Швейцарский музей демонстрирует скандальную коллекцию произведений искусства нацистской эпохи
У ведущего швейцарского музея возникли проблемы с демонстрацией коллекции произведений искусства, приобретенной при сомнительных обстоятельствах во время Второй мировой войны, сообщает AFP.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Некоторые говорят, что его попытка поместить ее «в контекст» не уделяет достаточного внимания судьбе бывших владельцев – евреев. Уже давно существуют подозрения относительно происхождения в нацистскую эпоху одной из самых престижных частных коллекций произведений искусства в Европе, приобретенной торговцем оружием Эмилем Бурле, который заработал состояние во время войны.
Промышленник немецкого происхождения стал натурализованным гражданином Швейцарии в 1937 году и умер в 1956 году, собрав около 600 произведений искусства, включая шедевры Сезанна, Дега, Мане, Моне, Ренуара, Рембрандта, Пикассо и Ван Гога. Некоторые из них ранее были изъяты у владельцев – евреев или проданы по дешевке и в спешке, поскольку их владельцы бежали от нацистов.
Кунстхаус Цюриха подвергся критике в 2021 году, когда открыл новое здание, в котором разместится около 170 произведений из коллекции. Новая выставка музея «Будущее за прошлое. Коллекция Бурле: искусство, контекст, война и конфликт» пытается расширить фокус и изучить то, что случилось с коллекционерами – евреями. Но некоторые говорят, что он зашел недостаточно далеко: в начале этого года хакеры атаковали его сайт, заклеймив Бурле как «сочувствующего нацистам». Еще до открытия выставки 3 ноября консультативный комитет внешних экспертов покинул выставку в знак протеста против небольшого места, предоставленного бывшим владельцам картин – евреям.
Фонд Бурле, которому принадлежит коллекция, признал, что 13 картин, купленные торговцем оружием во время войны, были изъяты нацистами у евреев во Франции. По данным фонда, после судебных разбирательств в конце 1940-х годов Бурле вернул все 13 произведений их законным владельцам, а затем выкупил девять из них. «Сами произведения искусства невиноваты», – заметила Демистер, – «но они являются свидетельством этой ужасной истории». По ее словам, цель новой выставки — «рассмотреть исторические проблемы, а также сделать так, чтобы произведения искусства все еще были видны и не исчезли из поля зрения».
Коллекция долгое время хранилась в частном музее на окраине Цюриха, пока четыре шедевра не были украдены в результате одной из крупнейших в мире краж произведений искусства в 2008 году. Хотя две работы были найдены, картина Сезанна стоимостью около 110 миллионов долларов и картина Дега до сих пор не найдены.
Кунстхаус поручил экспертам проследить провенанс некоторых работ для новой выставки. «Мы думали, что важно открыто решать проблемные вопросы, которые обсуждались в средствах массовой информации… но никогда здесь, в нашем доме», — рассказала Демистер. Одним из экспонатов является шедевр Ренуара 1880 года «Портрет Ирен Каэн д’Анверс», который был конфискован нацистами и позже возвращен Бурле его владельцам – евреям, которые затем продали его обратно. Помимо пояснительных текстов к произведениям, о которых известно, что они были изъяты, музей добавил видеоролик, в котором эксперты и историки обсуждают провенанс произведений, а также спрашивают у посетителей их мнение. «Мы не любим споры, но нам нравятся дискуссии», — заявила Демистер. «Музей — это убежище для прекрасных изображений, но это также… площадка, где происходят разговоры», — заметила она.
В Кунстхаусе заявили, что «сожалеют» о разногласиях с экспертами по поводу организации выставки, но призвали к продолжению «драгоценных и интересных» дебатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий