вторник, 8 октября 2024 г.

Моти Карпель Заповедь жить в Эрец Исраел 2





 

              "Над книгой". Художник Вениамин Клецель


Моти Карпель Заповедь жить в Эрец Исраел 1-2

8.10.2011 Архив
 Моти Карпель Заповедь жить в Эрец Исраэль 1 (из книги)
===============================================
Жизнь в Эрец Исраэль – это мицва де'оратиа, то есть заповедь, данная непосредственно Торой. Более того, по важности она равна всем остальным заповедям, вместе взятым. Можно даже сказать, что она их превосходит, потому что она обусловливает их исполнение. Тора говорит: «Когда Г-дь, твой Б-г, истребит народы, к которым ты приближаешься, чтобы наследовать, ты изгонишь их и поселишься в их земле» (Втор. 12:29). В этом стихе прямо упоминаются две заповеди, связанные с Эрец Исраэль. Первая – изгнать неевреев. Еврейское выражение «к которым ты приближаешься, чтобы наследовать»
Онкелос переводит как «к которым ты приближаешься, чтобы изгнать». Вторая заповедь – «поселиться в их земле». Да, это заповедь жить в их земле, в Эрец Исраэль.
Вот что говорят мудрецы по поводу этого стиха (Сифри, Ре'еи, 80): «Ты изгонишь их»: Р. Иехуда бен Бетера, Р. Матиа бен Хереш, Р. Ханина бен Ахи, Р. Иехошуа и Р. Йонатан покидали Землю, прибыли в Палтум и вспомнили Эрец Исраэль. Тогда их глаза прослезились, они заплакали, разорвали свои одежды и произнесли стих: «Ты наследуешь ее [Землю] и поселишься в ней, и ты будешь внимательно хранить все законы» (Втор. 11:31–32). Они вернулись в свое место и сказали: «Жизнь в Эрец Исраэль равна по важности всем заповедям Торы».
Р. Элазар бен Шамуа и Р. Йоханан ха-Сандлер шли в Нецивим в дом Р. Иехуды бен Бетеры, чтобы изучать у него Тору, достигли Сидона и вспомнили Эрец Исраэль. Их глаза прослезились, они заплакали, разорвали свои одежды и произнесли стих: «Ты наследуешь ее и поселишься в ней, и ты будешь внимательно хранить все законы». Они вернулись в свое место и сказали: «Жизнь
в Эрец Исраэль равна по важности всем заповедям Торы».
Наши мудрецы ясно говорят, что жизнь в Эрец Исраэль – это не просто заповедь, но заповедь огромной важности, равная всем остальным заповедям, вместе взятым. Из этого
отрывка четко видно, что заповедь жить в Эрец Исраэль никак не связана с наличием или отсутствием Храма. В конце концов, обе описанные истории произошли уже после
разрушения Храма. Ученые Мишны постановили, что жить в Эрец Исраэль – это заповедь Торы, равно как и запрет покидать Эрец Исраэль.
Вот что говорят мудрецы (Тосефта, Авода зара, 5:2): Человек должен жить в Эрец Исраэль, даже в городе, большинство жителей которого – идолопоклонники, а не вне Земли, даже в городе, который полностью еврейский. Это учит, что жизнь в Эрец Исраэль равна по важности всем заповедям Торы, вместе взятым. Если кто-либо похоронен в Эрец Исраэль,
это так же, как будто он похоронен под жертвенником.
Человек не должен покидать Эрец Исраэль, кроме случаев, когда цена пшеницы поднимается до двух мер сэа на одну монету сэла. Р. Шимон сказал: «Это относится к ситуации, когда человеку не хватает денег, чтобы купить еду, но если у него есть деньги, то даже если цена составит одну сэа на сэла, он не должен покидать».
Так же говорил и Р. Шимон: «Елимелех был одним из величайших светил поколения и лидеров общины, и поскольку он покинул Эрец Исраэль, и он, и его сыновья умерли от голода, тогда как весь Израиль выжил в своей земле, как сказано: „Весь город был взволнован о них“ (Руфь 1:19). Это учит, что весь город выжил, тогда как он и его сыновья умерли от голода.
Теперь, когда говорится: „Я безопасно вернусь в дом моего отца“ (Бытие 28:21), почему нужно добавлять: „Тогда Г-дь станет для меня Б-гом“ (там же)?
Однако Тора говорит: „Чтобы дать тебе Землю Ханаана, быть Б-гом тебе“ (Левит 25:38). Пока ты в Ханаане, Я буду тебе Б-гом. Если ты не в Ханаане, Я не Б-г тебе…
Так же сказал и Давид: „Ибо они изгнали меня сегодня, чтобы я не прилепился к наследию Г-да [говоря: «Ступай, служи другим богам»]“ (1 Сам. 26:19). Могло ли тебе прийти в голову, что царь Давид – идолопоклонник? Нет, но он объяснил так: „Всякий, кто отказывается от Эрец Исраэль в мирное время и покидает ее, это так же, как если бы он служил идолам, как сказано: «Я
посажу их в этой земле в истине [со всем Моим сердцем и всей Моей душой]» (Иер. 32:41)“. Если они не в этой земле, они не подлинно „посажены передо Мной“, не со всем Моим сердцем и не со всей Моей душой.
Похожие слова мы встречаем и в Талмуде (К’тувот 110б):
Раввины учили: человек должен всегда жить в Эрец Исраэль, даже в городе, большинство населения которого – идолопоклонники, и он не должен жить вне Эрец Исраэль, даже в городе с еврейским большинством. Кто живет в Эрец Исраэль, подобен тому, у кого есть Б-г, а кто живет вне Эрец Исраэль, подобен тому, у кого нет Б-га, как сказано: «Дать тебе Землю Ханаана, чтобы быть тебе Б-гом» (Левит 25:38).
Неужели любой, кто не живет в Эрец Исраэль, не имеет Б-га? Скорее, смысл в том, что если кто-либо живет вне Земли, это так же, как будто он служит идолам. Царь Давид сказал: «Ибо они изгнали меня сегодня, чтобы я не прилепился к наследию Г-да, говоря: „Ступай, служи другим богам“» (1 Самуила 26:19). Разве кто-то говорил, что царь Давид служил другим богам? Скорее, это учит тому, кто живет вне Земли, это так же, будто он служит идолам.
Кроме того, согласно мудрецам, муж может силой заставить жену отправиться в Эрец Исраэль, чтобы выполнить заповедь. Более того, даже жена может заставить своего мужа, а раб – хозяина. В Мишне говорится (К’тувот 110б): «Любой может заставить переехать в Эрец Исраэль, но никто не может заставлять других покинуть ее». Талмуд так комментируетэтот отрывок: «„Любой может заставить…“: включая рабов». Вот комментарий Раши: «Если у человека есть раб-еврей, еврей должен следовать за ним против своей воли». (См. Ран, там же. Ран ссылается на Ра'авада, который утверждает, что раб даже хананейскогопроисхождения может заставить своего хозяина отвести его в Эрец Исраэль, поскольку даже он обязан выполнять заповеди, аналогично женщине.) Дальше в Талмуде говорится: Раввины учили: если муж говорит, что надо идти в Эрец Исраэль, а жена говорит, что не пойдет, он заставляет ее пойти. В противном случае с ней можно развестись без компенсации. Если она говорит, что надо пойти, а он говорит нет, мы заставляем его пойти. В противном случае он должен
развестись с ней и дать ей компенсацию. Если она говорит, что надо покинуть Эрец Исраэль, а он говорит нет, мы заставляем ее не уходить. В противном случае она может быть разведена без компенсации. Если он говорит, что надо покинуть, а она говорит нет, мы заставляем его не уходить, либо развестись с ней и дать ей компенсацию.
