Мой попугай не залетал?
«Алло, это КГБ? Моя фамилия Рабинович. Скажите, к вам случайно не залетал мой попугай? Нет? Ну так если этот подлец залетит, вы учтите, что я его политические взгляды не разделяю.»
Зададимся вопросом: на каком языке вещал попугай? Коли на парси, то каждая иранская ракета взорвала в Израиле по космодрому с тысячей охраны, чему посвящён парад, ведь «хвалёная израильская система ПВО оказалась слабей паутинки». Если по-арабски, войну 1973 выиграл Египет, парады в честь оного события ежегодны. Ежели по-русски, то укро-нато-жидо-бандеро-нацисты издревле терроризируют миролюбивый соседний народ, вынуждая в оборонительных целях себя оккупировать и обстреливать. Ну а коль на модерном иврите, все беды мира от того, что молодёжь слишком рьяно учит Гемару заместо ползанья, прыганья и маршировки.
Заметил любопытную особенность: как особо напористо пойдёт наезд на харедим — так что-то интересное сбоку выскакивает и отвлекает внимание. Шухеры вокруг «нового закона о призыве» под аккомпанемент «юридической реформы» шли немало месяцев — ведь это был шикарный повод развалить, противопоставить друг другу партии коалиции. Но приехал в гости Хамас — и не до того стало. Наконец успокоилась несколько публика, попривыкла, снова шум пошёл о призыве ешиботников — и откуда-то выплыл Иран с достаточно громким приветом. Теперь есть о чём погадать на ромашке (или рюмашке?): когда, чем и зачем по этому Ирану жахнуть? Кумекаю, стоит ли заново тему муссировать, шуток-то на небесах ещё предостаточно… Ну не нравится Создателю, когда евреи супротив Торы ополчаются, что тут поделаешь?
Подумалось, а не научить ли попугая Пасхальной Агаде? Есть в ней и для попугая полезные сообщения, даром ли зовут его «попугай» от глагола «напугай». Такое, например: «в каждом поколении встают (ненавистники), чтобы уничтожить нас. Но Творец, благословен Он, спасает нас от их рук». То есть переходящее знамя юдофобии обязательно кто-то подхватит; для того, в частности, весь этот спектакль, чтобы евреи о своей роли и обязанностях не забывали. Соберутся энтузиасты в Тель-Авиве талиты срывать и сидуры наземь бросать — и 7 октября. Коли вы думаете, что Холокост не имеет касательства к деятельности Евсекции Интернационала и прочим еврейским организациям против «замшелых ретроградов» — пожалуйста, думайте. Хотя подозреваю, когда Миней Израилевич Губельман становится Емельяном Михайловичем Ярославским, Председателем «Союза воинственных безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП(б), это при всём Его безграничном терпении может Творца на что-нибудь подвигнуть. А пораньше — хотя, скажем, французов и россиян сложно было заподозрить в сугубой юдофилии, но погромы и «Протоколы» появлялись впоследствии участия сынов Якова в революционной или демократической деятельности. Такая подсказочка: может, дело это и не плохое, но — ваше ли?
Короче, при всей иранской и прочей хамасовской пакости вопрос логичней задать так: почему это бедствие пришло ко мне? Да, вполне вероятно, что частью дельной реакции может оказаться штурм Рафиаха или десяток подарочков по Фордо и Нетанзе — но это всего лишь реакция на события, а не прояснение его глубинных причин и (потому) не гарантия, что этот или следующий «нежный друг» не попытается вскорости нас уничтожить. Пусть ка попугай почаще повторяет приличные случаю отрывки из Агады.
Итак, от чего зависит судьба народа нашего? Здесь я не «открою Америку», хотя могу приоткрыть «ящик Пандоры» для диванных знатоков «агросе политик», глашатаев новостей и соцсетей. Ответ элементарен и обильно цитируем. В молитвах Йом-Кипра мы обращаемся к Отцу Небесному: «если (отнесёшься к нам) как к сыновьям, смилуйся над нами, как отец жалеет детей; если как к рабам — глаза наши к Тебе обращены…». Раб Б-жий — отнюдь не уничижительное слово, так Тора, подводя итоги его жизни, именует нашего Учителя Моше. Но всё-таки «сыны вы Мне» — более эмоционально приятное обращение и отношение.
Говорит Талмуд: «над Израилем нет звёзд» — то есть законы астрологии к нему слабо применимы, да и многие природные и социальные правила и формулы вообще. Помню, как Лев Гумилев, действительно крупный учёный и мыслитель, ругался при слове «евреи» и нёс феерическую чушь, любой Арафат-Аббас позавидует. Мы упрямо не ложились в его теорию этнос-циклов, которой прочая двуногая живность удачно подчинялась. Историку потребовалось «разделить» историю еврейского народа аж на 3 части и заявить, что мы не имеем никакого отношения не только к древним евреям, но и к своим соплеменникам до изгнания из Испании. Нам давно полагалось исчезнуть… Хотя даже модная генетика с профессором не согласна, не говоря уже о религиозной и культурной неразрывности. Иначе выражаясь, если еврейский народ «живёт, как все народы» — нас бы давно уже не было.
Но не будем слишком надувать щёки — ещё в самом Талмуде шёл спор о нашей «подверженности звёздам», да и поздние мудрецы выражаются не столь безоговорочно. Общий знаменатель: да, если наш народ живёт в соответствии с его миссией и предназначением, несёт человечеству Б-жественный Завет и даёт образец достойной жизни по нему — другие законы, чем у большинства народов, направляют его. Здесь применимо правило, которое относится и к индивидууму, и к сообществу: «с того, кто принимает на себя ярмо Торы, снимают ярмо (подчинения) земным властям и забот о пропитании и устройстве». Если же нет — оба упомянутых бремени к нему приходят, порой даже в более драматической форме, чем к другим. И тогда и «звёзды», и прочие социальные и природные связи и закономерности начинают упорно давить, навязывать напряжённую повестку. Уж коли ты выбрал «быть как все народы» — изволь, но не забудь, что тогда ты — «историческая окаменелость» (Арнольд Тойнби), тебя давно уже нет и здесь не стояло. Со всеми вытекающими последствиями в виде самой устойчивой фобии человечества. В общем, спасибо антисемитам, они напоминают нам, что комфортно расположиться в их сообществе у нас вряд ли получится. Ищите другие, свои персональные пути к миру и взаимопониманию с другими людьми.
Попробуем сформулировать, о чём идёт спор, периодически (и ныне) сотрясающий государство Израиль. Если принять дерзкую максиму Жаботинского: «мы народ, как все народы… имеем право на своих мерзавцев (и нечего спрашивать за них со всех как целого)» — то, по общеупотребительным раскладам, слишком много молодых лоботрясов трясут чубами над старинными фолиантами, а не носятся с 30килограммовыми рюкзаками по Негеву, готовясь спрыгнуть, вынырнуть и подстрелить. Да и вообще эти «харедим» недостаточно участвуют в «общественном разделении труда» с его не к ночи будь помянутым Адамом Смитом. Если же в первую очередь «сыны вы Г-споду, Б-гу вашему», «только вас избрал Я из всех народов» — значит, строже с вас взыщу за отказ от этой эксклюзивности, со всеми её приятными и не слишком комфортабельными особенностями. А значит, ради мира и благосостояния должно бы вам в первую голову соблюдать условия своего избранничества. На сегодня это главным образом — постижение и исполнение законов Торы.
Весь «белый шум» вокруг «не служащей молодёжи ешив» только об этом. Если «мы народ как все народы» — бездельники и уклонисты ешивобохуры. Если «царство священников и народ святой» — бездельники и уклонисты как раз прочие граждане, ибо они, сбрасывая с себя «ярмо небес», призывают на нас «ярмо земных властей» со всеми их хамасами-хизбаллами, оонами-совбезами и прочими закулисными раскладами. А также «ярмо (тяжких) земных забот», зачастую не оставляющих сил и времени ни на что духовное, достойное человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий