среда, 28 августа 2024 г.

Музей в Пенсильвании расстается с портретом работы Кранаха, прежний владелец которого бежал от нацистов

 

Музей в Пенсильвании расстается с портретом работы Кранаха, прежний владелец которого бежал от нацистов

Подготовил Семен Чарный 28 августа 2024
Поделиться5
 
Твитнуть
 
Поделиться

Музей в Пенсильвании отказался от ценного портрета 16 века, приписываемого Лукасу Кранаху Старшему и его мастерской, после достижения соглашения с потомками пары немецких евреев, бежавших от нацистов накануне Второй мировой войны. Об этом пишет журналист New York Times Грэм Боули.

Художественный музей Аллентауна согласился отдать «Портрет герцога Саксонии Георга Бородатого» после иска потомков Генриха и Герты Бромберг, бежавших из Германии в 1938 году.

В рамках соглашения картина, написанная маслом на доске и датированная примерно 1534 годом, будет продана на аукционе Christie’s Old Masters в Нью-Йорке в январе 2025 года. Вырученные средства будут поделены между музеем и наследниками Бромберга, но стороны не раскрывают подробностей соглашения.

«Портрет герцога Саксонии Георга Бородатого»

«Это произведение искусства вышло на рынок и в итоге оказалось в музее лишь потому, что Генриху Бромбергу пришлось бежать от преследований со стороны нацистской Германии, — заявляет президент и исполнительный директор музея Макс Вайнтрауб. — Моральный императив заставил нас действовать».

Бромберг, судья в магистратском суде Гамбурга, унаследовал этот портрет и другие работы из коллекции своего отца. Но он и его жена распродали произведения искусства, когда покидали Европу: сначала отправившись в Швейцарию, затем во Францию, прежде чем в 1939 году отплыть в Соединенные Штаты. В конце концов они поселились в Пенсильвании, недалеко от Аллентауна.

«Находясь под преследованием и в бегах от нацистской Германии, Генрих и Герта Бромберг вынуждены были расстаться со своими произведениями искусства, в том числе портретом Кранаха, продав их через различных арт-дилеров», — рассказывает адвокат наследников Бромберга Имке Гилен.

По данным музея, Кранах и другие работы были проданы галерее Ф. Кляйнбергера в Париже, у которой в 1961 году картину приобрела нью-йоркская галерея.

Соглашение, которое было урегулировано мирным путем, касалось одного из наиболее сложных вопросов, возникающих при подаче исков о реституции: стороны столкнулись с вопросом о том, под каким именно давлением находились Бромберги на момент продажи.

Обе стороны согласились, что картина была продана в процессе отчаянных попыток четы Бромберг собрать необходимые деньги, чтобы спастись от нацистских преследований. Но стороны разошлись во мнениях относительно того, была ли картина продана до того, как пара покинула нацистскую Германию (так считают потомки Бромберга), или уже после (юрист музея предложил эту версию в качестве более вероятного сценария).

По словам этого юриста, Николаса М. О’Доннелла, отсутствие определенности в том, где состоялась продажа, проложило путь к компромиссу, а не к полной реституции.

«Это тот случай, когда музей руководствовался этическим кодексом американских музеев в подобных вопросах и этическим обязательством достичь компромисса, насколько это возможно», — говорит Н. О’Доннелл. 

Он заявляет, что впервые музей получил иск от семьи Бромберг в 2022 году. 

Чиновники сообщают, со своей стороны, что это первый случай, когда музей возвращает изъятое нацистами произведение искусства.

Среди потомков Бромберга — внуки и еще один близкий родственник, живущие в Соединенных Штатах и ​​Европе.

В последние годы французское государство также вернуло им две работы, некогда принадлежавшие коллекции Бромберга: это портрет 16 века, приписываемый ученикам Йоса ван Клеве, и триптих, приписываемый ученикам антверпенского художника 16 века Иоахима Патинира.

Гилен сообщает, что семья идентифицировала еще два произведения искусства, которые находились в частных коллекциях, и достигла соглашения с их владельцами. Но наследники ищут также еще около 80 произведений искусства, которые, по их мнению, были потеряны родственниками из-за нацистских преследований.

В своем заявлении члены семьи подчеркивают: «Мы рады, что была идентифицирована еще одна картина из художественной коллекции наших бабушек и дедушек, и удовлетворены тем, что Художественный музей Аллентауна тщательно и ответственно проверил провенанс портрета герцога Саксонии Георга Бородатого и обстоятельства, при которых Генриху и Герте Бромберг пришлось расстаться с ним в нацистский период».

Они рассказали, что Бромберги сначала поселились в Нью-Джерси, а затем, несколько лет спустя, переехали в Пенсильванию, чтобы быть рядом с одним из своих сыновей. 

«Это делает честное и справедливое решение о картине, принятое в Художественном музее Аллентауна, особенно важным», — заявляют они.

Christie’s сообщил, что пока не может дать предаукционную оценку работы, поскольку все еще пытается точно атрибутировать картину. Глава Christie’s Americas Марк Портер заявляет, что на данный момент исследование «приходит к предварительному выводу, что картина написана Кранахом и его учениками».

Кранах также писал и кузена персонажа с картины из Аллентауна — Иоганна-Фридриха I, курфюрста Саксонского. Его портрет был продан в 2018 году за 7,7 млн долларов, что стало самой высокой ценой, когда-либо уплаченной на аукционе за портрет одного человека, написанный Кранахом. Портрет-диптих, написанный им же, был продан за бОльшую сумму. 

Добавление к атрибуции картины сведений о том, что ее писал не сам художник, но также его ученики, обычно снижает стоимость. Максимальная аукционная цена за работу, каталогизированную как «Лукас Кранах и мастерская», была установлена ​​в 2009 году на уровне около 1,1 млн долларов.

«Когда работа такого важного мастера северного Возрождения, как Лукас Кранах Старший, становится доступной, особенно в результате справедливой реституции, это очень волнующе», — замечает Портер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий