четверг, 22 августа 2024 г.

Демократия в четыре руки: фортепианная философия Павла Колесникова и Самсона Цоя

 

Демократия в четыре руки: фортепианная философия Павла Колесникова и Самсона Цоя

Павел Колесников и Самсон Цой
  • Автор,
    Григор Атанесян
  • Место работы,
    Би-би-си
  • Twitter,

Павел Колесников и Самсон Цой — знаменитости в мире концертирующих пианистов. Они выступают на главных классических площадках и в самых неожиданных местах, от джаз-клубов до Мюнхенской конференции по безопасности.

Два музыканта много лет живут вместе, но в этом году они дебютировали на сцене Карнеги-Холл дуэтом, сыграли в четыре руки в ведущих европейских концертных залах и выпустили совместную запись.

Би-би-си встретилась с пианистами в их квартире на севере Лондона и узнала, как игра вдвоем на одном фортепиано учит решению конфликтов и отказу от эгоизма

Партнеры на сцене и в жизни

Руки Самсона Цоя
Подпись к фото,
Самсон Цой стал первым пианистом, чье выступление открывало Мюнхенскую конференцию по безопасности

Цой и Колесников начали 2024-й год с совместных концертов на сцене нью-йоркского Карнеги-Холла, лондонского Уигмор-Холла и берлинского Концертхауса.

«Они были полны какого-то чудесного обаяния, искренности, театральности, легкости. И за ними было ужасно интересно и приятно наблюдать», — вспоминает в разговоре с Би-би-си музыкальный критик Алексей Мунипов, посетивший берлинский концерт.

«Я буквально потерял дар речи и совершенно в них влюбился, когда услышал живьем», — написал он после концерта.

Первая совместная запись двух пианистов вышла в июне и сразу же заняла первую строчку в британском чарте классической музыки.

«Великолепно!» — восклицает автор рецензии во французской газете Le Monde. «Идеальная гармония от партнеров на сцене и в жизни», — так озаглавила свою заметку о диске лондонская Times.

Эта фраза, «партнеры на сцене и в жизни», повторяется в статье за статьей. Пианисты такого уровня нечасто играют вместе. Еще реже артисты из России бывают открытыми геями. Колесников и Цой не только не скрывают свои отношения, но и участвуют в Classical Pride, концертах классической музыки в поддержку ЛГБТ-сообщества.

При этом они настаивают, что связывать музыкальную карьеру с личной жизнью — неправильно. «Нам бы не хотелось, чтобы эти детали затмевали то, чем мы занимаемся, и ставились впереди музыки», — говорит Павел.

Он считает иррациональным интерес к сексуальности артистов и публичных людей: «Странное сумасшествие человеческой расы, помешательство какое-то».

Самсон Цой и Павел Колесников
Подпись к фото,
Самсон и Павел переехали в Лондон из Москвы 13 лет назад
Пропустить Реклама подкастов и продолжить чтение.
Что это было?
Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Реклама подкастов

Другая деталь биографии, которая часто превращается в ярлык — происхождение музыкантов. Самсон и Павел переехали в Лондон из Москвы 13 лет назад, но их по-прежнему называют Russian pianists (российские пианисты).

За эти 13 лет оба музыканта объехали десятки стран с сольными концертами. Павел Колесников в 2020 году выпустил запись «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха, которые считаются одними из самых сложных фортепианных циклов. Павел исполнил цикл на сцене лондонского Альберт-холла годом позже в рамках фестиваля BBC Proms. Замахнуться на это произведение его вдохновила бельгийский хореограф Анна Тереза де Кеерсмакер, звезда современного танца.

Дебютная запись Самсона Цоя, фортепианные пьесы Брамса, выйдет в феврале следующего года. Он выступал вместе с ведущими мировыми симфоническими оркестрами и в 2022-м поучаствовал в масштабном экспериментальном проекте, исполнив музыку французского композитора Оливье Мессиана в галерее Gagosian под Парижем в рамках выставки Ричарда Серра, патриарха современного искусства.

Еще более неожиданной коллаборацией стало его выступление в 2023 году на церемонии открытия Мюнхенской конференции по безопасности, первой после полномасштабного российского вторжения в Украину.

«Когда Самсон Цой начал играть, а мы вывели на экран видеозаписи из Украины и не только, в зале наступила пугающая тишина. Когда музыка закончилась и экран показывал только пустую сцену, началось обращение президента Зеленского. Мы добились эффекта, на который рассчитывали», — вспоминали организаторы.

«Наша идея была, что через музыку Шуберта, которую я исполнял, мы сможем вспомнить все эти страшные человеческие трагедии, почтить память и поддержать тех, кто потерял своих родных и близких», — говорит Самсон. Композицию выбрал председатель конференции Кристоф Хойсген.

«Случаются настоящие драки»

Самсон Цой и Павел Колесников
Подпись к фото,
Самсон говорит, что игра в четыре руки – это идеальная метафора демократии

Колесников и Цой познакомились в 2007 году на вступительных экзаменах в Московскую консерваторию. Они приехали поступать из разных частей страны: Павел из Новосибирска, а Самсон из Краснодара, в компании приятеля. Этот приятель волновался перед экзаменом по гармонии и решил, что лучше его списать. В объекты для списывания он выбрал Колесникова исключительно из-за того, что тот уже тогда носил большие очки. Павел согласился помочь, но в итоге оказалось, что он знал предмет еще хуже. В конце концов, все трое поступили в филармонию.

Павел и Самсон начали играть друг для друга и в четыре руки, а впервые выступили вместе на госэкзамене по камерному ансамблю. Это стало поводом для локального скандала: их наставники не любили друг друга настолько открыто, что о вражде знали и коллеги, и студенты.

«Это был совершенно беспрецедентный случай: мы, студенты двух враждующих профессоров… и играем вместе», — говорят пианисты.

Вскоре этот скандал забылся: в 2011-м начались взрослые проблемы. Из-за изменения законодательства военкоматы решили, что если считать предшествующие музыкальные колледжи, то у ряда студентов консерватории отсрочка от службы закончилась. Среди них был и Колесников.

«К нам стали наезжать по ночам в общежитие, барабанить в дверь и забирать людей. Это была неплохая такая нервотрепка… Желательно было в своей комнате не ночевать, потому что тебя там могут ночью прийти и схватить», — вспоминает он.

«…А когда ночуешь, обязательно закрывать двери на все замки. Были рейды по общежитию из военкомата, в четыре, в пять утра…» — добавляет Цой.

В том же году пианисты поступили в лондонский Королевский колледж музыки (Royal College of Music) и заканчивали консерваторию параллельно с ним, летая между Лондоном и Москвой. Рассказывая об этом, Самсон с ностальгией вспоминает билеты на лоукостеры за 20 фунтов.

В Лондоне они стали меньше играть вместе из-за постоянных выступлений в разных концах мира. Все изменилось в 2020 году, когда началась пандемия ковида и пианисты обнаружили себя запертыми в съемной лондонской квартире над пабом.

Месяцы локдауна стали первым за долгое время периодом интенсивной совместной работы. Пришлось вспоминать заново, как непросто делить клавиатуру одного рояля между двумя исполнителями.

Цой и Колесников
Подпись к фото,
Коллеги удивляются, что два концертных пианиста могут уживаться, играть вместе и при этом не сойти с ума полностью, говорит Павел

Самое сложное — постоянная близость, дыхание, присутствие другого человека там, где никого быть не должно, говорит Павел. Особенно неудобно в моментах, где должно происходить скрещивание рук.

«Ты сидишь боком, ты не можешь расслабиться, у тебя начинает болеть шея. Это страшно раздражает. На самом деле этот человек становится твоим главным врагом в этот момент. Но он должен быть твоим другом. Потому что если между вами не будет полного согласия, то все это полетит в тартарары», — смеется Павел.

Ситуация создает богатую почву для ссоры, особенно в случае, когда пианисты — партнеры и в жизни. Оба знают, как можно друг друга по-настоящему уколоть.

«Коллеги очень удивляются, например, что два концертных пианиста могут уживаться, играть вместе и при этом не сойти с ума полностью, — говорит Павел. — Конечно, бывает сложно, и иногда случаются такие… настоящие драки».

Самсон говорит, что игра в четыре руки – это идеальная метафора демократии.

«Это процесс, когда ты должен сохранить свою индивидуальность и при этом найти компромисс, который иногда идет против твоей воли».

«Если бы политики больше играли в четыре руки, то, наверное, мы жили бы в другом мире», — улыбается он.

Фортепианные фантазии для XXI века

Колесников и Цой давно мечтали поработать с Леонидом Десятниковым, которого часто называют самым известным современным российским композитором. Он родился в Харькове, но большую часть жизни прожил в Петербурге.

Десятников написал музыку к фильмам Сергея Бодрова-старшего, Алексея Учителя и Павла Лунгина, а также сочинения для оперы и балеты, вокальные, камерные и симфонические произведения. Благодаря протестам прокремлевской молодежи и депутатов Госдумы, опера «Дети Розенталя», написанная им для Большого Театра вместе с писателем Владимиром Сорокиным, стала едва ли не самой громкой музыкальной премьерой 2000-х. Впрочем, это не помешало Десятникову позже поработать музыкальным руководителем главной театра страны.

«Десятников — один из самых исполняемых российских композиторов. Это фигура, любимая очень разными поколениями исполнителей, дирижеров, слушателей и композиторов», — комментирует критик Алексей Мунипов.

Залогом этой любви служит многослойность его музыки, которая, с одной стороны, увлекает утонченных меломанов, а с другой — «не напугает вашу бабушку».

В 2022 они узнали, что он оставил работу над готовившейся в Большом театре премьерой и уехал в Израиль. Пианисты решили попытать удачи — и предложили ему ему написать композицию для исполнения в четыре руки.

Павел Колесников
Подпись к фото,
Павел Колесников в 2020 году выпустил запись «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха

Написанная композитором пьеса Trompe-l'œil, «обманка» по-французски, стала сердцем их совместной записи, заняв место посередине между «Венгерским дивертисментом» Франца Шуберта и его же «Фантазией фа минор».

«Фантазия» — одно из самых известных сочинений Шуберта и, возможно, самая известная композиция для исполнения в четыре руки. А перед Десятниковым ыла поставлена задача написать новую музыку, которая бы при этом имела «ту же самую структуру, самую архитектуру и те же самые материалы», что использовал Шуберт.

Она должна была стать «как бы отпечатком этого сочинения на ментальность человека XXI века», говорит Павел. «Десятников мне сказал, что в идеальной ситуации он должен написать ту же самую пьесу. И вспомнил тогда рассказ Борхеса «Пьер Менар, автор „Дона Кихота“», — рассказывает пианист. В тексте Борхеса главный герой, писатель, пытается заново написать роман Сервантеса.

Музыка под шум войны

Мир классической музыки, как и другие сферы российской жизни, разделился из-за отношения к войне. Близкие к власти и госкорпорациям дирижеры и музыканты молчат о своем отношении к ней: от «доверенного лица Путина» Валерия Гергиева до «бунтаря от классики» Теодора Курентзиса. Их молчание было вознаграждено новыми постаминовыми площадками и многомиллионными контрактами от государства.

Те, кто выступил против войны, лишились своих постов, как бывший директор Большого театра Владимир Урин, или эмигрировали, как композитор Леонид Десятников. Пианист Евгений Кисин, давно живущий на Западе, был внесен в список «иноагентов» российскими властями за поддержку Украины.

В июле стало известно о смерти солиста Биробиджанской филармонии Павла Кушнира. Как Цой и Колесников, он закончил Московскую филармонию, но отправился не на Запад, а в российскую глубинку. После начала войны в 2022-м он стал по ночам расклеивать плакаты со словами «Путин-фашист» и записывать видеообращения к россиянам, которые никто не смотрел. Кушнир умер в следственном изоляторе в конце июля после длительной голодовки.

«Заметная часть музыкантов, режиссеров и композиторов, людей, которые имели отношение к классической музыке в России, покинули ее по морально-этическим соображениям», — говорит Алексей Мунипов, критик и куратор.

«И, конечно, между ними и теми, кто остался, возникла пропасть».

Он называет как редкий пример обратного пианистку Полину Осетинскую, которая высказалась против войны и при этом продолжила выступить и в Европе, и в России. Но в России ее концерты стали регулярно отменять или пытаться сорвать.

До начала полномасштабного вторжения в Украину Цой и Колесников время от времени выступали в России. Самсон был солистом на концерте, где дирижировал Валерий Гергиев, на тот момент возглавлявший Мариинский театр в Петербурге, а теперь к своим владениям прибавивший и Большой театр в Москве.

Но с 2022 года они не возвращались домой «из-за войны… из-за всего, что происходит со страной», объясняет Павел.

«Очевидно, что развитие России пошло в обратную сторону», — замечает он.

Пианисты сохраняют теплые отношения с друзьями, оставшимися в России, но чувствуют, что тем «все труднее и труднее дышать, свободно мыслить и свободно говорить».

«Раз за разом, история повторяется. И мы ничему не учимся. Жизнь людей диктуется государством, и им нельзя самим выбирать, как они хотят жить», — добавляет Самсон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий