среда, 25 сентября 2024 г.

Яркая страна в сухих цифрах: как в Израиле прошел 5784 год

 

   Фото из ФБ

Яркая страна в сухих цифрах: как в Израиле прошел 5784 год

В преддверии нового 5785 года по еврейскому календарю Центральное статистическое бюро Израиля опубликовало избранные данные о событиях и тенденциях в стране года уходящего. За это время население страны увеличилось, хотя из-за войны и экономической нестабильности ее покинули десятки тысяч граждан. При уверенном снижении числа уголовных расследований отмечается продолжающийся рост жертв преступлений. В Израиле за год закрылось более 50.000 предприятий, растет индекс потребительских цен, и, несмотря ни на что, отмечается удивительный рост иностранного туризма.

 

Население


Согласно отчету Центрального статистического бюро, население Израиля составляет 9,915 миллиона человек, и, по прогнозу, уже через несколько недель население страны достигнет десятимиллионной отметки. Около 7,632 миллиона граждан страны – евреи (77%), около 2,067 миллиона – арабы (20,8%). За год население увеличилось примерно на 118.000 человек. Родилось в Израиле 183.000 младенцев, 55.000 человек умерли. Прирост численности населения составил 1,6% по сравнению с 2,2% в предыдущем году.

Среди опрошенных светская доля населения составляет большинство (43,5%), за ними следуют соблюдающие традиции нерелигиозные израильтяне (18,9%), соблюдающие традиции религиозные граждане (12,5%) и, наконец, ультраортодоксы (11,3%).

За год в Израиль репатриировались 46.000 евреев по сравнению с 74.400 в предыдущем. При этом уехали из страны 55.000 человек, но 27.800, наоборот, вернулись.

 

Здоровье

Расходы правительства на нужды здравоохранения в уходящем году составили 136,3 млрд шекелей (7,2% ВВП) по сравнению со 131,0 млрд шекелей в предыдущем.

Средняя продолжительность жизни в Израиле на сегодняшний день составляет 81 год для мужчин и 85,5 лет для женщин. Этот показатель в целом немного увеличился, если не учитывать число погибших во время теракта 7 октября 2023 года и погибших на войне.

Основной причиной смертности в Израиле является рак – на долю онкологических заболеваний приходится более 22% смертей.

При этом 18.2% израильтян в возрасте 20 лет и старше сообщили, что ежедневно курят, а 22,2% – курят либо каждый день, либо время от времени.

Почти половина 20-летних и старше в Израиле имеют избыточный вес или страдают ожирением.

 

Образование

Государственный бюджет сферы образования в Израиле составил в уходящем году 148,9 млрд шекелей (8,0% ВВП) по сравнению с 138,9 млрд шекелей в предыдущем.

В системе образования задействовано 1960,6 млн учащихся. Их обучают 210.300 преподавателей. К 2028-29 учебному году, как ожидается, число преподавателей увеличится и достигнет около 2,769 миллиона человек.

Среднемесячная зарплата штатной должности в системе образования в уходящем году составила около 14.460 шекелей.

В университетах и ​​колледжах обучаются почти 300 000 студентов, в сфере среднего специального и высшего образования средняя зарплата преподавателя составляет около 36.000 шекелей.

 

Закон и преступность 

Расходы правительства на обеспечение законности и порядка в стране в уходящем году составили 27,7 млрд шекелей (3,7% от всех расходов).

Полицией возбуждено 303.000 уголовных дел (по сравнению с 303.800 в предыдущем). При этом жертвами преступлений оказались 1,075 млн человек - по сравнению с 887.600 в предыдущем. Разница в 303.800 пострадавших составила 14,8-процентный рост этого показателя.

Из общего числа возбуждаемых дел 42,7% приходится на преступления, связанные с общественным порядком. Однако среди потерпевших почти 600.000 пострадали от преступлений против личности. Свыше 300.000 стали жертвами насилия. Всего 3,3% - пострадали от воровства. 24.000 человек стали жертвами сексуальных преступлений.

В общей сложности 1,18 млн израильтян зарегистрированы в различных социальных службах. Более миллиона жителей Израиля признаны инвалидами. Из них людей с физическими недостатками – 377,700, а людей с психическими отклонениями – 241.700.

 

Индекс потребительских цен

Индекс потребительских цен в уходящем году увеличился на 3% после того, как в предыдущем он вырос на 5,3%. За последние пять лет (с декабря 2018 года по декабрь 2023 года) совокупный рост индекса потребительских цен составил 11,3%.

 

Бизнес

В Израиле зарегистрированы 696.975 предприятий, из которых 55% не нанимают новых сотрудников.

68% из них являются самозанятыми ("малыми предприятиями"), а 27% – это крупные компании.

В течение года открылось около 62.200 новых предприятий, но закрылось около 51.000.

 

Туризм

Общий оборот туристической сферы в израильской экономике составил 52,5 млрд шекелей (по сравнению с 48,8 млрд шекелей в предыдущем году). В этом году Израиль посетили 3,2 миллиона туристов (по сравнению с 2,9 млн в 2022 году). Зафиксировано около 9 миллионов выездов израильтян за границу (по сравнению с 8,4 млн в предыдущем году).

При этом значительно сократился внутренний туризм. Число поездок израильтян по стране, включающих проживание в гостиницах, составило 6,6 миллиона – по сравнению с 9,4 млн в предыдущем году.

 

Транспорт

Выручка автобусных кооперативов в уходящем году составила 1,9 млрд шекелей. Средняя зарплата в отрасли – 22.479 шекелей.

Железной дорогой в этом году воспользовались 62,5 млн пассажиров (по сравнению с 54,7 млн ​​в предыдущем году). Доход отрасли составляет 0,6 миллиарда шекелей.

В Израиле насчитывается более четырех миллионов автомобилей, более 80% из которых находятся в частной собственности. Число дорожно-транспортных происшествий составило 8832 случая (по сравнению с 10.404 в предыдущем году), однако при этом уровень смертности и число серьезных травм увеличилось.

 

Государственные расходы

Дефицит государственного сектора на сегодняшний момент составляет 95,2 миллиарда шекелей.

Государственный долг - 1134,5 миллиарда шекелей.

 

Оптимизм населения

Из общего числа опрошенных израильтян 91,1% заявили, что они удовлетворены своим экономическим положением и полагают, что в будущем оно еще больше улучшится. Почти 90% удовлетворены своим жилым районом. Однако только 40% удовлетворены работой общественного транспорта.

Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: косность сердца, препятствующая тшуве

 

Суть еврейских праздников. Месяц элул и Тшува: косность сердца, препятствующая тшуве

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 24 сентября 2024
Поделиться26
 
Твитнуть
 
Поделиться

Как нам подойти к анализу покаяния?

Мудрецы, занимавшиеся темой тшувы, полагают, что она далеко не всегда связана с грехом, однако все соглашаются с тем, что для возникновения желания ее совершить необходимо ощущение изъяна. Тот, кто является совершенством в собственных глазах, не знает, что такое тшува.

Из всех общественных групп в Стране Израиля — и не только в ней — именно религиозный сектор, охватывающий все круги и прослойки «соблюдающих Тору и заповеди», наиболее остро ощущает свое огромное превосходство (как в целом, так и в частностях) над остальными. Кажется, ни в каком ином секторе не раздаются столь уверенные заявления о том, что все недостатки окружающей нас действительности порождены внешними по отношению к нему обстоятельствами, в то время как он сам, в сущности, идеален. Такие события, как ошеломляющая радость победы в Шестидневной войне или трагическое потрясение Войны Судного дня, оказывали свое действие — пусть на краткий промежуток времени — на все общественные группы в Израиле. Разумеется, охватывавшее народ ощущение внезапного пробуждения в самых разных смыслах не было глубоким и продолжалось недолго, однако чувствовалась потребность в изменениях, в исправлении, в пересмотре общественных ценностей. Единственной общественной группой, которая, несмотря ни на что, в большинстве своем продолжала упиваться собственным величием, был религиозный сектор.

Нельзя не признать, что чувство самодовольства, присущее религиозному кругу в целом, зачастую характеризует и отдельных его представителей. Человек чувствует себя интегральной частью коллектива; он также полагает, что за отдельными незначительными исключениями источником всех проблем являются внешние факторы, что изъян надо искать в другом.

Понятно, что в отсутствие ощущения недостатка подлинная тшува невозможна. В этом не помогут ни месяц элул, ни Десять дней покаяния, ибо тшува должна быть осознанной , осуществленной в результате понимания изъяна, чем бы он ни был вызван: грехом или неудачей в достижении той высшей цели, которая нам предназначена.

 

Нет у нас деяний

За различными факторами, порождающими эту успокоенность и самодовольство, стоят две основные парадигмы, которые можно назвать моделью отсечения и моделью относительности.

Первая из рассматриваемых парадигм — это модель отсечения. Почти каждая группа религиозного сектора (и, разумеется, каждый, кто к ней относится) осознанно или бессознательно отсекает от себя отдельные области иудаизма, на которые изначально, без всякого предварительного анализа, накладывается мораторий: она освобождает себя от их обязывающей силы.

На теоретическом уровне религиозный человек — это тот, кто полагает, что иудаизм во всех его аспектах имеет для него обязывающую силу. Однако это определение слишком оторвано от реальности и подходит лишь для внешнего использования. В рамках своего внутреннего религиозного самоощущения, проявляемого и на практике, человек создает области, которые словно заранее отсекает от себя в ходе каждой ежегодной церемонии разрешения обетов. Это отсечение осуществляется как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

В каждой группе религиозного сектора складывается своя карта отсеченных зон. В некоторых кругах за пределы иудаизма выводятся заповеди, регулирующие отношения между людьми. В других группах не принято реагировать на проблемы, имеющие крайне болезненный характер для всех слоев населения, за исключением своего собственного небольшого круга. Некоторые части современного религиозного сектора выводят за пределы иудаизма целые области закона (изучение Торы, запрещение физического контакта с посторонней женщиной, некоторые из запретов половых связей, законы молитвы — все в соответствии с конкретными потребностями и интересами). Нарушая заповеди, относящиеся к такой области, оторванной от прочих законов иудаизма и выведенной за пределы накладываемых им обязательств, человек не чувствует, что совершает грех. Все, что относится к этим сферам, заведомо кажется ему не только разрешенным задним числом, как сказано: «Если человек совершил грех и повторил его, он словно стал для него дозволен» , но и допустимым изначально. У него не возникает даже смутного ощущения своей вины, ведь выданная им самому себе индульгенция абсолютна, словно бы соответствующего запрета или повеления никогда и не существовало.

Вторая парадигма — это модель относительности. Относительность является неизменным внутренним оправданием при ощущении любого недостатка или изъяна. Она основана на взгляде наружу, в сторону тех, кто кажется еще хуже, в том или ином аспекте. В рамках этого подхода оценка самого себя непременно носит сравнительный характер. Поскольку в наших поколениях каждый может найти людей, которые стоят еще дальше от иудаизма, все испытывают приятное ощущение удовлетворенности самим фактом, «что Творец не создал меня светским», который, кажется, искупает все грехи.

То обстоятельство, что кто‑то другой нарушает законы субботы, является для религиозного человека неисчерпаемым источником удовлетворенности и уверенности в отпущении собственных грехов. Он‑то сам по‑своему соблюдает субботу, стало быть, у него нет никаких недостатков. В самом деле, разве не достаточно взглянуть на соседа, чтобы понять, что ты воистину являешь собой кладезь добродетели и благочестия?

 

Мы виновны

По этим причинам можно сколь угодно повторять в исповедальной молитве: «Мы виновны» — результат будет таким же, как если бы эти слова вовсе не звучали. Останутся втуне также подробный перечень грехов и исповедь рабейну Нисима в День искупления, «чистая молитва», произносимая накануне праздника. Ведь мы словно вносим дополнения в каждую из этих молитв, как сказано: «Клянется устами и отменяет в сердце» . Вина? Я‑то знаю, что этот грех «не считается», потому что я не принадлежу к тем евреям, на которых распространяется соответствующее требование. А другой грех — разве не совершает его мой сосед? Стало быть, мой внутренний мир в полном порядке. Мне остается лишь вздыхать о грехах поколения, его предводителей и учителей. Все беды из‑за них.

Один из великих праведников говорил, что человечество сотворено так, чтобы каждый мог, увидев материальное положение своего ближнего, вознести хвалу Всевышнему за то, что он послал ему лучшую судьбу, и возрадоваться своей доле, в то время как в духовном аспекте каждый может, взглянув на тех, кто несравненно лучше и выше его, ощутить свою ущербность. Однако люди поступают ровно наоборот. Смотря на материальное положение своего ближнего, они сожалеют, что не достигли того же; зато выискивают взглядом тех, кто стоит на более низком духовном уровне, чтобы можно было испытать удовлетворение собой и возрадоваться своей доле.

Поэтому раскаянию за тот или иной конкретный грех должно предшествовать общее подведение итогов. Как общине в целом, так и каждому из ее представителей необходимо избавиться от двух описанных выше парадигм. Тогда не будет надобности ни искать путь, ведущий к тшуве, ни слушать проповеди на эту тему. Аутентичное ощущение собственных недостатков поможет человеку найти то, что требуется для их исправления.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах

Антисемитизм в Новой Зеландии

 

Антисемитизм в Новой Зеландии 

Подготовил Семен Чарный 25 сентября 2024
Поделиться1
 
Твитнуть
 
Поделиться

В ноябре 2023 года, через несколько недель после атаки ХАМАСа 7 октября, новозеландский центр изучения Холокоста в Веллингтоне опубликовал отчет, посвященный еврейским детям в возрасте от 9 до 18 лет. 50% опрошенных родителей сообщили, что их дети столкнулись с антисемитизмом в своей школе после 7 октября, пишет журналистка The Tablet Наоми Кальтман.

«До 7 октября мы получали одну или две жалобы в год, — говорит председатель правления центра Дебора Харт, заказавшая этот отчет. — После 7 октября резкий рост числа жалоб, которые мы стали получать, показался невероятно тревожным, и мы захотели узнать, насколько велика проблема».

Одна из антисемитских акций в Новой Зеландии

В следующем отчете, составленном в июле 2024 года той же организацией, цифра выросла еще больше: ошеломляющие 80% респондентов заявили, что их дети пострадали от антисемитских инцидентов в школах.

Эти отчеты, в каждом из которых участвовали более 30 респондентов, не опубликованы, хотя публикация могла бы послужить защите детей, которые нередко являются единственными евреями в своем районе, при этом сами данные могут быть подкреплены статистикой полиции Новой Зеландии. 

Новозеландский центр Холокоста обнаружил: антисемитизм не ограничивается одним местом или одной демографической группой в стране. 

«У нас есть полицейская статистика преступлений, мы знаем, что в период с 2022 по 2023 год число нападений на евреев увеличилось на 530%, — заявляет Харт. — В Новой Зеландии евреи составляют всего 0,2% населения. К сожалению, евреи-новозеландцы в 160 раз чаще становятся жертвами преступлений на почве ненависти, чем маори-новозеландцы, которые также подвергаются нападениям».

Когда Харт спросили, как могут выглядеть антисемитские инциденты, она ответила: «Это граффити, оскорбления в интернете. В школах это вообще все — от оскорблений до физического насилия. И кое-что особенно отвратительно, например, ребенок пошел плавать, а когда вернулся, чтобы надеть рубашку, она была разрисована свастиками. Или сообщение о ребенке, запертом в комнате с детьми, кричащими: «Свободу Палестине». Когда он вышел, те дети попытались напасть на него с ручкой от метлы».

В ответ на тревожный рост антисемитизма Харт пожелала, чтобы в Новой Зеландии был назначен посланник по антисемитизму, как это делается в Австралии и США, и чтобы история Холокоста стала частью обязательной образовательной программы в стране. Ничего из этого пока не сделано. Но правительство Новой Зеландии выделило первоначальное финансирование на поддержку образовательной программы от Центра Холокоста, которая будет адресована учителям и школам по всей Новой Зеландии для борьбы с антисемитизмом. 

«Мы разрабатываем такой образовательный пакет, который будет педагогически обоснованным и простым в использовании для учителей», — говорит Харт.

 

С 7 октября колледж «Кадима» в Окленде — единственная еврейская школа в Новой Зеландии, в которой есть группы с детского сада по 8 класс — находится в состоянии повышенной готовности из-за экстремизма со стороны правых и левых организаций.

«Это тревожит, — заявляет председатель школьного попечительского совета Дарья Бинг. — Когда вы говорите об этом с людьми, они действительно шокированы. Большинство новозеландцев — очень добрые и милые люди, которые вообще ничего не знают о последствиях для еврейской общины. Обычная реакция такова: “Что вы имеете в виду, когда говорите, что у вашей школы есть охранники?”».

В 2023 году в «Кадиме» наблюдался всплеск поступающих. В школе, которая принимает и неевреев и в которой обучается в общей сложности 150 учеников, обычно учатся 50% евреев и 50% неевреев. Сегодня это соотношение приближается к 70% евреев. Она имеет особый статус в Новой Зеландии как интегрированная школа, которая частично финансируется правительством и имеет компетенции преподавать иудаику и иврит наряду с обычной новозеландской учебной программой.

«Школа быстро растет», — рассказывает Бинг. Хотя она частично относит увеличение числа учащихся на счет семей, спасающихся от растущего антисемитизма в других школах Новой Зеландии, она также связывает это с ростом числа иммигрантов, переезжающих в Новую Зеландию, и их желанием вписаться в общину. 

«Принимая решение отдать своих детей в «Кадиму», некоторые семьи думают: о, хорошо, я поеду в Новую Зеландию, пойду в еврейскую школу и попытаюсь снизить вероятность антисемитизма еще до того, как он начнется», — предполагает она.

Но школьники — не единственные, кого затрагивает рост антисемитизма.

 

В Крайстчерче, на Южном острове Новой Зеландии, члены еврейской общины были потрясены антисемитским нападением на синагогу «Кентербери». В синагоге оказались разбиты окна в результате нападения, запечатленного камерой видеонаблюдения. 

Шари Бейкер, вице-президент синагоги, считает, что евреев в Новой Зеландии вообще неправильно воспринимают. 

«Здесь в школах мало или совсем нет знаний о таких меньшинствах, как евреи, — отмечает она. — Большинство новозеландцев не получают сведений о Холокосте. Многие учащиеся-неевреи впервые узнают, что такое еврейство или кто такой еврей, в контексте текущей войны. Проблема в том, что мы здесь меньшинство, но нас не рассматривают как меньшинство».

Это рефрен, распространенный среди евреев, работающих и живущих в общине.

 

Когда новозеландский Поселенческий центр — благотворительная организация, предлагающая бесплатную информацию и услуги мигрантам — должен был открыться в июле 2024 года после длительной реконструкции, это планировалось как праздничное событие. Однако празднование в городе Гамильтоне внезапно было отменено, когда пропалестинская организация Palestine Waikato пригрозила протестовать против этого события. Скандал возник из-за включения в экспозицию центра работы одного новозеландско-израильского художника. 

Картина, на которой были изображены гранаты и голуби, не содержала явных религиозных или политических образов и была частью более обширной коллекции, собранной мигрантами для украшения помещения реконструированного центра. Однако Palestine Waikato заявила: это произведение искусства «не представляет культуру или наследие, но символизирует украденную палестинскую землю, биоразнообразие, символы, будущее и жизни <людей>».

Гамильтон, с наибольшим в масштабах страны соотношением еврейского населения, стал неожиданной «горячей точкой».

«Большинство из нас понимают инцидент в Поселенческом центре как чистый антисемитизм», — заявляет президент Еврейского совета Новой Зеландии Джульет Мозес. 

 

Начиная с 7 октября Мозес, которая работает юристом и выступает в качестве волонтера, обнаружила: ее дни все более плотно заняты, поскольку она вынуждена реагировать на рост антисемитских инцидентов в Новой Зеландии, заставивший крошечную еврейскую общину страны почувствовать себя тревожно. 

«То, что мы переживаем, это огромный рост антисемитизма, проявляющийся по-разному, — отмечает она. — И людей это не волнует так, как можно было бы ожидать в случае с другими меньшинствами».

Исторически отношения Новой Зеландии с Израилем были неоднозначными. Хотя страна поддерживает формальные связи с Израилем и является стороной соглашения «Пять глаз» — альянса между пятью странами, в который входят США, Великобритания, Австралия и Канада, Новая Зеландия традиционно ведет себя по отношению к Израилю так, как не принято у других стран этой группы. Это включает воздержание или голосование против Израиля в Организации Объединенных Наций. 

Так, в 2016 году Новая Зеландия была одной из четырех стран-спонсоров, поддержавших резолюцию 2334 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, в которой поселенческая деятельность Израиля была названа «вопиющим нарушением международного права».

После 7 октября правительство Новой Зеландии объявило ХАМАС террористической организацией, но по мере продолжения войны все более критично относилось к Израилю. «После 7 октября они начали довольно решительно говорить, что Израиль имеет право защищать себя, осуждая ХАМАС, — рассказывает Мозес. — Но со временем, как и большинство правительств, стали призывать к немедленному прекращению огня, одновременно увеличивая давление на Израиль и уменьшая — на ХАМАС».

 

Профессор иудаики в Университете Виктории в Веллингтоне Пол Моррис своими глазами видел студенческие протесты против Израиля и напряженную атмосферу в университете: «Я думаю, еврейская община Новой Зеландии как на территории кампуса, так и за его пределами обеспокоена усилением мер безопасности и переживает своего рода разрыв с другими общинами, — заявляет он. — Община глубоко потрясена широкой поддержкой Палестины и отсутствием сочувствия к еврейским жертвам».

Когда его спросили, покинет ли он страну, чтобы поселиться где-то в другом месте, Моррис ответил, что чувствует себя «слишком старым», и он давно обосновался в Новой Зеландии, но сохраняет постоянную обеспокоенность по поводу жизнеспособности еврейской общины страны. 

«Будущее общины выглядело проблемой уже в течение 30 лет. Она не растет», — говорит он, перечисляя высокие показатели алии относительно численности населения и миграцию из Новой Зеландии в Австралию, где действует более благоприятная иммиграционная политика для новозеландцев, в качестве причин упадка общины.

 

В это тревожное время для маленькой еврейской общины Новой Зеландии есть и проблески надежды. Мишель Якобсон, австралийка, которая живет в Веллингтоне с мужем и детьми, недавно получила некоторую поддержку. Проезжая по улице в своем районе, она наткнулась на несколько антисемитских наклеек на автобусной остановке. 

«Я была с мужем, который не является евреем, мы остановились и содрали одну из них, — рассказывает она. — Когда ехали обратно, видели, как несколько женщин пытались содрать другую такую наклейку. Это заставило меня почувствовать, что мы не так уж одиноки».

Памяти Марка Подвала, художника и врача

 

Памяти Марка Подвала, художника и врача

Подготовил Семен Чарный 25 сентября 2024
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Поклонники творчества художника Марка Подвала любят описывать визуальные каламбуры, метафоры и трансформации, которые были его фирменным знаком, пишет журналист JTA Эндрю Силлоу-Кэролл.

«Город вырастает из открытой книги».

«Детский шум может стать виселицей для нечестивцев».

«Бегун-еврей, которого можно узнать по эмблеме израильского флага на его или ее нагруднике, пересекает не финишную ленту, а арку с колоннами и цветочными узорами, типичными для титульных листов еврейских книг».

Рисунок Марка Подвала, посвященный Памяти жертв теракта на Мюнхенской олимпиаде 1972 года. Опубликовано в The New York Times в 1972 годУ

В иллюстрациях, созданных для книг, газет, синагогальных гобеленов и галерейных стен, Подвал разработал такой еврейский визуальный словарь, который сделал его одним из самых известных еврейских художников эпохи. Он также стал единственным практикующим врачом (дерматологом), чьи работы включены в коллекцию современного искусства Музея Метрополитен.

Писательница Синтия Озик однажды сравнила его с хасидским цадиком, написав, что он «может зажечь магию в нарисованном изображении и фактически обратить вспять природу и общество».

 

Подвал, живший в Нью-Йорке, умер 13 сентября. Ему было 79 лет.

Отзыв Озик о его творчестве был включен в сборник под названием «Переосмысление: 45 лет еврейского искусства» (2016) — книжную ретроспективу работ художника, в которую также вошло предисловие его друга Эли Визеля. 

Подвал иллюстрировал издание «Евреев молчания» Визеля, книги о советских евреях, а в 1983 году сотрудничал с Визелем над «Големом», версией народной сказки, действие которой разворачивается в средневековой Праге — городе, к которому художник питал особую симпатию. Подвал сопровождал Визеля в Осло, когда в 1986 году переживший Холокост писатель получил Нобелевскую премию мира.

«Они были не только близкими друзьями, но и соавторами, образное творчество Марка вдохнуло цвет и жизнь в еврейские истории, которые они рассказывали вместе», — написал в своем некрологе Фонд Эли Визеля.

The New York Times часто заказывала у него иллюстрации, включая целое портфолио, появившееся через неделю после террористических атак 11 сентября и изображавшее дома, предприятия и офисы с развевающимся американским флагом.

Тем не менее, в своем творчестве он неизменно возвращался к еврейской теме. 

Марк Подвал. 2007 год

В 2023 году в Музее на Элдридж-стрит, в отреставрированной синагоге 19 века в Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке, были представлены переработанные еврейские гравюры на дереве 16 века, которые Подвал творчески переосмыслил с учетом современных реалий. А ограниченный тираж его гравюр, прослеживающих еврейскую историю через стихи псалмов, был впервые выставлен в Музее Терезинского гетто в Чехии.

«Директора и кураторы музея настоятельно рекомендовали мне расширить тематику — стать художником более универсальным, не ограничиваться лишь еврейским содержанием, но мое сердце откликается именно на еврейский опыт», — рассказывал Подвал в Нью-Йоркской публичной библиотеке в 2023 году.

Его еврейские работы включают также иллюстрации Агады и реформистского молитвенника для молодежи. Он расписывал ткань, созданную специально для Старой синагоги в Праге и синагоги в Брно. В 2016 году Музей на Элдридж-стрит представлял выставку его работ о польском штетле, где родилась и выросла его мать, а в 2024 году этот же музей установил мозаичный пол с его интерпретацией еврейского зодиака. 

Можно вспомнить и более ранние его работы: так, в 1996 году нью-йоркская синагога «Эману-Эль» заказала Подвалу дизайн занавеса ковчега и пяти вышитых покрывал для Торы. А в 1981 году художник разработал сценический фон для концерта Саймона и Гарфинкеля в Израиле.

При этом на протяжении всей своей художественной карьеры Подвал, получавший похвалы от таких известных личностей, как Мел Брукс или историк Дэвид Маккалоу, продолжал преподавать дерматологию в Медицинской школе Гроссмана Нью-Йоркского университета.

 

Он родился 8 июня 1945 года и вырос в районе Фреш-Медоуз в Квинсе (Нью-Йорк). Его отец, владелец бара, поощрял его занятия медициной. Мать Марка, Дороти, ребенком приехала в Америку в 1929 году вместе со своими родителями. Впоследствии она часто вспоминала своего брата Давида, который не смог эмигрировать вместе с семьей и позже был убит в Треблинке. Мать Дороти — бабушка Марка — перенесла тяжелый нервный срыв, узнав об этом, и последние 18 лет жизни провела в психиатрической больнице в Квинсе.

Работы Марка Подвала

«Мне говорили, что мой дядя Давид очень хорошо рисовал, — рассказывал Подвал в 2016 году в интервью New York Jewish Week. — Я хотел бы верить, что мой талант в искусстве — это дар в память о нем».

 

Впервые он начал рисовать, будучи студентом-медиком Нью-Йоркского университета. Его работы выставлялись в главном зале Медицинской школы и появлялись на обложках журнала Американской медицинской ассоциации. Рисунки на политические темы, которые он делал на четвертом курсе, были опубликованы в его первой книге «Упадок и разрушение Американской империи» (1971) и выставлены в художественной галерее на Мэдисон-авеню. 

Он изучал дерматологию, а не более трудоемкую хирургическую дисциплину, именно для того, чтобы иметь возможность уделять время своему искусству.

В интервью The Jewish Week Подвал описывал себя как «не соблюдающего ортодоксального еврея»: «Мой рисунок — это мой способ практики иудаизма, — заявлял он. — Это форма молитвы».

У него остались жена Аяла и сыновья Майкл и Ариэль.

Курсант военной академии в Петербурге убил девушку, потому что принял ее за украинскую шпионку, увидев слуховой аппарат

 

Курсант военной академии в Петербурге убил девушку, потому что принял ее за украинскую шпионку, увидев слуховой аппарат

Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US


 Дата: 24.09.2024 09:48
Источник: Цензор.НЕТ

Курсант военной академии в Петербурге убил слабослышащую девушку. Он принял ее за украинскую шпионку, увидев слуховой аппарат.

Об этом информирует Цензор.НЕТ со ссылкой на росСМИ.

28-летний курсант военной академии Николай Тихонов познакомился с девушкой в одном из клубов Петербурга. Они вместе танцевали и пили алкогольные напитки, после чего поехали к мужчине домой.

В какой-то момент Тихонов заметил на женщине предмет, издававший шумы и шорохи. Он решил, что это звукозаписывающее устройство. Курсант при этом вспомнил, что женщина расспрашивала его о службе и учебе в академии. Курсант решил, что она является украинской шпионкой и работает на ВСУ.

Тихонов, по версии следствия, начал избивать женщину, после чего позвонил на линию "112" и заявил, что он пригласил домой девушку, но она "оказалась не девушкой, а хохлом и непонятно кем". Он, как утверждается, сообщил, что хочет ее убить, а затем бросил трубку. Женщина скончалась от полученных травм.

Как пишут росСМИ, у девушки были проблемы со слухом, а предмет, который курсант принял за звукозаписывающее устройство, оказался слуховым аппаратом. Сам Тихонов, по предварительным данным, в момент избиения был пьян.