Под этот пронзительный, тревожный, рвущий душу Кол Нидрей...
В этом потрясающем видеоклипе у седобородых старцев в талесах прекрасные древние лики израильских пророков.
Такие лица не встретишь на улицах современных городов, и в северном Тель-Авиве их не увидишь. Снимок с вечности. Так и хочется спросить: "Какое, милые, у нас тысячелетие на дворе"?
Если вас, глядя на эти лица под пронзительный, тревожный, рвущий душу неизбывной еврейской тоской аккомпанемент Кол Нидрей, не начали душить слезы, вы - не еврей. Ну, вот нет, и все тут.
Это самая узнаваемая из всех еврейских молитв - первая в литургии Судного Дня. Чтобы услышать и участвовать в ней, нужно прийти в синагогу после звезды накануне Йом-Кипур. В наших калифорнийских палестинах он наступает завтра вечером.
Написана эта молитва на арамейском языке в 6-7 веке нашей эры.
В те недосягаемые нашему взору времена готские короли в Испании пытались массово крестить местных евреев, то бишь, заставляли их клясться, давать зароки, приносить обеты и т.п. Для евреев это, с какой стороны ни посмотри, преступное святотатство, поскольку клятвы земным царям и их сатрапам запрещены для нас древнейшим законоуложением. А обет мы можем заключать только с Царем Небесным, Богом Авраама, Исаака, Иакова.
Смысл этой молитвы довольно зловещий - евреи всем синагогальным собранием отрекаются от клятв и зароков данных в прошедшем году.
Из-за этой молитвы мой народ много претерпел, так как те, среди кого он жил, говорили, что присягаещему еврею нельзя доверять, начиная с момента даваемой им клятвы. Но евреи многие века предпочитали преследования, мучения и издевательства со стороны "титульных наций" нарушению сакрального Завета с Богом.
У Мандельштама в "Шуме времени" есть воспоминания о своем еврейском детстве:
"Крепкий румяный русский год катился по календарю с крашеными яйцами, ёлками, стальными финляндскими коньками, декабрём, вейками и дачей. А тут же путался призрак – новый год в сентябре и невесёлые странные праздники, терзавшие слух дикими именами: Рош-Гашана и Йом-Кипур".
Как мог этот мудрец, проникавший своими всевидящими глазами в суть вещей, как мог он не разглядеть глубочайший смысл десяти дней Трепета между Роша Шана и Йом- Кипур? Как мог не расслышать в Кол Нидрей его первозданной трагической красоты? Но он, бедный, не разглядел и не расслышал. Крестился в лютеранство. Бог ему судья.
А сама я из смутных детских воспоминаний помню как над моей еще блаженно пустой тогда головой крутили, приговаривая непонятные слова, курицей. Безобразно голой, из соседней мясной лавки. Мне было смешно. Я не знала, что в канун неведомого мне Йом-Кипур надо мной проводят символический обряд искупления грехов, которые должны перейти на тушку ни в чем неповинной птицы, заменяющей ленинградским евреям живого козла отпущения. Именно на эту нелепую животину мои предки все 10 веков существования Храма возлагали грехи всего племени и отпускали в пустыню. "И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню…". Как неотразимо об этом у Дины Рубиной в лучшем ее романе "Вот идет Мессия", где в главе о сходняке у Рабиновича в канун Йом Кипур особенно сказалось ее природное умение видеть жизнь в вечной и нерасторжимой связи трагического и смешного.
В последний раз я была в родном городе как раз на Роша Шана. Пришла в Хоральную Синагогу на Лермонтовском в аккурат накануне Йом-Кипур. Там мне открылось, что нынче, совершая обряд Капарот над головой желающего очиститься от грехов, размахивают не курицей, а конвертом с деньгами, которые он пожертвовал на благотворительность. С последующей передачей их нуждающимся евреям. Очень мудро, между прочим. Наличных у меня не было, а грехи были, и я попыталась заменить доллары чеком.
Но оказалось, что так не полагается. Раввин, спросив меня, сколько я хотела бы пожертвовать, вложил в конверт от моего имени свои кровные и провел тот самый обряд - Капарот. Легко распознав во мне светскую, этот чудный питерский раввин предупредил меня, не подумать нести свои денежки завтра, в Йом-Кипур, а только после него. Что я, уже в новом, очищенном от грехов статусе и сделала.
Все знают, что пост Йом-Кипур - строжайший из всех постов. 25 часов без воды и пищи.
Я вчера говорила об этом со своими друзьями, которым каждый год удается держать пост, правда, не на сухую. И они считают, что добровольное голодание и Слиха - испрошение прощения - это самая важная идея Дня Искупления. Я же, еще ни разу не вынесшая и 20 часов не жрамши, стала убеждать их, что главное в этот день - не делать никой работы, а лежа на оттоманке читать, ну, хотя бы, Германа Вука "Это-Бог-Мой".
О мохнатой пошлости коллективного "прощеньица просим" рассылкой соответствующего емайл по всему спектру адресной книги я уже не раз писала. Но не погнушаюсь повторить еще раз, то, что сказала вчера им.
Наши предки когда-то преодолевали немалые расстояния, чтобы к Судному Дню раздать долги и испросить индивидуальное прощение у каждого сородича, кому они нанесли обиду в уходящем году. Теперь все значительно проще и много быстрее. Одним нажатием мышки рассылается электронное послание с ничего не значащей просьбой о прощении, которое одновременно получит каждый из десятка, а то и сотни адресатов (френдов) отправителя. А каждый из получателей со своей стороны сделает то же самое. Нагрузка на блогосферу в дни, предшествующие Роша а-Шана и Йой-Кипур, громадна. Хотя, …"нам не дано предугадать", устраивает ли такая массово-механистическая форма "слихот" самого Всевышнего. В любом случае, в Йом-Кипур приговор скрепляется печатью и обжалованию более ни для кого не подлежит. Судьба каждого из нас, так же, как и наша общая судьба на ближайший год предопределена.
Я тот еще знаток "иудейских древностей", но, вслед нашему телефонному разговору, собрав вместе все вещдоки доказательства "несравненной моей правоты", написала друзьям своим письмецо, которым и хочу закончить эту реплику, малограмотность и бессвязность которой искупается единственно ее простодушной искренностью.
Дорогие мои,
Пишу это вдогонку нашему разговору, чтобы подкрепить прямыми цитатами свои доводы о первичности запрета работы над требованием сухого голодания.
Вот прямой текст из первоисточника, Тора, глава Левит, впервые устанавливающий обязательные для Йом-Кипур законоуложения:
"И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: "Но в десятый день седьмого месяца этого - день искупления, священное собрание будет у вас, и смиряйте души ваши (постом), и приносите огнепалимые жертвы богу. Никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Богом, всесильным вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, отторгнута будет от народа своего. И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте, это - вечное установление для всех поколений ваших, во всех поселениях ваших. Это суббота покоя для вас, и смиряйте души ваши в девятый день месяца вечером: от вечера до вечера соблюдайте покой ваш." "
Обратите внимание, други мои, что в этом древнейшем уложении о правилах проведения Дня Искупления, четыре раза упомянуто о категорическом запрете какой-либо работы, и лишь единожды - о смирении себя постом (причем, неизвестно какой строгости).
Поэтому, наверное, американские евреи, хоть раз заглянувшие в Пятикнижие Моисея (Тору), знают, что РАБОТАТЬ в День Искупления НЕЛЬЗЯ. Знают даже те, кто делает это в Субботу. А мы, советские евреи, узнали, когда нам в первых наших американских компаниях сказали об этом наши сослуживцы. Меня, к примеру, к вящему моему позору, лет 30 тому спросил, что я делаю в этот день на службе, мой коллега, чистейших кровей англосакс.
Но вы и сами, наверное, через это прошли.
В Израиле в этот день на дорогах дети катаются на самокатиках, редкие взрослые - на велосипедах. Я - живой свидетель этой пасторали. Трафика нет вообще. Даже самые дерзкие из неверующих пережидают, когда окончится Йом-Кипур, чтобы сесть за руль.
Ну, а теперь - об еде.
В знаменитом трактате 16 века, Шульхан Арух, (лежит на полке в любой ашкеназской синагоге), где по главам дано детальное описание ежедневной практики иудаизма касательно всех сторон семейной и бытовой жизни, относительно полного голода в Йом-Кипур сказано следующее:
"Известно, что, если беременная женщина почувствовала запах пищи и у нее появилось острое желание поесть, нельзя ей в этом отказывать, так как может произойти несчастье. В этом случае в Йом-Кипур поступают так. Если она просит есть или окружающие замечают, что она хочет есть, но молчит, ей шепчут на ухо: "Сегодня – Йом-Кипур". Если этого недостаточно, ей дают каплю жидкой пищи (например, соуса), обычно этого достаточно, чтобы ее успокоить. Но если и после этого она ощущает острое чувство голода, ей дают еще немного соуса, не более 30 г, а в крайнем случае, когда и это не приводит к желаемому результату, – дают пищу, но также не более 30 г. Если все попытки оказываются тщетными, ей дают есть столько, сколько она хочет. Так же поступают с больным. Однако если здоровый человек просит есть, в Йом-Кипур на его просьбу не обращают внимания до тех пор, пока его лицо не исказится. Когда у постящегося человека тускнеют (закатываются) глаза, это признак того, что жизнь его в опасности, и тогда ему срочно дают есть и пить, пока он не придет в себя."
Зная меня со дней нашей общей юности, Вы догадываетесь, что хотя все приведенные выше цитаты - подлинные, я несколько лукавлю, приводя именно их. Ведь, если бы я должна была работать, но могла бы при этом выдержать 25-часовое голодание, то цитаты, быстрей всего, были бы другими. А так я, недолго думая, разглядела близко родственное в портрете того самого постящегося "здорового человека", у которого "исказилось от голода лицо", "закатываются глаза", и который, следовательно, подпадает под умилительно человечное исключение из правил, когда ему должны "срочно дать есть и пить...". В иудаизме нет и не может быть ничего изуверского, как скажем, в религии "мира и добра", бушующей в сопредельных Израилю странах.
Простите меня, если можете, за все мои выходки, которые вы терпите столько лет, сколько не живут.
Источник: Livejournal
Комментариев нет:
Отправить комментарий