пятница, 22 декабря 2023 г.

АРХИЕПИСКОП ОТКРЫВАЕТ ТАЙНУ

 

Архиепископ открывает тайну

Архиепископ открывает тайну

Фото: Трагедия в Едвабне. Фото: theins.ru

 

Когда архиепископ Люблина Юзеф Жицинский приблизился к рабби Яакову Бекеру, то упал перед ним на колени, поцеловал его руку и произнес на иврите: «Я — Йосеф! А мой отец еще жив?» Рабби Бекер и сопровождавший его зять Элиэзер Миллер с удивлением переглянулись.

«Я должен открыть вам мою тайну», — этими словами архиепископ Жицинский начал свой рассказ-исповедь при встрече с последним еврейским жителем польского местечка Едвабне.
Сенсационные детали этой встречи, которая состоялась в июле 2001 года на территории Майданека, поведали мне мои хорошие друзья и соседи — Яаков Бекер и Элиэзер Миллер.

Польша в шоке

Все послевоенные годы поляки считали себя не только борцами с фашизмом, но и жертвами Второй мировой войны. Именно потому книга американского профессора Яна Гросса «Соседи» и фильм Агнешки Арнольда «Где мой старший сын Каин?» произвели в Польше впечатление разорвавшейся бомбы. Александр Квасьневский признался, что описания трагедии в Едвабне настолько страшны, что он не мог читать более двух страниц в день.
По данным 1931 года, в местечке Едвабне проживали более двух тысяч человек, из которых 60% составляли евреи. По свидетельствам местных жителей, в том числе и нескольких чудом уцелевших евреев, до войны в Едвабне поляки и евреи жили мирно, по-соседски.


В соответствии с договором Молотова-Риббентропа, союзники -Германия и СССР — разделили Польшу в сентябре 1939 года. Находящееся в ста сорока километрах от Варшавы Едвабне оказалось под контролем Советской армии. Однако 23 июня 1941 года немцы вошли в город, и тут же начались первые погромы. Вот что рассказал свидетель трагедии Шмуэль Васерштейн на судебном процессе в Белостоке в 1946 году.
«Два бандита, Вацек Боровский и его брат Метэк, шли от одного еврейского дома к другому, пока остальные бандиты играли на аккордеоне и флейте, чтобы заглушить крики еврейских женщин и детей… Якуба Каца они забросали насмерть кирпичами, Кравецкого они пырнули ножом, а затем выкололи ему глаза и отрезали язык. Он ужасно страдал на протяжении 12 часов, пока не умер. В тот же день я видел жуткую сцену. Чая Кубжаньская двадцати восьми лет и Бася Бинштейн двадцати шести лет, обе с новорожденными детьми на руках, когда увидели, что происходит, побежали к пруду, чтобы утопиться вместе с детьми и не попасть в руки бандитов. Они опустили своих детей в воду и утопили их своими руками. Затем Бася Бинштейн прыгнула и сразу пошла ко дну, а Чая Кубжаньская мучилась часа два, а бандиты наслаждались зрелищем».
Все эти зверства были лишь прологом трагедии, которая разразилась 10 июля 1941 года. По показаниям Васерштейна и других свидетелей, местные жители, вооруженные топорами, вилами и дубинками, начали сгонять евреев на площадь. Более половины мужского населения Едвабне добровольно участвовали в избиениях евреев. Поляки окружили город и ловили евреев, пытавшихся бежать. Бандиты врывались в дома, поджигали бороды старикам, закалывали младенцев на руках матерей. На улицах лежали головы. Затем всем согнанным на площадь приказали маршировать во главе с раввином в специально приготовленный амбар. Некоторые пытались оказать сопротивление, однако это было не под силу истекающим кровью евреям. Набитый до отказа людьми амбар облили керосином и подожгли. Все жители Едвабне запомнили жуткий крик, поднявшийся над городом…

 

Прошу прощения

Президент Польши Александр Квасьневский заявил о своем решении провести траурную церемонию в Едвабне 10 июля 2001 года, в день 60-летия трагедии. В город съехались представители СМИ со всего мира, а сама церемония транслировалась по всей Польше в прямом эфире. Рядом с президентом стоял рабби Яаков Бекер, который незадолго до войны уехал в Америку, оставив в Едвабне свою мать, братьев и сестер. «Мы знаем с полной уверенностью, что среди гонителей и палачей были поляки, — заявил президент. — За это преступление мы должны молить о прощении у теней умерших и у их родных. Поэтому сегодня я как гражданин и как президент Польской Республики прошу прощения. Прошу прощения от своего имени и от имени тех поляков, чью совесть терзает это преступление, от имени тех, кто считает, что нельзя гордиться величием польской истории, не испытывая одновременно боли и стыда за то зло, которое поляки причинили другим». Не все поляки соглашались со своим президентом. По данным опроса, лишь 26% граждан считали необходимым извиниться за трагедию в Едвабне, а 60% поляков откровенно признали, что не любят евреев. В тот день в Едвабне правительство во главе с премьером Бузеком отсутствовало. Не было и главы католической церкви кардинала Юзефа Глемпа, который уже ранее заявил: «Не заставляйте нас совершать акт скорби… Не втягивайте в свои планы церковь, иначе, вместо миротворца, она будет орудием борьбы». На траурной церемонии духовенство представлял архиепископ Люблина Юзеф Жицинский.

Горькая правда

В 1962 году на месте трагедии был возведен монумент, который гласил, что в годы войны немецкие оккупанты зверски убили 1600 евреев Едвабне. Теперь этот памятник снесли. Оказалось, что немцы были тут ни при чем. Евреев заживо сожгли их польские соседи.
В интервью польской газете рабби Яаков Бекер утверждал, что отнюдь не считает всех поляков антисемитами, а всех жителей Едвабне убийцами: «Тысячи поляков самоотверженно спасали евреев в годы войны. Я не требую мщения, а лишь добиваюсь того, чтобы новое поколение поляков узнало правду о своей истории».
Впрочем, правда о польском населении Едвабне оказалась горькой. Нашлась лишь одна праведная женщина — Антонина Выжиковская, которая три года прятала в соседней деревне семь евреев, бежавших из Едвабне. После отступления немцев в город вошли войска польского Сопротивления. Несколько партизан ворвались в дом Антонины и потребовали выдать им евреев. В то время один из них еще прятался в погребе, а другие бежали. Не найдя евреев, партизаны ограбили дом и жестоко избили его хозяйку. Вскоре ей и ее мужу начали угрожать смертью. Они были вынуждены перебраться в Ломжу, и в конце концов бежать из страны, в которой продолжала свирепствовать ненависть к евреям. В кровавых погромах 1946 года гибли узники концлагерей, которые пытались вернуться в свои дома. Оголтелая антисемитская пропаганда заставила бежать из страны почти всех евреев. Польша завоевала печальную известность, став «антисемитским государством без евреев». Правда о трагедии в Едвабне вызвала острейшую дискуссию, которая, по сути, не утихает в Польше по сегодняшний день. «Это мы, поляки, уничтожили евреев в Едвабне», — заключил Даруш Чай на страницах «Газеты выборчей». Однако главный редактор газеты Адам Михник отверг идею коллективной ответственности. «Когда я слышу призыв признать мою вину, я чувствую себя оскорбленным точно так же, как чувствуют себя жители Едвабне, когда их опрашивают корреспонденты со всего мира. Но когда я слышу, что книга Яна Гросса, раскрывшая правду об этом преступлении, — ложь, придуманная мировым еврейским заговором против Польши, тогда я чувствую себя виновным».

Окончание следует

 

Субботние свечи

Пятница, 22 декабря, 4:13

Окончание субботы 23 декабря в 5:14

Комментариев нет:

Отправить комментарий