понедельник, 13 ноября 2023 г.

Всё в руках Небес

 Послания Любавичского Ребе

Всё в руках Небес

Составитель Евгений Левин. Перевод с английского Евгения Левина 13 ноября 2023
Поделиться18
 
Твитнуть
 
Поделиться

Продолжение (начало см. в №376 , №377, №378№379)

15. Медицинские вопросы не являются делом, порученным Вам Творцом

27 тевета 5712 года (25 января 1952)

Я получил Ваше письмо от 24 тевета, где Вы описали свою ситуацию: как Вы прочли врачебное заключение, как представили, что будет дальше, как с тех пор читаете псалмы и взываете к Творцу. Вы спрашиваете, что я об этом думаю.

Отвечаю на Ваш вопрос. То, что Вы читаете псалмы и взываете к Творцу, — это прекрасно, ибо Он — Владыка всей вселенной и управляет ею вплоть до мельчайших деталей. Однако ни Вашей реакции на врачебное заключение, ни Ваших мыслей о том, что будет дальше, я категорически не разделяю, поскольку медицинские прогнозы — решительно не Ваше дело. Вы были созданы совсем не для того, чтобы ими заниматься!

Раввин Дов‑Йеуда Шойхет  описал мне Вас как человека, искренне преданного Торе и заповедям. Следовательно, Вы твердо веруете, что Всевышний — Владыка мира, Хозяин всего мироздания. Как мы знаем, даже когда речь идет о земных делах, хороший администратор делит работу между разными, независимыми друг от друга отделами, и каждое звено системы решает свою задачу. И если это верно в отношении людей, то есть ограниченных созданий, допускающих ошибки, — что говорить о Творце вселенной, для которого ошибки невозможны?

Всевышний создал наш мир таким образом, чтобы каждый сотворенный сумел осознать и исполнить свое предназначение. Если же человек берется не за свое дело, возникает сразу две проблемы. Во‑первых, вместо пользы он приносит вред; а во‑вторых, поступая таким образом, он отвлекается от исполнения своей истинной миссии.

Шивити. Моше бен Ицхак Мизрахи. Иерусалим. 1902.

Все сказанное выше относится и к Вашему случаю, поскольку целый ряд обстоятельств, вне всяких сомнений, предопределен Провидением: по профессии Вы не врач, и Вы были воспитаны верующим человеком, соблюдающим Тору и заповеди. Отсюда мы учим две вещи.

Медицинские вопросы не являются частью задачи, порученной Вам Творцом.

Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать Тору и заповеди. В частности, заповеди «люби ближнего, как самого себя» и «увещевай ближнего своего» , а также сказанное в толковании «Тана де‑вей Элияу» на стих: «Когда увидишь нагого, одень его» , который наши мудрецы понимали так: «Если видишь ближнего, “нагого” от Торы и заповедей, облачи его в Тору и заповеди» .

Таким образом, очевидно, что, когда Вы высказываете свое отнюдь не авторитетное мнение по поводу медицинских прогнозов, это, прежде всего, отвлекает Вас от Вашего предназначения. Кроме того, в том, что касается Вашего лечения, накручивая себя, Вы себе только вредите и никоим образом не способствуете улучшению положения. В чем же вред? В том, что, расстраиваясь, Вы воображаете то, что никогда не случится. Более того, излишне углубляясь в анализ слов Вашего лечащего врача и других специалистов, Вы уменьшаете свои шансы на выздоровление.

Итак, Вы спрашивали мое мнение, и оно таково: евреям положено вести себя так, как этого требует от них наша святая Тора. Сказали мудрецы, что врачам дано [свыше] разрешение лечить . Это означает, что Тора предписывает нам в рамках этого мира обращаться к врачам, ибо Всевышний наделяет докторов способностью исцелять. Поэтому люди советуются с врачами и следуют их предписаниям. Именно это Вам и нужно сделать — оставить медицинские вопросы врачам. Вам же, в свою очередь, необходимо твердо верить, что Всевышний благословит Вас долголетием.

Сказано: «Страх пред Господом — источник жизни, дабы удалиться от сетей смерти» . Соответственно, чем крепче Ваша вера в Б‑га, чем меньше у Вас возникает сомнений и чем больше сил Вы уделяете своему упомянутому выше предназначению: соблюдению Торы и заповедей и побуждению других поступать так же, — тем больше лет жизни Вам будет отпущено. И это следует понимать буквально, без метафор.

Поэтому забудьте о медицинском заключении и о том, что Вы прочли в медицинских книгах, поскольку это не Ваша цель и совершенно не Ваше дело. Соответственно, излишне копаясь в этих материях, Вы не только не сможете ничего исправить, но и нанесете себе большой вред, не дай Б‑г.

Каждое утро после молитвы читайте псалмы в соответствии с принятым делением по дням еврейского календаря, а также ежедневно учите Пятикнижие с комментариями Раши. Кроме того, Вам следует принимать участие в местных уроках Торы, причем хотя бы один из них должен быть посвящен изучению хасидизма. Само собой разумеется, что Вы должны сделать своей целью исполнение предписания «служить Б‑гу в радости» (чего Бааль‑Шем‑Тов ожидал от всех хасидов). При этом нужно помнить, что заповедь «служить Всевышнему» относится не только к молитве или изучению Торы, но и к еде, питью и вообще ко всему, что мы делаем, как объясняет Рамбам в «Фундаментальных законах Торы» . Если Вы будете вести себя соответственно, Вы постепенно начнете чувствовать себя все лучше и лучше, Ваше здоровье поправится, и Вы сможете сообщить мне хорошие новости.

Также будет правильно ежедневно, кроме суббот и праздников, жертвовать несколько монет на благотворительность перед утренней и послеполуденной молитвами.

Надеюсь и уверен, что Вы примете мои советы и указания и дадите мне об этом знать как можно скорее.

(Игрот кодеш. Т. 5. С. 156–158. Письмо 1362)

Контейнер для цдаки. Бельгия (?). Начало XX века Коллекция «Сотбиса »

16. Я уверен, что доход, утвержденный для Вас Всевышним, будет значительным, и никто не сможет ни уменьшить, ни тем более забрать его

4 швата 5712 года (31 января 1952)

Вчера рав Ходаков  рассказал мне о Вашем телефонном разговоре, а сегодня прибыл специальный посыльный, доставивший вырезки из газет.

Вы пишете, что испытываете беспокойство, поскольку Вам кажется, что другой бизнесмен, вероятно, попытается перехватить Ваши заказы и это уменьшит Ваши прибыли. Вы спрашиваете, что я об этом думаю.

В соответствии с Вашей просьбой я упомяну Ваше имя, когда буду на могиле моего достопочтенного тестя, благословенной памяти рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона.

Что же касается остального. Как и все евреи, которых называют «верующими, сынами верующих» , Вы должны быть уверены, что решение о доходах на предстоящий год принимается между Рош а‑Шана и Йом Кипуром . Я уверен, что доход, утвержденный для Вас Всевышним, будет значительным и никто не сможет ни уменьшить, ни тем более забрать его.

Поэтому единственное, что от Вас требуется, — это быть крепким в своем уповании и делать это с радостью. Ибо сказано в «Зоаре», в разделе «Тецаве», на с. 184б, что подлунный мир получает все блага Свыше. Если люди живут на земле в радости и светло, то Свыше отвечают им тем же, светом и радостью. Кроме того, сказано, что нужно служить Всевышнему в радости. Соответственно, если еврей пребывает в радости, Свыше на него изливается поток радости .

Это особенно верно в Вашем случае, поскольку Вы удостоились принести пользу многим людям, спонсировав издание одного из трудов моего достопочтенного тестя, благословенной памяти, рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона. Не сомневаюсь, что эти заслуги защитят Вас и обеспечат Вам хороший доход, чтобы у Вас и дальше была возможность щедро жертвовать на различные проекты, имеющие отношение к Торе и заповедям.

Надеюсь вскоре услышать от Вас хорошие новости.

В связи с приближающейся годовщиной кончины моего достопочтенного тестя, благословенной памяти рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона, прилагаю к письму свои предложения относительно того, как следует поступать в этот день .

(Игрот кодеш. Т. 5. С. 204. Письмо 1405)

Комментариев нет:

Отправить комментарий