пятница, 6 октября 2023 г.

Байден – о строительстве стены на границе: мы обязаны следовать букве закона

 

Байден – о строительстве стены на границе: мы обязаны следовать букве закона

Подключайтесь к Telegram-каналу NashDom.US

 Дата: 05.10.2023 13:44

Президент Джо Байден по-прежнему не считает строительство стены на южной границе действенным инструментом для регулирования иммиграционной политики

Президент Джо Байден по-прежнему не считает строительство стены на южной границе действенным инструментом для регулирования иммиграционной политики. Байден сказал об этом в четверг днем на кратком пресс-брифинге в Белом доме, отвечая на вопрос журналиста о том, что заставило президента нарушить данное им в 2021 году обещание «не построить ни одного фута пограничной стены».

«Ничего не поменялось, - сказал Байден. – На строительство пограничной стены были выделены деньги. Я пытался достучаться до [конгрессменов], чтобы перераспределить эти деньги. Они этого не сделали. Они бы этого и не сделали. А закон не предусматривает никаких других вариантов, кроме как использование средств по назначению».

Байден подчеркнул, что он «не может это остановить».

Администрация заявила в четверг о возведении дополнительных участков пограничной стены, чтобы предотвратить рекордное пересечение границы мигрантами из Мексики. Возведение стены было одной из главных идей, которые продвигал предшественник Джо Байдена, Дональд Трамп.

Одним из первых действий Байдена после вступления в должность в январе 2021 года стало издание прокламации, в которой он пообещал, что «доллары американских налогоплательщиков больше не будут отвлекаться на строительство пограничной стены», а также предусматривался пересмотр всех ресурсов, которые уже были выделены.

В четверг администрация заявила, что решение не противоречит прокламации Байдена, потому что деньги, которые были выделены во время срока Трампа в 2019 году, должны быть потрачены сейчас.

Отвечая на вопрос журналистов, работает ли пограничная стена, Байден ответил отрицательно.

«Как я часто говорил, на протяжении тысячелетий есть только две вещи, которые постоянно работают: колеса и стены! — тут же отреагировал Дональд Трамп в соцсетях. - Извинится ли Джо Байден передо мной и Америкой за то, что так долго не двигался?»

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор назвал решение «шагом назад».

Иммиграция, вероятно, станет основным вопросом президентской гонки, поскольку большинство жителей США - 54% - согласны с утверждением, что «иммиграция усложняет жизнь американцам», свидетельствует сентябрьский опрос Reuters/Ipsos. Около 73% опрошенных республиканцев и 37% демократов согласились с этим утверждением.

Решение администрации Байдена о возведении пограничных барьеров может вызвать критику со стороны левого электората, в том числе - защитников иммиграции и защитников окружающей среды, выступающих против дальнейшего строительства стены.

В уведомлении, опубликованном в Федеральном реестре в четверг, Министерство внутренней безопасности заявило о необходимости отказаться от ряда законов, постановлений и других юридических требований для строительства пограничных барьеров в округе Старр, штат Техас.

Округ находится в секторе долины Рио-Гранде, где пограничные патрули зарегистрировали более чем 245 000 человек, нелегально попавших в Соединенные Штаты в этом финансовом году, сообщил министр внутренней безопасности Алехандро Майоркас.

«В настоящее время существует острая и безотлагательная необходимость в строительстве физических барьеров и заграждений в непосредственной близости от границы Соединенных Штатов, чтобы предотвратить незаконный въезд [мигрантов]», — сказал он.

Экологи выразили свое недовольство.

«Округ Старр – это одно из самых впечатляющих и биологически важных мест обитания, оставшихся в Техасе, — сказал Лайкен Джордал, защитник природы Юго-Запада в Центре биологического разнообразия, выступивший с заявлением против создания стены. — И теперь бульдозеры готовятся разрушить его».

Официальные лица заявили, что администрация по закону обязана потратить деньги теперь, хотя Конгресс выделил их в 2019 году при Трампе, добавив, что попытки подтолкнуть законодателей к перераспределению финансирования не увенчались успехом.

Отвечая на вопрос журналистов в четверг, какой именно закон нарушит администрация, если они не будут использовать средства, пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер не уточнила. «Это закон, который мы соблюдаем», — сказала она.

«Мы считаем, что пограничная стена неэффективна», - добавила она.

В заявлении Белого дома говорится, что администрация применила другой подход, чтобы попытаться исправить «сломанную иммиграционную систему», которую, по их словам, «унаследовал» Байден. Речь идет о расширении легальных путей для мигрантов и об инвестициях в технологии безопасности границ.

Обрушившийся на Землю мощный поток гамма-лучей поставил ученых в ступор

 гамма-лучи

Обрушившийся на Землю мощный поток гамма-лучей поставил ученых в ступор

На Землю обрушился мощный поток гамма-лучей от взорвавшейся звезды Вела Пульсар, который поставил ученых в ступор.

По данным газеты The Daily Mail, энергетический поток зафиксировала система телескопов в Намибии. 

Уточняется, что излучение было бы испепеляющим для людей, если бы взрыв звезды произошел на достаточно близком расстоянии к нашей планете. Тем не менее, ученые так и не смогли объяснить столь мощный поток, обрушившийся на Землю.

Вела Пульсар расположена примерно в 1000 световых годах от Земли и является самым ярким постоянным источником гамма-лучей в диапазоне свыше 1 ГэВ. По словам ученых, пульсары — это остатки массивной звезды, которая взорвалась примерно 10 000 лет назад. Изначальное выбросы энергии рассматривались учеными как попытки инопланетян связаться с землянами. Но астрономы эту теорию опровергают.

Байден завершает то, что начал Трамп. Белый дом оправдывается, бывший торжествует

 


Байден завершает то, что начал Трамп. Белый дом оправдывается, бывший торжествует

Министерство внутренней безопасности США заявило о возобновлении строительства разделительных сооружений на американо-мексиканской границе в южной части штата Техас. Глава ведомства Алехандро Майоркас подчеркнул "острую и безотлагательную необходимость" в строительстве стены "для предотвращения незаконного въезда в Соединенные Штаты".

В администрации американского президента пояснили, что речь идет о продлении стены, которую начали возводить при Дональде Трампе, еще на 27,4 километра.

Трамп сделал строительство пограничных барьеров центральным принципом своей первой президентской кампании, призывая на предвыборных митингах: "Постройте эту стену". Об этом напоминает агентство "Рейтер".

Джо Байден во время своей предвыборной кампании 2020 года заявлял, что он сосредоточится на безопасности границ в пунктах въезда, и высмеивал попытки Трампа построить пограничную стену. Он называл стену "неэффективной" и утверждал, что "в случае его избрания не будет построено ни одного фута стены".В Белом доме заявили, что нынешние действия президента не отклоняются от его прошлых заявлений, поскольку деньги на строительство "стены Трампа" выделили еще в 2019 году и они должны быть потрачены по назначению.

По словам самого Байдена, которые приводит агентство "Блумберг", он пытался перенаправить средства, но не смог. "Деньги были выделены на пограничную стену. Я не могу это остановить", — сказал американский президент.

Комментируя решение о продолжении строительства стены, Трамп заявил о своей победе и потребовал извинений. "Как я часто заявлял, на протяжении тысячелетий есть только две вещи, которые неизменно работали: колеса и стены! — сказал Трамп. — Извинится ли Джо Байден передо мной и Америкой за бездействие?"

Напомним, после вступления в должность Джо Байден запустил процесс "отмены Трампа", аннулируя решения предыдущей администрации. В частности, Байден возобновил финансирование БАПОРа, вернул США в ВОЗ и в Парижское климатическое соглашение, отменил миграционную политику своего предшественника, в том числе остановил строительство стены на границе с Мексикой.

В 2023 финансовом году Таможенная и пограничная служба США зарегистрировала рекордное количество задержаний нелегальных мигрантов — более 2,2 миллиона. В мае администрация Байдена заявила, что будет жестко бороться с миграцией, и объявила о плане по обеспечению соблюдения законов, усложняющих въезд в страну.

Путин посетовал на сменяемость президентов на Западе: "Чушь какая-то просто"

 

    Коллаж из ФБ

Путин посетовал на сменяемость президентов на Западе: "Чушь какая-то просто"

Сменяемость власти в странах Запада не дает покоя российскому президенту Владимиру Путину. По его мнению, на смену стратегическому мышлению пришло "следование краткосрочным корыстным интересам даже не стран и народов, а сменяющихся групп влияния".

"Страна настаивает на чем-то, продавливают во что бы то ни стало свои какие-то действия — а завтра происходят внутриполитические изменения, и с тем же напором и бесцеремонностью пропихивается уже совсем другое, иногда прямо противоположное", — заявил он, выступая на форуме клуба "Валдай" (цитата по "РИА Новости").

Путин отметил, что "ярким примером" того является иранская ядерная программа.  

"Одна администрация продавила одно решение, пришла другая — все развернули, и все в обратную сторону покатилось. А как работать-то в таких условиях? Где ориентиры? На что опираться-то? Где гарантии? Чушь какая-то просто", — сказал российский лидер.

Сам Путин находится у власти дольше всех правителей в Кремле со времен Иосифа Сталина, а после изменения Конституции в 2020 году сможет выдвинуться еще на два срока и оставаться президентом вплоть до 2036 года, напоминает газета "Москоу таймс".

По продолжительности правления Путин уже превзошел Пиночета (17 лет), Ким Чен Ира (17 лет), Бенито Муссолини и индонезийского диктатора Сухарто (20 лет). Впрочем, российскому президенту есть к чему стремиться. Так, Муаммар Каддафи оставался у власти 42 года, Ким Ир Сен — 46 лет, а Фидель Кастро — 49 лет.

Первая пациентка, получившая вакцину от рака: это изменило мою жизнь

 борьба с раком

Первая пациентка, получившая вакцину от рака: это изменило мою жизнь

Первая американка, получившая в рамках исследования вакцину, которая может предотвратить ремиссию рака молочной железы, пока что не сталкивалась с признаками возвращения онкологии.

По данным газеты The Daily Mail, мама троих детей из Огайо Дженнифер Дэвис стала первой испытуемой.

В клинических испытаниях вакцины, которые проводятся в клинике Кливленда с 2021 года, участвуют 15 женщин. Все пациентки прошли курс химиотерапии. У Дэвис трижды негативный рак молочной железы (ТНРМЖ) был диагностирован в 2018 году. Она перенесла химиотерапию и двойную мастэктомию. Спустя два года после постановки страшного диагноза, она решилась на участие в испытаниях препарата, который, как надеются ученые, произведет революцию в борьбе с онкологией.

"Это изменило мою жизнь", - сказала американка, у которой за плечами уже пять лет борьбы с раком.

Ученые поясняют, что вакцина нацелена на белок лактации альфа-лактальбумин, который обнаруживается при ТНРМЖ. Препарат вызывает сильную реакцию иммунной системы на опухоль и предотвращает ее рост.

Абдалла II: мир между Израилем и Саудией невозможен без палестинцев

 Новости » Политика

абдалла о нормализации

Абдалла II: мир между Израилем и Саудией невозможен без палестинцев

Король Иордании Абдалла II обеспокоен тем, что соглашение о нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией может произойти за счет его королевства и палестинцев.

Об этом сообщает газета  The Media Line со ссылкой на его недавнее выступление на Генассамблее ООН в Нью-Йорке.

Король предостерег от подписания соглашения в обход "палестинского вопроса".  Абдалла II в очередной раз подчеркнул важность "решения о двух государствах", ссылаясь на Соглашения Авраама, а также посетовал на то, что расширение круга мира "ничего не дало палестинцам".

"Соглашения Авраама положили начало чему-то новому. Но это никогда не осуществит того, чего мы все хотим, если вы не решите проблему палестинцев. Есть что-то, чего хочет Саудовская Аравия, есть что-то, чего хотят израильтяне, есть что-то, чего хотят американцы. Что вам нужно добавить, так это то, что от этого получат палестинцы", — сказал Абдалла II.

А.К. Интересно:  от своих "палестинцев" ООП иорданцы благополучно и жестоко избавились в 1970 г.: "Черный сентябрь". Сегодня жизнь и здоровье этой публики их беспокоит за счет жизни евреев и благополучия Израиля. 

Математическая задачка для мудрецов Талмуда: сукка правильного размера

 

Математическая задачка для мудрецов Талмуда: сукка правильного размера

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта 5 октября 2023
Поделиться13
 
Твитнуть
 
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Поэт и литературный критик Адам Кирш читает даф йоми — лист Талмуда в день — вместе с евреями по всему миру и делится размышлениями о прочитанном. В этом даф йоми речь пойдет о числе «пи», иррациональных числах и квадратуре круга — все средства хороши для обоснования обычая.

На протяжении столетий традиционное еврейское образование было сосредоточено на изучении Талмуда. Но, как я часто убеждаюсь при чтении даф йоми, изучение Талмуда требует также познаний в светских науках, таких как математика, астрономия и медицина. К примеру, в начале трактата «Сукка» излагается сложная геометрическая задача, и возникает вопрос: насколько точно мудрецы знали значение числа «пи»?

Число «пи», равное отношению длины окружности к ее диаметру, было известно уже древним египтянам и вавилонянам. Греческие и римские математики вычислили его с точностью до четырех знаков после запятой: 3,1416. Мудрецы в трактате Сукка, 7б предлагают более приблизительное измерение: «На каждые три ладони окружности, — говорят они, — приходится ладонь диаметра», — фактически приравнивая «пи» к трем. Сама необходимость этих подсчетов возникает потому, что мудрецы спорят о том, какими должны быть правильные габариты у круглой сукки. Если стандартная квадратная сукка должна быть четыре локтя на четыре локтя, то из этого вроде бы следует, что круглая сукка должна иметь диаметр четыре локтя. Если использовать принятое раввинами значение числа «пи», получается круг с окружностью 12 локтей. Если исходить из того, что каждому человеку в сукке требуется один локоть пространства — тесновато, конечно, ведь локоть равен всего 46 сантиметрам, но люди тогда были меньше, — то это означает, что в самой маленькой круглой сукке вдоль стены могли поместиться 12 человек.

Почему же тогда рабби Йоханан требует, чтобы круглая сукка вмещала 24 человека? Почему круглая сукка должна быть настолько больше квадратной, чтобы удовлетворять требованиям алахи? Этот вопрос Гемара поднимает на листе 8а и по ходу обсуждения углубляется в проблему поиска квадратуры круга — одну из неразрешимых загадок древней геометрии. Поскольку «пи» — иррациональное число с бесконечным количеством знаков после запятой, невозможно начертить квадрат точно такой же площади, как и некий данный круг. Применительно к талмудической дискуссии это означает, что нельзя взять круглую сукку и точно вычислить габариты квадратной сукки так, чтобы площади у них были одинаковые.

Но все же можно сделать приблизительный расчет, и, вычислив квадратный корень из двух, мудрецы посчитали, что квадратная сукка четыре на четыре локтя примерно соответствует круглой сукке с окружностью 16,8 локтя. Такая сукка вмещает шестнадцать человек, сидящих спиной к стене (ну и еще можно втиснуть одного худого человека). Но шестнадцать и даже семнадцать — это все равно не двадцать четыре, на которых настаивал рабби Йоханан. Мудрецы вновь в тупике: что же стояло за требованием Йоханана?

Мар Кешиша пытается зайти с другой стороны. До сих пор все исходили из того, что одному человеку требуется один локоть, соответственно, утверждение рабби Йоханана о том, что в сукке должны помещаться 24 человека, предполагало, что ее периметр должен составлять не менее 24 локтей. А что, если, спрашивает Мар Кешиша, это слишком щедрая оценка? Что, если на самом деле человеку нужно только две трети локтя, то есть около 30 сантиметров? В таком случае окружность сукки, вмещающей 24 человека, будет составлять всего 16 локтей. Это уже гораздо ближе к числу 16,8. Но, как указывает Гемара, теперь мы сталкиваемся с обратной проблемой, поскольку при таком расчете получается, что Йоханан проявляет излишнюю снисходительность, объявляя алахически пригодной сукку меньшего размера.

Наконец, рав Аши находит решение проблемы. Он предлагает вычислять окружность не того круга, который проходит за спинами сидящих людей, а наоборот, того круга, который образуют сидящие люди, внутреннего круга. Вновь исходя из того, что одному человеку потребен один локоть, Аши вычитает два локтя из диаметра круга — за двух человек, сидящих напротив друг друга, — и получает диаметр шесть, а не восемь локтей.

Если принимать число «пи» за три, это дает нам окружность 18 локтей — такова должна быть окружность круглой сукки, согласно рабби Йоханану. Йоханан снова немного ошибается, требуя 18 локтей вместо 16,8, но на этот раз он ошибается в сторону большей строгости, настаивая на том, чтобы люди строили сукку чуть больше, а не чуть меньше. К ошибке такого рода у алахи нет претензий, и в итоге Гемара принимает интерпретацию рава Аши.

За всеми этими геометрическими выкладками мне было достаточно трудно уследить даже в расширенном, адаптированном английском переводе. В арамейском оригинале, полагаю, я бы не смог понять ничего. Возьмем, к примеру, то, как Гемара излагает предложение рава Аши. Вот дословный перевод арамейского текста: «Сколько там? Восемнадцать. Достаточно семнадцати минус одна пятая. Вот здесь он не был точен, и он не точен, строгость». Чтобы превратить это в читабельный английский текст, переводчики и редакторы добавили не менее 150 слов, объясняя каждый шаг математического рассуждения. Это лишний раз показывает, что в традиционном еврейском образовании никто не читает Талмуд в одиночку, как это делаю я, потому что это просто невозможно. Чтобы понять смысл сжатых рассуждений мудрецов, совершенно необходим наставник или хотя бы переводчик.

Распутав этот математический узел, трактат «Сукка» переходит к обсуждению других правил строительства алахически пригодной сукки. Многие из них сводятся к вопросу о чистоте намерений: было ли сооружение построено с намерением использовать его для празднования Суккот? или же оно было построено с другой целью, но перепрофилировано? или же, удобства ради, его сделали из материалов, уже бывших в употреблении, использовавшихся для чего‑то другого? Пригодна ли, например, «старая сукка», то есть та, что была построена за 30 дней до праздника? Дом Шамая говорит, что нет, а Дом Гилеля, всегда более снисходительный, разрешает это. Впрочем, оба мудреца сходятся во мнении, что «если он установил ее ради праздника», то есть если в момент строительства своего шалаша вы заявили, что она предназначена для празднования Суккот, то ограничений по времени нет: можно использовать даже постройку годичной давности.

Сходная логика используется в рассуждениях о том, можно ли построить сукку под деревом. Можно ли использовать ветви дерева в качестве потолка, чтобы обеспечить требуемую тень? Ответ отрицательный: ветви начали расти раньше, чем вы придумали их использовать, то есть они исходно не предназначены для сукки. Однако если вы «опустите» ветви дерева — потянете их вниз и вплетете в крышу сукки, тогда их можно использовать, с тем условием, что бóльшую часть тени дают все же доски крыши, а не ветви дерева.

Но в этом рассуждении мудрецы исходят из того, что мы знаем, какие материалы используются для настилки кровли в сукке. Как правило, евреи покрывают сукку спиленными ветвями и лозами. Но где юридическое основание для этой практики? В трактате Сукка, 11а мишна объясняет: «Нельзя покрывать свою сукку тем, что может принять ритуальную нечистоту или не растет из земли. А всем тем, что не принимает на себя ритуальную нечистоту и произрастает из земли, можно покрывать». Это правило исключает все продукты животного происхождения, например шкуры, и все артефакты, которые могут стать ритуально нечистыми, а также пищевые продукты, которые тоже принимают нечистоту. Следовательно, остаются только растения, которые не употребляют в пищу: ветви, лозы, листья, стебли, корни.

Это правило не излагается прямо в Торе, но рабби Йоханан находит намек на него во Второзаконии, 16:13: «Готовься к празднику Кущей семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего». Из этого можно заключить, что отходы от молотьбы и виноделия могут использоваться для приготовления к празднику Суккот. Далее в трактате «Сукка» (12а) рав Хисда цитирует стих из более поздней части Танаха, из книги пророка Нехемьи, который подтверждает, что именно таков и был обычай древних израильтян.

Здесь, как и во многих других случаях, Талмуд возводит в принцип практику, находя алахическую логику и возводя в закон то, что, вполне возможно, было просто народным обычаем. В этом смысле Талмуд, будучи стержнем традиционного иудаизма, никоим образом не является традиционным текстом. Ему недостаточно обосновать тот или иной еврейский обычай лишь тем фактом, что испокон веков так делалось. Вместо этого он старается любой обычай обосновать рационально — метод развития интеллекта еще более мощный, чем изучение геометрии.

Оригинальная публикация: Math Problem for Talmudic Rabbis: Building the Right Size Sukkah

Какой должна быть память о Голде Меир?

 

Какой должна быть память о Голде Меир?  

Подготовил Семен Чарный 5 октября 2023
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Кажется, это лето Голды, пишет журналистка The Times of Israel Ами Спиро.

Накануне того, как фильм «Голда» о бывшем премьер-министре Израиля выходит на широкий экран, а в театре «Габима» в Тель-Авиве состоится премьера спектакля «Первая леди», на прилавках книжных магазинов появилась новая биография легендарной государственной деятельницы. Борьба за ее наследие продолжается спустя почти 50 лет после того, как она покинула свой пост.

Премьер-министр Голда Меир посещает кибуц Нааран, 28 ноября 1972 года

«Голда Меир: матриарх Израиля» — последняя книга в серии биографий «Еврейские жизни» издательства Yale University Press. Она написана историком Деборой Липштадт, которая в 2022 году стала специальным посланником США по мониторингу антисемитизма и борьбе с ним.

В своем исследовании Липштадт удается нарисовать внутренний портрет Голды Меир — одаренного оратора и резкого переговорщика, прагматичного, целеустремленного и часто непреклонного лидера, всем сердцем преданного сионистской миссии.

Единственная на сегодняшний день женщина-премьер-министр Израиля, Меир оставила наследие, которое до сих пор горячо обсуждается. И сегодня израильтяне хвалят и высмеивают ее так же, как при жизни. Липштадт отмечает: когда она приступила к написанию книги, то столкнулась с портретами и впечатлениями, которые «варьировались от ядовитых до агиографических».

Во введении к книге Липштадт сообщает, что стремится представить разные грани личности Меир, сделать их понятными как для ее сторонников, так и для недоброжелателей: «Я понимаю как почтение, так и резкую критику. Я искала баланс между крайними взглядами на четвертого премьер-министра Израиля, чтобы в результате написать исследование об исключительно успешной женщине, которая не была лишена серьезных недостатков».

Дебора Липштадт и обложка ее книги «Голда Меир: матриарх Израиля»

На более чем 230 страницах Липштадт прослеживает жизнь Меир от места ее рождения – Украины – до Милуоки, от активиста до организатора, от работника кибуца до влиятельного политика, посла, депутата Кнессета, члена кабинета министров и, в конечном счете, премьер-министра.

 

Оглядываясь на военное время

Самой противоречивой главой в наследии Меир являются ее действия во время Войны Йом Кипура, в которой было убито более 2500 израильтян, хотя в итоге Израиль выстоял. Меир давно осуждают за игнорирование предупреждений о неминуемом тогда нападении на Израиль.

В то время как фильм «Голда» полностью посвящен этому периоду, Липштадт не считает его достойным такого внимания, посвятив войне лишь около пяти страниц.

Залман ШАЗар, ГолдА МЕИР, ДАВИД БЕн-ГУрион и Гиора Йосефталь на съезде партии “Авода” в Тель-АВиве. 8 апреля 1959 года

В этой краткой главе автор в значительной мере оправдывает Меир, как это делают многие современные историки, утверждая, что она принимала лучшие решения, какие только могла в заданных обстоятельствах, при наличии той информации, которую ей предоставляли ее старшие военные советники. Впрочем, Липштадт оставляет некоторое место для критики: «Оглядываясь назад, легко сказать, что Голду слишком успокаивали эти заверения и как премьер-министр она должна была действовать гораздо сильнее. Можно лишь предполагать, что, если бы она служила в ЦАХАЛе и была лично знакома с вопросами безопасности, она менее охотно принимала бы заверения военных».

Только около 15% книги посвящено тому времени, когда Меир была на высшем государственном посту. Ей было 70 лет, когда ее привели к присяге в качестве премьер-министра, за ее плечами оставалась долгая легендарная карьера. Но нельзя отрицать, что именно ее пребывание на этом посту играет важнейшую роль в том, что сегодня Меир занимает такое большое место в сознании израильтян.

Липштадт также оправдывает, по всей видимости, действия Меир, связанные с ее спорными отношениями с евреями-мизрахи, многие из которых обвиняли ее в расизме. Она отмечает «неспособность Меир понять некоторые проблемы, с которыми они столкнулись», но считает, что «история определенно забыла» ее попытки исправить ошибки, и утверждает, что Меир «не могла понять, почему ее обвиняли в расизме и дискриминации. Она была зла на тех, кто так говорил».

Голда Меир в Милуоки, штат Висконсин. Ок.1915 года

«Голда Меир» — далеко не первая книга, в которой предпринята попытка подвести итог жизни сионистского лидера. В 2017 году вышла книга под названием «Львица» Франсин Клагсбрун, в том же году — «Голда Меир» Мерона Медзини, было и исследование Пнины Лахав сквозь призму феминизма в книге «Единственная женщина в комнате» (2022), ранее — «Голда» Элинор Беркетт (2008), а также ряд других, многие из которых Липштадт цитирует.

Меир и сама бралась за перо в автобиографии 1973 года под названием «Моя жизнь» — хотя, как отмечают Липштадт и другие исследователи, ее собственное изложение событий не всегда было правдивым.

Липштадт подошла к своей теме с добросовестностью, накопленной за десятилетия работы, посвященной теме Холокоста, и имея за плечами восемь изданных книг. 

Года Меир на встрече с представителями друзской общины

В 1996 году одна из ее книг стала предметом громкого судебного процесса, инициированного отрицателем Холокоста Дэвидом Ирвингом, который обвинил ее в клевете в книге «Отрицание Холокоста». Позже подробности этой истории стали основой для фильма «Отрицание» (2007), где роль Липштадт сыграла актриса Рэйчел Вайс.

Сегодня Липштадт зачастую фигурирует именно в роли посланника Госдепартамента США. В благодарностях в своей книге она пишет, что «была в разгаре работы над ней», когда президент Джо Байден назначил ее на эту должность.

Учитывая обширный опыт автора в области изучения Холокоста, неудивительно, что некоторые из наиболее динамичных разделов книги посвящены действиям Меир во время Второй мировой войны, а также ее деятельности, связанной с поимкой и судом над Адольфом Эйхманом.

Меир, которая в детстве пережила целый ряд актов антисемитского насилия на Украине, всегда помнила о Холокосте и никогда не забывала о том, что евреи, жившие в Палестине, оказались не способны спасти своих европейских братьев.

ПРемьер-министр Голда Меир и президент США Ричард Никсон в Белом доме в Вашингтоне. 1 марта 1973 года

«В то время как евреи повсюду были уничтожены, неспособность ишува — ее собственная неспособность — спасти евреев наложила отпечаток на Голду, — пишет Липштадт. — Она считала, что должна была что-то сделать».

Годы спустя, когда мир был потрясен захватом Израилем Эйхмана в Аргентине, тогдашний министр иностранных дел Меир выступила с «явно недипломатичной» речью в ООН, раскритиковав посланника Буэнос-Айреса за его возмущение инцидентом.

 

Лидер или женщина-лидер?

Вопрос о влиянии пола Меир на ее личность и ее постоянное «перетягивание каната с феминизмом» проходит красной нитью через книгу. Липштадт пытается понять неприятие своей героиней — женщиной-лидером — женских движений, несмотря на то, что сама она сталкивалась с сексистскими барьерами.

Автор считает, что неприятие Меир женского активизма проистекало из ее веры в высшую справедливость сионизма и партии МАПАЙ, а также из представления о том, что пол не должен иметь значения для достижений.

«Она хотела, чтобы ее считали лидером, а не женщиной-лидером, — пишет Липштадт. — Она хотела, чтобы ее характеризовала преданность работе, а не пол».

Липштадт отмечает, что даже в те моменты, когда Меир была наименее популярна в Израиле, она пользовалась большой любовью в Соединенных Штатах, где жила в своем детстве и юности до переезда в подмандатную Палестину.

Министр иностранных дел Голда Меир в Найроби. 1963 год

«С ее <…> безошибочным среднезападным акцентом, удивительным талантом импровизированного выступления и уникальной способностью внушать своей аудитории чувство общей ответственности — некоторые назвали бы это виной — она стала культовой фигурой для американских евреев, — пишет Липштадт. — Ее почитали и любили. Она была одной из них, одновременно став <…> живым воплощением возрождения Израиля».

Липштадт в своей книге не говорит о самой себе, лишь изредка упоминает о своей карьере. Однако она отмечает, что чувствовала связь с Меир: «С моим вступлением в эту новую должность я встала на другой путь, временно перейдя из мира науки в мир дипломатии. По счастливой случайности моя последняя работа перед этим переходом касалась волевой женщины, которая сочетала сильные ходы с тонкой дипломатией и  стремилась изменить мир к лучшему. Она не была лишена недостатков — но кто лишен их? И она сделала именно это: изменила ситуацию. Я могу лишь надеяться, что сумею сделать то же самое, хотя и в гораздо меньшей степени».

С хасидской точки зрения. Симхас Тойра

 

С хасидской точки зрения. Симхас Тойра

Менахем-Мендл Шнеерсон 6 октября 2023
Поделиться6
 
Твитнуть
 
Поделиться

Танец с Торой

Казалось бы, праздник, отмечающий завершение годового цикла чтения Торы, должен включать в себя элемент изучения Писания. Но мы отмечаем праздник, танцуя со свитками Торы вокруг бимы. Шестой Любавичский Ребе пишет: «Торе желанно кружиться вокруг бимы, и так как у Торы нет ног, еврей служит ее ногами, обнося ее вокруг бимы, подобно тому как ноги несут человека, куда он пожелает». Этот танец символизирует полное подчинение Б‑гу, так же как ноги подчинены нашему разуму. И все же изучение Торы — один из компонентов Симхас Тойра. Танцу акофойс предшествует произнесение стихов Торы, а сам танец связан с чтением Торы.

Учение заповедал нам Моше…

Согласно учению Мудрых, первый текст, который еврей заучивает, едва лишь научится говорить, это стих: «Учение заповедал нам Моше, наследие общине Яакова» (Дворим, 33:4).

Стих этот говорит о том, что Тора была передана евреям Моше, им же получена от Б‑га на Синае. То есть подразумевается, что Тора, в ее вечности, — даже то в ней, что «будет в будущем сформулировано изучающим ее», — дана была Моше на Синае (Мегила, 19б; Иерусалимский Талмуд, Пеа, 2:4). Это относится даже к внутренним, сокровенным элементам Торы, которые откроет нам Мошиах. Речь идет не о разных аспектах Торы, но о разных стадиях ее откровения: какие‑то истины Торы нам уже открыты, другие будут открыты в будущем. Однако то, что будет открыто, не должно восприниматься как «новая Тора», упаси Б‑г. Это будет лишь часть непрерывного, постоянно развертывающегося откровения Торы, которая в ее вечном образе дана была Моше на Синае.

Тора бесконечна в своей насыщенности смыслами, и изучающий ее всегда должен помнить о смирении: как бы ни была велика его ученость, то, что он постиг, лишь малая толика безграничной мудрости Торы.

Но не странно ли, что мы внушаем ребенку столь глубокую мысль, — ведь он еще даже не начинал изучать Тору! Общепринятый путь образования — движение от простого к сложному. Исходя из принципов, лежащих в основе психологии образования, кажется, не подобает обсуждать с малым ребенком представление о том, что Тора, в своей безграничности смыслов, находится за пределами человеческого постижения, а все, что нам дано усвоить, — это лишь малая часть бесконечной Торы. Так зачем же мы учим этому детей?

Дело в том, что сущностная Тора, «заповеданная нам Моше», связана с душою еврея и дана была каждому еврею, а потому имеет отношение к каждому из нас, даже к малому ребенку.

Понимание образования как движения от простого к сложному неприменимо к Торе, ибо она бесконечно превышает возможности человеческого разума. Через сущность Торы Б‑г уделил нам от Своей Самости, и, изучая Тору, еврей устанавливает связь с Самим Создателем (см. Зоар, II 140б; Тания, гл. 47).

Этой уникальной способностью Б‑г наделил каждого еврея. Понятие единения с Б‑гом, которое Он вложил в Тору, едино и для человека, чье сознание косно и несовершенно, и для ученого, достигшего глубин понимания. Лишь по великой милости Своей «Он избрал нас среди всех народов» и дал нам Свою Тору, которая есть предмет Его заботы. И поскольку Б‑г, давая нам Тору, дал нам от Себя Самого, в ней явленного, то Он Своей Б‑жественной волей наделил Тору лишь ей присущим духовным качеством — возможностью и зрелому ученому мужу, и несмышленому ребенку соединиться с Б‑гом. Будь то глубочайшие размышления ученого‑талмудиста, или лепет малого ребенка, пытающегося по памяти воспроизвести стих Торы, и тот и другой являют собою связь с абсолютной Б‑жественностью.

Продолжение стиха — «наследие общине Яакова» — относится к тому, что переходит по наследству, никак не завися от статуса и условий существования наследника. «Малый ребенок, придет день, и наследует старику» просто в силу того, что он сын человека, живущего на этой земле и являющегося ее хозяином.

А поскольку евреи — дети Самого Б‑га, то наше наследование Торы связует нас с Б‑гом. Это наследие всех евреев, и слова «общине Яакова» приложимы в том числе к тем, у кого относительно низкий духовный статус. Они также, посредством Торы, соединяются с сущностью Б‑га.

Б‑жественный элемент

Но, положим, нам ведомо, что Тора сопричастна Б‑жественности, и это относится даже к тексту, изучаемому ребенком. Надо ли делиться этим знанием с несмышленым дитятей? Почему бы не довести все это до его сведения позже, когда его интеллект разовьется настолько, что он действительно сможет усвоить глубину мысли?

Следует понимать: истина и сущность Торы не предназначены для интеллектуального постижения. Сущность Торы описывается утверждением: «Г‑сподь и мудрость Его едины» (Тания, гл. 2). Упуская это, мы упускаем основание, на котором покоится изучение Торы.

Более того, сознание, что Г‑сподь и Тора едины, — это не частность, связанная с изучением и пониманием Торы. Это сущностное положение Торы: необходимое основание, на котором потом мы возводим все здание — само изучение Торы.

Если мы отложим постижение этого принципа до поры, когда ребенок станет более зрелым, то все, что он изучает в Торе, окажется лишено базового элемента веры. Потом будет тяжело привить ему соответствующее отношение к Торе: весь начальный этап ее изучения опирался лишь на головное понимание, а опора на логику и разум мешает постигнуть абсолютную Б‑жественность, превышающую возможности человеческого ума. Вот почему мы должны привить соответствующее отношение к Торе еще в раннем детстве: «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится» (Мишлей, 22:6). Пониманию должны предшествовать страх и трепет пред Г‑сподом, смиренная готовность исполнить миссию, возложенную на нас Им.

Тора под покровом

По еврейскому обычаю (а «еврейский обычай есть сама Тора», говорит Иерусалимский Талмуд [Псохим, 4:1]) на праздник Симхас Тойра берут Тору, обернутую в чехлы, и танцуют с ней акофойс вокруг стола, за которым ее читают. «Тору следует читать и постигать» — казалось бы, сама эта формула предполагает, что день, когда мы радуемся дарованию Торы, пристало посвятить углубленному ее изучению. Штудирование помогло бы нам глубже понять то или иное положение Торы, а понимание пробудило бы в нас радость… Почему же мы выражаем радость, приплясывая со свитком Торы, обернутым в чехлы, то есть сокрытым от нас под покровом? Ведь мы не можем прочесть ни строки, в то время как и строка могла бы повести нас по пути постижения глубинных смыслов?!

Да‑да, мы знаем: человек на Симхас Тойра должен найти время для изучения Торы… Но это — часть постоянно лежащей на нас обязанности. Существует, однако, особая заповедь выражать радость, связанную именно с этим днем.

Сущность Торы в том, что она свята, а значит, связана не с интеллектом и пониманием. Вот почему люди вправе произносить благословение Торе (Законы изучения Торы, 2:12): всякий еврей связан с Торой. Изначальное единство, существующее между Торой и душою еврея, пробуждается по мере того, как мы вникаем в послание Торы, — то есть, опять‑таки, изучаем ее, — хотя само это единство — выше интеллектуального понимания.

Вот почему на Симхас Тойра мы совершаем танец с Торой в чехле, когда текст ее сокрыт от нашего взора и пребывает вне нашего постижения. Наша радость основана не на понимании Торы, а на том, что через ее изучение мы связаны с Б‑гом, в то время как Он пребывает в Своей возвышенной святости, непостижимой для человеческого рассудка.

Наша радость выражена в танце, в движении ног: как ноги подчиняются вознесенной над ними голове, так мы подчиняемся Его Воле, безоговорочно передавая себя в Его власть.

Это радование Торе происходит в день, когда начинается чтение книги Брейшис, в начале года, после периода раскаяния, связанного с месяцем элул, после Рош а‑Шона, Десяти дней покаяния, Суккоса и Шмини Ацерес. В начале Нового года и духовного служения, с ним связанного, весь еврейский народ подобен малому ребенку, только начинающему свое образование — а начинать он должен с осознания того, что «учение нам заповедал Моше», с подчинения воле Г‑спода. Подобное начало гарантирует, что изучение Торы, связанное с логикой и пониманием, в течение года будет наполняться верой и открытостью сердца навстречу воле Б‑га.

«Ноги» Торы

Именно отсылка к Его воле содержится в словах Ребе Раяца о том, что на Симхас Тойра «Торе желанно кружиться вокруг бимы…».

Что же подразумевается в этой странной фразе? Ребе Раяц имеет в виду, что, танцуя на Симхас Тойра, еврей целиком подчиняет себя Воле Б‑га, — настолько, что не осознает себя отдельной сущностью, обладающей собственными желаниями. Он подобен ногам, подчиненным приказам сознания. Если бы ноги размышляли, как им относиться к этим приказам, если бы им была свойственна саморефлексия, — это можно было бы счесть надругательством над природой вещей.

«Еврей подобен ногам Торы»: подобное сравнение подразумевает, что еврей всей душой принимает тот факт, что в грядущем году он всецело подчинится диктату Торы, выполняя ее требования безоговорочно, ибо они изначально присущи его естеству. Как ноги, подчиняясь сознанию, несут тело и голову туда, куда самим им не перенестись, так и еврей, с радостью принимая ярмо Торы, возносит ей духовную радость.

В этом смысл формулы «время нашей радости», где множественное число — «нашей» — имеет в виду еврея и Тору: евреи радуются Торе, а Тора радуется еврейскому народу, чья радость Торе ее возвышает.

Интеллектуальная связь

При том что радость праздника Симхас Тойра выражается прежде всего танцем, не будем упускать из виду, что этот танец совершается вокруг бимы — стола, за которым читают Тору. Поэтому радование Торе оказывается все‑таки связано с ее чтением и изучением. Кроме того, прежде чем начать акофойс, мы читаем «Ато орейса» — компиляцию из стихов Торы. Как же наш танец, выражающий веру и подчинение Его воле, сочетается с кружением вокруг бимы, символизирующей процесс учения и власть рассудка?

Сделаем небольшое отступление. Тишрей — первый месяц года, однако в нем, в концентрированном виде, присутствуют все духовные качества, которые реализуются в нашем исполнении религиозных обязанностей в течение года: изучение Торы, исполнение заповедей. Тишрей заключает в себе не только основание изучения Торы — подчинение Воле Б‑га в полноте веры (именно его выражает наш танец), но и определяет ту структуру, которая покоится на этом фундаменте: само изучение Торы, тем самым очерчивая духовность всего года в целом. Поскольку это начало года, мы сосредоточены на основах — повиновении Создателю, — и это выражено нашим танцем, а дальнейшее погружение в изучение Торы символизируется тем, что кружимся мы вокруг бимы.

Существует еще одна, и очень глубокая, связь между исполненным веры подчинением Б‑гу и изучением Торы. В дополнение к искренней, лежащей за пределами рассудка вере еврей должен обладать также готовностью к исполнению Его воли, которая следует из его понимания Б‑жественности. Учение хасидизма проводит различие между аспектами души, внешними по отношению к человеку, и внутренними аспектами. Простая вера и подчинение диктату Неба — это качества, в высшей степени достойные похвалы, но они противоположны человеческому интеллекту и иным нашим духовным возможностям. Тем самым эти способности не пронизаны Б‑жественностью. И только когда знания человека пронизаны умственным сознанием Б‑жественности, он истинно и всецело един с Б‑гом. Такое сознание охватывает не только человека, но и его физическое окружение. Б‑жественность и духовность проявляются даже в профанном бытии: человек воспринимает мир проникнутым сиянием Б‑га.

Поэтому танцу акофойс предшествует чтение стихов из Торы, а сам он является «мостиком» к ее чтению. Чтение и постижение Торы, всецело определяющие самоидентификацию еврея, делают сам этот танец подобающим.

Представление о том, что вера, находящаяся за пределами знания, должна соединяться с интеллектуальным постижением Торы, поддерживается аллюзией, содержащейся в стихах, которые читаются перед танцем. В них сказано: «Тебе дано было видеть, что Б‑г есть Всесильный, нет другого, кроме Него» (Дворим, 4:35). Б‑г открылся перед народом Израиля, поэтому каждый еврей может воспринять Б‑жественность как явленную именно ему, — ведь сама эта способность лежит за пределами интеллектуального постижения. Каждый еврей знает, что «Б‑г есть Г‑сподь», «Нет ничего, кроме Б‑жественности». Б‑г открылся еврейскому народу по Собственной воле; от евреев не требовалось прилагать специальных усилий. Откровение на Синае было результатом того, что существует изначальная связь души евреев с Б‑жественностью.

За формулой «тебе дано было видеть» следует постулирование знания: «Б‑г есть Всесильный, нет другого, кроме Него», то есть внутри этого стиха совершается переход от «видения» к «знанию», утверждение того, что разуму дано уловить нечто путем знания, постижения и осмысления. Если бы человек не стремился знать, восприятие Синайского Откровения было бы неполным и несовершенным. Откровение осталось бы неисполненным. Но когда человек действительно един с Б‑гом, сознание этого пронизывает все его существо, присутствует во всех его проявлениях и выражено в самом характере поведения.

Во время танца акофойс мы также произносим: «Ибо из Сиона выйдет Тора и из Йерушалаима — слово Г‑сподне» (Иеошуа, 2:3). Сион — Иерусалим — реально существующий город. Можно задать вопрос: как же о духовной Торе и «слове Г‑споднем» может быть сказано, что они «привязаны» к определенному физическому месту? Но именно здесь содержится указание на уникальное качество Торы преображать мир: оно соответствовало потрясению, случившемуся на Синае, когда восприятие абсолютной Б‑жественности затронуло все духовные качества человека, вовлекая его в изучение Торы и в итоге оказывая воздействие на окружающий человека физический мир. Через Тору человек получает знание о реальности. Физический мир становится «ционом» (знаком) того, что сам же он, физический мир, не есть сущность, существующая только в себе и для себя. Его истинный смысл в том, что он есть знак, ведущий человека к Б‑гу. Изучая Тору, человек проникается осознанием того, что Б‑г постоянно поддерживает мир, и понимает, что «нет ничего, кроме Б‑жественности». Тем самым материальный мир преображается в Йерушалаим, имя которого образовано двумя ивритскими корнями — «йерей» и «шолейм» («совершенный трепет»). Еврей тем самым постигает, что мироздание проникнуто «совершенным трепетом» и подчинено Воле Б‑га. Изучая Тору, человек приходит к осознанию всемогущества Б‑га и понимает, что даже в физическом мире «нет ничего, кроме Б‑жественности».