пятница, 22 ноября 2024 г.

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

 

Триста лет в Африке процветало еврейское царство

Подготовил Семен Чарный 22 ноября 2024
Поделиться19
 
Твитнуть
 
Поделиться

В самом сердце гор Симиен на севере Эфиопии, на склонах крутого холма, стоит деревня Сегенет, пишет Haaretz. Над ней возвышается огромная скала, внизу зияет пропасть. Жизнь здесь возможна лишь благодаря наличию широкого плато на склоне холма, где фермеры выращивают свой урожай. Около полутора лет назад в маленькую деревню прибыл израильский археолог Бар Крибус, замкнув круг, который начался два десятилетия назад.

«Я сразу понял, что мы в нужном месте, — говорит Крибус, и волнение того момента все еще ощущается в его голосе. — Мы совершенно уверены, что здесь находилась столица независимого еврейского царства в Африке».

ГорЫ СИМИЕН на севере ЭФИОПИИ

Действительно, независимое еврейское царство в Африке, расположенное на северо-западе современной Эфиопии (рядом с провинцией Гондэр, где проживало большинство евреев страны до алии в Израиль), как полагают, существовало около 300 лет, на пике своего развития охватывая территорию, почти равную площади современного Израиля. Со временем о нем сложились легенды, которые распаляют воображение. Но никто не нашел реальных доказательств и конкретных свидетельств, подтверждающих существование царства. Именно эту задачу взял на себя Крибус.

«Искра», которая зажгла все это приключение, возникла на Голанских высотах, когда Крибус, который тогда еще не начал свою учебу в университете, сопровождал молодежные группы по ориентированию на местности. Однажды в природном заповеднике Гамла, на археологических раскопках, он рассказал своей группе драматическую историю времен Великого еврейского восстания против Рима в 67 г. н. э. Гамла отказалась сдаться римским войскам, гласит история, и жители предпочли прыгнуть с вершины скалы и разбиться насмерть, чем сдаться в плен, быть проданными в рабство и вынужденными отказаться от своей религии.

После того, как Крибус прочитал группе повествование об этом противостоянии, оставленное иудейско-римским историком первого века Иосифом Флавием, ее лидер, молодая женщина эфиопского происхождения, от себя добавила новый поворот в рассказанную версию истории. 

Евреи, сказала она, совершили все это около 500 лет назад, во время длительной войны в защиту своего независимого царства в Африке, в том регионе, который сегодня является частью Эфиопии. 

«Ее комментарий застал меня врасплох, — вспоминает, смеясь, Крибус, который теперь уже имеет докторскую степень по археологии и его работа в Тель-Авивском университете посвящена истории эфиопского еврейства. — Как и любой «продукт» израильской системы образования, я знал общепринятую версию еврейского изгнания: жизнь в диаспоре под иностранным правлением, христианским или мусульманским. И вдруг я слышу о свободном еврейском царстве с автономным руководством и собственной армией, которое не является современным Израилем!»

Письменные свидетельства о существовании такого царства берут свое начало отнюдь не в современной общине Бета-Исраэль, почти все члены которой переселились в Израиль за последние четыре десятилетия. Традиции, связанные с существованием еврейского царства их древних предков, сохранились в общине. Однако, поскольку они передавались устно из поколения в поколение, от отцов к детям, они существуют во множестве версий.

Легенда гласит: царство существовало более 1000 лет во главе с династией монархов, каждого из которых звали Гидеон, в честь библейского судьи. Соответственно, среди членов Бета-Исраэль оно известно как «Царство Гидеонитов». (Впрочем, в письменных источниках также упоминаются правители, носившие другие имена, среди них Радаи, Калеф и Гошен.)

Еврейский путешественник 12 века Беньямин из Туделы, из королевства Наварра в Западной Европе, который описал свои визиты в еврейские общины на Востоке, упоминает евреев, живших на вершинах гор в регионе, который он называет «Лубия». Некоторые считают, что это наименование относится к Нубии (современный Судан), которая находится недалеко от предполагаемых областей правления Гидеонитов.

Существуют также легенды о царице по имени Гудит, или Юдит: она вела успешные сражения против христианского царства Аксум, возглавляла еврейскую армию в решающей кампании и опустошала церкви и монастыри. 

Другие истории рассказывают о евреях, которые были безжалостно убиты, а также о царях, которые заставили их принять христианство. Эти и другие традиции были частично пересказаны в книге «Гедеониты: история евреев Эфиопии и путешествие в Землю Израиля» Даниэля Белете (на иврите). 

Белете, израильский писатель из эфиопской общины, интенсивно работает над сохранением наследия и истории эфиопского еврейства. 

Устные предания о еврейском царстве были распространены также среди христиан, живущих в высокогорье. В ходе своих полевых исследований Крибус обнаружил, что местные жители говорят о еврейском царе по имени Гидеон, о гигантском воине, с которым ни один из христианских солдат не имел смелости сразиться в битве. Легенда гласит, что тот был в конце концов побежден: во время кулачного боя его противник вытащил нож и убил его.

Насколько эти рассказы отражают историческую правду? Историки осторожны. По словам Крибуса, первые свидетельства о существовании независимого еврейского царства, которые не оспариваются, датируются 14 веком и появляется в хрониках, повествующих о войне, которую вел эфиопский царь против «евреев-распинателей». Также названы регионы, где сражались между собой два царства — еврейское и эфиопское.

Хотя дата появления еврейского царства является предметом споров, благодаря рассказу очевидца того времени, существует полное согласие относительно свидетельства 1626 года. 

Ученые утверждают, что крепость, в которой забаррикадировались последние из евреев, сопротивлявшихся христианскому завоеванию, находилась в месте под названием Сегенет.

Если это был последний бастион царства, подумал Крибус, то это первое место, которое ему следует найти.

Полевые исследования начались в 2015 году с целью определить места, которые традиция связывает с еврейским царством. Это первый этап проекта, который может продолжаться годами, пока не будут обнаружены, собраны и изучены материальные находки, которые подтвердят историю.

Крибус и двое его коллег — Элад Векслер, который работал в иерусалимском Центре эфиопского еврейского наследия, и София Деге-Мюллер из Центра эфиопских исследований Гамбургского университета — начали исследования в горах Симиен, где жили многие представители общины Бета-Исраэль до их алии в Израиль в конце 20 века. 

Бар Крибус

Согласно общепринятому мнению, это и был примерный регион независимого еврейского царства. Путешественники, которые посещают его сегодня и наслаждаются великолепными пейзажами, не могут знать, что проезжают исторические места, в которых когда-то процветала еврейская жизнь.

Поиск исследователей был основан на упоминаниях в письменных источниках о существовании царства. Например, миссионер-иезуит из Португалии по имени Мануэль де Алмейда, который бывал в Эфиопии в первой половине 17 века, сообщал о евреях, живших в регионе. 

«В прошлом, — отмечал он, — они были правителями всего царства Деамбия, а теперь, в течение многих лет, правят только горами Симиен… В течение многих лет у них был герой-предводитель по имени Гидеон, который совершил множество нападений на земли царя и добился большого успеха». 

Де Алмейда продолжал, отмечая, что некоторые евреи жили на вершинах гор и защищались камнями: «Они смело нападают на любого, кто приближается к ним». Португальский священнослужитель также пересказывает услышанное от коллеги-миссионера – о попытках христианской армии захватить контроль над еврейскими поселениями. Евреи, пишет он, «укрепились в таких местах высоко в горах, куда нельзя добраться снизу, кроме как с помощью веревок и ремней, и нельзя добраться сверху, кроме как теми же способами, потому что склоны каменных гор [на которых жили евреи] были почти вертикальными. Некоторые из христианских солдат осмелились спуститься в больших корзинах, которые были связаны прочными ремнями и постепенно опускались [к еврейскому поселению]. Однако, когда они достигли средней точки, евреи, прятавшиеся в пещерах в скалах, перерезали ремни своими мечами, и солдаты разбились насмерть».

Описание этого сражения вызывает в памяти название «Сегенет», которое на древнем языке геэз означает «смотровая башня», а на амхарском переводится как «балкон». Но даже в этом случае описание звучит несколько преувеличенно.

Сегодняшний Сегенет — это вытянутая долина, зажатая между двумя цепями высоких гор, через которую протекает река. Одна из небольших деревень, расположившихся на крутых склонах, носит то же название, что и долина. Она расположена на широком скальном уступе и примыкает к пахотным землям, которые интенсивно обрабатываются, поскольку поблизости находятся источники воды. Условия идеальны для того, чтобы выдерживать длительную осаду, не опасаясь нехватки продовольствия и воды.

Расположение деревни позволяет ей выступать в качестве военного форпоста, обладающего исключительной естественной фортификацией и дающего стратегическое преимущество. Возвышаясь над главной дорогой, пересекающей долину, она служит точкой перехода между горами Симиен и местностью на востоке. Над деревней возвышается огромный утес, а внизу — крутые обрывы, затрудняющие доступ к ней. В опасной ситуации Сегенет можно быстро и легко укрепить, а проход перекрыть, сделав деревню практически непроницаемой.

«Когда я столкнулся с ландшафтом, который точно и живописно соответствовал письменным описаниям, я понял, что нахожусь в нужном месте, — рассказывает Крибус. — Следующий этап — идентификация руин, находящихся на поверхности, в соответствии с топографией, чтобы предположить точное местоположение крепости — и затем начать копать».

Крибус надеется, что раскопки на месте дадут ответы на множество вопросов. Как долго существовал Сегенет как столица царства? Каковы были его размеры на протяжении лет и менялись ли они? 

«Мы можем ожидать найти здесь резиденции правителей, — говорит Крибус. — Сравнение с резиденциями других местных правителей подтвердит, насколько могущественной и богатой была еврейская царская семья. Если мы обнаружим склады для сельскохозяйственной продукции, это будет способствовать изучению общей структуры царства.

Руины дадут информацию о технологиях, к которым они прибегали в военном деле. Например, есть описание того, как христианская армия поднимается к еврейской крепости после поражения и находит тайник с огромными валунами, которые можно было скатить с высоты горы. Говорят, у каждого такого валуна было имя. Раскопки позволят проверить, являются ли эти огромные камни мифом или реальностью. Это также добавит информацию об обстоятельствах падения столицы и конца царства евреев».

Ничего неизвестно о материальной культуре царства, продолжает Крибус: «Мы также мало что знаем о духовной жизни населения. Вся эта информация находится в земле. Остатки предметов в жилищах могут показать, как жители добывали себе пропитание, полагались ли они на местные сельскохозяйственные культуры или занимались торговлей с соседями, каких животных они разводили и какие сельскохозяйственные орудия использовали. Структура жилищ позволит оценить, сколько людей жило в каждом доме, с помощью этой информации мы сможем высчитать численность населения столицы в разные периоды. Мы также сможем узнать кое-что об их образе жизни: были ли они все земледельцами или воинами, были ли ремесленниками и какими ремеслами занимались».

В исторических писаниях упоминается существование синагоги в Сегенете, отмечает Крибус. Это захватывающая деталь, потому что до сих пор в Эфиопии не задокументирована ни одна синагога до 19 века: «Обнаружение синагоги более раннего периода может раскрыть ценную информацию о религиозной и духовной жизни местных евреев. Например, были ли отдельные помещения для мужчин и женщин во время богослужения и отдельная секция для коаним [священников]. Какие идеи передавались через дизайн синагоги».

Письменные источники о существовании царства в основном исходят от его соседа – империи, которой правила Соломонова династия христианских монархов. Отношения между двумя царствами имели свои взлеты и падения. История в основном повествует о войнах между ними. Когда Соломониды предприняли попытки вторгнуться на территорию, населенную евреями, придворные летописцы христианского царства начали отмечать события в еврейском царстве.

Были также периоды сотрудничества, даже семейных отношений. Например, в 1597 году в империи Соломонидов на престол взошел император Якоб. Его отец, которому он наследовал, был христианином, а его мать была сестрой Гидеона, еврейского правителя той эпохи. В 1604 году, когда вспыхнуло восстание против Якоба, он нашел убежище в еврейском царстве.

Последнее также сыграло решающую роль в региональной борьбе в начале 16 века между христианами и мусульманским султанатом Адаль. Мусульмане захватывали территории, предавали огню монастыри и насильно обращали христиан в ислам. В ответ эфиопский император отправил эмиссаров в Европу с просьбой о помощи в отражении атаки мусульманских армий. Это побудило отправить в Эфиопию хорошо обученную тогда португальскую армию. Когда португальские войска в 1542 году шли на соединение с христианским императором, евреи предложили им безопасный проход через свою территорию.

Португальский солдат по имени Мигель де Кастаньозу, который принимал участие в кампании и написал о ней отчет, отмечал, что офицер-еврей пригласил войска на «Холм евреев». Его рассказ свидетельствует, что христианские войска оставались на этом месте в течение длительного периода. Получив оружие и еду, они тренировались и организовывались перед сражениями против мусульман. Согласно отчету солдата, на «Холме» этом жили тысячи евреев, хотя звучит это чрезмерно для общины того времени.

Крибус исследовал тему «Холма евреев» на месте, пытаясь выяснить его точное местоположение и историческую роль. 

Письменные источники упоминают «Холм евреев» как синоним места под названием «Салоа». Это название сохранилось у ныне существующей деревни, которая находится недалеко от Сегенета, в таком месте, которое вполне похоже на то, что описывал португальский солдат. 

Однако другие источники, датируемые примерно 100 годами позднее, упоминают «Холм евреев» как синоним другого места, в 20 километрах к югу.

Оба места находятся на одном и том же горном плато. 

Таким образом, есть свидетельства о «тысячах евреев», проживавших на «Холме евреев», а также о других местах, которые идентифицируются как еврейские различными свидетелями. Соответственно, можно сделать вывод, что еврейские общины были разбросаны по всему плато или, по крайней мере, в этих местах точно были общины под еврейским управлением. Хронологический разрыв между свидетельствами — около 100 лет — намекает на непрерывность еврейского правления в регионе.

Тот факт, что царство Бета-Исраэль представляло собой военный и идеологический вызов Соломоновой династии, которая была крупнейшим и наиболее влиятельным государством в регионе в течение сотен лет, подчеркивает еврейскую мощь в этих краях. 

Несмотря на свои небольшие размеры, еврейское царство смогло просуществовать в течение 300 лет. Его долговечность перед лицом гораздо более крупной региональной державы выглядит значительным достижением сама по себе.

Действительно, евреи Эфиопии обладали независимостью. Хроники также отмечают существование административного деления в еврейском царстве – по крайней мере, на два отдельных района, а возможно и больше. Мусульманские и христианские летописи также рассказывают о деревнях, которые жили под еврейским управлением.

Текст, написанный одним из летописцев при дворе Соломонидов, демонстрирует уверенность и чувство силы, которые были присущи евреям. Автор текста жалуется на наглость лидера евреев, который осмелился «назвать горы именами гор Израиля. Одну он назвал горой Синай, другую — горой Табор». Это свидетельствует о гегемонии евреев: обозначении территории, которой они правили, топонимами, связанными с библейской Землей Израиля.

Дети в лагере в провинции Гондэр. 2007

Согласно летописям, в какой-то момент в 15 веке евреи отказались платить налоги христианскому императору. Отказ привел к войне, в результате которой император экспроприировал часть еврейских земель. Он заявил, что те, кто не примет христианство, потеряют власть над землей, которой владеют. Последовавшие войны постепенно сократили территорию царства до склонов и вершин гор Симиен.

Еврейское царство окончательно было уничтожено императором Сусныйосом в 1620-х годах. К тому времени царство уже значительно уменьшилось. 

Сусныйос провел три кампании, пока не был убит предводитель евреев Гидеон. После этого он разместил своих солдат в ключевых точках, фактически устранив евреев в этом регионе, и осадил их столицу, Сегенет, впоследствии добившись капитуляции тех, кто укрепился в одноименной крепости.

Письменные источники с изумлением рассказывают о героизме евреев в сражениях. Есть рассказ о еврейке, которую христианский солдат взял в плен и повел связанной по краю скалы. Внезапно женщина прыгнула, увлекая солдата за собой в пропасть. «Как удивителен героизм этой женщины», — пишет летописец армии завоевателей и выражает удивление по поводу и других случаев, когда евреи бросались со скал, чтобы избежать плена. 

Нет сомнений, что летописец находился под влиянием трудов Иосифа Флавия, поскольку он напрямую ссылается на события Великого восстания и отмечает, что евреи говорили: «Мы убьем себя, как сделали наши предки во времена Тита, сына Веспасиана». 

Сусныйос принудил евреев принять христианство. Согласно летописям, чтобы донести до людей факт их покорности, он приказал им пахать землю в шабат. Тем не менее, еврейская община выжила в горах Симиен, откуда, как отмечалось, происходят многие члены эфиопской общины в Израиле.

Память об их независимом царстве и его героическом конце продолжает оставаться важным элементом идентичности эфиопских евреев и источником гордости. Например, деревня Симиен Мината в горах Симиен была признана священной и на протяжении поколений считалась значимым духовным центром общины.

Согласно традиции, в период принудительного обращения в христианство евреи, которые отказались подчиниться указу, бежали на вершины гор. Когда приближалась армия, все они заходили в некий ящик, привязанный веревкой к краю скалы, затем перерезали веревку, ящик падал и люди разбивались насмерть. В каждом месте, где падали евреи, бил источник, и каждый источник обладал уникальными целебными свойствами. Со временем в деревне был создан еврейский духовный центр, который предлагал обучение и рукоположение для священников. (Среди эфиопских евреев религиозные лидеры называются священниками, а не раввинами.) 

Повествования о коллективном самоубийстве, похоже, красной нитью проходят через еврейскую историю на всех континентах. 

«Посмотрите на Масаду, — говорит Крибус. — Иосиф Флавий оставил нам героическую историю о еврейских мятежниках, которые покончили с собой, забаррикадировавшись на вершине горы на длительный период. В течение многих лет среди ученых длились споры: действительно ли они покончили с собой, как рассказывает историк, или талантливый автор использовал литературный жанр, который считался популярным в тот период? Когда великие израильские археологи Шмарья Гутман и Игаль Ядин в 1963 году прибыли в Масаду во главе своих групп и раскопали руины, они обнаружили «пещеру скелетов», в которой находились останки по меньшей мере 15 человек разного возраста. Это было важнейшее открытие, приблизившее нас к решению вопроса о достоверности сообщения Иосифа Флавия. 

Как и в Масаде, в Африке только археологические раскопки смогут дать точные сведения о царстве евреев «Бета-Исраэль».  

В целом, говорит Крибус, это «важный фрагмент в истории еврейского народа, который заслуживает более широкого освещения и изучения. Я считаю, это исследование может послужить основой для сотрудничества между Израилем и Эфиопией. Здесь есть общий интерес превратить регион в историко-туристический объект, который рассказывает историю еврейского героизма и может привлечь большое количество посетителей со всего мира. У эфиопской еврейской общины долгая и увлекательная история, лишь часть которой подверглась изучению и известна широкой публике. Так же, как предыдущие поколения исследователей пришли к захватывающим открытиям в Масаде, Йодфате и Гамле, а поколения туристов с нетерпением ждут посещения этих мест и изучают через них прошлое, то же самое может произойти с наследием эфиопских евреев. Как только люди узнают эти места из первых рук, все станет гораздо более явственным. Места эти переходят из области легенд в реальность, которую можно глубоко исследовать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий