вторник, 11 июня 2024 г.

Суть еврейских праздников. Шавуот: Тора жизни

 

Суть еврейских праздников. Шавуот: Тора жизни

Адин Эвен‑Исраэль (Штейнзальц). Перевод с иврита Вениамина Ванникова 10 июня 2024
Поделиться27
 
Твитнуть
 
Поделиться

По своему месту в еврейском календаре Шавуот является праздничным завершением (ацерет) пасхальной недели. Связь между двумя этими праздниками выражена в том, что «пора свободы» достигает своей кульминации и своего завершения в «пору дарования Торы». Дарование Торы — это исполнение надежд, которые несет в себе обретенная при исходе свобода.

Особое значение Торы подчас затушевывается современным использованием слова тора, встречающегося в таких словосочетаниях, как «теория (тора) относительности» или «искусство (тора) кулинарии». Такое словоупотребление лишает Тору ее фундаментальной характеристики — исключительности и самоопределяемости. Поэтому слово тора должно относиться исключительно к Торе. Тот, кто видит в Торе кодекс законов определенной религии, искажает иудаизм и показывает непонимание сути Торы.

Религия — это концептуальная и практическая система, упорядочивающая определенный сегмент нашей жизни, а именно ту ее часть, что относится к служению Б‑гу. Однако иудаизм в том виде, как он выражен в Торе, не может ограничиваться столь узкой областью. В его основе лежит монистическое восприятие человеческого бытия, формирующее особую, единую систему, охватывающую все особенности и детали еврейской жизни. Поэтому Тора не только устанавливает ритуал («заповеди, регулирующие отношения между человеком и Творцом») и упорядочивает общественные взаимоотношения («заповеди, регулирующие отношения между людьми»); она включает в себя историю и поэзию, этические наставления и пророчества, недвусмысленные утверждения наряду с раздумьями и сомнениями.

Более того, все эти составляющие не являются разными фрагментами, присоединяющимися друг к другу; они составляют единую, неделимую сущность.

Чтобы обратить внимание на эту особенность, нет надобности проглядывать всю Тору. Даже ее характерные фрагменты, такие как, например, Декалог, содержат в себе многие из этих компонентов. В этом смысле Тора подобна жизни, которая не подразделяется на отдельные участки, каждый из которых строится по своим правилам. В этом смысле Тора подобна человеку: ведь и он не подразделяется на элементы, каждый из которых ведает лишь определенными задачами и аспектами. Человек и его жизнь объемлют весь мир со всем, что в нем есть. Разумеется, отвечая определенным потребностям, человек строит в себе искусственные перегородки и выделяет разные области, но это разграничение имеет чисто инструментальный характер и не выражает сути. На самом деле все части человека взаимосвязаны и в большей или меньшей степени влияют друг на друга.

Таким образом, Тора — это осколок подлинного бытия, и поэтому она также является цельной. Раздел Кдошим (который, по мнению исследователей, представляет собой отражение Декалога) плавно переходит от почитания родителей к законам жертвоприношений, от подарков беднякам к «люби ближнего, как самого себя» , от запрета на месть и злопамятство к запрету на одежду из шерсти и льна. Ведь Пятикнижие является Торой именно потому, что учит жизни и закладывает основы образа жизни для всего народа. Оно охватывает и формирует весь комплекс человеческого бытия. Из двух этих компонентов: еврейского народа и Торы — и возникает сущность, именуемая иудаизмом.

Введение Торы в рамки религиозной концепции (неважно, осуществляется ли оно ее критиками или приверженцами) гибельно для нее, ибо подразумевает отказ от ее сущности как Торы и превращение ее во что‑то иное — в одну из распространенных в мире религий. Восприятие Торы как религии означает не только ограничение ее определенной областью, но и лишение ее полноты жизни. Если еврей является «религиозным», значит, он отказывает Торе в ее подлинной сущности. Ибо Тора требует от него быть иудеем — строить свою жизнь особым образом, так, чтобы в центре всего стояла Тора.

Дарование Торы вскоре после Исхода завершило процесс генезиса народа, формирования его характера и специфических особенностей. В центре откровения на горе Синай стояло создание особой формы национального бытия. Таким образом, в Шавуот завершился тот процесс, который начался в Песах, — народ Израиля, вышедший из египетского рабства, обрел свободу.

Книгу Адина Эвена-Исраэля (Штейнзальца) «Суть еврейских праздников» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле и других странах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий