четверг, 4 января 2024 г.

Куба: с антиизраилизмом, но без антисемитизма

 

       Фото Из ФБ

Куба: с антиизраилизмом, но без антисемитизма

Многие выходцы из бывшего СССР помнят романтический ореол Острова свободы, молодой кубинской революции, ее энергичного лидера Фиделя Кастро и других бородатых революционеров в советские 1960-е. В то время как романтика собственной революции 1917-го для многих на фоне "кукурузно-обрежневелых" вождей и бытовых тягот оставалась всё дальше за горизонтом времени и всё больше просто официозом. О том, что на Кубе еще и евреи есть, вероятно, мало кто подозревал. Советские газеты об этом не писали.

"Минувшее проходит предо мною..."

На Кубе – множестве тропических островов, омываемых Карибском морем, Атлантическим океаном, Мексиканским заливом и проливами, – евреи жили веками, но сегодняшние кубинские евреи – преимущественно потомки переселенцев XIX–XX вв., которых искали в мире место без антисемитизма и с возможностями для своего развития.

Как отмечает в статье "Иудаизм на Кубе" российский историк Антон Данненберг, доподлинно неизвестна точная дата появления первых евреев на Кубе. Большинство исследователей полагают, что впервые они вступили на кубинскую землю вскоре после их изгнания из Испании в 1492 г. Популярна версия, что уже в составе экспедиции Христофора Колумба, открывшего эти экзотические острова, названные Кубой, было как минимум три маррана (евреи, которых насильно заставили принять христианство). Например, марран Луис де Торрес – переводчик Христофора Колумба. С них и начинают историю еврейства на Кубе. К тому же бытует и развернутая со своими аргументами гипотеза, что евреем был и сам знаменитый мореплаватель.

Затем, в ХVI–ХVII вв., на Кубу потянулось небольшое количество других марранов, спасавшихся от испанской и португальской инквизиции. Здесь у них были заметные успехи в торговой деятельности. Еврейские купцы бороздили просторы Европы и Америки. Возможно, были евреи и среди появлявшихся на островах корсаров и пиратов. Однако Куба была испанской колонией, и инквизиция доставала евреев и тут. В XVIII в. еврейская община Кубы исчезла.

Немало евреев (в основном из США) принимали участие в войнах ХIХ столетия за независимость Кубы, в частности, в освободительном движении конца века под руководством Хосе Марти. После победы США в испано-американской войне Куба обрела независимость и стала республикой, но с сильной зависимостью от Соединенных Штатов.

Хосе Марти – личность весьма интересная. Известно о его контактах с еврейскими общинами Нью-Йорка и ряда других городов. Он писал статьи о еврейском вопросе. Есть версия о еврейском происхождении Марти по линии матери, происходившей из марранской семьи. Евреем был близкий друг и соратник Марти – юрист, полковник освободительной армии Кубы Горацио Рубенс.

В независимой Кубе в конце XIX – начале ХХ вв. и началось возрождение еврейской общины. В страну приехали евреи из США, Османской империи, ближневосточных стран. В 1920-х гг. – много выходцев из Восточной Европы. Евреи заметны в швейном производстве, в торговле, в развитии Гаваны как торгового центра.

Куба радовала отсутствием антисемитизма и теплым климатом. В политической плоскости евреи преимущественно поддерживали коммунистов или сионистов. Как отмечает американский историк Моисей Асис в своем исследовании "Иудаизм на Кубе. 1959–1999", когда в 1925 г. еще только родилась малочисленная тогда Коммунистическая партия Кубы, там уже было четыре еврея и своя еврейская секция.

Интересно, что в 1919 г. Сенат Кубы принял резолюцию в поддержку британской Декларации Бальфура о создании "национального очага для еврейского народа" в Палестине. В 1933-м кубинский правитель Фульхеньсио Батиста предоставил евреям Кубы гражданство. В 1930-х пошла и новая волна иммиграции: евреи из Германии, Польши, Австрии спасались от нацизма. Это было тяжелое время для еврейского населения островов. Среди новых иммигрантов просто зашкаливала безработица. А нацистская пропаганда в Европе добралась и сюда. В сочетании с Великой депрессией в США она создавала определенные предпосылки для развития антисемитских настроений. Но власти во главе с Батистой антисемитизм не был нужен и, не получив большого распространения, он вскоре заглох. А еврейская община Кубы интенсивно участвовала в антинацистском движении.

К концу 1950-х гг. при диктатуре Батисты на Кубе жило примерно 12–15 тыс. евреев. В стране функционировало пять синагог. Экономическое положение многих евреев было достаточно стабильным, они занимались предпринимательством, торговлей, работали в сфере обслуживания. Некоторые евреи проживали в престижных районах Гаваны. Но политические свободы в стране были подавлены. Процветали мафия, наркоторговля, игорный бизнес.

 

Министры революции

Евреи не были бы евреями, если бы в этих обстоятельствах не нашлось симпатиков революционных изменений. Естественно, евреи участвовали в руководимом братьями Фиделем и Раулем Кастро и аргентинцем Че Геварой кубинском революционном "Движении 26 июля", в развернувшемся восстании – по сути, партизанской войне. Истории известны их имена. А после победы в 1959 г. революции, уничтожившей режим Батисты, евреи вошли в новое руководство Кубы. Историки запечатлели биографии этих самых известных кубинских евреев-революционеров, насыщенные яркими бурными событиями.

Архитектор Энрике Олтуски стал министром по делам коммуникаций, первым министром-евреем в истории Кубы. Он родился на Кубе в семье, приехавшей из далекого древнего города Кобрина (ныне – Беларусь, Брестская область). Во время партизанской войны Олтуски отвечал за действия в одной из кубинских провинций. После работы на посту министра коммуникаций он стал вице-президентом Центрального совета по планированию, а в возрасте 76–82 лет работал заместителем министра рыбной промышленности. Был близким другом Эрнесто Че Гевары, познакомил Эрнесто с его будущей второй женой.

Стал министром и инженер Максимо Берман – министром торговли, занимался закупками продовольствия для Кубы в социалистических странах.

Еще одна интересная историческая фигура – Рикардо Вольф. Еврей из немецкого Ганновера был химиком, предпринимателем, филантропом. Незадолго до Первой мировой войны он эмигрировал на Кубу. Благодаря своим изобретениям по получению металла и металлургическому бизнесу заработал крупное состояние. Будучи по политическим взглядам социалистом, он поддерживал восставших и передал им большую сумму для борьбы против диктатуры. Известно, что после прихода к власти Ф. Кастро предложил ему кресло министра, но Вольф попросил отправить его послом в Израиль, что и было сделано в 1960 г. Вольф много сделал для плодотворных израильско-кубинских контактов. Сегодня его имя часто ассоциируется и с ежегодной престижной Премией Вольфа за выдающиеся заслуги в науке или искусстве, вручаемой в Израиле Фондом им. Р. Вольфа вне зависимости от национальности и гражданства лауреата.

Фабио Гробарт (подлинное имя – Абрам Симхович) — уроженец Российской империи, польского Белостока. Вероятно, самая загадочная личность революционной Кубы. С ранней молодости придерживался коммунистических убеждений, за что подвергался преследованиям польских властей. Убегая от тюрьмы, оказался на Кубе, где продолжил политическую деятельность, стал видным коммунистом. Снова преследования властей, сидел в тюрьме, изгонялся с острова. В литературе распространено мнение, что именно Фабио обворожил Фиделя Кастро идеями революции, был классическим "серым кардиналом" Кубинской революции. После ее триумфа стал членом ЦК Компартии Кубы, одним из ее главных идеологов. Ориентировался на Москву и, вероятно, во многом под его влиянием Куба Кастро пошла по советскому коммунистическому пути.

Революционерка Тамара Бунке родилась в Аргентине, в Буэнос-Айресе в семье коммунистов. Училась в ГДР. В 1960 г. познакомилась с Эрнесто Че Геварой, в следующем году переехала на Кубу, работала в Министерстве просвещения, затем, когда Че Гевара задумал "освободительную войну" в Боливии, стала бойцом его отряда. Была убита в бою.

Аргентинец Эрнесто Че Гевара – один из легендарнейших революционеров в истории человечества, – к счастью, евреем не был. Нам и так революционеров хватает. Хотя его чуть было "евреем" не сделали. В 2007 г. один русскоязычный блогер рассказал, что у команданте Кубинской революции Че Гевары еврейское происхождение по линии матери, которая происходит из семьи еврейских эмигрантов из Российской империи. О сенсации, переведенной на разные языки, поведали издания многих стран. Но всё оказалось много проще: блог был опубликован 1 апреля и оказался банальной шуткой. А вот существующая версия о еврейских (марранских) корнях самого Фиделя Кастро заслуживает внимания.

 

В эмиграцию от национализации

Революцию с пониманием встретили многие "рядовые" кубинские евреи. Установившийся новый режим не трогал их по графе этнической принадлежности. В Гаване сначала даже работал большой еврейский общинный центр с кошерным рестораном. Новая государственная власть выступала против религии, но пять действующих синагог не закрыли (одну закрыли в 1970-е – в Сантьяго-де-Куба). Евреям разрешалось следовать традициям.

Но последовавшие затем реформы – национализация частной собственности и другие – сильно ударили по еврейской общине, по евреям, принадлежавшим в большинстве к среднему классу. Многие ощутили резкое ухудшение уровня жизни. В основном из-за этого уже в первые годы социалистической власти вместе с потоком мигрантов-кубинцев вынужденно потянулся из страны и массивный поток мигрантов-евреев. Большинство переселялось в США, другие – в Израиль, Панаму, Венесуэлу и иные латиноамериканские страны. В близлежащем американском штате Майами, где сосредоточились тысячи кубинских евреев, даже сформировалась своя еврейско-кубинская община. Как говорили, "в Майами появился хороший кубинский кофе". Некоторые евреи из Кубы в США стали ожесточенными противниками кастровского правления. Но эмиграции в то время кубинское государство не препятствовало, и к середине 1960-х, по некоторым данным, в стране остались лишь около 2500 евреев. Кто – в министры, а кто – в эмиграцию… Это позднее в течение многих лет никого не выпускали с Острова свободы "без особого разрешения".

 

А начиналось всё хорошо

В первые послереволюционные годы у Фиделя Кастро и других руководителей новой Кубы складывались вполне дружеские взаимоотношения с Израилем. Сионизм рассматривался как национально-освободительное движение евреев, которые отстаивают свою историческую землю, строят социализм, и власти разрешали евреям репатриироваться. Сложнее было с их имуществом. Здесь начинались "инвентаризации". Но затем между Израилем и Кубой возникла договоренность. Очевидно, организованная кубинским послом Рикардо Вольфом. Евреи стали без проблем уезжать вместе с имуществом. Кубинская авиация сама проводила полеты. А Израиль в "ответном слове" поставлял на Кубу сельхозпродукцию и коз. Кстати, о козах. Рикардо Вольф рассказывал израильской прессе, что Кастро впечатлился не только успехами израильского сельского хозяйства, но и… роскошными бородами коз, которые он сравнивал с пышностью своей бороды. Также между Израилем и Кубой существовали соглашения о сотрудничестве, по которым израильские кибуцники делились с кубинцами секретами аграрных достижений.

И в дальнейшем до середины 1960-х контакты двух стран складывались плодотворно. Ф. Кастро проводил параллели между борьбой израильтян и кубинцев за выживание. Но затем в условиях противоборства с США Кастро стал всё больше ориентироваться на Движение неприсоединения (хотя, по сути, давно присоединился к советскому блоку), куда входили и где играли видную роль Египет и ряд других мусульманских стран. Под их влиянием Куба всё больше сближалась с арабскими позициями по Ближнему Востоку (весьма похожая картина произошла и с титовской Югославией, которая сначала тоже неплохо общалась с Израилем). Но разрывать дипломатические отношения с Израилем Куба не спешила, несмотря на очевидное давление Советского Союза и арабских государств. Как ни странно, это не произошло даже после оглушительной победы Израиля в Шестидневной войне 1967 г., когда СССР и почти все его союзники из социалистического лагеря не смогли простить израильтянам разбитые арабские армии. Да, конечно, Гавана выступала с осуждением "агрессии при поддержке империализма". И на сессии Генассамблеи ООН гневно порицала. Но не более того. И главным врагом коммунистического режима Кубы всё равно провозглашался реальный его враг-сосед – США. А не далекий Израиль, никоим боком не причастный к кубинско-американским столкновениям.

Однако затем Куба кубарем покатилась. В 1973 г., на фоне Войны Судного дня, у кубинской власти "сдали нервы", советско-арабская прагматика взяла верх. Куба разорвала дипотношения с Израилем и направила военную помощь Сирии. Встречается в литературе и точка зрения, что в среде "неприсоединившихся" Кубе пеняли за фактическое продвижение по курсу, начертанному СССР, а, следовательно, она не может рассматриваться, как страна "третьего мира". А после разрыва с Израилем на это уже преимущественно "закрывали глаза". К слову, кубинский посол-еврей, не одобрявший действия своего правительства, решил остаться в Израиле.

С тех пор кубинская пресса много писала о жестокости израильской военщины. Проводились различные антисионистские кампании. Военные инструкторы тренировали палестинских террористов. Поддержка антиизраильских решений в ООН и других международных организациях стала политической традицией Кубы, а глава Организации освобождения Палестины Ясир Арафат получил от Ф. Кастро медаль.

 

Кастро – не антисемит

Но на внутренней политике в отношении евреев антиизраилизм практически не отразился (за исключением запрета некоторых книг еврейских авторов). В отличие от СССР, где он тесно соседствовал с антисемитизмом. Или, скажем, Польши.

На радио существовала еженедельная программа на идише. Проводились лекции по еврейским темам. Распространение иудаизма на Кубе, конечно, пытались ограничивать, но, как и других религий. Велась атеистическая пропаганда. С 1960-го по 1990 г. религия старательно вытеснялась из жизни кубинцев-евреев, но полностью убрать ее так и не удалось. Иудеям разрешалось приобретать кошерную пищу, получать к еврейским праздникам подарки из-за границы.

Несмотря на постепенно всё увеличивающееся присутствие в стране мусульман, межнациональный мир не нарушался, и по сей день на Кубе мирно живут представители разных конфессий. Единственный громкий антисемитский инцидент зафиксирован в 1991 г. во время Войны в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами антииракской коалиции. Израиль в коалицию не входил, но это не помешало студентам из арабских стран бросать камни в синагогу. Однако полиция быстро и организованно пресекла бесчинство. Национальный дискомфорт доставляла кубинским евреям только антиизраильская внешняя политика Кубы.

Как известно, при Кастро практиковались широкомасштабные репрессии противников режима. Охватили ли они евреев? Не нашел подтверждений, но с учетом известной политической активности евреев нельзя исключать такую вероятность даже при очень малой численности еврейского населения. Есть только информация, что евреи были среди помещенных в работавшие во второй половине 1960-х гг. исправительно-трудовые лагеря на тяжелые работы. Это за меньшие, аполитичные "прегрешения". В любом случае, всё это происходило по политическим или социальным причинам, а не по этническим.
Ф. Кастро и другие лидеры партии антисемитами никогда не были. Интернационалист Кастро, сдав Израиль в угоду политическим целям, дискриминировать кубинских евреев не хотел. Да и никакой политической необходимости в этом не было. Возможно, повлияло и его знание о собственных еврейских корнях. Вероятно, учитывал и евреев в своем окружении, которые плечом к плечу с ним делали кубинскую революцию.

 

Когда исчез СССР

Падение СССР и социалистического лагеря, конечно, крайне отрицательно сказалось на Кубе, очень зависимой от Советского Союза и политически, и экономически. Ф. Кастро понял, что теперь ему необходимо проводить более осторожную политику. Пошла некоторая либерализация коммунистического острова. В том числе затронуло это и Израиль, и кубинских евреев. Кастро несколько раз встречался с израильским руководством. Прекратилась поддержка террористов. На Кубе официально утвердили свободу вероисповедания, и евреи стали больше ощущать свою национальную идентичность, чаще ходить в синагоги (в Гаване, Сантьяго-де-Куба и в Камагуэйе), которые снова стали центрами еврейской жизни. Правда, на Кубе из-за материальных сложностей нет своих раввинов, но периодически для проведения церемоний приезжают раввины из других стран. Нет и официального религиозного образования. Есть воскресные школы при синагогах для изучения еврейских традиций, культуры, иврита. Дети могут поехать в летний лагерь.

В 1998 г. Фидель Кастро посетил в одной из синагог празднование Хануки. В холле еврейского общинного центра в Сантьяго-де-Куба можно увидеть его фотографию с сидуром (молитвенником) в руках. Позднее дважды побывал в гаванской синагоге на праздновании Хануки президент Рауль Кастро.

До революции 1959 г. еврейская община Кубы поддерживала отношения с евреями США и Латинской Америки. Затем она надолго оказалась в изоляции. Но, как отмечают исследователи, за более чем тридцать лет при коммунистическом атеистическом режиме малочисленная диаспора не потеряла религиозную самоидентификацию. Хотя многие ассимилировались и утратили память об исторических национальных корнях, но сейчас община пополняется выходцами из смешанных семей.

Существует связь с еврейским международным сообществом, с общинами Израиля. Активно помогает кубинским иудеям еврейское сообщество США. С 1990-х снова возобновили деятельность на кубинской территории международные благотворительные еврейские организации: "Джойнт" и другие, оказывающие еврейской общине материальную помощь, помогающие в восстановлении разрушающихся с течением времени зданий. Кубинские евреи в массе своей, как и другие кубинцы, живут бедно, получают низкие зарплаты. Как в том анекдоте – у Кубы три главных провала: завтрак, обед и ужин. Поддержка еврейской общины значит для них очень много. В 1990-е гг. власть вновь разрешила еврейскую эмиграцию в Израиль – на этот раз при посредничестве канадского посольства.

Численность кубинских евреев в ХХI в. покрыта пеленой неясности. По разным критериям подсчета цифры существенно колеблются: от 500 до 1500 человек. Почти все они из межнациональных семей. Существует и версия, что часть кубинцев – это сильно ассимилированные сефарды. В испанской литературе звучат предположения, что таковых на острове около 15–20 тыс. человек. В общем, непонятно. Понятно только, что евреи, еврейская община на Кубе есть. Хотя и очень маленькая. Капля в более чем 11-миллионном населении Кубы.

 

Осуждение Ирана

В 2010 г. Фидель Кастро в интервью американскому журналу The Atlantic призвал тогдашнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада прекратить отрицание Холокоста и не оскорблять евреев. Он сказал, что Иран мог бы способствовать делу мира, если бы признал уникальность истории антисемитизма и попытался понять, почему израильтяне опасаются за свое существование: "Я полагаю, что никто не подвергался диффамации больше, чем евреи. Их диффамировали гораздо больше, чем мусульман. Их изгнали с родной земли, преследовали по всему миру… Евреи пережили такое, что нам и не снилось, и с Холокостом ничто не может сравниться".

Президент Израиля Шимон Перес и премьер-министр Биньямин Нетаньяху поблагодарили лидера кубинской революции за это реалистическое выступление. Возникла тема потенциального восстановления дипломатических отношений, но, увы, постепенно она заглохла.

В 2009 г. кубинские власти арестовали американского еврея Алана Гросса за нелегальные поставки интернет-оборудования еврейской общине Кубы. Кубинское правосудие сочло, что это оборудование для шпионажа. Гросс получил 15 лет заключения. Провел за решеткой пять лет и был выпущен в конце 2014-го на свободу. Это событие в это же время сочеталось с другим, эпохальным событием – восстановлением дипломатических отношений Кубы и США после 55-летнего периода конфронтации. И такое бывает: с США – главным врагом – восстановили, а с Израилем – до сих пор нет. Но и это произойдет. Не всё время же общаться через "переводчиков" из канадского посольства. Вероятно, нужно подождать, пока на Кубе сменятся лидеры, нынешняя правящая группа. 

Источник: "Еврейская панорама"

Комментариев нет:

Отправить комментарий