понедельник, 8 апреля 2024 г.

Храмы, истерики и тирания: своеобразное наследие Ирода Великого

 

Храмы, истерики и тирания: своеобразное наследие Ирода Великого 

Подготовил Семен Чарный 7 апреля 2024
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Впечатляющие архитектурные проекты и гнетущая жестокость — это наследие царя Иудеи, известного под именем Ирода Великого, пишет журналист The Times of Israel Рич Тенорио.

С одной стороны, он потрясающе перестроил Второй храм в Иерусалиме, одно из тех великолепных сооружений, которые характеризовали его правление в первом веке до нашей эры в качестве вассала Римской империи. С другой стороны, у тирана накопился значительный список жертв, включая членов его собственной семьи, в частности его вторую жену и троих сыновей. 

Ирод Великий и Второй Храм

Почетный профессор Оксфордского университета Мартин Гудман объемно рисует его портрет в своей недавно вышедшей книге под названием «Ирод Великий: еврейский царь в римском мире».

«Он очень, очень хотел, чтобы его обожали, — говорит Гудман. — Хотел, чтобы его любили. Большая часть того, что с ним пошло не так, состоит в следующем: он выплескивал свои эмоции на людей, особенно на свою семью, а на эти эмоции не отвечали взаимностью».

Стоит отметить, что Ирод занимает печальное место в христианской Библии из-за истории с убийством младенцев после рождения Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея, Ирод приказал убить всех мальчиков в Вифлееме в возрасте до двух лет после того, как волхвы сообщили ему, что родился царь иудейский.

«Это то, из-за чего люди особенно помнят Ирода», — отмечает Гудман, который в своей книге задается вопросом, действительно ли речь идет о реальном событии.

Ирод фигурировал во всех курсах истории, которые Гудман преподавал на протяжении десятилетий: <его глубокие знания> создали идеальное сочетание автора и предмета для серии «Жизни евреев» издательства Йельского университета. 

В книге рассказывается о насыщенном событиями периоде в истории Древнего Рима и Иерусалима: в первом из них — гражданские войны, приведшие к созданию Римской империи; в последнем — упадок династии Хасмонеев, основанной Иудой Маккавеем.

Гудман — специалист по еврейской и римской истории, и это очевидно из его тщательно подготовленной книги, первоначальные черновики которой написаны от руки. 

Он начинает с того, что Ирод, которому очень не повезло, находится вдали от Иудеи и ищет поддержки в Риме у Марка Антония и Сената. 

Автор сплетает убедительное повествование из древних источников — надписей, монет и сочинений двух историков, задокументировавших правление Ирода. Первым был его придворный нееврей Николай Дамасский, а спустя десятилетия после смерти Ирода и после падения Иерусалима в 70 году н. э. — Иосиф Флавий, военачальник-еврей, ставший историком и также описавший правление царя.

Обложка книги Мартина гудмана «Ирод Великий: еврейский царь в римском мире»

«Об Ироде написано очень много, — подчеркивает Гудман. — Вот почему мы так много знаем о его жизни. Мы знаем о нем больше, чем о любом другом еврее древности».

Этот изначальный аутсайдер (его отец происходил из идумеев, принявших иудаизм, а мать была арабкой, вероятно, набатейского происхождения) в итоге вступил во взаимодействие с самыми влиятельными игроками своего времени. В их число входили оба члена знаменитой властной пары — Антоний и царица Египта Клеопатра. 

В книге подробно пересказываются пикантные слухи об Ироде и Клеопатре, а также о более прозаических вещах, например, о том, кому отошел контроль над бальзамовыми рощами Иерихона и Эйн-Геди. Хотя Ирод постоянно выбирал не ту сторону в борьбе за власть в Риме, включая убийцу Цезаря Кассия, в конечном счете он сделал правильный выбор, подружившись с внучатым племянником Цезаря, его приемным сыном Октавианом, ставшим императором Августом.

«Хорошие отношения с Августом были очень важны, чтобы оставаться у власти, — рассуждает Гудман. — И Ирод оказался успешен в этом».

Некоторые из архитектурных проектов Ирода были названы в честь императора, особенно следует выделить Кесарию. Царь иудейский построил языческий храм для поклонения богине Рома (покровительнице Рима) и императору Августу, а также проводил в Иерусалиме спортивные соревнования и гладиаторские бои в римском стиле. Стремясь завоевать расположение греческих подданных, он оказывал покровительство спортивному событию, проходившему далеко от его собственного дома, Олимпийским играм.

Если Ирод был вполне разумен в управлении многонациональным государством, подчиненным могущественной империи, то в личной жизни выглядел далеко не беспристрастным. 

Он казнил свою жену Мариамму, хасмонейскую царевну, заподозрив ее в измене. Более десяти лет спустя начал подозревать в предательстве двоих сыновей, Александра и Аристобула. Последовала серия расследований в римских судах. И хотя Август первоначально примирил царя-параноика с его сыновьями, братья в итоге были повторно преданы суду и казнены. К этому моменту Ирод вернул из изгнания старшего сына Антипатра в качестве потенциального преемника, но в конечном счете тоже начал в нем сомневаться. 

Вид на гору Иродион

Хотя Ирод сожалел о смерти Мариаммы и сыновей, однако в последний год своей жизни, охваченный болезнью, приказал казнить и Антипатра. Вообще в последние годы жизни он практиковал многоженство, живя с девятью женами, что оправдывал, ссылаясь на еврейские обычаи.

В книге исследуется еврейство Ирода, в том числе цитируется шутка Августа о его предположительном соблюдении кашрута: «Лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Обсуждая утверждение о том, что Ирод был наполовину евреем, Гудман исследует идумейскую ветвь его семьи. 

Идумеи были народом, чье название происходит от библейского Эдома, который в значительной степени принял иудаизм. Будучи царем, Ирод всегда называл себя евреем.

«Он представлял себя своим еврейским подданным как один из них, — рассказывает Гудман. — Их предки оказались недостаточно хороши, чтобы построить Храм. И он собирался добиться большего, чем Хасмонеи».

В период, описываемый в книге, Хасмонеи пришли в упадок. Хотя царица Шломцион привнесла своим правлением стабильность, за ее смертью последовала гражданская война, в ходе которой царство стало вассальным государством Рима. 

Зажиточный отец Ирода, Антипатр, изыскал возможность сделать карьеру себе и своей семье у сына Шломцион, Гиркана, а затем у римлян. После того, как ситуация ухудшилась и в дело вмешались конкурирующие парфяне, Ирод совершил дерзкий побег в Рим, невероятным образом завершившийся тем, что его провозгласили царем Иудеи.

«Это произошло <…> только потому, что римский мир сам находился в хаосе, — объясняет Гудман. — Он потерял контроль над Иудеей и всем Левантом в пользу Парфянского государства, располагавшегося на территории современного Ирана». 

Миссия Ирода, добавляет он, заключалась в том, чтобы «вернуть царство от имени Рима». На практике он мог сделать это только с помощью римских легионеров.

Ирод поступил именно так и безжалостно укреплял свое правление. 

В поисках лучшей династической пары он отослал свою первую жену Дориду и женился на Мариамме. Хотя Ирод был влюблен в нее, союз оказался губительным для самой Мариаммы и ее семьи. Он казнил Гиркана, который был не только ее дедом, но бывшим первосвященником и наставником. Когда Ирод был вынужден назначить ее младшего брата первосвященником, подросток умер при подозрительных обстоятельствах. В конце концов он заподозрил Мариамму в нелояльности и казнил и ее. Собственная мать предала Мариамму, но позже столкнулась с Иродом и тоже была убита.

Мартин Гудман

Убивая родственников своей супруги, Ирод одновременно осуществлял обширные строительные проекты по всей Иудее, включая восстановление Храма.

«Это было признано невиданным архитектурным достижением еще при жизни Ирода, — рассказывает Гудман. — Вы все еще можете увидеть, если спуститесь к Стене Плача и посмотрите на раскопки у Южной стены, довольно много остатков Храма Ирода». 

По его словам, «с того времени возникает новая еврейская архитектура: великое здание в Хевроне, гробница патриархов, пещера Махпела».

Тем не менее, Гудман отмечает: «Большинство его зданий были дворцами и крепостями», в том числе в Масаде и Иерихоне. Этим отличался и «великий дворец в Иерусалиме, где сейчас находятся Яффские ворота <…> Во всех этих великолепных зданиях нет ничего еврейского. С точки зрения архитектуры они скорее римские и эллинистические, чем еврейские».

Одна попытка слияния оказалась катастрофической: это была скульптура золотого орла в честь Августа, установленная в Храме. Когда население ошибочно решило, что их больной царь умер, некоторые совершили смелый акт неповиновения. Спустившись с крыши Храма, они сбили орла и уничтожили его. Царь наказал смельчаков, приказав сжечь живьем.

Когда кровавый царь в 4 году до н. э. действительно умер, его царство погрузилось в войну с участием трех выживших сыновей, римских властей и нескольких авантюристов, в результате которой погибли тысячи людей. Был ли неизбежен такой финал? Имя Ирода стало ассоциироваться с жестокостью, в том числе с резней младенцев.

Гудман задается вопросом, происходила ли на самом деле эта резня младенцев, ведь Матфей — единственный евангелист, который упоминает об этом. Образ Ирода как злого царя на протяжении веков сохранялся в христианстве, в том числе в разнообразных произведениях искусства.

Расправа над младенцами «захватила воображение христиан», говорит Гудман: «Похоже, это связано с самим образом Ирода, который был жесток и порочен — особенно по отношению к детям и исходя из известных историй о том, что он сделал со своими сыновьями; это истории не только из христианской традиции, но и из поздней языческой традиции». В первом случае, добавляет он, «если бы существовал другой нечестивый царь, то этого нечестивого царя в конечном счете стали бы называть Иродом».

Так каков же приговор историческому Ироду?

«У него определенно были недостатки, — замечает Гудман. — Но, в конце концов, он впечатляющая фигура, хотя и с большими недостатками». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий