воскресенье, 9 июня 2024 г.

Элишева Яновская: «Тиккун Лейл Шавуот»: подготовка к священному браку

 

Элишева Яновская:

«Тиккун Лейл Шавуот»: подготовка к священному браку

Шавуот - одновременно праздник получения Торы и принесения в Храм первых плодов нового урожая. Поэтому его обычаи отражают оба эти аспекта: молочные сладости, которые принято есть в этот день, намекают на Тору, питающую свой народ подобно молоку, а корзиночки с колосьями и цветочные венки девочек - на празднование сбора урожая. Книга Рут, которую читают в этот день в синагогах, отражеает обе составляющих праздника: ее действие происходит в период жатвы, а главная героиня, будущая прародительница царя Давида, принимает на себя заповеди Торы.

Но среди обычаев Шавуот есть еще один, отражающий скрытый, мистический аспект праздника: союз, «бракосочетание» Бога и Его народа, произошедшее в момент Дарования Торы на горе Синай. Этот обычай называется «тиккун лейл Шавуот». Этот обычай (проводить ночь Шавуот за чтением священных текстов, объединенных в особый сборник) принят сегодня во всех еврейских общинах мира.

У слова «тиккун» три основных значения. Первое, буквальное и самое распространенное - это «исправление сломанного», «починка, ремонт». Два других значения связаны с Каббалой: «украшать Шехину (Божественное присутствие) для ее «брака» с мужским аспектом Мира сефирот» и «мистический ритуал, связанный с этим событием». Также «тиккуном» может называться подготовка текстов для проведения этого мистического ритуала и сами сборники этих текстов.

Эти сборники-«тиккуним» содержат отрывки из ТаНаХа, раввинистической литературы и «главной каббалистической книги» - «Зогар». Отрывок из последней представляет собой основу и теоретическое обоснование «Тиккун лейл Шавуот». Приведем его полностью. «Рабби Шимон сидел и изучал Тору всю ночь, когда Невеста готовилась к воссоединению со своим супругом. Отсюда мы учим, что домочадцы Невесты нужны ей в ту ночь, когда она готовится к встрече назавтра со своим мужем под брачным балдахином (хупой). Они (т. е. домочадцы Невесты) должны быть с нею всю эту ночь и радоваться вместе с нею приготовлениям ее, изучая Тору, от Пятикнижия до Пророков и от Пророков до Писаний, а затем - мидрашистские и каббалистические толкования стиха, ибо это и есть Её (т. е. Невесты) украшения и наряд Ее. И входит она с девицами своими, и стоит в головах у них (т. е. «домочадцев», изучающих Тору), и благодаря им она готова (к встрече с супругом), и радуется она вместе с ними всю ночь.

А наутро она не входит без них под хупу, и они - это те, кого называют «сынами брачного балдахина». Когда входит она под хупу, Единый Пресвятой, да будет Он благословен, вопрошает о них и благословляет их, и венчает их коронами. Благословенна их участь!

И р. Шимон со своими товарищами пел песнь Торы, и все они создавали новые толкования на Тору, и радовались р. Шимон и сотоварищи его.

Сказал им р. Шимон: «Дети мои, благословенна ваша участь, ибо завтра Невеста не войдет без вас под хупу, и все, кто трудился, наряжая и украшая ее этой ночью, и радовался вместе с ней, будут перечислены и внесены в Книгу Памяти, и Пресвятой, да будет Он благословен, благословит их семьюдесятью благословениями и коронами Горнего мира».

Как мы видим из этого текста, каббалисты толковали Шавуот как священный брак Бога (Жениха) и народа Израиля (Невесты). В этом они опирались на утверждение рабби Акивы: «Песнь Песней была написана на горе Синай, и в ней говорится о Боге и Израиле». Параллельно этот священный брак описывался в Каббале как союз Шехины (Божественного Присутствия) и Бога (представляемого сфирой Тиферет - Великолепие). Поэтому некоторые каббалисты кроме ритуала «Тиккун» в ночь Шавуот читают также в субботу, предшествующую празднику, специально составленные «Тнаим» (условия заключения брака, составляемые обычно в день помолвки), а в Шавуот перед вынесением в синагоге из ковчега свитка Торы читают особую Ктуббу - брачный контракт.

Не совсем ясно, когда был проведен первый ритуал «Тиккун лейл Шавуот», но его первое задокументированное описание приводит в своем письме знаменитый цфатский каббалист XVI века р. Шломо Алькабец. Он был другом и соратником другого великого цфатского каббалиста, р. Йосефа Каро, автора знаменитого кодекса галахических предписаний «Шульхан арух».

«Тиккун лейл Шавуат», описанный р. Алькабецем, был проведен в 1534 г. в Адрианополе (Турция). В своем письме он сообщает, что «Святой (т. е. Рабби Й. Каро), и я, его... покорный слуга, (и другие) члены нашего сообщества (цфатских каббалистов), договорились не спать всю ночь, отогнав сон от очей своих в Шавуот. С Божьей помощью, мы в этом преуспели и ни на минуту не отрывлись от изучения Торы».

По словам рабби Шломо, во время «Тиккуна» р. Йосефу Каро явился Маггид - небесный посланник, поведавший ему сокровенные тайны Торы: «не успели мы изучить два трактата Мишны, как... мы услыхали голос, исходящий от уст Святого (т. е. р. Йосефа Каро), да сияет светоч его. Это был громкий голос, четко произносивший звуки. Все члены нашего сообщества слышали этот голос, но не смогли понять сказанного».

Не совсем понятно, был ли в этот период обычай проводить в ночь Шавуот «Тиккун» распространен лишь среди каббалистов или же практиковался повсеместно. Но уже к середине XVII века тексты «Тиккуна» стали выходить отдельными брошюрами, а к концу века он стал широко распространенным обычаем практически во всех еврейских общинах мира.

Комментариев нет:

Отправить комментарий