Это положение Мишны является законом на все времена, что подтверждают следующие поским [авторитеты]: Рамбам (Ишут, 13:19–20); Риф (Кетувот, 110б); Рош [там же, гл. 13, симан 18]; С'маг (Запрещающие заповеди, 81); Пискеи ха-Рид (Кетувот, там же);
Ритва____________, Ран и Немукеи Йосеф (там же) и многие другие. Причина проста: заповедь жить в Эрец Исраэль – это заповедь на все времена.
Аналогичное постановление вынес Р. Йосеф Каро (Шулхан арух, Эвен ха-Эзер 75:3–4).
Вот что говорится в Пит'хеи Т'шува (здесь же, се'ф катан 6): Рамбан считал это заповедью в числе [613] заповедей, согласно месту: «Наследуешь ее и поселишься в ней» (Втор. 11:31), и она равна по важности всем остальным заповедям, вместе взятым (Сифри, Ре'еи, 80). Терумат ха-Дешен в своих постановлениях (симан 88) подчеркнул важность этой заповеди.
Исключение составляет Тосафот на Кетувот от имени Р. Хаима Кохена…
Впрочем, Махарит в своих ответах, симан 28, и в своих хидушим [первоначальные мысли] на Кетувот доказал, что какой-то ученик по ошибкезаписал эту идею от имени Тосафот и что цитата была совершенно неавторитетна. Махарит прав, и Нетивот мишпат указал на это же.
Следовательно, эта заповедь действует во все времена и это ясно следует из всех средневековых и более поздних мудрецов, которые постановляли, что мы заставляем жену идти в Эрец Исраэль со своим мужем, как в простом тексте Мишны.
А вот что говорится в Бава кама (80б): Когда человек приобретает дом в Эрец Исраэль, мы можем составить акт о покупке даже в субботу. Действительно ли мы можем записать это в
субботу? Скорее… можно поручить сделать запись нееврею. И даже хотя поручать нееврею работу в субботу запрещено раввинским постановлением, раввины не применяли этого постановления, когда речь шла о заселении Эрец Исраэль.
Раши комментирует (Гитин 8б: משום ישוב א״י ): «Т. е. выслать народы и поселить здесь евреев». Рамбам (Хилхот шабат 6:11) вынес аналогичное решение в Шулхан арух, Орах
хаим 306:11. Если бы заповедь жить в Эрец Исраэль сегодня не применялась или была бы только раввинистической, то на каком основании мы разрешали бы то, что раввины
запретили делать в субботу? В конце концов, в Тосафот говорится (Бава кама 80б: לגכרי
אומר ): «Конкретно для этой заповеди жить в Эрец Исраэль, но для других заповедей поручать нееврею нарушить Тору не разрешается».
В другом месте (Иерусалимский Талмуд, Сота 8:4) мудрецы описывают ситуацию,когда человек вернулся с фронта, потому что построил новый дом, но еще не жил в нем:
Я бы мог подумать, что некто, кто построил новый дом вне Земли, должен вернуться с фронта. Поэтому говорится: «И не начал жить в нем» (Втор. 20:5).
Этот стих говорит о человеке, для которого жить в нем является заповедью, и исключает все прочие.
П'неи Моше комментирует (там же): «Человек, для которого это является заповедью: в Эрец Исраэль, по причине заповеди жить в Земле. Это исключает то, что вне Земли, где нет заповеди жить». Этот же закон применим и к ситуации, когда человек посадил виноградник (Иерусалимский Талмуд, Сота 8:5). У Рамбама читаем (Хилхот мелахим 7:14):
Также сказано: «Очистите Землю и живите в ней» (Числа 33:53). Рамбам комментирует (там же):
По моему мнению, это является предписывающей заповедью Торы. Тора заповедует им жить в Земле и очистить ее, поскольку Он дал ее им и они не должны презирать Б-жье наследие. Если бы им когда-нибудь пришло в голову пойти и завоевать Сеннаар, Ассирию или какую-то другую землю, и заселить ее, они бы нарушили заповедь Б-га.
Наши мудрецы придавали большое значение заповеди жить в Земле и запрету покидать ее, считая «мятежным» человека, который отказывается сопровождать супруга или супругу в Эрец Исраэль («мятежность» является основанием для развода). Причина в том, что здесь (Числа 33:53) мы получили в этом отношении заповедь, и этот стих является предписанием, повторяющимся во многих местах, например: «Придите, заселите Землю» (Втор. 1:8).
Последняя цитата – часть фрагмента из Второзакония 1:7–8): Повернитесь о обратитесь в сторону аморрейских гор… Смотрите! Я поместил Землю перед вами. Придите, заселите землю, которую Г-дь поклялся дать вашим отцам… и их потомкам после вас» (Втор. 1:7–8).
Рамбан комментирует: «Это заповедь, а не просто обещание, как я и объяснил (Числа 33:53, цитата выше)».
Далее Рамбан пишет (Сефер ха-мицвот, Предписывающие заповеди, забытые Рамбамом, Мицва 4):
Нам было заповедано заселить землю, которую Б-г дал нашим предкам Аврааму, Исааку и Иакову. Б-г сказал: «Очистите Землю и живите в ней, поскольку именно вам Я даю занять Землю. Распределите Землю…» (Числа 33:53–54). Доказательством того, что это заповедь, являются слова Б-га в эпизоде с разведчиками: «Идите на север и заселите ее, как Г-дь, Б-г ваших
отцов, сказал вам. Не бойтесь и не беспокойтесь» (Втор. 1:21). Далее говорится: «В Кадес-Варни Г-дь послал вас вперед и сказал: „Идите на север и займите
землю, которую Я дал вам“» (Втор. 9:23). А относительно нежелания разведчиков идти в Землю сказано: «Вы восстали против Г-да» (Втор. 1:26, 43; 9:23). и «Вы не хотели слушать» (Втор. 1:43). Б-жье слово Израилю было заповедью, а не обещанием…
Настолько много наши мудрецы говорили о жизни в Эрец Исраэль, что в Талмуде сказано (К’тувот 110б): «Кто покидает Эрец Исраэль и живет вне ее, должен рассматриваться как идолопоклонник: „Они изгнали меня сегодня, чтобы я не прилепился к наследию Г-да, говоря: «Иди, служи другим богам»“ (1 Самуила 26:19)». Это и другие подобные выражения происходят из заповеди заселить Землю и жить в ней. Итак, это предписывающая заповедь на все времена, и каждый еврей обязан ее исполнять, даже при Изгнании, как Талмуд
постановляет во многих местах, как известно.
Итак, мы видим, Б-г не только дал еврейскому народу особую землю, но также предписал жить в ней. Жить в Земле – это не только право, но и долг, уклоняться от которого мы не имеем права. Б-г заповедал нам жить в Эрец Исраэль под Его владычеством, освящая Его имя, создавая святое государство и общество, точно исполняющее Тору, вне досягаемости чужих культур.
В то же время, когда человек отказывается жить в Эрец Исраэль, предпочитая развращенный образ жизни других народов, он совершает непростительный, тяжелейший
грех. По сути, это хилул Хашем, поскольку Израиль начинает перенимать мерзости народов.
Вот почему неудивительно, что в пустыне Б-г разгневался на наших предков, когда они отказались пойти в Эрец Исраэль: «Давайте выберем нового вождя и пойдем обратно в
Египет» (Числа 14:4). Разведчики, которых Моисей послал разведать Ханаан, были видными и праведными людьми (Танхума, Шелах, 4):
«Пошли людей» (Числа 13:2): это согласуется со словами: «Тот, кто посылает весть рукой глупца, отрывает собственные ноги и получает урон»
(Притчи 26:6). Были ли разведчики глупцами? Тора сказала: «Пошли людей [анашим]», и анашим всегда означает праведных людей… Скорее, они были названы глупцами только потому, что оклеветали Землю… Тем не менее, это были великие люди, сделавшие себя глупцами.
В Таргум Йонатан стих Числа 13:3 («Все люди были вождями детей Израиля») передан так: «Все были мудрыми людьми, которые были назначенными главами детей Израиля».
Итак, это были великие праведники, однако даже они согрешили, когда отказались от Эрец Исраэль и решили устроиться в Изгнании – в Египте. Царь Давид сказал: «Они
презрели Желанную землю, они не верили Его слову» (Псалмы 106:24).
Мы видим, что даже великие светила того поколения стали глупцами: они презрели Желанную землю и решили вернуться в Египет. А сделали они это только потому, что
боялись народов и не доверяли Б-гу: «Они не верили Его слову».
Да, у тех евреев якобы была веская причина – пикуа нефеш, тезис о необходимости предотвратить гибель людей. Вот как разведчики описали хананеев: «Мы были в наших
глазах словно кузнечики, и такими же мы были в их глазах» (Числа 13:33). Они были уверены, что война с хананеями будет тяжелой, и победить их будет непросто. Более того,
даже в случае победы израильтяне все равно понесут потери. В конце концов, мы же не полагаемся на чудеса, разве не так?
Поэтому эти великие праведники вынесли галахическое постановление, что принцип пикуа нефеш отменяет все области Эрец Исраэль: он отменяет Эрец Исраэль во всей ее
полноте. Конечно, они не собирались отменять Б-жью Тору; они всего-навсего хотели вернуться в Египет и соблюдать ее там. Однако именно этим они и согрешили, ведь Б-г
запретил им жить где бы то ни было за пределами Земли. Только в Эрец Исраэль они могли освящать Его имя и обособленно от других исполнять Тору. Следовательно, никакая
опасность не отменяла Эрец Исраэль – единственное место, где еврейский народ мог исполнять Тору в точности и полноте.
Заповедь, требующая завоевать Эрец Исраэль и жить в ней, – это милхемет мицва,
заповедь наивысшего приоритета. Такая заповедь отменяет все угрозы и опасности, как пишет Рамбам в Сефер ха-мицвот (там же, Мицва 4):
Это то, что наши мудрецы называют милхемет мицва. В Талмуде (Сота 44б) Рава сказал: „Завоевательная война Иисуса была предписывающей заповедью, согласно всем мнениям“. Нельзя ______________допускать ошибку, говоря, что эта заповедь применяется только к семи народам, которые нам было заповедано уничтожить… Это не так. Нам было заповедано уничтожить эти народы, когда они сражались против нас, и если бы они хотели заключить мир, мы могли бы сделать это на определенных условиях. Однако мы не можем оставить Землю под их управлением или под управлением любого другого народа во всех поколениях.
Одна из причин, почему еврейский народ начал презирать Желанную землю, – страх перед народами (другая причина – желание хорошей жизни). У евреев развилось заблуждение, что в Эрец Исраэль жить опасно, в отличие от Изгнания. Именно по этой причине Б-г разгневался на поколение пустыни, которое вышло из Египта: «Вы сказали, что
ваших детей возьмут в плен, но именно их Я приведу туда, чтобы они узнали землю, которую вы отвергли» (Числа 14:31). Все, кто боялся идти в Эрец Исраэль из страха смерти,умерли в пустыне, тогда как их дети вошли в Землю и выжили. Этот пример учит нас тому,что Эрец Исраэль – единственное безопасное место для еврейского народа, тогда как Изгнание – их могила. Мудрецы пишут (Торат коханим, Бехукотаи, гл. 1): «„Вы будете жить безопасно в своей земле“ (Левит 26:5): в вашей земле вы будете жить безопасно, а не вне ее». Похожим образом выразился и Овадия (с. 17): «На горе Сион будет избавление».
Другими словами, в Сионе, а не в Изгнании.
Б-г, лучше кого бы то ни было знающий менталитет Своего народа, прекрасно понимал, что Израиль всегда будет предпочитать нееврейский образ жизни Изгнания с его
мерзостями. Об этом написал еще царь Соломон (Притчи 9:17): «Украденные воды сладки, и хлеб, съеденный в тайне, приятен» (Притчи 9:17). Таким образом, Б-г постановил, что в
Изгнании Израиль никогда не будет в безопасности. Вот что сказано в Берешит раба 33:6:
«Он отправил голубя… Он не мог найти место, чтобы дать отдых своим ногам» (Бытие 8:8–9): Иехуда бар Нахман сказал от имени Р. Шимона: «Если бы он нашел место для отдыха, он не вернулся бы. Поэтому сказано: „Она живет среди народов; она не находит отдыха“ (Плач Иер. 1:3); а также: „Среди тех народов у тебя не будет покоя; не будет отдыха ступням твоих ног“ (Втор.28:65). Если бы Израиль нашел покой в Изгнании, они бы не вернулись.
Так Б-г постановил, что в Изгнании Израиль никогда не обретет постоянный покой [маноах], а кто утверждает обратное, является «невеждой» (именно этим словом Р. Нахман называет отца Самсона Маноаха, см Берахот 61а).
Наши мудрецы не зря сравнивали Изгнание с кладбищем (Мехилта, Бо, 1): если Израиль откажется жить в Эрец Исраэль, если они променяют его на мерзости народов, у них не будет будущего. Об этом же говорит и пророк Иезекииль (20:32–34):
То, что приходит вам на ум, не сбудется, ваше желание: «Мы станем как народы, чтобы служить дереву и камню». Живу Я, – говорит Г-дь Б-г, – с могучей рукой, распростертой рукой и с излитой яростью Я буду Царем над вами. Я удалю вас из народов и соберу вас из стран, где вы были рассеяны,могучей рукой, распростертой рукой и с излитой яростью.
Говоря, что израильтяне будут «служить дереву и камню», Иезекииль не имел в виду,что они в прямом смысле будут служить идолам. Эта фраза согласуется с переводом
Онкелоса вышеприведенного стиха Втор. 28:64: «Там вы будете поклоняться народам,которые поклоняются идолам». Иными словами, Израиль не обязательно сам начнет
поклоняться идолам, но он начнет служить неевреям, которые им поклоняются. Подобное преклонение перед народами – это страшный хилул Хашем, ведь получается, что идолы как
бы победили Б-га. В таком же ключе этот стих перевел и Йонатан: «Вы будете платить налоги идолопоклонникам». Другими словами, не народы служат Израилю в Эрец Исраэль,
но Израиль служит им. Иеремия сказал (5:19): «Как вы забыли Меня и служили чужим богам в вашей земле, так же вы будете служить чужакам в земле, которая не ваша».
Сегодня место идолопоклонства заняла мировая культура, так что Б-жий запрет удалиться от народов по-прежнему актуален. Б-г говорит: «С излитой яростью Я буду Царем над вами» (Иез. 20:33). Он имеет в виду, что Он силой выведет Израиль из Изгнания – по крайней мере тех, кто не погиб от руки Б-га, подобно упрямым евреям в Египте, и прошел
через все ужасы Изгнания. (Как известно, последнее избавление будет подобно первому.)
Горе упрямым детям, дерзнувшим убежать от Б-га и из Эрец Исраэль! Они вообразили,что потеряли свою родину, Эрец Исраэль, и теперь можно спокойно устроиться в Изгнании!
О таких сказано: «Я рассею их среди народов, которых не знали ни они, ни их отцы, и Я пошлю на них меч, пока не пожру их» (Иер. 9:15). Да смилостивится над нами Б-г!
Другая причина, по которой Израиль утратил свои ценности и эмоциональную связь с Эрец Исраэль, – искажение Изгнанием Галахи. Мы стремились избежать трудного выбора,
связанного с необходимостью изолироваться от народов и зарабатывать свой хлеб самостоятельно. Вспомним высказывание мудрецов (Б’рахот 5а): «Б-г дал Израилю три
отличных подарка, и все посредством страдания: Тору, Эрец Исраэль и Будущий мир». Вся жизнь человека – это испытание, сможет ли он принять ярмо Неба и заповедей. Чтобы
получить что-то ценное, нужно сначала заплатить за это высокую цену. Эрец Исраэль – это очень ценный подарок, и он требует самопожертвования, так украшающего Избранный
народ.
Где бы мы ни были, везде мы обязаны доказывать нашу веру и доверие к Б-гу. Тем более это касается Эрец Исраэль, избранной земли, символа изоляции Израиля, согласно
Втор. 32:12: «Г-дь один ведет их». Но нет, снова и снова мы оказываемся неспособны выполнить эту миссию (Танхума, Тазрия, 6):
Священник, который смотрел пятна проказы (см. Левит 13), стал беден и решил покинуть Землю. Он позвал свою жену, сказав… «Я научу тебя, как смотреть пятна проказы. Если ты видишь, что источник на волосах человека высох, ты понимаешь, что он поражен, ибо Б-г создал в каждом волосе источник, из которого можно пить»… Его жена ответила: «Если Б-г создал для
каждого волоса свой собственный источник, то тем более Он предоставит пропитание тебе, человеческому существу, у которого много волос, а также детям, которых ты обеспечиваешь!» Таким образом, она не позволила ему покинуть Землю.
Неверие в Б-жью способность защищать нас – наша древняя болезнь, имеющая многовековую историю. С древних времен эта чума мешала нам исполнять великую
заповедь жить в Земле. Мы всячески искажали эту заповедь, придумывая себе тысячи отговорок и оправданий. В дни судей Миха поставил у себя дома идола и нашел человека,
который согласился стать его жрецом. Если верить мудрецам, это был внук Моисея, сын его сына Гирсама. Когда его спросили, почему он на это согласился, он ответил (Бава батра
110а):
Такова традиция, которую я получил от дома моего деда: «Лучше заняться идолопоклонством [авода зара], чем зависеть от милостыни». Он думал, что
«авода зара» означает в буквальном смысле служение идолам, тогда как на самом деле это значит «чужая работа» – работа [авода], которая кажется чужой[зара].
Здесь содержится урок для каждого современного еврея, который оправдывает своенежелание жить в Эрец Исраэль невозможностью найти там хорошую работу. Вместо того чтобы положиться на Б-га и взяться за любую работу, какую удастся найти, ради исполнения важной заповеди, такие евреи предпочитают служить идолам в Изгнании (К’тувот 110б):
«Если кто-то живет вне Земли, это то же, как если бы он поклонялся идолам».
Давайте рассмотрим с этой точки зрения ситуацию, когда Б-г потребовал от израильтян обрезаться сразу же, как только они перешли через Иордан и поднялись в Галгал. К тому
моменту «все мужчины, покинувшие Египет, все воины умерли в пустыне… а все, кто родился в пустыне… были не обрезаны» (Иис. Нав. 5:4–5). В Йевамот 71б задается вопрос:
почему они не обрезались за целых сорок лет? И сразу же дается ответ (72а):
Над ними не дул северный ветер [все эти годы, а без северного ветра обрезание представляет опасность]. Почему так? Возможно, в качестве порицания, а возможно, чтобы не рассеялись облака славы.
Второй вариант объяснения кажется сложным для понимания. Разве возможно, что ради сохранения облаков славы Б-г отменил великую заповедь обрезания? Редак объясняет
(Иис. Нав. 5:2):
Можно предположить, что Б-г мог привести северный ветер и при этом не рассеивать облака славы и не отменять заповедь обрезания… Однако эта заповедь была не отменена, но лишь отсрочена… и Б-г не стал изменять законы природы, просто чтобы обойти эту отсрочку.
Странно: Редак говорит, что Б-г решил не наводить северный ветер, чтобы не нарушать законы природы. Но разве прекращение ветра на сорок лет не является гораздо большим
нарушением этих законов?
Для меня абсолютно очевидно, что Б-г специально, несмотря на огромную важность обрезания, отсрочил его, чтобы все израильтяне смогли исполнить эту заповедь
одновременно при входе в Землю. Обрезание всегда сопровождается болью и кровью, что символизирует самопожертвование и веру в Б-га. Здесь мы видим урок: чтобы обрести Эрец
Исраэль, мы должны пройти через страдания. А объединив две заповеди – обрезание и Эрец Исраэль, Б-г отделил еврея и Израиль от народов.
Как мы могли отказаться от этой великой заповеди? Как случилось, что страдания, связанные с Эрец Исраэль, перевесили для нас ценность этого подарка от Б-га? В Иеремии
3:19 говорится: «Я дал вам Желанную землю». Проклятое Изгнание так прочно вошло в наш народ, что мы не только не стремимся покинуть его, но даже уже не считаем его наказанием!
Какое чудовищное извращение!

AI&PIISRAEL
Действительно, еврейский народ стал народом глупцов: они не хотят видеть правду, как разведчики Ханаана. Как они могут наслаждаться богатством и комфортом Изгнания и одновременно повторять праздничную молитву мусаф: «Из-за наших грехов мы были изгнаны из нашей земли»? Как они вообще объясняют для себя слова Мудрецов Великого
собрания, учредивших эту молитву? Глупый народ!… Как актуально звучат сегодня слова наших мудрецов (Сифри, Экев, 43):
«Земля не даст свои всходы» (Втор. 11:17): следует ли тогда покидать Землю и наслаждаться изобилием? Поэтому сказано (Втор. 28:23): «Небеса над тобой
станут как медь, и земля под тобой будет как железо» [т. е. даже в Изгнании]…
После всех страданий, которым Я подвергну тебя, Я изгоню тебя. Изгнание жестоко, ибо оно равно всем остальным наказаниям, вместе взятым.
Горе нам, мы стали жертвами людей, которые исказили Тору и сами искажены Изгнанием! Такие люди любят цитировать П’сахим 67б: «Б-г совершил милосердное деяние
для Израиля, ибо Он рассеял их среди народов» – из этого стиха они делают вывод, что Изгнание является милосердным даром Б-га! Возможно ли более ужасное извращение?
Любой ребенок знает, что в Торе Изгнание предстает как страшное наказание за страшные грехи. Во втором абзаце молитвы Ш'ма, которую мы читаем дважды в день, сказано: «Вы быстро исчезнете из доброй земли, которую Г-дь дает вам» (Втор. 11:17). Именно ответом на этот стих является вышеприведенное изречение мудрецов. Об этом же мы читаем в страшном Тохаха из Левита 26:33, 36: «Я рассею вас среди народов и подниму против вас меч… Я сделаю небезопасной жизнь тех из вас, кто выживет в земле ваших врагов». Об этом же говорится и во Второзаконии 28:64–65:
Г-дь рассеет вас среди народов, от одного конца земли до другого… Среди тех народов вы не будете чувствовать себя в безопасности, и не будет отдыха
вашим ногам. Там Г-дь сделает вас трусливыми, уничтожит ваш внешний вид и сделает вашу жизнь безнадежной.
Это очень простое объяснение. Дело не в том, что в Изгнании есть что-тоположительное – это наихудшее наказание из возможных, – а в том, что в нем есть элемент «милосердия». Раз уж Б-г приговорил нас к Изгнанию, то хотя бы мы рассеяны по миру.
Почему? «Чтобы народы не смогли уничтожить их всех сразу» (Раши, там же, .(ד״ה צדקה
Но даже это весьма слабое утешение. Мудрецы пишут (Торат коханим, Бехукотаи, гл.6):
«Я рассею вас среди народов» (Левит 26:33): это тяжелый удар для Израиля, ибо если всех граждан страны изгнать в одно место, они будут видеть друг друга и утешатся. С вами это не так, ибо в будущем Я рассею вас среди народов.
Да, по своей сути Изгнание – тяжелое, страшное наказание, однако нас немного утешает то, что мы изгнаны не в одно и то же место, где народы смогли бы нас быстро
уничтожить. Впрочем, это и плюс, и минус одновременно. Однако ясно как день, что все, кто приводит этот источник для доказательства полезности Изгнания, либо невежды, либо жертвы Изгнания. Процитируем еще один текст – Торат коханим, Бехар, Паршета 5:
«Дать вам землю Ханаан, чтобы быть вашим Б-гом» (Левит 25:38): на основе этого наши мудрецы сказали: «Кто живет в Эрец Исраэль, принимает на себя ярмо Неба; но если кто-либо покидает Землю, это то же, как если бы он поклонялся идолам». Так же сказано и о царе Давиде: «Да будут они прокляты
перед Г-дом, ибо изгнали меня сегодня, чтобы я не прилепился к наследию Г-да, говоря: „Ступай, служи другим богам“» (1 Сам. 26:19). Можем ли мы
предположить, что царь Давид поклонялся бы идолам? Скорее, он объяснил бы так: «Кто живет в Эрец Исраэль, принимает на себя ярмо Неба; но если человек
покидает Землю, это то же, как если бы он поклонялся идолам».
У мудрецов есть и другое изречение (Сифри, Ха'азину, 333): «Р. Меир, бывало, говорил: „Кто живет в Эрец Исраэль, читает Ш'ма утром и вечером [что составляет принятие Б-га Царем] и говорит на святом языке [еврейском], обязательно получит место в Будущем мире“».
Отказ Израиля с верой выполнить заповедь Эрец Исраэль, что по важности соответствует всем остальным, вместе взятым, стал причиной национальных бедствий
прошлых и, упаси Б-г, будущих. Мудрецы говорят (Йома 9б):
Реш Лакиш купался в Иордане, и раба бар Хана [который пришел из Вавилонии изучать Тору] подошел и протянул ему руку. Реш Лакиш сказал ему: «Я клянусь, что ненавижу вас! [т. е. евреев Вавилонии. Раши комментирует:
«Тем, что они не пошли в Эрец Исраэль в день Ездры, они помешали Божественному присутствию вернуться во Второй Храм и остаться в нем».]
Сказано: „Если она будет стеной, мы построим на ней серебряную башню, и если она будет дверью, мы облицуем ее кедровыми досками“ (Пес. пес. Сол. 8:9). Если
бы вы пришли в Эрец Исраэль как стена [все вместе] в день Ездры, вы были бы подобны серебру, которое не может гнить. Но поскольку вы пришли в Эрец
Исраэль как двери, то вы как кедр, который может сгнить».
Это близорукое нежелание покидать Изгнание – самый древний грех нашего народа, который еще в период Второго Храма помешал окончательному избавлению. Современное
еврейство Изгнания повторяет грех вавилонского еврейства прошлого, и дай Б-г, чтобы они наконец прозрели и обрели веру!
Именно об этом писал в своем великом философском труде Кузари духовный титан Р.Иехуда ха-Леви (II:24). В нем еврейский философ отвечает нееврею – хазарскому царю:
Ты пристыдил меня, о царь. Этот грех [отказ евреев от попыток вернуться в Эрец Исраэль] мешает нам выполнить то, что Б-г определил как задачу Второго Храма. Как сказано (Захария 2:14): «Пой и радуйся, о дочь Сиона; [ибо, вот, Я иду и буду жить в твоей среде, – говорит Г-дь]». Божий план должен был прийти в действие в Первом Храме, если бы все согласились
вернуться добровольно. Вместо этого некоторые вернулись, но большинство, в том числе великие лидеры, остались в Вавилонии, предпочтя Изгнание и
рабство – чтобы не расставаться со своими домами и деловыми предприятиями.
В Шир ха-ширим раба, 8:[9]3 сказано:
«Что мы сделаем для нашей сестры?» (Пес. пес. Сол. 8:8): что мы сделаем в день, когда вышло постановление [Кира]: «Пусть каждый, кто пересек
Евфрат, пересечет его. Пусть каждый, кто не пересекал Евфрат, не пересекает его».
«Если она будет стеной [хома]» (там же, с. 9): если бы евреи вышли из Вавилона все вместе [хе'елу хома], Храм не был бы разрушен во второй раз.
Персидский царь Кир вынес указ (2 Лет. 36:23): «Все царства земли Г-дь, Б-г небесный, дал мне; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, который в Иудее. Кто бы ни
был среди вас из Его народа – да будет Г-дь Б-г с ним – пусть выходит».
Если бы евреи все вместе вышли из Вавилона сразу же после указа Кира (вдохновленного Б-гом), Г-дь не стал бы впоследствии разрушать Храм. Божественное
присутствие вечно пребывало бы в его стенах, и благодаря нашей вере пришел бы Мессия.
Но нет, вавилонские евреи удобно устроились на своих новых местах и не захотели возвращаться; в Эрец Исраэль пришло лишь меньшинство, как мы читаем (Ездра 2:64): «Все
собрание составляло 42 360 человек». Вот такое ничтожное число людей вернулось в Эрец Исраэль, тогда как подавляющее большинство предпочло комфорт Изгнания и презрело
Желанную землю (среди вернувшихся было немало нетиним, рабов и незаконнорожденных,тогда как в Вавилоне остались многие видные евреи). Позже Кир постановил, что те, кто еще не ушел, должны остаться. Мудрецы пишут (Шир ха-ширим раба, 5:[5]):
Кир отправился в путешествие по своему метрополису [Вавилону] и увидел, что он в запустении. Он спросил: «Что это значит? Где мастера золотых и
серебряных дел?» Ему ответили: «Разве ты не постановил: „Пусть все евреи идут и строят Храм“?» Мастера и золотых, и серебряных дел были среди тех,
кто пошел строить Святилище». В тот момент Кир постановил: «Пусть каждый, кто перешел реку Евфрат, идет, но пусть каждый, кто не пересек ее,
останется».
Позже в Мидраше говорится (там же, 8:[9]3):
Р. Зеира пошел на рынок, чтобы что-то купить. Он попросил купца взвесить его покупку внимательно, и купец ответил: «Ты никак не оставишь нас,
вавилонянин, чьи предки разрушили Храм!» Тогда Р. Зеира спросил: «Разве мои предки не такие же, как у него?» Он пришел в дом учения и услышал объяснение
Р. Шило: «„Если она будет стеной“ (Пес. пес. Сол. 8:9): если бы Израиль пришел вместе (букв. как стена) из Изгнания, Храм не был бы разрушен во второй раз».
[Т. е. Р. Шило дал то же объяснение, что и купец на рынке.] Р. Зеира сказал: «Невежда преподал мне хороший урок».
И правда, сколько уроков преподали нам невежды и еретики нашего времени, ибо они поняли то, что ускользнуло от ученых! Да смилостивится над нами Б-г!
Наши предки отказались от Эрец Исраэль и ради спокойной жизни выбрали скверну Изгнания. Наше поколение тоже променяло славу Желанной земли на обжорство и пьянство
Изгнания, и никто не спешит смыть с Эрец Исраэль это оскорбление. Напротив, самые видные лидеры поколения одобряют Изгнание и его мерзости. Вот что написал
блистательный Р. Яаков Эмден во вступлении к своему труду Сидур бет Я'аков (Сулам бет эль, литера 6):
Даже ни один из тысячи не встал, чтобы занять ее и поселиться там – только один на страну и двое на поколение. Никто не принимает ее в расчет и не
хочет любить ее. Никто не беспокоится о ее благополучии и не жаждет увидеть ее. Мы вообразили, что если мы мирно живем вне Земли, то мы уже нашли
другую Эрец Исраэль и Иерусалим, подобные первым. Вот причина, по которой Израиль, живя в мире и великом почете в Испании и других странах во время
Изгнания, имел столько бедствий… и затем был изгнан из Испании вплоть до того, что там не осталось ни одного из Израиля.
Эти слова Р. Яаков Эмден записал в проклятой Германии несколько веков назад. Кто к ним прислушался? Кто принял их за руководство к действию? Р. Эмден продолжает отвечать лицемерам, сетующим на трудности жизни в Эрец Исраэль:
Опасности пустыни и морских переходов, конечно же, не освобождают человека от выполнения такой великой заповеди… Представьте, что вы
пересекаете долину или ущелье. На каждой горе и холме богатые и бедные быстро бегут, как кони, чтобы заработать на пропитание… Какой великой
опасности мы подвергаем себя ежедневно!… За корку хлеба ты преодолеваешь большие расстояния, которые притупляют твое зрение и укорачивают твою
жизнь, однако когда речь заходит о славе твоего Создателя и бессмертии твоей души, ты говоришь: «Лев перегородил мне путь!» (Притчи 26:13). Сколько еще,
лодырь, ты будешь лежать в постели безделья?… Пока не обнажатся основания земли? Почему бы не приобрести средства, чтобы устремиться в погоню за
жизнью, пока у тебя еще есть возможность?
Нам всем, малым и великим, должно быть стыдно.
Сколько душ погибло под прессом ассимиляции Изгнания! «Она ниспровергла многих раненых; да, сильное воинство – все ее убитые» (Притчи 7:26). Уже одно это требует от
каждого еврея «взывать и не удерживаться» (Исаия 58:1). Вспомним слова пророка: «Идите!
Идите! Уходите оттуда! Прочь из нее! Не прикасайтесь ни к чему нечистому! Будьте чисты, вы, несущие сосуды Г-да» (Исаия 52:11). Исаия призывает израильтян, «несущих сосуды Г-да» (потому что они «несут ярмо Б-жьих заповедей» – Махари Кра), покинуть мерзости Изгнания. Мецудат Давид комментирует: «Очистите себя от всей нечистоты, вы, несущие сосуды Г-да». А вот комментарий Ибн Эзры:
«Уходите оттуда»: каждый еврей – из места своего изгнания; «не прикасайтесь ни к чему нечистому»: отделитесь от народов мира; «прочь из нее»: все – из страны своего изгнания. Нигде в приведенных стихах не уточняется, что это Вавилония.
Раши написал: «„Уходите из нее“: из Изгнания, ибо следующие слова утешения [в Исаия 52:12] могут относиться только к концу окончательного Изгнания».
Похожие слова написал и Иеремия о вавилонском изгнании: «Бегите из среды Вавилона! Выходите из земли халдеев! Будьте как козлы перед стадом!» (Иер. 50:8). Махари Кра комментирует: «Иеремия сказал им: „Я знаю, что в будущем все, кто в Вавилонии, умрут от копья или меча… поэтому уходите сейчас, пока не пришло бедствие“».
Сегодня, когда на горизонте уже забрезжило последнее избавление, когда слышна поступь Мессии, а мы по доброте Б-га заслужили вернуться в Эрец Исраэль и создать там
государство, Б-жий призыв звучит как никогда громко. Уходите! Прочь из него! Покинуть мерзости Изгнания, чтобы отделиться от народов и защитить чистоту Б-жьей Торы; чтобы спасти еврейские души от чумы ассимиляции; чтобы освятить имя Неба, сбросив иностранное ярмо!
Подробнее я остановлюсь на этом важном принципе чуть ниже, а сейчас мне кажется уместным поговорить о том, почему само существование Изгнания – это хилул Хашем, а
возвращение в Эрец Исраэль, напротив, кидуш Хашем. Когда народы правят евреями и Израиль унижен, то порабощены не только евреи, но и сам Б-г, что по определению является хилул Хашем. Я уже ссылался на мнение Раши о стихе Иез. 39:7: «Мое святое имя Я сделаю известным среди Моего народа Израиля. Я больше не буду терпеть, что Мое святое имя хулится. Народы узнают, что Я – Г-дь, Святой Израиля». Раши говорит: «Унижение Израиля – это хилул Хашем, поскольку народы говорят о них: „Это народ Г-да, [и они вышли из Его руки]“ (Иез. 36:20), однако Он не может спасти их».
Сам факт завоевания Эрец Исраэль народами и изгнания из него Израиля позволяет нееврею сделать вывод, что в Израиле нет Б-га. Если бы Он там был и если бы Он был
всемогущ, Он бы не позволил народам разрушить страну и Храм и изгнать Свой народ. Даже если израильтяне и не страдают от руки неевреев, сам факт, что они вынуждены жить в их стране и зависеть от их доброй воли, уже является хилул Хашем. Израиль только тогда сможет освятить Б-жье имя, когда обретет суверенитет и собственную землю. Но если он
будет и дальше упорно отказываться покинуть Изгнание, то Б-г в гневе закончит его, чтобы положить конец хилул Хашем. Самое лучшее время «убежать, пока не наступило бедствие»!
Одним словом, сама мысль о подчиненности Израиля другим народам и их культурам по определению является хилул Хашем. Она противоречит воле Б-га, требующей создать
избранный, драгоценный народ в избранной, драгоценной земле, в которой Израиль будет отделен от народов и их культур. Только там он сможет жить согласно Торе в ее
незапятнанной, первозданной чистоте, только там сможет создать независимое государство и общество под Б-жьим владычеством. И вот это уже кидуш Хашем.
Каждый еврей обязан жить в Эрец Исраэль, потому что жизнь в Изгнании противоречит Б-жьей воле и оскверняет ее. Это священный долг каждого еврея. К какой
софистике, к какой невероятной интеллектуальной гимнастике приходится прибегать насмешникам Желанной земли! Как Б-г устранил египетское изгнание и убил всех, кто
решил в нем остаться, так же произойдет и при нынешнем, последнем изгнании. Б-г прольет Свой гнев и уничтожит всех, кто отказывается покинуть Изгнание – да поможет нам Небо!
Б-г не только создал вселенную, Землю и всех ее обитателей, но и обладает ими по праву Создателя: «Земля принадлежит Г-ду, и все, что ее наполняет» (Псалмы 24:1). Он дал
Эрец Исраэль еврейскому народу, чтобы он создал в ней государство и общество согласно законам Святой Торы: «Он дал им земли народов; они наследовали труды людей, чтобы
хранить Его указы и соблюдать Его законы» (Псалмы 105:44–45).
Б-г забрал Эрец Исраэль у народов, которые там прописались как дома, по одной простой причине: Б-г, создавший вселенную, является ее Владельцем и Хозяином. Он приобрел себе вселенную актом ее сотворения, и люди, которые тоже являются творением Б-га, – это квартиранты в Б-жьем доме, и не им указывать Б-гу, как поступать. Если Б-г захочет, Он может поселить определенный народ в определенной земле, и если захочет, выселит его оттуда, и никаких самостоятельных прав на землю ни у кого нет. Мудрецы говорят об этом так (Песикта де-рав Кахана, 15, Эха, стр. 123):
«Поэтому так говорит Владыка, Г-дь воинств» (Исаия 1:24): Шмуэль бар Нахмени сказал: «Везде, где написано „владыка“ [ אדון ], речь идет о том, что Б-г искореняет жителей из их домов и заменяет их другими. Прообразом этого служит стих: „Вот, ковчег завета Владыки всей земли“ (Иис. Нав. 3:11), в котором Б-г искореняет хананеев и приводит Израиль».
Во всем, что касается Эрец Исраэль, нам не нужно извиняться и искать себе оправдания. Евреи пришли в землю семи туземных народов и отняли ее у них по приказу Владельца – Б-га. Б-г искоренил из этой земли народы, которые здесь жили, и ввел в нее Свой избранный народ Израиль, потому что земля принадлежит Ему, а не ее жителям,
которые лишь квартиранты. Р. Иехошуа из Сахнина сказал от имени Р. Леви (Берешит раба, 1:2):
«Он объявил Своему народу силу Своих дел, дав им землю народов» (Псалмы 111:6): почему Б-г открыл Израилю, что было создано в первый и второй дни Творения?
[То есть, почему Тора описывает все Творение, если ее главная задача – дать закон?
Раши говорит (Бытие 1:1): «Тора должна была начинаться со стиха: „Этот месяц будет у вас начальным месяцем“ (Исход 12:2), что есть первая заповедь, данная Израилю».]
Это из-за народов мира, чтобы они не прокляли Израиль и не сказали: «Что вы за народ грабителей!» Израиль может ответить: «Разве вы сами не грабители? Точно сказано: „Кафторимы пришли из Кафтора и истребили аввеев, заняв их территории“ (Втор. 2:23)».
[Иными словами, вы и все прочие народы, обвиняющие нас в грабеже, – лицемеры. В конце концов, многие народы без всякого права отбирали землю у других народов, которые
жили на ней раньше. Например, кафторимы истребили аввеев и заняли их территорию. Во Второзаконии 2 есть и другие примеры народов, грабивших своих соседей.]
Мир и все, что в нем, принадлежит Б-гу. Когда Он пожелает, Он берет его у вас и дает нам. Так сказано: «Он объявил Своему народу силу Своих дел, дав им землю народов» (Псалмы, там же). Он напомнил им историю всех поколений.
Интересно, что перед основным ответом Израиля народам те выдвигают дополнительный аргумент: почему вы, евреи и хананеи, считаете себя невиновными? В
конце концов, Эрец Исраэль была дана потомкам Сима, а хананеи – потомки Хама – забрали ее у них. Вот что пишет Раши о стихе Бытие 12:6 («Тогда в Земле были хананеи»): «Хананеи постепенно завоевывали Эрец Исраэль у потомков Сима, поскольку она отошла Симу, когда Ной разделил землю среди своих сыновей».
Итак, в ответ на обвинение в том, что Израиль украл Землю, мы можем ответить: изначально Земля принадлежала сынам Сима, и это хананеи украли ее у них; следовательно,
воры – они, а не мы.
И лишь затем следует главный аргумент: мир и все, что в нем, создан Б-гом и принадлежит Ему. По праву владельца Он дает его, кому хочет, и отнимает, у кого хочет. Он выбрал Израиль как Свой избранный, драгоценный народ, и Землю дал ему, а не хананеям.
Также сказано: «Он выгонит перед вами народы, более великие и сильные, чем вы, чтобы привести вас в их землю и дать ее вам в наследие, что Он делает сегодня» (Втор.
4:38). С'форно комментирует: «„Дать вам [их землю]“: которая принадлежит Б-гу, готовая обрести совершенство, ниспосланное Свыше». В другом месте читаем (Втор. 6:10–11):
Чтобы дать вам великие, процветающие города, которые вы не строили.
У вас также будут дома, наполненные всякими хорошими вещами, которые вы туда не клали, готовые колодцы, которые вы не копали, и виноградники и
оливковые деревья, которые вы не сажали. Вы будете есть и насытитесь.
В другом месте читаем: «Своей рукой Ты выгнал народы и посадил [Израиль] там, Ты поразил народы и рассеял их» (Псалмы 44:3); «Ты пересадил виноградную лозу из Египта.
Ты выгнал народы и насадил ее. Ты очистил место перед ней, и она пустила глубокие корни и наполнила Землю» (Псалмы 80:9–10).
Итак, нет никакой необходимости извиняться перед народами, искать себе оправдания и «нравственные» причины для завоевания Эрец Исраэль. Она принадлежит Создателю
вселенной, Владельцу и Владыке мира. Он забирает ее у грешников и дает нам, и нет ничего более нравственного, чем принять Его волю и ярмо. Ни народы, ни Израиль не имеют права
собственности на эту землю. Как сказано: «Вся земля Моя. Передо Мной, вы чужеземцы и временные жители» (Левит 25:23). Вся земля вместе со своим содержимым принадлежит Б-гу. «Мое серебро и Мое золото» (Аггей 2:8); «Все приходит от Тебя, и от Твоего мы отдали Тебе» (1 Летопись 29:14).
Этот последний стих помогает лучше понять Исход 25:2: «Обратись к детям Израиля, и пусть они возьмут для Меня приношение». Логичнее было бы сказать: «Пусть они дадут
Мне приношение». Так было бы понятно, что у израильтян есть что-то, что они могут дать Б-гу. Однако стих сформулирован по-другому: «Пусть они возьмут для Меня». Иными
словами, они должны взять нечто у Б-га, что принадлежит Ему, и затем вернуть Ему это в качестве приношения. В этой жизни, в этом мире у человека нет права собственности ни на что. Если у него что-то и есть, это принадлежит Владыке вселенной, который лишь дает это ему в пользование, да и то на определенных условиях. Мудрецы пишут (Б’рахот 35а):
Человек не должен извлекать выгоду из этого мира без благословения Б-га,и кто так поступает, совершает правонарушение… Шмуэль сказал: «Извлекать выгоду из этого мира без благословения Б-га – это как извлекать [запрещенную] выгоду из служб Храма, как сказано (Псалмы 24:1): „Г-ду принадлежит земля и все, что ее наполняет“».
Р. Леви обратил внимание на противоречие: «Сказано: „Г-ду принадлежит земля и все, что ее наполняет“, и при этом: „Небеса принадлежат Г-ду, но землю Он дал человечеству“ (Псалмы 115:16). Первое относится к ситуации, когда человек еще не произнес благословение, последнее – когда уже произнес. «Господу принадлежит земля и все, что в ней». Б-г владеет и землей, и ее содержимым.
При этом Б-г позволяет человеку пользоваться Его собственностью при условии, что он будет признавать имущественное право Б-га через благословения. Это происходит,
например, когда человек платит т’рума и ма'асер (десятины для священников и левитов) и совершает жертвоприношения. Если человек извлекает выгоду из своего имущества и не
соответствует условиям Б-га, он крадет у Неба, потому что все принадлежит Б-гу и дается человеку только на определенных условиях.
Что касается ц’дака [милостыня], то заповедь требует жертвовать до пятой части всего богатства (К’тувот 50а):
В Уше было предписано, чтобы человек, дающий ц’дака бедному, не давал больше пятой части… иначе ему тоже потребуется помощь… Какой стих подтверждает это? «От всего, что Ты даешь мне, Я дам десятую часть [асер а'асрену] (Бытие 28:22).
[Раши комментирует: «Двойное упоминание десятой части в сумме дает пятую часть».]
В Иерусалимском Талмуде (в начале Пеа) говорится: «Сначала человек берет из своего имущества, а затем из своих доходов». Другими словами, в первый год [учета благотворительности] человек жертвует пятую часть от имущества, а в последующие годы – от дохода. Б-г не зря сделал еврейское слово עשיר – ашир (богатый) похожим на מעשר – ма'асер (десятина). Мы сразу понимаем, что если человек хочет разбогатеть, он должен давать десятину. Втор. 14:22: «Возьми десятину [асер та'асер] от всех своих посевов». Мудрецы комментируют это так (Та'анит 9а): «Возьми десятину [асер], чтобы стать богатым [тит'ашер]». А вот о чем пишет Рамбам (Хилхот матанот анийим 7:10):
Если кто-то не хочет давать ц’дака либо дает меньше, чем положено, судьи заставляют его и применяют раввинистическое наказание плетьми, пока он не даст сколько, сколько способен дать. Судьи идут в его имение и в его присутствии берут все, что он может дать. (См. также К'тувот 49б.)
Здесь мы видим важный принцип: учение Торы о благотворительности существенно отличается от представлений ложной иностранной культуры. Для народов ц’дака – это акт милосердия, как будто имущество принадлежит человеку. Если богатый проявляет милосердие и делится с нуждающимся, он заслуживает всяческих похвал. Тора рассматривает благодеяние совершенно иначе, в ней ц’дака не имеет отношения к милосердию. Это заповедь, приказ, закон, основанный на цедек (правосудие). Это долг еврея, к которому его можно даже принудить.
В нееврейской культуре сложилось множество различных взглядов на имущество.
Несмотря на ряд внешних различий, все они основаны на представлении о том, что собственность принадлежит человеку. В этом отношении нет никакой разницы между
понятиями «капитализм», «социализм» или «коммунизм». Кто-то может считать, что собственность должна быть в частных руках, а кто-то – что оно должно принадлежать
обществу, но в любом случае обе стороны наделяют человека правом владения.
Однако Б-жья Тора учит, что все в мире принадлежит Б-гу и всякая собственность дана человечеству лишь в пользование. Вот почему, если Б-г велит давать ц’дака, мы обязаны это делать. Ц’дака вообще не имеет отношения к тому, чем человек обладает, поскольку он этим и не обладает вовсе, но получил в пользование. А раз так, то мы заставляем человека отдать то, что велит Б-жья цедек – справедливость. Об этом мудрецы говорят в Авот 3:7: «Отдай Б-гу то, что принадлежит Ему, ибо и ты, и все, что у тебя, – Его».
А вот о чем сказано в Торат коханим, Бехар, 4:8:
«Земля Моя» (Левит 25:23): не презирай ее. «Ибо вы чужеземцы и временные жители»: не придавайте первостепенного значения себе. Так сказано (1 Летопись 29:15): «Ибо мы странники перед Тобой и путешественники, как и все наши предки». Также царь Давид сказал (Псалмы 39:13): «Ибо я странник с Тобой, путешественник, как и все мои предки».
«Передо Мной»: для раба достаточно того, что он подобен своему господину. Когда вы Мои, тогда она ваша.
Другими словами, когда вы Мои, когда следуете Моим заповедям и признаете Мое владычество над вами, тогда Земля и все что в ней будет ваша. Всегда, когда в Писании используется слово לי – ли, буквально «мне», на самом деле оно означает «мое», при соблюдении всех условий. Например: «Вся Земля Моя» (Левит 25:23); «Каждый первенец Мой» (Числа 3:13); «Левиты будут моими» (Числа 8:14); «Если раб не освобожден [другим образом], он и его дети будут освобождены в юбилейный год.
Это потому, что дети Израиля – Мои рабы» (Левит 25:55). В арамейском Таргум Йонатан этот стих переведен так: «Дети Израиля Мои – рабы Моей Торы». Никто на земле не свободен. Дети Израиля не свободны, они рабы Б-га и Торы.
А поскольку мы рабы, то может ли у нас быть собственность? Как известно, все имущество раба принадлежит его господину; а ведь нам даже не разрешается иметь рабов. Б-г –
единственный Владелец неба и земли.
Обратим внимание, что слово לי – ли имеет числовое значение «сорок». Здесь содержится скрытый смысл: человек обретает облик на сороковой день после зачатия (Б’рахот 60а); Тора была дана спустя сорок дней; наказание состоит из сорока ударов; сорок дней длился Потоп. Еврей должен понимать, что все – мир, наказание, даже он сам – всем этим владеет Б-г, и все это – ли, сорок. Вспомним стих Исход 25:2: «Пусть они возьмут для Меня приношение». Да'ат зекеним би-ба'алеи ха-тосафот так комментирует этот стих:
«Этот раздел был произнесен в течение сорока дней, когда была передана Тора». Так или иначе, теперь нам ясно, что Эрец Исраэль – это Б-жья собственность, данная Израилю в наследие, где он может отделиться от других народов и создать совершенное общество Торы. Это место, где Израиль будет защищен от губительного влияния иностранной культуры.
Б-г взял Землю у народов, удалил их и привел на их место Израиль, чтобы он хранил Его Тору и заповеди. В тот момент, когда Б-г решил дать Землю Своему народу, она стала
Эрец Исраэль – Земля Народа Израиля. Это Б-жья земля, которую Он дал Израилю в качестве Святой Земли.
Каждый еврей обязан жить в Эрец Исраэль, это его священный долг. Если он живет вне Эрец Исраэль, он совершает хилул Хашем. Поскольку Б-г повелел Израилю отделиться от
народов и их культур, в Эрец Исраэль нет места нееврею, за одним лишь исключением: если он не претендует на суверенитет и управление Землей. Никакой нееврей не имеет ни
малейшего права собственности на Эрец Исраэль. Более того, если нееврей отвергает Б-жий суверенитет и право Его народа Израиля владеть Землей в ее полноте, он восстает против Б-
га и хулит Его имя. В таком случае у него есть только две альтернативы: либо покинуть Землю, либо умереть._
AI&PIISRAEL

Комментариев нет:

Отправить комментарий