четверг, 25 апреля 2024 г.

Борис Гулько | Два императора

 

Борис Гулько | Два императора

Два императора, две незаурядные личности в начале 19-го века определяли судьбы мира.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo by Daniel Robert on Unsplash

В студенческие годы, вглядываясь как-то с моста через Москва-реку в перспективу Кутузовского проспекта, я пытался представить себе, как по нему въезжал в город, во главе своего войска, Наполеон. Как выглядела бы первопрестольная, если бы москвичи не спалили город перед приходом французов, если бы приняли Наполеона как свой шанс цивилизовать свою дикую страну, приблизить её к Европе?

Наполеон числится великим полководцем, хотя более известен проигранными им битвами. Услышьте: «Наполеон», и первой ассоциацией у вас будет: «Ватерлоо». По-настоящему Наполеон велик как создатель современной Европы, заложивший её идеологические, моральные и правовые основы. Вот характеристика его свершений выдающимся современным английским историком Эндрю Робертсом:

«Идеи, которые лежат в основании нашего современного мира – меритократия, равенство перед законом, права собственности, религиозная терпимость, современное секулярное образование, здоровые финансы, и так далее – были взяты под защиту, консолидированы, кодифицированы и географически распространены Наполеоном. К ним он добавил рациональную и эффективную местную администрацию, конец деревенского бандитизма, поощрение наук и искусств, отмену феодализма и крупнейшую кодификацию законов со времён падения Римской империи».

Всё это было для России на расстоянии вытянутой руки. Нужно было лишь принять Наполеона как спасителя России . . . от неё самой.

Но куда было девать патриотизм? Помните лермонтовского полковника?

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Таким же был герой главного русского романа Пьер Безухов: до войны бонапартист, после вторжения французов он остаётся в Москве, надеясь застрелить Наполеона.

Всю свою историю Россия не упускала случая упустить случай стать достойной страной. Так было после февральской революции 1917 года, когда «спасителем отечества» был избран бездарный Керенский; в горбачёвскую «перестройку», загубленную путчем старой элиты. В Америке я наблюдал на экране ТВ дрожащие руки не протрезвевшего после ночной пьянки «лидера» путчистов «вице-президента» СССР Янаева. Позже народ вверил страну другому её спившемуся спасителю Ельцину. И тот уже вручил её в надёжные руки совершенно трезвого Путина. Тот, представитель цеха ГБ, считает нормальным убивать людей.

Впрочем, изгнание французов не было концом надежд России на разумные реформы. Пройдясь по обновленной Наполеоном Европе, побывав в послереволюционной Франции, русские дворяне вернулись в Россию с новыми идеями. Это относилось и к императору Александру I.

Александр был неоднозначной фигурой. На его психику нестираемый отпечаток наложило участие в убийстве отца – императора Павла. Приняв царствование, Александр склонялся к либеральным реформам. После неудачных войн с Наполеоном – кто не помнит описание Львом Толстым поражения русской армии под Аустерлицем? – Александр I летом 1807 года заключил с Наполеоном «Тильзитский мир», почти подружился с ним. Но в 1810 году договор нарушил. Наполеон решил Россию наказать . . .

В 1818 году молодой Пушкин мечтал:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна . . .

Вспрянула. Через 2 года после написания этого стиха поэта первый раз отправили в ссылку. А оценивая из сегодняшнего дня можно заключить, что последние годы правления Александра I были лучшими за всю историю России. Победитель Наполеона всё ещё примерялся к внедрению в жизнь реформ Сперанского, в год написания цитированного стиха Александр I в речи на открытии польского сейма обещал дать своим подданным конституционное устройство. Лучше России в истории уже не было.

Позже нечто изменилось в атмосфере империи. Царь погружался в мрачный мистицизм. В последующие годы нередко говорил о намерении отречься от престола и «удалиться от мира». 7 лет после польской речи, находясь в Таганроге, инсценировал свою смерть. Затем Александр I объявился в Сибири, где вёл скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Фёдора Кузьмича.

Слухи о личности старца распространились по Руси. В 1850-е годы келью старца посетил Лев Толстой и провёл со старцем целый день. Посетил его и вёл с ним долгую беседу в ту пору наследник престола будущий царь Александр II, а на могилу его приезжал цесаревич Николай – будущий Николай II.

Старец скончался в 1864 году. На похороны его выезжали члены царствовавшей семьи. Сомнения в личности старца окончательно развеяла графологическая экспертиза. Знаменитый адвокат А.Ф.Кони заключил: «письма императора и записки странника писаны рукой одного и того же человека». К тому же выводу пришли современные эксперты русского графологического общества.

Чем объясняется уход императора из мира? Ответ, думаю, в последовавших событиях.

В годы наполеоновских свершений, да ещё впечатлённое Американской революцией, высшее общество России увлеклось идеями подобных ломок отечественной жизни. И если Северное общество декабристов было объединено мечтами о «пленительном счастье», как в стихе Пушкина – недаром их лидером был поэт Рылеев, то у Южного общества был готов проект революционного передела страны, подготовленный их лидером основательным немцем Пестелем.

Знал ли об этих планах Александр I? Конечно, знал.

Русская революция 1825 года, как и американская 1765–1783 годов, готовилась на заседаниях масонских лож. В исследовании о масонах я прочёл о разительном отличии российских масонов от прочих. Обсудив свои масонские дела и приняв решения, в завершении заседаний они, как принято на Руси, надирались до зелёных чёртиков, и частенько засыпали на улице по дороге домой. Подобранные жандармами, они выбалтывали тем свои масонские тайны. Так что о готовящемся восстании царь знал.

Под тяготевшим над ним образом убийцы отца, Александр не хотел остаться в истории ещё и вешателем. Его брат Константин отказался от царствования ещё в 1823 году, объяснив: «Меня задушат, как задушили отца». Короновали третьего брата – жёсткого Николая.

Декабристы во время восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года требовали на царствование Константина. Ясной программы у Северного общества не было. Зачем тогда собрались? Назначенный ими диктатором князь Трубецкой – тот вообще на площадь не пришёл.

Евреи Российской империи во время наполеоновских войн, руководимые наиболее влиятельным раввином того времени, создателем хасидизма ХАБАД Альтер ребе, всецело поддерживали русского царя. «Если победит Бонапарт, положение евреев улучшится и богатство их возрастёт, но зато сердца их отдалятся от Бога»,  проповедовал он. Во время военных действий евреи шпионили против французов. После завершения войны Александр I выразил евреям благодарность за поддержку. Правда расширять её до отмены черты оседлости не стал.

Поляки, среди которых жили большинство евреев – Польша была в ту пору частью Российской империи – всей душой поддерживали Наполеона. Надежда на его успех была их единственным шансом на свободу. И они затаили тяжёлую обиду на евреев, взявших сторону российского царя. По мнению известного еврейского историка рабби Вайна, эта обида омрачила отношение поляков к евреям на долгие годы.

Наполеон, в свою очередь, был юдофилом. Ещё в бытность молодым генералом, он совершил поход в Палестину, имея целью воссоздать там государство евреев и восстановить Иерусалимский Храм. Кампания шла успешно, пока в завершении боёв Наполеон не натолкнулся на Акко, обороной которой, во главе турецких войск и при поддержке английского флота, руководил еврей Хаим Фархи. Со временем Фархи возьмёт управление Галилеей в свои руки. Но в 1820 году Фархи отрубят голову.

А Наполеону, после его неудачи с Акко, пришлось возвратиться в Европу.

Во всех землях, которые он покорял, Наполеон давал евреям равные права с остальным населением. В феврале-марте 1807 года в Париже он организовал собрание раввинов – Синхедрин.

Раввинам не удалось разрешить существовавшие между ними разногласия. Как не удалась такая попытка и в современном Израиле, где воссозданный Санхедрин соглашался возглавить выдающийся современный раввин Адин Штайнзальц.

Ещё одним нереализованным планом воссоздания Израиля остался пункт программы Пестеля «Русская правда». Чтобы избавить Россию от евреев, которых несостоявшийся диктатор не любил, он планировал «сбор 2 миллионов евреев России и Польши, которому должны быть приданы армейские части, с последующим переселением их на территорию азиатской Турции и созданием там еврейского государства». Сионистский план Пестеля погиб вместе с ним.

Историю подстёгивать бесполезно. Когда пришло время, мы реализовали план Пестеля без помощи русской армии, и еврейский вопрос в России разрешился сам собой.

У евреев осталась лишь память о соперничестве двух великих императоров и нашей моральной проблеме выбора в нём стороны.

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

       
Борис Гулько
Автор статьиБорис Гулько Международный гроссмейстер, публицист

Борис Гулько, родился в Германии в 1947 году, жил в Москве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий