суббота, 2 ноября 2024 г.

Ленинградцы 60ых-80ых могли видеть приблизительно такой же Ленинград, как герои Гоголя и Достоевского видели Санкт Петербург.

   Фото из Википедии

Ленинградцы 60ых-80ых могли видеть приблизительно такой же Ленинград, как герои Гоголя и Достоевского видели Санкт Петербург. И сами Гоголь и Достоевский.

Но не Пушкин с его героями. Для которых подлинная жизнь Петербурга – ВЕЛИКОСВЕТСКАЯ И СВЕТСКАЯ – являлась частью их жизни! Жизнь, а не только фасады зданий, парки и набережные.

Невероятно – но факт:

Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены всенародными музеями, открытыми для посещения народом сразу после Большевистского Переворота в 1917ом Луначарским. Однако за шестьдесят пять лет до этого, в17 февраля 1852 года император Николай I открыл императорские коллекции для публики. Построив специально для этой цели здание Нового Эрмитажа.

При этом – заметим кстати (или некстати – в зависимости от мировоззрений читающего) коллекция Эрмитажа – сегодня все еще баснословная! – неизмеримо беднее Эрмитажной Коллекции при царях. Потому что значительная её часть – включая множество шедевров – были распроданы большевиками в 1929-1934 годах.

·       Тициан, Венера перед зеркалом

·       Тьеполо, Пир Клеопатры

·       Пуссен, Триумф Амфитриды

·       Рембрандт, Отречение Петра

·       Ван Ейк, Распятие

и десятки – если не сотни – других.

В 1995 году приятель искусствовед провел для любящих Ленинград в Америке экскурсию по Вашингтонской Галерее, показывая только работы, приобретенные в Эрмитаже. Без комментариев, просто останавливаясь у них и дозволяя разглядывать. Экскурсия, продолжавшаяся более часа, включала более половины лучших работ в этой одной из ныне известнейших галерей Мира!

Однажды мне в руки попался старый альбом Эрмитажа дореволюционных времен. Поскольку почти все картины и скульптуры, изображенные в нем, были мне (в Эрмитаже практически выросшему) неизвестны, я усомнился в том, что это альбом знакомого мне музея, и посмотрел на обложку. Печально, но множества из шедевров, представленных в Эрмитаже публике при царях-батюшках, в Эрмитажах Ленинградского и ПостЛенинградского Периодов нет!

Но хватит об Эрмитаже. Идем в сравнении прогулок по Ленинграду и Санкт-Петербургу далее.

Одним из любимейших мест для прогулок и отдыха ленинградцев 60ых-70ых-80ых был Летний Сад с его удивительными скульптурами. Однако полутора столетьями ранее,  начиная с 25 мая 1752 года, императрица Елизавета Петровна разрешила посещение Летнего Сада “в небытность Государыни в Петербурге” каждому опрятно одетому человеку по воскресеньям и в праздничные дни. А в будни ведь и советские люди на работу ходили, а не в Летний сад или же в Эрмитаж…

Добавим – к немалому изумлению. “В 2009 году в ходе масштабных реставрационных работ в Летнем саду вся оригинальная скульптура – более 200 объектов, включая 91 статую – была перемещена в Михайловский замок. К открытию Летнего сада в 2011 году её заменили точные копии из современных материалов.” Сказанное и прочитанное эквивалентно тому, что прочитать в новостях: скульптуры в Версале заменены копиями из современных нам материалов. А статуя Афродиты Милосской напечатанной на 3D-принтере – ради ее сохранности. Абсурд – но применительно к Летнему Саду реальность.

Теперь о посещении театров. В Ленинграде театры мог посещать каждый прилично одетый человек. Ограничение – как и в театрах Европы – было только для неприлично одетых. Но ведь подобный принцип – dress code – существовал при посещении Императорских театров и в царской России. Конечно, для тех, кто сидел в партере и ложах требования были не те, что для попадания на галерку. Но в принципе герои Достоевского и Гоголя – как и сами эти писатели, равно как и разночинцы – посещать Санкт-Петербургские театры могли так же, как советские граждане Ленинградские театры.

Однако светская и великосветская жизнь была для Гоголя и Достоевского недоступна. В то время как именно она составляла суть столичной жизни при всех Романовых. Включая круг Пушкина, Тургенева и Льва Толстого до анафемы, объявленной графу. Что же касается ленинградского периода города, то великосветская жизнь для ленинградцев была недоступна по совершенно иной причине: ее попросту не было. Исчезла, словно мираж.

Впрочем, якобы великосветская жизнь, которую вело Партийное Руководство, в городе Великого Ленина была. Но она была в такой же мере великосветской, как она же и там же в последующем веке. То есть пародией на нее.

Резюмируя, подытожим. Великолепный город Петра жители Ленинграда видели примерно таким, как герои Гоголя и Достоевского. Но не Пушкин с его героями, для которых великосветская жизнь являлась частью их собственной.

За исключением разве только Арины Родионовны… И почти что её одной

Таковы размышления у парадного подъезда Истории. Которые, коротенько и лапидарно, позволил себе с утречка.

 Юрий Магаршак

Комментариев нет:

Отправить комментарий