Недельная глава «Мецора». Существует ли лашон тов, то есть доброречие?
В понимании мудрецов цараат — тема нашей недельной главы — это не болезнь, а чудесное публичное разоблачение греха лашон а‑ра — плохих отзывов о других людях. Иудаизм предполагает непрерывное размышление о могуществе слов: словом можно исцелить и навредить, можно что‑то исправить, а что‑то разрушить. С помощью слов Б‑г создал мир, и точно так же мы с помощью слов налаживаем отношения с людьми и можем, опять же с помощью слов, испортить эти отношения.
Законоучители Талмуда много говорили о лашон а‑ра, но практически не упоминали о его противоположности, которая, по логике, должна существовать: о лашон тов, доброречии.
Словосочетание «лашон тов» ни разу не встречается ни в Вавилонском Талмуде, ни в Иерусалимском. Его можно найти только в двух мидрашных фрагментах, где под ним подразумевается восхваление Б‑га. Но «лашон а‑ра» не означает «плохо отзываться о Б‑ге». «Лашон а‑ра» означает «говорить о людях плохо». Если «говорить о людях плохо» — грех, то что же, говорить о людях хорошо — мицва? Я собираюсь доказать, что это действительно мицва. За подтверждениями давайте обратимся к источникам.
В мишне «Пиркей авот» читаем: «У раббана Йоханана бен Закая было пять [выдающихся] учеников. И вот они: рабби Элиэзер бен Гиркан, рабби Йеошуа бен Хананья, рабби Йосе‑священник, рабби Шимон бен Нетанель и рабби Эльазар бен Арах.
Он перечислял их достоинства так: рабби Элиэзер бен Гиркан — это оштукатуренный резервуар, который не потеряет ни капли. Рабби Йеошуа бен Хананья — счастлива родившая его. Рабби Йосе‑священник — благочестивый человек. Рабби Шимон бен Нетанель боится греха. Рабби Эльазар бен Арах — источник усиливающийся» (Пиркей авот, 2:10–11).
Однако на первый взгляд обычай раббана Йоханана хвалить учеников противоречит одному из талмудических принципов: «Рав Дими, брат рава Сафры, сказал: “Пусть никто никогда не произносит похвал своему ближнему, ибо похвала приведет к критике”» (Арахин, 16а).
Раши дает два объяснения этому утверждению. Первое: расхвалив кого‑то чересчур сильно [йотер мидай], рассказчик сделает оговорку, уравновесив похвалу замечанием, что человек, о котором он рассказывает, не лишен недостатков. Второе: другие собеседники укажут на недостатки человека, которого рассказчик похвалил.
Для Раши ключевой вопрос, обоснована ли похвала, соответствует ли она действительности, верна ли она? Либо похвала преувеличенная? В первом случае похвала разрешена, во втором — запрещена. Судя по всему, раббан Йоханан старательно воздерживался от преувеличенных похвал.
Но Рамбам смотрит на это иначе. Он пишет: «Тот, кто говорит что‑то хорошее о своем ближнем в присутствии его врагов, виновен во вторичной форме злословия [авак лашон а‑ра], так как провоцирует этих людей высказываться об этом ближнем плохо» (Законы о чертах характера, 7:4).
На взгляд Рамбама, вопрос не в том, сдержанно хвалить кого‑либо или чрезмерно, а в том, в каком окружении звучит похвала. Если вы хорошо говорите о человеке в присутствии его друзей, это дозволительно. Хвалить человека запрещено только в том случае, если вы находитесь среди его врагов и хулителей. Тогда похвала провоцирует их на хулу и приводит к негативным последствиям.
Позиции Раши и Рамбама — это просто два разных мнения или спор идет о более глубоких вещах? Вспомним знаменитый фрагмент Талмуда — диспут о том, как следует петь хвалу невесте на ее свадьбе: «Учили наши законоучители: как следует танцевать перед невестой [т. е. что следует петь]?
Ученики Гилеля считают, что на свадьбе следует петь, что невеста красива, вне зависимости от того, красива она или нет. Ученики Шамая возражают: вне зависимости от обстоятельств не говори неправды. “Вы называете это неправдой? — отвечают им ученики Гилеля. — Невеста — красавица, по крайней мере в глазах жениха”» .
На деле это противоборство не только разных характеров (строгих, как пуритане, учеников Шамая и добросердечных последователей Гилеля), но и разных концепций природы речи.
Для учеников Шамая речь — набор высказываний, которые могут быть либо истинными, либо ложными. Ученики Гилеля же понимают, что речь — нечто большее, чем просто ряд высказываний. Мы можем с помощью слов ободрить человека, выразить ему сочувствие, воодушевить и вдохновить. А можем — обескуражить, унизить, раскритиковать и довести до отчаяния. Речь — хоть устная, хоть письменная — не только доносит информацию. Она выражает эмоции. Создает или портит настроение. Чтобы пользоваться словом деликатно, человек должен обладать социокоммуникативным и эмоциональным интеллектом. Речь, согласно высказыванию Дж. Л. Остина , может быть не только информативной, но и перформативной: не только информацией, но и поступком.
Спор между Гилелем и Шамаем похож на спор между Рамбамом и Раши. Для Раши, как и для Шамая, ключевой вопрос о похвале в том, соответствует ли она истине либо преувеличена. Для Рамбама, как и для Гилеля, вопрос в другом: в каком контексте звучит похвала? Среди ли врагов человека, которого вы хвалите, или среди его друзей? Как среагируют слушатели — тепло и уважительно? А либо позавидуют тому, кого вы похвалили, и обозлятся на него?..
Можно пойти еще дальше, поскольку разногласия Раши и Рамбама по вопросу похвал, возможно, связаны с более глубоким разногласием касательно характера заповеди: «Люби ближнего, как самого себя» (Ваикра, 19:18).
Раши трактует эту заповедь следующим образом: не поступай с ближним так, как не желаешь, чтобы он поступал с тобой (Раши, комментарий к Сангедрин, 84б). Рамбам же пишет, что заповедь включает в себя обязанность «говорить о нем похвально» (Законы о чертах характера, 6:3). Очевидно, Раши считает, что хвалить ближнего или не хвалить — каждый решает сам, а Рамбам полагает, что похвала — один из элементов выполнения заповеди о любви к ближнему.
Теперь мы можем ответить на вопрос, которым следовало бы задаться в самом начале по поводу мишны из «Авот», где говорится об учениках Йоханана бен Закая. Трактат «Авот» посвящен этике, а не истории или биографиям мудрецов. Для чего же «Авот» сообщает, что у раббана Йоханана были ученики? Это же, судя по всему, сухой факт, а не нравственный принцип, информация, а не наставление о том, как надо жить.
Однако теперь мы видим, что в действительности мишна сообщает нам нечто очень глубокое. Самый первый параграф трактата «Авот» содержит указание: «Воспитайте многих учеников» . Но как воспитать учеников? Как вдохновить человека стать таким, каким он в состоянии стать, как полностью реализовать его потенциал? Отвечаю: поступайте по примеру раббана Йоханана бен Закая, который хвалил своих учеников, открывая им глаза на их сильные стороны.
Он не льстил ученикам. Он вел каждого из них к осознанию его уникальных дарований. Элиэзер бен Гиркан, «резервуар, который не потеряет ни капли», не обладал творческой жилкой, зато у него была феноменальная память — весьма полезный навык во времена, когда Устная Тора еще не была записана. Эльазар бен Арах, «источник усиливающийся», мыслил творчески, но ему необходимо было подпитываться, так сказать, чистыми водами горных источников (спустя много лет он разлучился с коллегами и забыл все, что выучил).
Раббан Йоханан бен Закай рассматривал похвалы с той же точки зрения, что Гилель и Рамбам. Он прибегал к похвале не столько для того, чтобы описывать реальность, сколько с целью воодушевлять людей. Это и есть лашон тов. Злоречие нашептывает нам, что мы ничтожества, а доброречие помогает расти над собой. Злоречие — попытка принизить человека, а доброречие — помочь ему воспарить. Выверенная, целенаправленная похвала, основанная на вдумчивой оценке достоинств человека, подкрепленная верой в этого человека и его потенциальные возможности, помогает учителю стать великим учителем, а его ученикам — достичь высот, которые иначе остались бы им недоступны. Именно этому нас учит раббан Йоханан бен Закай.
Следовательно, такое понятие, как «лашон тов», существует. На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра!
Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних. А значит, мы должны восхвалять не только Б‑га. Людей мы тоже должны восхвалять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий