четверг, 17 октября 2024 г.

Марш деколонизаторов Юлия Латынина — о том, кто придумал «коллективную ответственность» и почему

 

Марш деколонизаторов

Юлия Латынина — о том, кто придумал «коллективную ответственность» и почему на эту идею не надо вестись

Марш деколонизаторов

Участники акции протеста против режима Путина перед зданием российского посольства в Берлине, Германия, 17 марта 2024 года. Фото: Hannibal Hanschke / EPA-EFE

Вот уже три года войны как мы периодически слышим про коллективную ответственность русских за Путина и войну. Иногда этот тезис звучит в гордом одиночестве, но чаще сопровождается набором других. Русские виноваты в том, что не свергли Путина, они несут коллективную ответственность за войну, они генетические империалисты, — но они могут исправиться. Для исправления надо жертвовать ВСУ, поддерживать РДК и посещать курсы деколонизации.

Хочу ответственно заявить: всё это не является способом описания объективной действительности. Это — типичный прием современного левого дискурса, психологическая манипуляция с целью создания чувства вины и построения секты.

Есть два простых способа проверить, что перед вами: способ описания реальности (пусть весьма предвзятый или неортодоксальный) или манипуляция.

Первое: берегитесь концепций, которые не встречаются у историков до века торжества массовой пропаганды.

Несут ли римляне коллективную ответственность за падение Римской республики? Несут ли ассирийцы коллективную ответственность за уничтожение царства Израиля? Несут ли французы коллективную ответственность за террор 1792 года?

И так далее. На протяжении двух с половиной тысяч лет существования науки истории этот вопрос показался бы историкам, — от Геродота и до Моммзена — бессмысленным. Всё это время история описывалась как угодно: как поступки конкретного правителя, смена экономических формаций, промысел Божий. Но точно ни у Тацита, ни у Фруассара, ни даже у Фридриха Энгельса вы не найдете концепции о том, что это «коллективная ответственность» вавилонян привела к разрушению Первого Храма, или «коллективная ответственность» римлян — к походам Цезаря в Галлию.

Будете смеяться, они даже не пишут о «коллективной ответственности» афинского народного собрания, которое во время Пелопонесской войны постановило предавать смерти всех мужчин захваченных городов, — хотя, строго говоря, на этот-то раз решение действительно принял народ.

Мне не встречалась книга, которая приписывает кампучийцам «коллективную ответственность» за Пол Пота или китайцам — «коллективную ответственность» за активистов, которые в селах своих же односельчан за кусок хлеба и малейшее несоответствие линии партии коллективно забивали до смерти, — хотя в обоих этих случаях массовые убийства, действительно, осуществлялись не при помощи специального органа вроде НКВД или SS, но именно что с помощью широких народных масс.

Искать это объяснение в историческом труде, хоть сколько-нибудь претендующем на объективность, так же бессмысленно, как искать в трудах Эйнштейна объяснение, почему люди не сваливаются с плоского края земли.

Россияне разворачивают 300-метровую георгиевскую ленту во время мероприятия, посвященного победе во Второй Мировой войне, возле Музея Великой Отечественной войны в Москве, 3 мая 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE

Россияне разворачивают 300-метровую георгиевскую ленту во время мероприятия, посвященного победе во Второй Мировой войне, возле Музея Великой Отечественной войны в Москве, 3 мая 2024 года. Фото: Юрий Кочетков / EPA-EFE

За одним исключением. А именно: согласно христианской пропаганде, евреи несли ответственность за распятие Христа. Они все были виноваты. Они все должны были платить. Эта концепция «коллективной ответственности» евреев и лежала затем в основании погромов. Погромщики, грабившие, убивавшие и насиловавшие евреев, хотели чувствовать себя правыми. Они не хотели чувствовать себя насильниками. Они хотели чувствовать себя священными мстителями. Это чувство давала им концепция коллективной вины евреев, распявших Христа.

Второй способ тоже прост: мера, который вы мерите все народы, должна быть одинаковой. Дырочки на линейке должны быть в одном и том же месте. Перемените название нации и посмотрите, не жмет ли?

Допустим, кто-то утверждает:

«В Украине 100 тысяч украинцев сотрудничали с нацистами и помогли убить 1,5 млн евреев. Украинцы несут за это коллективную ответственность. Погромы у них в генах. Они громили евреев еще со времен Колиивщины».

Или: «90% из 200-тысячного населения литовских евреев были убиты, и почти половина из них была убита при участии литовских добровольцев из Ypatingasis būrys. Значит, все литовцы виноваты».

Или же: «Некоторые белые когда-то владели рабами, а некоторые черные когда-то были рабами у белых. Стало быть, белые несут коллективную ответственность за рабство. Они должны выплатить репарации, даже потомки тех белых, которые никогда не владели рабами, потомкам тех черных, которые никогда рабами не были. И вообще они должны извиниться перед черными, потому что они разрушили великую черную культуру, украли все ее изобретения и достижения, и заменили своей токсичной белой культурой, основанной на подавлении и ненависти».

Вам дико? Мне тоже.

Почему дико? По трем причинам.

  • Во-первых, идея коллективной ответственности в таком случае равняет праведника с грешником. 2515 украинцев входят в число праведников народов мира. Это люди, которые помогали спасать евреев. И вот получается, согласно идее «коллективной ответственности», что тот, кто рисковал жизнью, спасая еврейку на чердаке, виноват точно так же, как тот, кто во Львове на глазах толпы забивал палками другую еврейку. Ну а че? Коллективная же ответственность.
  • Во-вторых, идея «коллективной ответственности» имплицитно предполагает, что сам ты не такой. Что ты лучше.

«Вот если бы я жил во времена Чингисхана — я бы никогда жителей Бамиана не резал». «Вот если бы я жил во времена Бабьего Яра, то я бы никогда евреев не убивал». И мой народ никогда бы такого не делал. Мы — эльфы. А они — орки.

А это, к сожалению, не так. Мало кто из людей может предсказать, как он будет себя вести в страшных обстоятельствах, под давлением среды и с промытыми мозгами.

  • А, в-третьих, идея коллективной ответственности противоречит в корне всему в развитии цивилизации европейской, которая именно что развивалась в направлении защиты индивидуума и внедряла идею индивидуальной ответственности за поступки. Вот когда-то, в X веке, у исландцев в порядке кровной мести могли наказать сына за то, что сделал отец. Но больше — не могут. А тут предполагается даже, что не сын отвечает за отца, а все отвечают за всех.

Предполагалось, что ты как-то можешь эти обстоятельства исправить. А тут — никак. Вот 250 лет назад во время Колиивщины устроил твой предок еврейский погром — и всё, ты уже генетический погромщик.

Иначе говоря, идея коллективной ответственности — это нацизм. Нацизм в чистом виде, только нацизм наоборот.

Обычный нацизм — это когда вы прямо говорите, что какая-то нация, — ну, допустим, евреи или славяне, — являются недочеловеками.

Раз вы родились в этой нации или расе — раз кожа у вас, допустим, черная, или глаза раскосые, — то всё, из списков человечества вас можно вычеркивать, и никакой надежды для вас нет. Хоть выше головы прыгните — а вы всё равно недочеловек. Шах и мат.

Это одна из самых омерзительных, самых страшных идей в истории человечества, от которой исходит запах свернувшейся крови и слышится хруст костей.

Но современная идеология такого типа выглядит по-другому. Это нацизм розовых пони и белых пальто.

Он, например, спрашивает: «Почему вы не свергли Путина?» Или: «Почему вы, еврейские поселенцы и колонизаторы, не можете договориться с палестинцами?» Это по умолчанию предполагает, что уж говорящий-то и его пул генов — они бы точно свергли Путина. И с палестинцами бы нашли общий язык, самовыпилились бы смиренно.

Они, прогрессоры, находятся на высшей ступени развития человечества, как дон Румата. И с понятным чувством морального превосходства поглядывают на соседний с ними Арканар.

При этом этот подход одновременно предполагает, что тот, кто его изрекает, вот он-то свят. Он-то уже сверг Путина, достиг нирваны и изобрел вечный двигатель.

Он — светлый эльф. Стать эльфом, оказывается, очень легко. Надо просто сказать, что все остальные — орки.

Это — не способ описания действительности, а психологическая манипуляция, которая должна поставить объекта манипуляции в положение злокачественной психической зависимости. Я грешник. Я согрешил. Святой отец, как мне исправиться?

Акция протеста перед зданием российского посольства в Берлине, Германия, 17 марта 2024 года. Фото: Hannibal Hanschke / EPA-EFE

Акция протеста перед зданием российского посольства в Берлине, Германия, 17 марта 2024 года. Фото: Hannibal Hanschke / EPA-EFE

При этом, хотя манипуляций про «коллективную ответственность» в истории не было (не считая истории про ответственность евреев, распявших Христа), другие попытки подобных манипуляций были. Более того, они были очень распространены.

Христианская церковь, например, объявила грехом плотскую связь. Всякую, а уж внебрачную — тем более. Это был шах и мат. С такими вводными каждый человек, живущий на земле, становился грешником. А уж если он был геем или обзавелся любовником или любовницей — то тут уж точно пиши пропало. Каждого грешника ждал адский огонь. Но огня можно было избегнуть, если — правильно, что? — каяться и жертвовать церкви.

Так создавалось страшное темное здание средневековья, где каждый человек был виноват, потому что грешил.

Коммунисты подхватили эту тему. У них каждый буржуа был виноват тем, что он родился не пролетариатом. Это тоже был первородный грех, который можно было смыть, только участвуя в коммунистическом движении или жертвуя компартии.

Вообще все секты такого рода, заставляющие человека чувствовать себя грешником, немедленно тут же предлагают ему и выход из этого состояния грехопадения: помоги нам. Пожертвуй на тех, кто тебе объясняет, что ты грешник. Чтобы они могли это объяснить еще большему количеству людей.

Когда коммунизм немножечко подпротух, современные левые придумали две новых разновидности этой идеологии.

  • Во-первых, каждый предприниматель грешен тем, что он разогревает планету. Он выбрасывает в воздух СО2. Он может смыть этот свой грех, только поддерживая донатом святую Грету Тунберг и компанию.
  • И, во-вторых, каждый белый виноват в том, что он белый. Он построил белый патриархальный сексизм — всю эту ужасную угнетательскую цивилизацию Ньютонов, Вашингтонов и Гейзенбергов. При этом он уничтожил замечательную, основанную на любви и равенстве цивилизацию черных людей. Белый человек дефектен по определению. Он — генетический угнетатель и институциональный расист.

Это — его первородный грех. Никаких способов перестать ему быть расистом — нет. Если он говорит, что он не расист, — он находится в состоянии отрицания. Есть только один тернистый путь к спасению: это донатить на BLM и посещать курсы деколонизаторов.

На самом деле, как и в предыдущих двух случаях, с церковью и с коммунистами, перед вами никакое не описание исторической действительности. Перед вами психологическая манипуляция и построение секты.

История о коллективной ответственности русских, которые «не смогли свергнуть Путина», — это просто перевод худших образцов BLM на русский.

Поэтому перестаньте оправдываться и искать логичные аргументы. Они вам не помогут. Еще ни одному еврею не удалось оправдаться в том, что он не распинал Христа или в том, что он «колонизировал» Палестину.

Что же касается национал-деколонизаторов и коллективноответственников, то я им отвечу следующее.

Глубоко неуважаемые деколонизаторы!

Зачем-то вас — как и Ленина в 1917 году, — очень манит левый проект. Зачем-то вы опять хотите построить левый рай, только на этот раз планируется отменить не всех буржуа, а всех колонизаторов.

Прекрасно — в таком случае, как и подобает деколонизаторам, — начните с себя и избавьтесь, пожалуйста, от всех тех земель, которые достались Украине в результате жизнедеятельности России / СССР.

Верните Польше те земли, которые были отторгнуты от нее в результате сталинского «СВО» 1939 года. Закарпатье по той же причине верните Венгрии, а Бессарабию — Молдове. После этого те земли исторической Украины, которые в 1654 году объединились на Переяславской Раде с коварными московскими колонизаторами, — то есть территорию польского киевского, черниговского и брацлавского воеводств, — можете деколонизовать до морковкина заговенья.

Редакция может не разделять мнения автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий