, но и мы сами несчастные лузеры, а так как жизни впереди остается немного, беду эту исправить практически невозможно. У Пушкина точно: «Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман».
Есть у меня знакомый с вечным плачем о советской власти. Вот начинает он, в очередной раз, воспевать разные там стройки Пятилетки, образование в СССР, медицину, а я молчу, потом, постепенно распаляясь, вспоминать начинаю о разных кошмарах прошлой жизни. Он терпеливо слушает. Я говорю: « Ты скажи, было это все: кровь, голод, бесправие?». «Было, отвечает». «Тогда как же!» - срываюсь я на крик. «Не знаю, - подумав, отвечает приятель. – Но было хорошо».
 И так он это «хорошо» произносит, с таким добрым и беспамятным сердцем, что весь мой запал правдоискателя испаряется. Я вспоминаю о его болезнях, житейских невзгодах в Израиле, о проблемах с родными людьми.  Я начинаю думать, что иллюзии о  прошлом становятся со временем чем-то, вроде религии, когда в темном углу нашей памяти появляется истукан, у которого многим из нас так сладко и спасительно молиться.
 Где-то слышал или читал, что в детях нельзя пестовать гордыню, а следует воспитывать благодарность. С возрастом мы часто «возвращаемся» в детство и это вовсе не связано с процессами старения в черепной коробке. Мы просто делаем попытку очистить душу благодарностью за дарованную жизнь перед тем, как с ней расстаться.  Нет уж, пусть лучше «живет» в Мелитополе сладкий творожок и вкусный хлебушек.
 Есть замечательная, совершенно хасидская, притча о путнике и привратнике. Путник спрашивает у привратника: « Что за люди живут в твоем городе?» Привратник, конечно же, еврей, отвечает вопросом на вопрос: «А какие люди живут в твоем городе?» «Все сплошь негодяи, воры и убийцы», - отвечает путник. «Тебе не повезло, – вздохнет привратник. – В нашем городе люди не лучше». Вскоре подошел к нему другой путешественник с тем же интересом, а на вопрос привратника он ответил, что в месте, где он родился, живут замечательные, добрые и честные люди. «Тебе повезло, - улыбнется привратник. – За нашими стенами ты встретишь людей не хуже».
 Мудрая притча, но это значит, что нам вовсе не хочется думать, что в «городе», из которого мы ушли, жили одни подонки. Глядишь, и на «исторической родине» нарвешься на такую же публику. Мудрый инстинкт подсказывает «избранному народу», что гораздо плодотворней жить не ненавистью, а благодарностью к той земле, из которой вышел. И в самом деле, я что-то не помню, чтобы Авраам проклинал Междуречье и родной город Ур. Да и Моисей спасал народ жестоковыйный от рабства, а не от ужасных египтян. И совсем не случайно возникли в Синайской пустыне «горшки с мясом», вместо опостылевшей манны небесной…. Так вот, при всей моей искренней любви к Израилю, прекрасен город Петербург и ничего вкуснее копченой корюшки, по весне, и арбузов по осени я не ел никогда  в жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий