вторник, 19 апреля 2016 г.

МЕИР КАХАНЕ. БИОГРАФИЯ


МЕИР КАХАНЕ - БИОГРАФИЯ 

Ефим Майданник (глава пятая)

 
Глава 5
Увы их уже нет с нами


“Исраэль, краса на горах твоих пала убитой!
Как пали герои!
Не сообщайте в Гате, не возвещайте на улицах Ашкелона,
чтобы не радовались дочери пелиштимлян, чтоб не ликовали дочери необрезанных”.
(Шмуэль II 1:19-20)


Прощальное слово главного раввина Израиля рабби Мордехая Элиягу

“Руки твои не были связаны, и ноги твои не были в оковах;
Ты пал, как падают от рук злодеев.
И снова заплакал о нем весь народ”.
(Шмуэль II 3:34)

Господа, эти стихи, этот плач читались по Авнеру. “Руки твои не были связаны, и ноги твои не были в оковах; как мог ты пасть от рук злодеев?! И снова заплакал о нем весь народ”. Мы плакали вчера, и мы будем плакать сегодня, но этого недостаточно – “и снова заплакал о нем весь народ”.
Господа, не все знают рабби Меира! Они не знают его истинных достоинств! Его страх перед Небесами! Его ученость! Его доброта! Помощь, которую он оказывал втайне! Сколько семей получали от него наборы продуктов в канун Песаха, в канун Суккот, в канун Рош Ха-Шана; сколько бедных людей получали деньги от него – и все это он делал втайне! Я могу рассказать вам, что совсем недавно, перед Рош Ха-Шана, рабби Меир раздал пожертвования на сумму около 34 000 долларов. Однажды нуждающейся семье он передал деньги из своих личных фондов! Вот это доброта! Вот это страх Небес! Вот это благотворительность! Вот это пожертвование втайне!
Его внутренние достоинства, тонкость его души, внутренний страх перед Небесами! Люди не знают об этом, люди незнакомы с этим.
Господа! Знаем ли мы, как тщательно он следил за тем, чтобы уделять время для изучения Торы!
Кто первым заговорил о российском еврействе? Кто пробудил еврейский народ и весь мир от спячки в том, что касалось российского еврейства? Кто предсказал, что российские евреи еще выйдут из своего изгнания? Это был рабби Меир Кахане – да отомстит Ха-Шем за его кровь!
Я мог бы рассказать о том, сколько раз я обращался к нему по поводу агунот – благодаря его усилиям многим из них удалось помочь. Большое число еврейских женщин он вырвал из рук неевреев!
Рабби Меир, рабби Меир! Я прошу вас подняться на небеса и пробудить тех, кого погубили власти, чтобы они могли выступать на небесах на благо всего народа Израиля, чтобы нам не приходилось больше оплакивать людей и чтобы ваша собственная жертва была последней, чтобы мы в наши дни больше не слышали плача и криков и чтобы мы все были признаны достойными окончательного избавления быстро и в наши дни. Амен.

Похороны

С 12 часов дня люди начали собираться в ешиве.
Эта ешива была создана рабби четыре года назад. Там собрались его молодые ученики и еще несколько преданных ему людей. Потрясение от нашей утраты было таким сильным, что люди даже не плакали. Звуки, которые слышались, напоминали стоны раненых животных. Пол аудитории стал мокрым от слез. Те, кто находились снаружи, говорили разные вещи. Харедим говорили: “Он один из нас”, жители трущоб говорили: “Кахане любил нас”, и все пытались представить дело так, как будто рабби принадлежал исключительно им, – может быть, им казалось, что если они будут говорить так, их боль станет легче.
Нам, его ученикам, хорошо знавшим его, было известно, как рабби Кахане любил всех этих людей. Он излучал любовь и еврейское тепло везде, где бы он ни находился. Те, кому случалось сопровождать его в прогулках на улице, испытывали сильнейшее ощущение. Все хотели обнять его, люди криками выражали свое одобрение, говорили о своей любви к нему, и неважно, с кем он встречался, будь это наголо обритый парень с серьгой в ухе или нищая старуха. Еврей с вьющимися пейсами из Йемена, школьники, домохозяйки, хасиды, харедим любого и всех направлений – с кем бы ни встречался рабби, чувствовалось, что он принадлежит всему народу. Люди любили его.
На протяжении двадцати лет в Израиле действовало нечто напоминающее целую отрасль промышленности, и все с целью скрыть его святой образ, исказить его проклятиями, ложью, преследованием, заключением в тюрьму и взятием под стражу. Однако рабби с его вечной любовью к евреям не реагировал на это и просто продолжал идти своим путем. Еврейский народ, люди, которым довелось ощутить лишь отдельные вспышки света от образа рабби до его смерти и после нее, сейчас пришли, чтобы побыть с ним, со своим великим лидером.
Еще до того, как гроб принесли в ешиву, невозможно было пройти на улицу Шмуэль Ха-Нави. Массы людей – по мнению знающих людей, там собрались 150-200 тысяч человек – вышли на улицы, они плакали, кричали, не хотели поверить в то, что произошло. Со всех уголков страны, от Нетивот и Димоны на юге до Кирьят-Шмона и Маалот на севере, съехались сюда евреи; приезжали студенты ешив в полном составе.
Внутри ешивы мы, его ученики, ждали последней встречи с нашим рабби. Мы подготовили то место, где он обычно стоял во время занятий Торой. Такие моменты были чрезвычайно важными для нас. Люди любили его, люди не желали расстаться с гробом. Массы людей сопровождали автомобиль Хевра кадиша, где находился его святой гроб. Они просто не хотели с ним расстаться, они не были готовы поверить в то, что произошло.
И мы, находившиеся внутри ешивы, уступили требованиям народа. Он всегда любил быть с людьми. От этих людей он получал жизненные силы, и вот сейчас не могло быть сомнения в том, что он был счастлив находиться с ними.
Надгробные речи, произнесенные раввинами и студентами ешивы, – выступил также его брат рабби Нахман Кахане, выступил Ришон ле-Цион рабби Мордехай Элиягу, – все это заняло много времени. Было намного больше людей, желавших сказать прощальные слова, но в прошлом в подобных ситуациях рабби говорил: “Я хочу, чтобы со мной были те, кто отправились со мной в пустыню”. Слова Ирмиягу были всегда на его устах: “Я помню тебя в любви твоей молодости... когда ты отправилась со мной в пустыню, в незасеянную землю” (Ирмиягу 2;2). Важным людям, которые сегодня вспомнили, что надо сказать прощальное слово после того, как они молчали на протяжении многих лет, – этим людям не было места среди произносивших здесь свои слова. Может быть, в другом месте, в другое время.
В 16:30 началось движение похоронной процессии. Люди шли медленно. Очень медленно. Сотни тысяч, люди, испытывавшие боль, люди потрясенные, отказывавшиеся верить в то, что происходило. Рабби Кахане нет в живых – это как-то не вязалось. Наш рабби был символом жизненных сил, смелости, гордости, вечной юности и любви – и он покоится в гробу!
Похоронная процессия двинулась вперед, полностью заблокировав улицу Шмуэль Ха-Нави, от начала и до конца. В одном месте люди читали Теилим, в другом его студенты кричали: “Рабби, что мы будем делать без вас?” С улицы Шмуэль Ха-Нави процессия двинулась по улице Бар-Илан, закрыв движение по ней в обоих направлениях. Было практически невозможно двигаться в непосредственной близости от автомашины, на которой находился гроб. Все хотели прикоснуться к ней, быть ближе к святому человеку.
Шествие продолжалось около четырех часов. В истории современного Иерусалима и Эрец-Исраэль такого не бывало. Наконец процессия приблизилась к Хар Ха-Менухот (кладбищу). Трудно было вынуть гроб из автомашины. Все хотели помочь нести гроб с телом святого человека, совершавшего свой последний путь. Они хотели получить благословение, испытать в последний раз его благословение. Примерно в 21:00 могила была засыпана, рабби Нахман Кахане, брат рабби, прочитал Кадиш, а рабби Исраэль Ариэль произнес молитву Эль мале рахамим. Еще долгое время люди не уходили, они просто не могли поверить в то, что происходило, они распевали: “Наш рабби, ты ушел, и некому теперь ободрить нас, дать нам надежду! Ты оставил нас сиротами!” И мы, его ученики, оставались до его могилы до самого конца. Мы остались наедине с его памятью, мы говорили: “Рабби, все, что у нас есть, мы получили от вас, и мы обещаем продолжать то, что ты начал, используя все, что ты оставил нам, до окончательного избавления”.
ТВЕРДЫНЯ ИЗРАИЛЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий