пятница, 8 марта 2024 г.

Кто виноват в трагедии на горе Мерон?

 

Кто виноват в трагедии на горе Мерон?

Завершившая работу комиссия по расследованию трагедии на Мероне в 2021 году вновь подняла тему, о которой я пытаюсь бить в набат уже много лет.

Можно много говорить о том, что полиция не проследила, министры не учли, организаторы проявили халатность и так далее. И все это будет правильно. И разумеется, те, чья непосредственная вина доказана, должны за это ответить, чтобы подобное больше не повторилось.

Но нельзя сбрасывать со счетов и другой аспект трагедии. А именно, постулат иудаизма, что катастрофы - это, как правило, наказание. И общественные катастрофы - это наказание общества.

За что были наказаны погибшие на горе Мерон как представители общества?

Предупреждаю заранее: я не политик, и не умею говорить гладкими, приятными для всех фразами, высказавшись о событии так, чтобы ничего не сказать и никого не обидеть. Поэтому тем, кто не в состоянии слушать слова упрека (имею в виду в первую очередь религиозных читателей), лучше дальше не читать.

А тем, кто остался с нами, задам пару вопросов в лоб.

Когда, за всю нашу историю, кроме самых "темных" ее периодов, еврейский народ в качестве религиозного ритуала возжигал огонь в честь умершего? (Не "в память", как "нер-нешама", а именно " в честь", в сопровождении ритуальных песен и плясок?)

Когда, за всю нашу историю, еврейский народ называл давно ушедшего в лучший мир человека из плоти и крови своим "господином", "заступником", "спасителем"?

О каком еще мудреце древности, кроме рабби Шимона бар-Йохая, поют в песнях, что "он был свят еще в утробе матери"? И что это вообще означает? Почему ничего подобного не говорили о Моше-рабейну, о царе Давиде, о рабби Акиве?

Почему имя рабби Шимона используется в песнях как заклинание? ("Скажите всем живущим: рабби Шимон бар Йохай!")

И последний, особенно интересный вопрос: почему в современном государстве Израиль неожиданно приобрела такую астрономическую, всенародную популярность галилейская альтернатива Храмовой горы? Почему на вакханалии на Мероне в Лаг ба-омер – праздник, не упомянутый ни в Писании, ни в Талмуде – собирается в сотни раз больше людей, чем на праздники из Торы в Иерусалиме?

Не говорит ли это о каком-то глобальном внутреннем национальном предательстве?

Мне могут сказать: не перегибай палку, никто не едет на Мерон, чтобы поклоняться рабби Шимону. Обычный выходной в школах, плюс повод проветриться и поплясать.

Напомню в этой связи один из мидрашей о том, как евреи создали золотого тельца в пустыне. По мидрашу тех, кто реально верил в этого тельца, были считанные единицы. Большинство плясавших вокруг статуэтки просто пришли повеселиться ("Гляди, там танцуют, - пойдем?") В итоге вокруг идола отплясывали тысячи людей. И кара не замедлила грянуть.

Что-то похожее я читала в воспоминаниях молодых людей, спасшихся с фестиваля в Реим. Надувной Будда, который просто болтался в воздухе. Декорация. Кому вообще было до него дело? Мы ведь пришли приятно провести время.

Тяжело, очень тяжело постоянно помнить о том, что ты – часть народа-символа. Что каждый твой поступок имеет смысл и влияет на историю. Что ты не имеешь морального права "просто жить", и твоя страна никогда не будет "как все нормальные страны".

Что в длинном списке лично ответственных за трагедию на Мероне - каждый из нас…

Комментариев нет:

Отправить комментарий