пятница, 11 октября 2024 г.

Муссоны на Лиссабоном (Часть II) Еврейский исход

 

Муссоны на Лиссабоном (Часть II) Еврейский исход

Итак, как было отмечено в первой части очерка, в начале XVI-го века Португалия достигла пика своего могущества став колониальной супердержавой с намеком на империю.

Но именно в начале XVI-го стала наблюдаться стагнация, а затем и спад. Почему? На мой непрофессиональный взгляд, все началось с печально известного еврейского погрома в Лиссабоне в 1506-м году. Но был ли этот погром чисто еврейским? И как это повлияло на закат Португалии?

Немного истории, с вашего позволения.

Евреи жили на Пиренеях с начала первого тысячелетия. Первое упоминание о еврейской общине на территории Португалии датируется 482 годом.

У упомянутого не раз в предыдущей части повествования первого короля Португалии Афонсо l-Энрикеша Завоевателя был приближенный соратник Ибн Яиш из еврейского рода Ибн-Яхья, который участвовал в успешных войнах против арабов по изгнанию их из Лиссабона и других городов Португалии. Возможно, и по этой причине Афонсо I стал издавать указы в защиту евреев, гарантировал им равные с христианами экономические права и судебную автономию как по гражданским, так и по уголовным делам. Король ввёл практику назначения евреев на высокие государственные посты, несмотря на протесты католичества. Например, Ибн Яиш Ибн-Яхья стал алмошарифом—казначеем и королевским сборщиком налогов.

Внук Афонсо I, король Афонсо II, проигнорировал четвертый Латеранский католический собор, где евреям предписывалось носить особую одежду.

А где нет ущемления прав, там и расцвет еврейского гения. Растет масса «интеллигенции» иудейского происхождения в королевстве Португалия, представители которой работали в качестве ученых, придворных медиков, астрономов, картографов.

Один из них, имеющий непосредственное отношение к нашему повествованию, Иегуда Крескес— ученый-географ XIV -XV веков , ставший родоначальником новейшей картографии и приглашенный Генрихом Мореплавателем в основанную им морскую обсерваторию города Сагреш. Знаменитый «Atlas catalan» —карта мира, созданная Йегудой Крескесом и его отцом Авраамом, стала для португальских первооткрывателей проводником новых морских путей к еще неизведанным доселе землям.

Ну и разумеется финансы. Банки, ссуды, торговые операции, производственная деятельность—все это так же было уделом значительной части еврейского населения Пиренеев. Добавим и государственную службу в качестве успешных дипломатов, сборщиков налогов, казначеев. В руках скапливались огромные деньги, которые и финансировали первичную португальскую экспансию по всему миру, превращая ее в империю.

Сьерра Леоне, остров Мадейра, Азорские острова, Гренландия, Терра Нова (Ньюфаундленд), Лабрадор, Новая Шотландия, Бразилия, Индия, Мадагаскар, —это лишь малый перечень того, чего достигли португальские мореплаватели с середины XV-го до начала XVI-го веков.

Деловая активность окупалась сполна. Благосостояние и роскошный образ жизни евреев вызывали в окружающем обществе зависть и озлобление, приводившие к протестам черни, а иногда и к насилию. Требования ограничить права евреев в области экономики и общественной жизни многократно выдвигались на собраниях кортесов. В конце 1449-го года группа молодых людей напала на евреев на рыбном рынке. Но Португалия не Испания. Королевский коррегидор—административный надсмотрщик над местной властью— подверг антисемитов публичному телесному наказанию, а король принял суровые меры по отношению к погромщикам.

Еврейская жизнь процветала. Целых четыре квартала Лиссабона и два Порто были чисто еврейскими и назывались жудариас. Потом полку прибавилось. После издания указа Фердинанда и Изабеллы Кастильской о крещении или выселении евреев из Испании в 1492-м году, десятки тысячи, сумевших сохранить свои состояния, двинулись в Португалию, где правил более терпимый к этому вопросу Жуан II. За огромный выкуп монарх позволил евреям остаться.

Но тут случилась незадача. После смерти Жуана в 1495-м году на трон взошел его двоюродный брат Мануэль I, который решил женится на открытой антисемитке Изабелле Арагонской—дочери тех самых Фердинанда и Изабеллы Кастильской, которые издали указ об изгнании евреев из Испании. Новоиспеченная невеста была фанатично набожна и внушила себе, что ее первый жених, португальский принц Афонсо, погиб, упав с лошади, из за того, что Португалия приняла «слишком много евреев, бежавших из Испании».

Изабелла потребовала от своего жениха избавится от иудеев в качестве условия заключения брака… Забегая вперед, можно сказать, что счастья ей это не принесло. Сама она умрет через короткий промежуток времени, после родов, произведя на свет наследника Мигеля. А сам наследник скончается в возрасте двух лет в Испании, на руках у все той же печально известной королевской четы—бабки Изабеллы с деда Фердинанда.

Но это потом. А пока Мануэл I, ну, очень хотел получить Кастильский престол, поэтому пошел на поводу у невесты и издал указ об изгнании евреев. Декрет от 5 декабря 1496 года, предписывал иудеям либо перейти в католичество, либо покинуть Португалию не позже ноября 1497. Подавляющее большинство приняло решение уехать.

Но стоп. А как же еврейские деньги, а как же государственная казна? Поэтому вскоре последовал новый указ о насильственном крещении еврейских детей до 14-ти лет, а затем и до 20-ти. Это посеяло еще более сильную панику и началось повальное бегство евреев из страны.

Но и тут король «не оплошал» и не дал евреям уехать с деньгами. Когда десятки тысяч иудеев собрались в Лиссабоне чтобы покинуть страну, вышел новый декрет короля. В нем указ об изгнании «милостиво» заменяется указом о крещении всего еврейского населения и запрете на выезд из страны. Иудеи были заключены в лагерь и насильственно, под стрхом смерти, переведены в католичество, после чего… их объявили полноправными гражданами. Кто отказывался креститься—после пыток казнили. Главного раввина и других уважаемых членов общины за отказ перейти в христианство замуровали по шею.

Таким образом, Мануэл попытался и рыбку съесть и…Евреи и деньги остались в стране, а сами евреи стали «новыми христианами». Но как это часто бывает в истории, казалось бы гениальный, но злодейский план не сработал в долгосрочной перспективе.

И даже не потому, что большинство евреев крестились номинально, под страхом смерти, продолжая исповедовать религию отцов, за что и преследовались «святой инквизицией». Не это главное . Дело том, что местные не поняли. Ведь как это так? Да, раньше многие евреи были богаче их, но находились по статусу гораздо ниже и были ущемляемы в правах. Ведь к описываемому времени, под воздействием католической церкви и из-за давления кортесов, их уже не назначали на государственные должности и обложили специальным налогом.

А тут на тебе. Все те же зажиточные евреи, названные «новыми христианами», но втайне исповедующие иудаизм… И с равными правами?! Конкуренция была не равной, а озлобление черни росло. И произошел погром 1506-го года, который был направлен даже не против евреев, а против Cristiano nuevo —«новых христиан».

Началось все в монастыре святого Доминика, расположенного рядом со старинными городскими стенами Лиссабона Во время воскресной мессы, когда верующие молились за окончание засухи и чумы, прихожанам привиделся лик Христа. Что было истолковано монахами-священниками как знамение и чудо. Но тут один не в меру образованный марран (так называли евреев, перешедших в христианство) начал объяснять близ стоящим молящимся, что никакого чуда нет, а есть эффект преломления и отражения солнечного света.

Темная фанатичная паства забила насмерть отрицающего «пришествие Христа». Когда выяснилось, что он марран, монахи-доминиканцы из упомянутого монастыря объявили всех евреев перешедших в христианство еретиками, из за которых страну постигла засуха и чума. И пообещали отпущение грехов всем, кто убьет «еретика».

Начался большой лиссабонский погром с грабежами к которому присоединились и моряки из Германии и Голландии. В первый день погибло 500 человек, во второй более 1000. По свидетельству очевидцев, марранов вытаскивали из домов и церквей и сжигали. Живыми или мертвыми. Не жалели даже детей, которых разрывали на части и сбрасывали со стены… Когда все же королевская гвардия усмирила толпу, число погибших превысило две тысячи человек.

Несмотря на то, что королем были приняты устрашающие меры—были сожжены на костре монахи-подстрекатели, монастырь св. Доминика был временно закрыт, а представители Лиссабона были исключены из королевского совета,—все равно, ненависть к марранам стала распространяться по всей стране

После этих печальных событий начался окончательный исход, как оставшихся евреев, так и большинства марранов-«новых христиан» из Португалии. Король на этот раз не препятствовал, опасаясь новых волнений по всей стране.

Стали уходить не только еврейские мозги, но и еврейские капиталы, а с ними и надежды на преобразование «страны с обширными колониями» в Великую Португальскую Империю, как об этом мечтали элиты королевского двора. Ведь для превращения государства в империю необходимо, чтобы национальная валюта—в данном случае португальский реал— имела свободное конвертируемое хождению по всему миру. Но с откатом финансов начал ослабевать и сам реал, который стали чеканить из меди вместо серебра.

Португалии, из за недостатка финансирования, стало все сложнее не только делать новые открытия и присоединять новые земли, но и удерживать старые, часть из которых стали переходить под суверенитет других государств.

Свою лепту в замедление экономики и полное прекращении колониальных амбиций внесло и знаменитое лиссабонское землетрясение—одно из самых с разрушительных и смертоносных в истории, случившееся в 1755 году. Ужасные толчки земли и образовавшееся гигантское цунами превратило столицу в руины и унесли жизни порядка 100 тысяч человек. По стечению обстоятельств, стихия обрушилась на город в католический праздник—День Всех Святых и разрушила почти все церкви.

Подводя итог, можно сказать, что Португалия так и не оправилась от происшедшего. На данный момент это государство одно из беднейших стран в западной Европы, стоящее сразу после Греции. Ну а лидирующее положение в мире заняли те страны, куда бежали евреи, в том числе и португальские, и в которых им были гарантированы равные экономические и гражданские права.

Как тут не вспомнить изречение из Торы-Библии: «Благословляющий тебя благословен, a проклинающий тебя проклят…»

Самый же большой потенциал—у Израиля—государства евреев. Необходимо реализовать.

Оцените пост

Комментариев нет:

Отправить комментарий