суббота, 16 марта 2024 г.

"Веселье в Пурим требует серьезной подготовки"

 

       Художник В. Клецель

"Веселье в Пурим требует серьезной подготовки"

"Талмуд в трактате "Мегила" (7б) говорит: "Человек обязан пить в Пурим, пока не перестанет отличать "проклят Аман" от "благословен Мордехай". Но на самом деле у этой заповеди есть и более глубокий смысл. Известно, что имя Творца ни разу не упомянуто в Мегиле (Свитке Эстер), где описаны все события, в честь которых установлен Пурим. Тем не менее всем известно, что за всеми сложными переплетениями событий стоит именно Творец, просто Он "находится за кулисами", – рассказывает рав Яков Шуб.

Кто положил начало еврейской традиции, в которой прозвучали эти довольно непонятные на первый взгляд слова о том, что в Пурим следует перестать различать между "благословен Мордехай" и "проклят Аман"? Полагаю, именно Сам Творец ввел эту пуримскую традицию, незримо, непостижимо для "трезвого" разума, присутствуя во всех событиях Пурима. И мы, полагаю, должны не только помнить, но еще и понимать ее.

Суть мероприятия, которое затеял Аман и с которым явился к царю Ахашверoшу, заключалась в "проклят Мордехай" со всеми евреями и "благословен Аман", уверенный в своих неограниченных возможностях, успехах и почестях. Но всё выходило наоборот. Притом поразительно точно – наоборот. В результате пуримских событий получалось, что на самом деле "благословен Мордехай", а "проклят Аман" со своими антисемитами. Так кто же первый поменял местами "проклят Мордехай" и "благословен Аман" на "благословен Мордехай" и "проклят Аман"? Получается, Сам Всевышний. Правда, сейчас это принято называть: рок, судьба, случай и т. п., но... Как очень верно заметил Анатоль Франс, "cлучай – это псевдоним Б-га, когда Он не хочет подписываться Своим Собственным Именем".

О событиях Пурима рассказывает Мегилат Эстер.

"Если внимательно прочесть Книгу (Мегилат) Эстер, можно увидеть: всё, что казалось вначале злом, обернулось добром, и все события в конечном счете привели к спасению евреев. Хотя мы должны сожалеть о зле, творящемся в нашем мире, потому что в данный момент оно мешает нам приблизиться к Всевышнему, всё же Всевышний дал нам один день в году, день Пурима, когда мы напоминаем себе, что всё – в Его власти, и то, что нам кажется злом, в свое время обернется добром. Это помогает понять, почему мудрецы обязали нас напиться в этот день до такого состояния, чтобы не отличать "барух Мордехай" от "арур Аман". Ведь и дела Мордехая, и дела Амана, в конечном счете, привели к спасению евреев", – рассказывает рав Реувен Куклин.

И "благословен Мордехай", и "проклят Аман" имеют одни причины, связаны с одними и теми же событиями. И когда человек начинает разбираться в событиях, обстоятельствах и причинах, то понимает, что это так, поскольку они исходят от Единого Б-га. Б-г незримо присутствует в пуримских событиях. И это главное, что объединяет, казалось бы, до противоположного разные явления. Как сказано у пророка Йешаи: "Я создаю свет и творю тьму, делаю мир и навожу бедствие (буквально: творю зло), Я, Г-сподь, свершаю всё это" (45:7). И в добре, и во зле, как это ни сложно, следует увидеть Творца. Наверное, чтобы в однозначно воспринимаемом зле разглядеть Высшее добро, следует окунуться в духовные основы бытия, суметь подняться в иную реальность. И в Пурим это становится реально. Человека настолько окрыляет, меняет внезапное чудо спасения и нежданные внезапные радость и счастье oт этого, что у него стирается грань между закономерными ненавистью к виновнику и благодарностью к спасителю. И виновник, и спаситель назначены Б-гом. "Феномен нисхождения Высшей Силы к людям через одного из представителей рода человеческого может проявляться в разных формах... все реальные силы в мире, независимо от их характера, происходят исключительно от Б-жественной силы", – объяснял рав Адин Штейнзальц. Мордехай и Аман – это всего лишь разные проявления Творца, утверждающего: "Я творю добро и зло".

Осознание сути Пурима, символизирующее скрытое участие Творца во всех внешне кажущихся земной реальностью событиях, рождает в человеке искренний, подлинный духовный подъем. И именно этот подъем настолько меняет внутреннее восприятие окружающего мира человеком, что он оказывается в иной реальности, в которой действительно стирается разница между столь различными персонажами, как Мордехай и Аман. Человек возносится на такую высоту, на которой подобное уже не самое главное, как в привычном материальном мире. Так что же в связи с вышесказанным может означать такое обильное употребление вина в Пурим?

 

Вино

Я не думаю, что еврейские мудрецы призывают каждого еврея в Пурим напиться до состояния самого известного некошерного животного. В этом сокрыто нечто более глубокое, позитивное и важное. А что означает вино в еврейской традиции?

"...вино „представляет“ внутреннюю суть вещей, не зависящую от материального мира. Ключ к пониманию того, что означает вино в еврейской Традиции, можно найти в словах Маараля. Он говорит, что вино по своей сути не принадлежит этому миру. Его скрытая сущность относится к Будущему Миру. Вино – это скрытый потенциал, который человек может раскрыть соответственно своему духовному уровню", – подчеркивает рав Яков Шуб.

Рав Реувен Куклин рассказывает о Пуриме следующее: "В Беур Галаха приводятся словам Меири: "Обязан человек умножать радость в этот день и едой, и питьем, так, чтобы всего было вдоволь. Однако нам не следует напиваться до такой степени, что мы будем вести себя недостойно. Ведь радость, которую нам повелели испытывать, – это не радость буйства и глупости, а радость любви к Всевышнему, благословен Он, и благодарности за чудеса, которые Он сотворил для нас". Так что же может означать сильное опьянение Пурима, о котором говорят еврейские мудрецы?

"Когда любой мудрец, познающий Г-спода и обретший истину, намеревается преподать нечто, относящееся к этой отрасли знания, он говорит об этом не иначе как прибегая к аллегориям и загадкам. И мудрецы создали множество таких аллегорий, сделав их различными по виду и даже по роду", – утверждал великий еврейский философ Cредневековья Рамбам. Еврейские мудрецы рекомендуют основательно напиться в Пурим. И объяснение этого, на мой взгляд, в следующем.

Вино очень сильно воздействует на сознание. "Сознание заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека. Часто наше сознание бывает слишком погружено в материальность... Пока в человеке сильно влияние материального, восприятие его искажено, сознание замутнено, и всё видится, словно сквозь запыленное стекло" ("Толдот Йешурун").

В Пурим надевают маски, скрывающие внешний, физический облик человека, пребывая в котором он даже не сомневается, что "Мордехай благословлен", а "Аман проклят". В Пурим, надевающий маски на внешнее и срывающий маски с внутреннего, получается наоборот. Так, может, Пурим надевает маски на внешнее, физическое, дабы оно не заслоняло, не искажало, не препятствовало раскрытию постоянного присутствия Всевышнего в земном мире и Его участия в земных делах? Ведь именно Его присутствие делает жизнь подлинной. А та, сокрытая в Пурим маской, реальность, в которой "человек проходит, как хозяин" наподобие Амана, решившего, что всё в его власти, на самом деле является ложной и убивающей.

Поэтому, на мой взгляд, вино Пурима подразумевает не затуманивание, не искажение сознания по аналогии с физическим воздействием вина, а проясняет его настолько, что становиться отчетливо понятен и виден Тот, Который незримо для физического восприятия участвует во всех событиях Пурима, в которых столь явно проявляются и страшное, логически объяснимое зло, и трудно объяснимое с позиций здравого смысла добро. И принятие того, что источником и добра и зла является Творец, то ли сглаживает разницу в восприятии добра и зла (в данном случае между "благословен Мордехай" и "проклят Аман"), то ли дает понимание того, что зло, исходящее от Творца, обязательно в конечном итоге породит добро, что наглядно видно на примере пуримских событий. Не потому ли Пурим – самый радостный еврейский праздник? Человека настолько окрыляет осознание произошедшего чуда спасения и ощущение счастья и безмерной радости этого, что он как бы возносится в другое измерение, в иную реальность. Эта огромная внутренняя радость аналогично воздействию вина. Как под воздействием вина, у человека меняется восприятие и ощущение реальности, которая сама по себе остается прежней. На мой взгляд, именно это ощущение подразумевали изъясняющиеся загадками и аллегориями еврейские мудрецы, рекомендуя много выпить в Пурим.

Особенность Пурима в том, что Б-г ни разу не упоминается дословно. Но ощущение его постоянного присутствия и участия во всех пуримских событиях более чем явно. Б-г рядом, в таком, казалось бы, неподходящем для Б-га месте, как напичканное идолами царство Ахашвероша. А может, кроме этого, в Пурим и человек поднимается в другое измерение, где становится несоизмеримо ближе к Б-гу, чем пребывая в привычном земном мире? И это ощущение трудно передаваемой словами радости от ощущения близости Б-га, спасения и победы над своими главными врагами, антисемитами, дает меняющую восприятие окружающего мира радость.

 

Духовный подъем

На мой взгляд, великий писатель и психолог Лев Толстой в романе "Анна Каренина" привел реальную жизненную ситуацию, когда стирается разница между "благословен Мордехай" и "проклят Аман" у человека, находящегося в состоянии подлинного душевного подъема и ощущения счастья, что связано со следующим эпизодом. Давно и безнадежно влюбленный Константин Левин в гостях встречает год назад отвергшую его предложение руки и сердца девушку. Он очень сильно и долго переживал ее отказ. Теперь он видит с ее стороны совсем иное, дающее надежду на счастье отношение к нему. И для него всё вокруг сразу меняется.

"Левин чувствовал, что у него выросли крылья". Значит, речь идет о другом измерении, в которое возносит человека его собственное состояние духовного подъема. "Он чувствовал себя на высоте, от которой кружилась голова, и там где-то внизу, далеко, были все эти добрые, славные Каренины, Облонские и весь мир". На мой взгляд, уравнивать Каренина и Облонского, воспринимать их одинаково – аналогично уравниванию понятий "благословен Мордехай" и "проклят Аман", поскольку Облонский своим вмешательством способствовал гибели сестры, а искреннее прощение Каренина давало ей реальный шанс на исправление греха и последующую нормальную жизнь.

Человека, которого Левин прежде считал ничтожным, он также начинает воспринимать совершенно иначе: "Левин еще раз взглянул на Туровцына и удивился, как он прежде не понимал всей прелести этого человека".

Лакей из гостиницы, в которой остановился Левин, также оказался на редкость замечательным человеком: "Лакей этот, Егор, которого прежде не замечал Левин, оказался очень умным и хорошим, а главное, добрым человеком. „Удивительно добрый человек",  – думал Левин.

В четвертом часу он услыхал шаги по коридору и выглянул в дверь. Это возвращался знакомый ему игрок Мяскин из клуба. Он шел мрачно, насупившись и откашливаясь. „Бедный, несчастный!“ – подумал Левин, и слезы выступили ему на глаза от любви и жалости к этому человеку. Он хотел поговорить с ним, утешить его; но, вспомнив, что он в одной рубашке, раздумал и опять сел к форточке". До этого Левин никакой симпатии к игрокам не испытывал. Так, может, и Пурим возносит человека на такую высоту, в такое измерение, в котором он готов простить, пожалеть и чуть ли не благословить Амана? Пурим как бы извлекает человека из привычного материального мира, на какое-то время разрушает, казалось бы, незыблемые законы этого мира.

"Всю эту ночь и утро Левин жил совершенно бессознательно и чувствовал себя совершенно изъятым из условий материальной жизни. Он не ел целый день, не спал две ночи, провел несколько часов раздетый на морозе и чувствовал себя не только свежим и здоровым как никогда, но он чувствовал себя совершенно независимым от тела: он двигался без усилия мышц и чувствовал, что всё может сделать. Он был уверен, что полетел бы вверх или сдвинул бы угол дома, если б это понадобилось. И что он видел, того после уже он никогда не видал. В особенности дети, шедшие в школу, голуби сизые, слетевшие с крыши на тротуар, и сайки (булки), посыпанные мукой, которые выставила невидимая рука, тронули его. Эти сайки, голуби и два мальчика были неземные существа... Всё это вместе было так необычайно хорошо, что Левин засмеялся и заплакал от радости". Полагаю, одновременно смеющегося и плачущего при виде столь обычных вещей Левина со стороны вполне можно принять за пьяного в стельку человека. Создается впечатление, что герой Толстого попал в иное измерение бытия, где всё существующее в мире видится, воспринимается совершенно другим в результате охватившей, заполнившей его радости.

"Во время пуримского чуда ни одна из естественных закономерностей не была нарушена. Это чудо облеклось в физические рамки бытия – именно потому, что оно исходилo из того уровня, для которого нет никакой разницы между физическим и духовным, сотворенным и Б-жественным, добром и злом и т. д. Именно поэтому, когда придет Машиах, все великие праздники будут упразднены, а Пурим останется с нами, потому что в это время сама сущность Творца явным образом раскроется в материальном мире – без разрушения целостности рамок физического бытия", – со ссылкой на книгу "Ликутей Тора" рассказывает рав Эли Коган.

Абсолютно ничего в окружении Левина не изменилось: те же люди, та же самая жизнь и обстановка. Но он взглянул на окружающий мир с высоты своего духовного подъема и увидел привычный мир совершенно иным. Нечто аналогичное, на мой взгляд, подразумевают еврейские мудрецы, утверждая, что в Пурим надо напиться настолько, чтоб не различать между "благословен Мордехай" и "проклят Аман".

Почему должна стереться грань между такими однозначными противоположностями, как Мордехай и Аман? Тем более еврейскоe отношениe к ним, которое, разумеется, также крайне полярное. Ведь видеть и воспринимать одинаково столь разных людей, как Каренин и Облонский, аналогично одинаковому восприятию Мордехая и Амана. Что же их объединило в глазах находящегося в состоянии высочайшего душевного подъема Левина и евреев в Пурим? Полагаю, ощущение радости и счастье происходящего. Их личное участие в этом. А ведь к счастью чуда пуримского спасения евреев и Мордехай, и Аман непосредственно причастны. Они участвуют в нем лично. Может, в этом еще один фактор, убирающий грань в восприятии их? Неспроста Пурим является самым радостным еврейским праздником.

И наши великие учителя более чем загадочной фразой о стирании разницы между "проклят Аман" и "благословен Мордехай" призывают ощутить такой духовный подъем, который даст ощущение иной реальности. Как рассказывал о Пуриме рав Адин Штейнзальц: "В этот день мы вырываемся за рамки своего "я" и ведем себя так, словно мы – не мы. На Йом-Кипур приходит раскаяние, а в Пурим – освобождение от здравого смысла... Опьянение в Пурим нужно для того, чтобы разглядеть спрятанное под масками". И Левин единственный раз в жизни ведет себя так, будто бы на хорошо знакомых ему людей надеваются маски, прячущие привычное внешнее и открывающие невидимое ранее.

Я думаю, что великий мудрец русской литературы Лев Толстой очень правдиво показал состояние пуримского счастья, которое меняет человека аналогично вину. "Веселье в Пурим требует серьезной подготовки: временная утрата трезвого рассудка должна быть осознанной, так чтобы человек понимал, чего он хочет этим достичь. Иначе ничего путного не выйдет. Если отнестись к делу несерьезно, Пурим будет обычным застольным днем, после которого останется разве что похмелье и бардак вокруг", – подчеркивал рав Адин Штейнзальц.

 

Антисемитизм

Создается впечатление, что Творец постоянно противостоит замыслам и желаниям могущественного антисемита Амана и делает это с помощью евреев Эстер и Мордехая.

Как рассказывают еврейские источники, Аман стал инициатором казни царицы Вашти, первой жены царя Аашвероша, чтобы пристроить в царицы свою дочь. Но новой царицей стала еврейка Эстер.

Когда "царь Ахашверош возвеличил Амана и вознес его, и положил ему место выше всех тех сановников, которые были при нем. И все служители царские, становились на колени и падали ниц пред Аманом, ибо так повелел о нем царь; а Мордехай не становился на колени и не падал ниц" (Мегилат Эстер, 3:1–2).

Когда спросил царь Амана: "...что бы сделать для того человека, которому царь хочет оказать почет? И сказал Аман в сердце своем: кому, кроме меня, захочет царь оказать почет! И сказал Аман царю: "Пусть принесут одеяние царское, и приведут коня, на котором ездил царь. И пусть дадут одеяние и коня в руки одному из знатных царских сановников, и пусть оденут того человека, которому хочет царь оказать почет, и выведут его на коне на городскую площадь, и возглашают перед ним: вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!" И сказал царь Аману: возьми скорее одеяние и коня и сделай так, как сказал ты, для Мордехая Иудея, сидящего у царских ворот; не упусти ничего из всего того, о чем ты говорил. И взял Аман одеяние и коня, и одел Мордехая, и вывел его на коне на городскую площадь, и возглашал пред ним: вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет" (Мегилат Эстер, 6:67; 9–11). Итак, опять еврей весьма основательно изменил то, в чем не сомневался антисемит при власти.

Самонадеянный Аман окрылен приглашением вместе с царем на пир к царице Эстер. Он видит в этом подтверждение своей успешности и благополучия, своего высокого положения: "И вышел Аман в тот день веселый и благодушный. И послал он позвать друзей своих и жену свою Зэрэш. И рассказал им Аман о великом богатстве своем, и о множестве сыновей своих, и обо всем том, как возвеличил его царь и как вознес его над сановниками и служителями царскими" (Мегилат Эстер, 5:9–11). И чем всё закончилось? На виселице, которую Аман подготовил для Мордехая, был повешен сам Аман. Повешен по приказу царя, который перед этим дал ему разрешение на истребление всех евреев. По чьей инициативе происходят такие события? Разумеется, в них воля Всевышнего. На мой взгляд, есть факты, объясняющие такую позицию Творца. Она, на мой взгляд, определяется позицией тех, на чьей стороне Творец, то есть Мордехая, Эстер и многое осмысливших евреев царства Ахашвероша. Почему?

"Мордехай – мудрец и духовный вождь евреев своего поколения... входил в число судей Великого Санхедрина... Всё свое время он посвящал изучению и преподаванию Торы", – рассказывает рав Александр Кац.

Свое участие в победе над антисемитом Аманом Эстер начала не с обращения к супругу-царю, а с исполнения важнейших положений еврейской религии: "И сказала Эстер Мордехаю: Иди, собери всех Йеудеев, и поститесь три дня; и я со служанками моими тоже буду так же поститься" (Мегилат Эстер, 4:15–16).

Узнав о нависшей над ними угрозе полного истребления, "евреи три дня постились, молились, учили Тору. Мордехай собрал 22 тысячи еврейских детей и занимался с ними Торой", рассказывают равы Леви Гдалевич и Элиягу Эссас. "Пост, если можно так сказать, является вспомогательным психологическим средством раскаяния", – утверждает израильский профессор-религиовед Давид Флюссер. В соответствии с еврейской традицией, раскаяние, тшува, как ничто, приближает человека к Творцу. В результате пуримских событий евреи не только были спасены от гибели, но и окончательно приняли Тору, что, соответственно, не могло не приблизить их к Всевышнему.

"Наши мудрецы говорят, что в Пурим евреи заново приняли Тору. Не просто повторили "стояние" против горы Синай, а именно – приняли! То есть осознали, что без Торы им нельзя. Не получится", – подчеркивает рав Реувен Пятигорский.

Исходя из событий Пурима Б-г постоянно разрушает намерения "великого" антисемита Амана руками настоящего еврея Мордехая и спасает ставших на верный путь евреев. Так, может, Пурим – это подсказка, чтó способно уничтожить антисемитизм? Не потому ли стирается разница между "благословен Мордехай" и "проклят Аман", что и то и другое в руках самих евреев? И понимание этого должно так же сильно воздействовать на сознание, как большое количество выпитого вина.

 

Источник: "Еврейская панорама"

Комментариев нет:

Отправить комментарий