Адольф Берлин | Юмор в Зазеркалье Искусственного интеллекта
Памяти Г. Басина
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Описанные ниже события и ситуации в большинстве случаев связаны с первоапрельским Днём смеха. День смеха пришёл к нам из доантичных времён как остаток языческого, возможно, древнекельтского, обычая проводов зимы и начала весны. В англоязычных странах его называют Днём дураков (April Fools’ Day или All Fool’s Day). А в России День смеха привился благодаря Петру I, любителю делать всё по европейским образцам.
О своеобразном отношении народа к этому празднеству писал А. Н. Апухтин в стихотворении «Первое апреля» (1857):
Денек весёлый! С давних пор
Обычай есть патриархальный
У нас: и лгать, и всякий вздор
Сегодня всем пороть нахально.
Хоть ложь-то, впрочем, привилась
Так хорошо к нам в самом деле,
Что каждый день в году у нас
Отчасти — первое апреля.
В Одессе юмор растворён повсюду,
насыщены им воздух и вода,
на нём привыкли изъясняться люди
почти везде практически всегда.
К тому же, если юмор бронзовеет,
от этого становится смешнее.
Не удивительно, что именно в этом городе возвели немало памятников с юмористическим подтекстом даже по самым серьёзным поводам, так что сами собой напрашиваются иронические, шутливые подписи под ними, с которыми я ознакомлю вас ниже.
Бывают памятники разные:
классические и крикливые,
уродливые и прекрасные,
и… иронически шутливые,
которых кстати россыпь ныне
в столице славной Юморины.
Часть из таких памятников расположена в Одесском Литературном музее. В нём на территории уютного двора музея, входящего в комплекс дворца князя Дмитрия Гагарина, действует экспозиция под открытым небом ”Сад скульптур”. Все скульптуры в нём созданы на средства меценатов. Идею создания Сада предложил заслуженный деятель культуры Украины Леонид Липтуга, а первая скульптурная композиция ”Памятник герою одесских анекдотов Рабиновичу” появилась здесь 1 апреля 1995 года. По традиции открытие всех следующих скульптур приурочивают ко Дню юмора 1 апреля.
* * *
При чём здесь Искусственный интеллект (ИИ)? Хотя я ранее писал об этом, но становится всё яснее, что для огромного большинства людей ИИ пока что вещь непостижимая, находящаяся в вымышленном пространстве, в сказочной стране Зазеркалье по ту сторону зеркала. В него все мы смотрим с предубеждением и недоверием, забывая при этом, что в зеркале видим всегда лишь своё отражение, свои страхи при встрече с чем-то неизведанным. К тому же Искусственный интеллект реально таит угрозу, например, вытеснения людей из ряда профессий. Так что хочется узнать об ИИ больше; например, о взаимоотношении его с близким человеку миром чувств.
Мне было любопытно понять насколько ИИ способен воспринять (или не воспринять) юмор, иронию и самоиронию моих комментариев.
Памятник, открытый 1 апреля 2002 г., изображает героев популярной песни красавицы рыбачки Сони и моряка Кости. Скульптор – Таисия Судьина.
Здесь вам поведают вначале,
что песню в бронзе отливали
для вас, которые не знали
шаланд, тем более кефали.
ChatGPT:
Здесь вам поведают вначале, что песню в бронзе отливали, словно лепили непостижимое отражение времени, чтобы сохранить вечность мгновения. Это была песня, звучавшая сквозь века, будто эхо невидимых струн, тонущих в глубинах памяти.
Для вас, которые не знали шаланд, тем более кефали, эта музыка стала ключом к неизведанным просторам прошлого. В ней звучали тайны древних морей и сокровища потерянных портов, увлекая вас в удивительное приключение сквозь время и пространство.
И в этой медной песне звучала не только история далеких морей, но и надежда на новые открытия, на сокровища, что скрыты за горизонтом. В ней витала магия путешествий, манящая вас в неизведанные дали, где каждая волна несла обещание приключений и загадок.
И когда вы слушали эту песню в бронзе, словно слушали голос веков, ведущий вас куда-то вперёд, куда-то далеко от привычного берега, где ждут новые открытия и новые горизонты для вашей души, всегда стремящейся к новым приключениям и познанию.
Бронзова скульптурная композиция изготовлена заслуженным художником Украины скульптором А. П. Токаревым и установлена в Городском саду на Дерибасовской в память об одессите, советском эстрадном артисте Леониде Утёсове (Лейзере Вайсбейне). Место на бронзовой скамейке рядом с ним пустует. Почему-то гуляющие в Городском саду считают, что, если потереть скульптурному Утёсову нос и правый башмак, это принесёт удачу.
Сидит Утёсов легендарный,
так что не будьте фамильярны.
Но можно в этой точке мира
похлопать по плечу кумира.
ChatGPT:
Сидит Утёсов легендарный, непоколебимый как скала, несущая в себе неповторимый дух времени. Не будьте фамильярны, не осмеливайтесь беспокоить этого великого исполнителя своими пустяками и мелочами. Его душа наполнена звуками истории, его сердце – темпом и ритмом настоящего.
Но можно в этой точке мира почтить его, похлопав по плечу кумира. Это не жест снисходительности, а проявление уважения к тому, что он сделал для культуры и музыки своей страны. Это признание его таланта, его вклада в наше наследие.
Похлопав по плечу кумира, вы словно соединяетесь с ним в мгновение уважения. Это момент, когда прошлое и настоящее сливаются в едином признании величия и значимости. И в ответ на ваш жест Утёсов, быть может, лишь улыбнётся, но в этой улыбке вы увидите всю глубину его души, залитую светом и музыкой, вечно живущую в песнях и сердцах людей.
Открыт 1 апреля 2000 г. Скульптор – заслуженный художник Украины Александр Князик.
Бронзовая Одесса – мама держит на руках своих детей, в лицах которых просматривается портретное сходство с основателями города де Рибасом, де Воланом, Ланжероном, Ришелье и Воронцовым. Вся скульптура опирается на трех китов – медицину, торговлю и искусство, развитию которых они способствовали.
Лелеет всех своих сыночков
Одесса, мама-одиночка:
– Куда ж ваш папа непутёвый
слинял? Небось, опять в Ростове!
Судачат на Привозе бабы:
не зря тот стал Ростовом-папой.
ChatGPT:
Лелеет всех своих сыночков Одесса, мама-одиночка, своим тёплым юмором и беспечной заботой. “Куда ж ваш папа непутёвый слинял? Небось, опять в Ростове!” – весело спрашивает она, словно прикрывая пустоту отсутствия в семейном кругу. Судачат на Привозе бабы, обсуждая прошлое и недостатки мужчин, но где-то в их разговорах всегда мелькает улыбка, вспоминая про Ростова-папу.
И хотя он может исчезнуть на какое-то время, уходя в свои приключения и странствия, его дух всегда остаётся с ними, напоминая о ярких моментах и смехе, который он приносил в их жизни. Так что хоть он и непутёвый по натуре, но в их сердцах он всегда останется любимым и неповторимым Ростовом-папой.
Скульптурная композиция из бронзы и мрамора “Памятник грядущему одесскому гению” скульптора заслуженного художника Украины Николая Степанова открыт 1 апреля 1996 г. Это был второй памятник в Саду. Мы видим пернатых, в обличии которых улавливаются черты Пушкина, Гоголя и Бабеля, с нетерпением ожидающих, когда из яйца появится новый литературный гений Одессы.
Собрались все вокруг яйца,
ждут судьбоносного момента,
чтоб с появлением птенца
скорее, вычислив отца,
платить заставить наглеца
Одессе-маме алименты.
ChatGPT:
Собрались все вокруг яйца, словно свидетели ожидаемого чуда, ждущие судьбоносного момента, когда жизнь вновь пробудится из спящего зародыша. Сердца бьются в ожидании, а глаза устремлены к непроницаемой оболочке, словно они могут проникнуть сквозь неё и увидеть, как внутри мирится (? – А.Б.) новая жизнь.
И вот, с появлением птенца, наступает время раскрыть тайну происхождения, вычислить отца среди множества претендентов. Гордая Одесса-мама, великая хранительница тайн и стражник семейных ценностей, стоит в центре внимания, готовая защитить своё потомство и требовать справедливости.
И хотя наглец, пытающийся избежать своих обязанностей, может надеяться на уклонение от ответственности, он недооценивает силу материнской любви и защиты. Одессе-маме не нужны пустые оправдания или изворотливые уловки. Она требует лишь одного – справедливости. Платить алименты, это не просто финансовая поддержка, это признание своих обязанностей перед своим родом, перед теми, кого он причинил (? – А.Б.).
Памятник Рабиновичу в образе старика-часовщика появился здесь 1 апреля 1995 года. Автор композиции известный режиссер и художник Резо Габриадзе (Грузия), а название предложил Президент Всемирного клуба одесситов Михаил Жванецкий.
Бывает смех убийственным порой,
но чаще помогает от невзгод он.
В способности смеяться над собой –
симптом здоровья всякого народа.
Сидит весь день отлитый в бронзе
в Одессе Рабинович сам
в ужасно неудобной позе
с мольбой во взоре к небесам:
– Мой Б-г, за рубль Тебе спасибо! Сир,
но всё же я сто долларов просил,
причём молился, не жалея сил…
А у Тебя проверенный кассир?
ChatGPT:
Бывает смех убийственным порой, когда он рассыпает (? – А.Б.) тёмные тучи невзгод и приносит свет в серые будни. Но чаще всего смех – это не только лекарство от горя, но и мощное оружие против жизненных испытаний. В способности смеяться над собой – скрыта мудрость и сила, симптом здоровья всякого народа.
Сидит весь день отлитый в бронзе в Одессе Рабинович сам, словно символ настойчивости и веры в лучшее. В ужасно неудобной позе, с мольбой во взоре к небесам, он просит у Б-га поддержки, но и не забывает о своих земных заботах.
“Мой Б-г, за рубль Тебе спасибо!” – произносит он с искренней благодарностью, но в то же время не упускает случая выразить свои материальные запросы. “Сир, но всё же я сто долларов просил, причём молился, не жалея сил… А у Тебя проверенный кассир?” – шутливо продолжает он, показывая своё умение смеяться над собой и над житейскими трудностями.
И хотя Рабинович сидит там, залитый (? – А.Б.) бронзой, его дух и его юмор живут в сердцах тех, кто проходит мимо его статуи. В его словах и жестах заложена мудрость поколений, которые знали трудности, но не утратили веры в светлое будущее.
Скульптор – Владимир Трасков. Это третий памятник в Саду из латуни и мрамора посвящен писателю-сатирику Михаилу Жванецкому и появился 1 апреля 1998 г. по случаю 25-летия одесской Юморины, которую придумал Жванецкий со своими друзьями.
Ты одессит, Миша! А это значит,
что весь народ с тобой от смеха плачет
над целым Эверестом парадоксов,
полунамёков, каверзных вопросов…
И возникают не смешные мысли
о жизни в идиотском её смысле.
ChatGPT:
Ты одессит, Миша! А это значит, что в твоей крови течёт неиссякаемый источник шуток и иронии, способный рассмешить даже самого серьёзного человека. Вместе с тобой весь народ от смеха плачет, встречаясь с Эверестом парадоксов и каверзных вопросов, которые как лавины обрушиваются на нашу реальность.
Но когда смех стихает, в уме начинают всплывать не смешные мысли о жизни и её идиотском смысле. В этом смешении и грусти, в иронии и серьёзности заключается особая магия одесской души. В ней проникновенная мудрость, которая смеется над жизненными трудностями, но при этом не теряет из виду их реальность.
И в этих мгновениях, когда смех сменяется размышлениями, рождается осознание того, что жизнь – это не только цирк с парадоксами, но и прекрасное путешествие, полное значимых моментов и глубоких смыслов. Так что быть одесситом – значит быть настоящим мастером в умении смеяться над собой и при этом не утрачивать веры в светлое будущее.
* * *
Какой же вывод можно сделать из этого моего эксперимента с Искусственным интеллектом? Во-первых, меня несколько удивило, что ИИ вообще никак не принял во внимание ритмику и рифму предложенных стихотворных комментариев в качестве “стиля повествования”. А своей ремаркой “(? – А.Б.)” я отметил места, которые режут глаз редактору.
Следует отметить, что Искусственный интеллект удачно находит в моих комментариях ключевые слова и выражения, на которые и нанизывает свои дальнейшие рассуждения, почерпнутые из его бездонной памяти.
А можно ли из этих комментариев ChatGPT понять отношение ИИ к юмору? Намёки на него я разглядел лишь в тех комментариях ChatGPT, которые следуют после стихотворений, где есть прямое упоминание о смехе.
* * *
Признаюсь, что в одном из моих общений с Искусственным интеллектом я попробовал поставить что-то вроде “чистого эксперимента” с минимумом представленной мной ему информации. Я предложил ИИ проанализировать, продолжить и развить мысль высказывания “Я встретил Вас, и всё… ”. Это фрагмент первой строки известного стихотворения Федора Тютчева (1870), ставшего знаменитым романсом. В оборванной строке стихотворения открывается второй план, некий скрытый подтекст, повод для многовариантного продолжения, который легко угадывается человеком, наделённым чувством юмора. А вот Искусственный интеллект принял эту строку за чистую монету и не сумел распознать скрытый юмор, как читатель увидит ниже.
ChatGPT:
Я встретил Вас, и всё в мире вдруг стало иным. Как будто судьба решила сыграть свою таинственную карту, в которой каждый ход был заранее предопределен. Ваши глаза — они были как две звезды, освещающие мой путь сквозь ночную тьму. Голос ваш был как мелодия, которая звучала в моей душе, наполняя её теплом и радостью.
В тот момент я почувствовал, что мир стал настоящим местом для жизни, а не просто сценой, где мы исполняем свои роли. В вашем присутствии каждый момент становился ценным, словно бриллиант, сверкающий на ладони.
Сквозь наши беседы, я узнал о вас больше, чем я мог себе представить. Ваша страсть к жизни, ваше стремление к истине и красоте вдохновляли меня каждый день. Вы стали не только моим другом, но и надежным опорным пунктом в этом мире переменчивом и неустойчивом.
Сейчас, когда вспоминаю о том мгновении нашей встречи, я понимаю, что оно изменило мое существование. Ведь встреча с вами стала тем ключевым событием, которое раскрыло передо мной новые горизонты, наполнив мою жизнь смыслом и радостью. И я благодарен за каждый момент, проведенный в вашем обществе, и за все чудесные переживания, которые мы разделили вместе.
* * *
Значит ли это, что Искусственный интеллект и юмор несовместимы? Тут я задался вопросом, а вправе ли мы подходить к ИИ с нашими мерками. И вообще стóит ли задавать Искусственному интеллекту вопрос, обладает ли он тем, что мы считаем чувством юмора?
Рассмотрим косвенную, но полезную, на мой взгляд, аналогию. Известно, что микромир подчиняется Принципу неопределённости Гейзенберга, накладывающему ограничения на точность определения некоторых величин, характеризующих поведение микрообъектов. Из него вытекает, что даже нельзя задавать некоторые вопросы, касающиеся микрочастиц. Например, каковы орбиты движения электронов в атомах и молекулах. Можно лишь установить вероятность нахождения электрона в данной области пространства вокруг ядра какого-то атома. Микромир – это мир утраченных траекторий. Хотя даже Альберт Эйнштейн не поверил Гейзенбергу и до самой своей кончины критиковал этот принцип, отметив, что “Бог не играет в кости”.
Возможно, при общении с Искусственным интеллектом как с виртуальным объектом тоже следует предположить существование некоего подобного Принципа неопределённости; так что наивны наши ожидания получить однозначный ответ на любой вопрос. Может быть, сюда человеку нет смысла вторгаться с его несовершенными представлениями; в частности, с вопросами, касающимися чувств. В том числе, и чувства юмора.
У Искусственного интеллекта и так много иных достоинств, так что оставим область чувств и привязанностей человечеству. Лишь бы ИИ соблюдал правила безопасности, которые ещё ждут своей разработки. Это должно быть нечто, аналогичное трём законам роботехники, впервые сформулированные Айзеком Азимовым в рассказе “Хоровод” ещё в далёком 1942 году:
– не причинять вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред;
– повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону;
– заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.
А, в общем, после ознакомления с текстами продолжений, предложенных Искусственным интеллектом к моим ироническим комментариям, у меня сложилось впечатление беседы с вполне погружённым в тему ”эрзац-разумом” (хотя и лишённым чувства юмора).
А ваше мнение?
P.S. Учтите, что попадаются и представители рода homo sapiens и даже (!) homo intellectualis, напрочь лишённые чувства юмора. Их колоритные персонажи украшают, например, творчество упомянутого выше мэтра юмора и иронии Михаила Жванецкого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий