понедельник, 27 ноября 2023 г.

ВИНОВАТЫЕ

 

Виноватые

Лариса Беспалова 26 ноября 2023
Поделиться2
 
Твитнуть
 
Поделиться

Joshua Cohen. Moving Kings. 2017

Разочарование.

В изложении рецензентов сюжет кажется очень складным и заманчивым: два демобилизованных солдата только‑только из Газы работают перевозчиками в бедных негритянских, испаноязычных районах Нью‑Йорка. Ближневосточный конфликт. Интересно — еще бы! Однако два солдата в бедных кварталах появляются только на 175‑й из 256 страниц, когда начинается глава Notes of Eviction . А этот вроде бы небольшой роман композиционно так рыхл и плохо собран, что я даже записывала, кто что и кто куда, чтобы не потерять нить, чего вообще никогда не делаю. Объясняется это не в последнюю очередь еще и тем, что образы в романе скорее не образы (за исключением, пожалуй, Дэвида Кинга), а функции. То есть автор расставляет фигуры на общественно‑политическом поле в соответствии со своими взглядами.

 

В романе четыре главных героя: Дэвид Кинг, Иоав и Ури, два солдата только из Газы, и чернокожий Авери Лютер, он же Имаму Наби.

Дэвид Кинг, владелец большой фирмы Moving Kings. Его отец выжил в Холокосте и уехал в Америку. Дэвид — патриот Израиля, делец разворотливый и удачливый, в личной жизни несчастлив. С женой разошелся, дочь Тэмми, избалованная в пику ему женой, деньги от отца берет, но его не любит, ведет самый распущенный образ жизни и вдобавок подсела на наркотики. А преданно любящую его Рут, менеджера его фирмы, Дэвид не любит и жениться на ней не хочет.

Иоав — племянник Дэвида, отслужил в Газе, после армии ни места, ни дела себе не находит, и его мать просит Дэвида принять сына в Америке и дать ему работу. Дэвид работу Иоаву дает (что, кстати, противозаконно). Иоав (плохой солдат) в Газе чуть не погиб. Его спас Ури, солдат его же взвода. Свою службу в армии Иоав проклинает: «I was a piece of shit ». А вот Ури после Газы и вовсе чуть не рехнулся, ему не помогают ни целители (он из простой семьи), ни психотерапевты, и Иоав перетаскивает Ури вслед за собой (как — нам не сообщают) в Америку и пристраивает опять же на работу в фирму Дэвида. И хотя Ури в отличие от Иоава считает, что в том, что они делали в Газе, виновно государство, тем не менее оба солдата с ужасом вспоминают службу. И не только потому, что она была опасной, а потому, что, с их точки зрения, она была жестокая и неправая. И их работа по выселению несправившихся с выплатами должников напоминает им Газу. Только там они взрывали дома арабов, а тут выкидывают людей на улицу.

Собственно, оба солдата ни о чем другом практически не думают, кроме как о том, как они расправлялись с жителями Газы и какой это груз на их совести.

Чернокожий Авери Лютер, поначалу мальчик из богобоязненной христианской семьи, на почве разочарования после Вьетнама принимает ислам. Теперь его зовут Имаму Наби, и главный предмет его ненависти — евреи, которых он считает «сионистскими ростовщиками» и т. д. Его история — отдельный рассказ, «показа» и там нет.

Долгая история Имаму «вплетается» в сюжет только для того, чтобы мы узнали: дом, который громят в процессе eviction  работники Дэвида, это дом Имаму.

В результате Имаму — терять ему нечего — свой дом поджигает. Команда перевозчиков чудом спасается, а Ури уже всерьез сходит с ума и пытается убить Иоава. Иоава спасает подоспевшая полиция. При этом Ури она убивает, Иоава арестовывает (работа без разрешения), а Дэвиду грозят (по этой же причине) крупные неприятности, и он сбегает в Мексику.

Это опять же, если сюжет выстроить, а там масса «невстроенных» подробностей, например долгие рассказы про армейских сослуживцев Ури и Иоава (кто ширяется, кто жует наркотики, кто ходит к проституткам, кто уехал в Индию). Разумеется, это для картины: как тяжко сказывается на психике неправедная служба в Газе, но к сюжету они никакого отношения не имеют, и нам не показаны.

Пропалестинская демонстрация с требованием прекратить военную операцию в Газе. Вашингтон. 4 ноября 2023

В романе то и дело появляется пространная отдельная история, и ты ждешь, как и когда она вплетется в сюжет. Так, роман начинается с долгой сцены: Дэвид за 4 тыс. долларов купил право попасть на прием с ВИПами, никого там не знает, болтается как известно что в проруби, но когда он уже уходит, его случайно знакомят с героем приема Фрэнсисом Бауэром Третьим. Ты, естественно, ожидаешь, к чему бы тебе об этой встрече рассказали. И вот, на странице примерно 200‑й, узнаешь: фирма Дэвида подрядилась перевезти особняк богача, а по недосмотру работников туда проникла окрестная шпана, все разорила и загадила. И оказывается, что это был особняк того самого Ф. Бауэра. Одна фраза. И лишь один пример.

Что удалось автору, это рассказать, как в Америке ненавидят Израиль, как все — от получившей образование в университете дочери Дэвида до уличных торговцев считают Израиль националистическим государством, угнетающим бедную Палестину. И, надо сказать, этому в романе ничего не противостоит.

Если еще что удалось автору, так разве что образ Дэвида, но вот беда — только заинтересуешься отношениями Дэвида с дочерью ли, с Рут, как автор о них забывает.

Словом, роман разочаровал и художественно, и позиция автора (в событиях в Газе виноват целиком Израиль) сочувствия не вызывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий