понедельник, 11 декабря 2023 г.

Соперничество между братьями. Недельная глава «Микец»

 

Соперничество между братьями. Недельная глава «Микец»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 11 декабря 2023
Поделиться
 
Твитнуть
 
Поделиться

Когда я работал над этой статьей, английские евреи дискутировали о том, как нам лучше поступить — занять единую позицию, дружно поддержав Государство Израиль, или, наоборот, вынести наши разногласия на публику? Спорили неделями, шумно, до хрипоты — но спорили, в сущности, не о том: эта дискуссия лишь отвлекала нас от истинной проблемы.

Если хотите знать, в чем истинная проблема, найдете ответ в нашей недельной главе.

Вслушайтесь в эти слова. Вот одна из самых судьбоносных и резонансных фраз за всю еврейскую историю: «Йосеф узнал своих братьев, но они его не узнали» (Берешит, 42:8).

Тора — глубокая книга. Ошибочно полагать, что ее смысл можно понять лишь на одном уровне, поверхностно воспринимая текст.

На поверхностный взгляд в этой истории все просто. Позавидовав Йосефу, братья вначале замыслили его убить. А в конце концов продали в рабство. Йосефа увели в Египет. Там, после разных превратностей судьбы, он достиг высокого положения, сделавшись «премьер‑министром» — по рангу и могуществу его превосходил только фараон.

Миновало много лет. И вот братья Йосефа приходят в Египет, чтобы купить хлеба. Они предстают перед Йосефом, но он совсем не похож на человека, с которым они когда‑то расстались. Тогда ему было семнадцать лет, и звали его Йосеф. Теперь ему тридцать девять, он египетский вельможа по имени Цафнат‑Панеах, на нем одеяние, соответствующее его рангу, на шее — золотая цепь, он говорит по‑египетски, а с этими гостями из ханаанской земли общается через переводчика. Неудивительно, что братья его не узнали. Хотя он их узнал.

Но это лишь поверхностный смысл текста. А на глубинном уровне книга Берешит докопалась здесь до коренной причины конфликтов на всем протяжении истории.

Фрейд полагал, что самый яркий символ конфликта — Лаий и Эдип, трения между отцом и сыном. Книга Берешит придерживается иного мнения. Коренная причина людских конфликтов — соперничество между братьями (или сестрами): Каин и Эвель, Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, а теперь Йосеф и его братья.

Несчастье Йосефа в том, что он был младшим . Он символизирует удел евреев. Его братья старше и сильнее. Их раздражает одно лишь присутствие Йосефа. Они считают его кляузником. Любовь отца к Йосефу только разжигает ярость и растравляет досаду братьев. Они готовы его убить. В конце концов братья избавляются от него другим способом, слегка умеряющим их чувство вины. Они придумывают лживую историю о том, что случилось с Йосефом, рассказывают ее отцу и возвращаются к обычной жизни. Теперь они могут расслабиться. Йосефа рядом с ними больше нет, некому смущать их покой…

И в ту минуту, когда в чужой стране они обращаются к этому чужому человеку, им даже в голову не приходит, что он может оказаться Йосефом. Для них Йосефа все равно что нет на свете. Они не узнают Йосефа.

В сущности, они никогда его не «узнавали», не знали настоящего. Ведь они никогда не признавали его своим, сыном их общего отца, братом, у которого своя индивидуальность и право быть самим собой.

Йосеф — это еврейский народ на протяжении всей истории человечества. Йосеф узнал своих братьев, а они его не узнали.

Встреча братьев с Йосефом в Египте. Миниатюра из Сараевской агады. Испания. XIV век

Иудаизм был первым монотеизмом на свете, но не последним. Возникли еще два, претендующие на буквальное или фигуральное происхождение от Авраама, — христианство и ислам. Мы не погрешим против истины, заявив, что отношения между тремя авраамическими монотеизмами — это соперничество братьев.

Тема книги Берешит интересна не только историкам — она была лейтмотивом почти непрерывно, в течение последних двух тысяч лет, причем в роли Йосефа выступал весь еврейский народ.

В какие‑то эпохи (например, в период раннего Средневековья в Испании) Йосеф и его братья жили бок о бок в относительном согласии — тогда это называлось convivencia . Но в другие эпохи — во времена кровавых наветов, обвинений в отравлении колодцев или распространении чумы — братья покушались на жизнь Йосефа. А в иные эпохи — времена изгнаний в разных европейских странах (в 1290 году это проделали англичане, в 1492‑м — испанцы, а в промежутке между этими датами и другие нации) — братья хотели просто избавиться от Йосефа, спровадив его с глаз долой. Пусть его уведут в дальние края и он томится в рабстве где угодно, но только не здесь…

Затем случился Холокост. Затем появилось Государство Израиль — пункт назначения, куда евреи держали путь со времен Авраама, родина еврейского народа со времен Йеошуа. Ни одна нация на земле (пожалуй, за исключением китайцев) не была так долго связана со своей землей.

В день, когда родилось Государство Израиль, 14 мая 1948 года, премьер‑министр Давид Бен‑Гурион попытался заключить мир с соседями своей страны. С тех пор и доныне Израиль никогда не переставал стремиться к установлению мира.

Но это не обычный конфликт. Противники Израиля — ХАМАС в Газе, «Хизбалла» в Ливане, президент Ирана — участвуют вовсе не в пограничном конфликте, не в споре о том, где именно должна пролегать граница. Нет, они из принципа — причем для них это не только политический, но и религиозный принцип, не подлежащий обсуждению, — отрицают право Израиля на существование в каких бы то ни было границах.

Сегодня на планете 56 мусульманских государств. Но для соседей Израиля одно‑единственное еврейское государство величиной с Уэльс — это уже чересчур много.

Йосеф узнал своих братьев, но они его не узнали…

Среди 192 стран — членов Организации Объединенных Наций не найдется больше ни одного государства, само существование которого ставили бы под вопрос в такой форме. И пока мы, евреи, дискутируем между собой о политических решениях, как будто от них хоть немного зависит вопрос об установлении мира, мы не можем сосредоточиться на истинной проблеме.

А истинная проблема такова: до тех пор, пока братья Йосефа не признают его право на существование, невозможно какое бы то ни было установление мира. Возможна лишь череда подготовительных этапов к войне, которая не закончится, пока какое бы то ни было еврейское государство не перестанет существовать.

Пока не прекратится соперничество между братьями, пока еврейский народ не завоюет право на существование, пока люди — в том числе мы сами — не осознают, что угроза, нависшая над Израилем, — всесторонняя и самая ужасная. Пока Иран, ХАМАС и «Хизбалла» не согласятся с тезисом, что евреи имеют право на свою землю в каких бы то ни было границах, все прочие дискуссии лишь отвлекают внимание от сути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий