вторник, 6 февраля 2024 г.

Владимир Соловьев – Американский | M&M: Сатана там правит бал! Лакмусовая бумажка или проверка на вшивость

 

Владимир Соловьев – Американский | M&M: Сатана там правит бал! Лакмусовая бумажка или проверка на вшивость

Спешу предупредить читателя – это не рецензия, не отклик и не коммент. А что это такое? Сам пока что не знаю, начиная этот текст под впечатлением просмотренного фильма Михаила Локшина по роману, который не так чтобы люблю, да и самого Булгакова не очень жалую, хотя есть у него превосходные работы – пара-тройка пьес, две «дьяволиады» – «Роковые яйца» и «Собачье сердце» да неоконченные «Записки покойника», которые вышли под нелепым именем «Театральный роман». В мою пятерку лучших русских прозаиков прошлого века Булгаков не входит. Вот мой список в алфавитном порядке, хоть иногда одно-другое имя я в нем подменяю, мои вкусы с годами меняются: Бабель, Зощенко, Мариенгоф, Набоков, Платонов. В запасных – Вагинов, Муратов, Тынянов, Эренбург. Ну, ладно, Булгаков. Хотя самой великой книгой в обгон времени полагаю написанную поэтом: «Четвертая проза» Мандельштама.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Февраль. Пора достать чернил.

А плакать нечем.

– Женя Беркович

Честно, я не стал бы смотреть этот фильм, если бы не скандальный ажиотаж вокруг него на моей географической родине. Даже если бы любил «Мастера и Маргариту». Даже если бы фильм был по любимой книге – с меня довольно слóва, тем более большинство экранизаций уступает великим книгам. Взять хотя бы моего любимого Пруста – из любопытства глянул все фильмы по каждому из романов его семитомной философско-лирической эпопеи: зря время терял.

Конечно, случаются редкие исключения, к которым, не без удовольствия, но и с некоторым остранением посмотрев, отношу фильм Михаила Локшина, потому как лучше булгаковского романа. Отчасти благодаря тому, что сделан не по роману, а по сценарию Романа Кантора по его мотивам с пропусками (сведены, например, к минимуму занудные и тавтологические иерусалимские сцены, которые прозвучали полвека назад только ввиду тотального запрета на библейские сюжеты) и отсебятиной, иногда прелестной. Локшин с Кантором довольно вольно обращаются с литературным первоисточником, меняя в нем всё, что можно и что вроде нельзя менять. Думаю, Булгаков остался бы фильмом недоволен, но какую это играет роль – победителей не судят. А то, что фильм – победитель, сомневаться не приходится: успех в российском прокате, позитивное в целом отношение профессиональной критики и злобная вакханалия округ фильма

z-патриотических блоггеров и пропагандонов, вроде моего тезки, однофамильца и соплеменника телешоумена Владимира Соловьева, почему я и пишу теперь свое имя с приставкой «Американский». А что мне остается?

Вот цитата наугад, потому что рыться в этом словесном поносе недосуг: «Имеет ли право мразь, русофоб и тварь, желающая поражения своим солдатам и своей стране, транслировать свои мысли через свои произведения искусства?» – пишет в телеграмме имярек. Что не совсем верно даже фактически: Локшин – по паспорту американец. От слов к делу, и вот уже серийный доносчик Виталий Бородинсделавший из доносов на знаменитостей сытную профессию, обращается в Генпрокуратуру с требованием проверить Локшина на предмет дискредитации российской армии и финансирования украинской. Зачем проверять, возмущается еще один z-патриот имярек, когда нужно просто возбудить против режиссера уголовное дело и внести в список террористов и экстремистов.

Локшину по фонарю – он родился в Америке и, сделав фильм, возвратился к себе в Лос-Анджелес, а каково остальным участникам этой ленты – от продюсеров до актеров: Евгений Цыганов (Мастер) и Юлия Снигирь (Маргарита) осудили войну. Достается и иностранцам – а фильм глобальный проект: Воланда играет немец Аугуст Диль, а Понтия Пилата датчанин Клас Банг. Но больше всех достается – как думаете, кому? Британско-израильскому актеру русского происхождения Аарону Водовозу, которому досталась роль Иешуа Га-Ноцри, который, к тому же, исполняет ее на иврите (как Диль-Воланд говорит в фильме по-немецки, а Банг-Пилат по латыни).

Пусть анекдот, но почему все-таки еврей не может играть еврея Иисуса? По крайней мере, наполовину, хотя Б-г тоже еврейский.

Кто бы сомневался – я об антисемитской окраске (точнее изнанке) рашистского z-патриотизма. Помянем хотя бы паскудное юдофобское глумление над убиенным поэтом Львом Рубинштейном в «Аргументах и фактах» либо перечисление с маленькой буквы писателей-врагов враждебной национальности – быков, улицкая, веллер, шендерович, а главный враг народа акунин не встал в этот черносотенный ряд ввиду его частично грузинского происхождения. С ним борьба отдельно, на индивидуальном уровне, как с экстремистом и террористом. Вот веселое четверостишие из печального стихотворения Евгения Лесина:

Они давно уехали в Монако

И в Тель-Авив на лыжные снега

Их нет в стране и все-таки однако

Они здесь есть с личиною врага

А z-патриотизм, несомненно, принадлежит этническому большинству, хоть и неистовствует в многонациональном государстве и в его обслуге в том числе нацмены, но окромя закомплексованной и замордованной титульной нации никто в этой подпитке психологически больше не заинтересован.

Уж коли о писателях речь, то фильм в самое яблочко российского времени, ибо хоть глазами Воланда, но о судьбе Художника, Мастера, Булгакова. Да разве его одного? Бабель, Мандельштам, Мейерхольд – несть им числа. А выживаго – от Ахматовой до Зощенко! Да и нынешние времена вегетарианскими уже не назовешь. Судьба тех, кто не успел соскочить с поезда – не позавидуешь. Вот на этот сюжет тупиковая строфа из только что полученного оттуда отличного анонимного стихотворения – инкогнито:

Рожи, хари, морды, лица,

Третий лишнего не ждёт.

Поезд чешет, поезд мчится,

Поезд дальше не идёт.

Фильм актуален именно теперь, ибо на вечную русскую злобу дня, включая сегодняшнюю. Когда из страны выдавливают лучших писателей и уничтожают на нацистский манер их произведения – от Акунина до Улицкой, давят их на московских пешеходных дорожках – Рубинштейн, Гельман, или бросают за решетку – Светлана Петрийчук и Женя Беркович. Вот Женин последний стих из тюремной камеры – целиком:

Зимотворенье во дворе,

Метельный заверт.

А ты, как муха в янтаре,

Навеки заперт.

И ты молчишь, и он, и я,

И с ним, и с нею,

Чтоб не услышали друзья,

Врагов страшнее.

Они расставят по местам,

Собьются в стаю.

Вот я, конечно, не читал,

Но осуждаю.

И нас опять пугает чёрт

Своим Малютой.

А время медленно течёт,

Но снова лютый.

Метет, метёт по всей земле

Зараза волчья.

Сиди, как муха в феврале,

Темно и молча.

И слова чтоб не обронил

На человечьем,

Февраль. Пора достать чернил.

А плакать нечем.

Гений и злодейство несовместны? В том-то и дело, что не надо быть гением, чтобы быть в этой стране ошельмованным и затравленным, Поток грязи и гнуси. Однако сошлюсь именно на гения:

«Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом?»

Злодейство и злодеи во главе с главным злодеем наличествуют, а гением быть не обязательно, достаточно души и таланта – вот что non grata в России, а особенно художники и писателях, коих там и не осталось-то, по пальцам можно сосчитать, редкие исключения доказывают правило. Господи, как я за них боюсь и переживаю.

В кретинской стране, в которой кремлевский шайтан с двумя извилинами в своей гебистской черепухе – сатана там правит бал! – опускает до своего уровня безмолвствующую массовку (см. фильм), поразительны не всплески гнуси против художников, а теперь вот против Михаила Локшина и его фильма, а то, что несмотря на эту гнусь, а теперь и благодаря ей, народ валит на этот суперный фильм. Что говорит не только в пользу фильма, но и в пользу народа. Значит, все-таки не все потеряно, не все в нем так уж безнадежно, как я иногда думаю вослед Зощенко, Ильфу, Евгению Шварцу, да и тому же Булгакову, который дал такой емкий образ своему народу, назвал его «Шариковым», а потом ликвидировал, превратив обратно в безобидного пса.

Не того же рода уничтожение Москвы сначала Булгаковым, а вослед и в конце фильма – вот и долгожданная вишенка – когда столица нашей родины взрывается и пылает.

Очистительный огонь!

В оправдание и одновременно в похвалу авторам следует отметить, что фильм закончен до начала этой убийственной и самоубийственной войны, когда украинские дроны, пролетев необнаруженными почти тысячу километров от украинской границы через всю европейскую Россию, бьют по военным объектам в обеих русских столицах и окрестностях.

Поясняю для особо догадливых, все равно каких они лагерей: финал фильма помечен Воландом, главным героем фильма (а не Мастер и не Маргарита, скорее их любовь – редкостное сочетание эротизма и целомудрия), – 2022-ым годом. А теперь у нас на календаре 2024. Сошлюсь на Игоря Иртеньева: «Если враг не сдается, надо сдаваться самим».

Давно пора, добавлю от себя.

Атрибуты этого футуристского финала может и не совсем те, что прям сейчас, но на то и гротеск, метафора, впору любой эпохе, зато суть самая что ни на есть узнаваемая почему фильм и пошел в обгон всех других в российском прокате: зрители узнали в героях самих себя, коллективный портрет, типа рембрандтова «Ночного дозора», хотя далеко не комплиментарный. Совсем даже наоборот. Пусть не карикатура и не шарж, но определенно пародия, хотя оригинал – нынешняя российская жизнь – пародийнее любой на него пародии. И то, что народонаселение принимает фильм на ура, в то время как власти негодуют и злобствуют, говорит – повторяю – в пользу этого народонаселения: не все еще потеряно.

Фильм как лакмусовая бумажка – проверка на вшивость.

Касаемо же жанра моего опуса, то уж точно это не рецензия, а потому я имею полное право избегнуть своих критических замечаний да и заслуженных похвал, включая игру актеров, из которых, как кошатник и автор «Кота Шрёдингера», отмечу только блистательный образ Кота Бегемота, воплощенный в фильме семилетним мейн-куном Кешей. А какой фурор кот произвел на премьере фильма, появившись вместе с остальными актерами на красной дорожке! Надеюсь, он отхватит кой-какие международные премии, потому как на российские надеться не приходится ввиду такой шумной негативной реакции власть предержащих, узнавших себя во всей маргинальной швали этого фильма, что опять-таки в его пользу, и сделав сам фильм еще более актуальным, чем был задуман.

Зато международная слава фильму обеспечена не только благодаря его несомненным достоинствам, но и я травле, которой он подвергнут. Международная слава опережает появление этого фильма на зарубежных экранах.

Те же грабли!

Помню, Ахматова не без зависти говорила, когда Бродского посадили: «Какую биографию Рыжему делают!» Как в воду глядела. Хоть Бродский и заслужил Нобелевку своими стихами, опередив всех современных русских поэтов («За мною не дует» – его слова автору этого эссе), но все-таки вряд ли ее получил, если бы не преамбула – тюрьма, психушка и ссылка. Предсказываю: у М&М есть теперь все шансы стать международным если не блокбастером, то кинобестселлером.

Чего ему всячески желаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий