четверг, 12 октября 2023 г.

Борис Гулько | Идеологические, национальные и иудейские корни Израиля

 

Борис Гулько | Идеологические, национальные и иудейские корни Израиля

В конце 19 века два духовных процесса захватили евреев, порознь или вместе – марксизм и сионизм. Марксисты взялись готовить в мире пролетарские революции, стирающие разделение народов на нации, а сионисты – за противоположное действие: воссоздание в Земле Израиля национального еврейского государства. Сионисты полагали, что евреи – ашкеназы и сефарды, богачи и бедняки, иудеи и атеисты – это единая нация.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: Pixabay.com

Значительная часть сионистов желала, не видя в этом противоречия, чтобы их государство было марксистским. Их интернационалистский подход заключался в создании двунационального государства, да ещё с социалистической экономикой.

Еврейские националисты, последователи «ревизиониста» Зеева Жаботинского, видели в сионистском проекте реализацию давней национальной мечты – собственного еврейского государства.

Социалистический сионизм, по мере смены его лидеров, возглавлявших Израиль – от Давида Бен-Гуриона к Эхуду Бараку, тяжело и резко деградировал. Умирала его идеология.

Марксизм великого Бен-Гуриона был дефектным. Он был попорчен почтением Бен-Гуриона к иудаизму, вынесенному им из хедера, в котором он в детстве обучался еврейской премудрости. Благодаря Бен-Гуриону государство в Израиле поддерживает кашрут, еврейский брак и другие традиции иудаизма. «Синагога, в которую я не хожу, должна быть ортодоксальной» – заявил первый лидер Израиля. Тем он защитил страну от разрушающего еврейство в США убогого «реформистского иудаизма», мало заметного в Израиле.

Голда Меир была более последовательным, если не сказать более догматичным социалистом, чем Бен-Гурион. 10 сентября 1948 года она стала первым послом Израиля в СССР. Голда считала, как описала в мемуарах, что приехала к своим идеологическим братьям, и немедленно передала для Сталина список евреев, желающих репатриироваться в Израиль. Участь этих евреев оказалась незавидной. На осенние праздники того года Голда спровоцировала массовый поход в синагогу московских евреев, мечтавших увидеть посла Израиля. Илья Эренбург, хорошо понимавший СССР, пытался удержать её от этого. Но Голда намёка не поняла. Сталина демонстрация такой массовой лояльности советских евреев Израилю взбесила и подвигла к началу глобального преследования евреев. От тотального избиения нас спасла тогда только, на пике антиеврейской кампании, крайне своевременная смерть тирана. Уже 2 февраля 1949 года Голду перевели с работы посла «с повышением».

С июня 1956 года Голда 10 лет занимала должность министра иностранных дел. Наиболее важные направления Бен-Гурион доверил иным деятелям, а Голде оставил Африку. «Юным государствам черной Африки Израиль мог и хотел дать очень многое», – писала она в мемуарах. «Теперь, после Войны Судного дня, когда большинство африканских стран разорвали дипломатические отношения с Израилем, в общий хор циников включились и разочарованные израильтяне. «Это была пустая трата денег, времени и сил, – говорят они, – неуместное, бессмысленное, мессианское движение… Для меня эта программа прежде всего воплощает стремление к социальной справедливости, перестройке и исправлению мира, которое и есть сердце социалистического сионизма...».

Ещё большим провалом стала политика Голды в ранге премьер-министра в период «Войны Судного дня». Она не решилась нанести превентивный удар против армий Сирии и Египта, изготовившихся напасть на Израиль, как требовал её начальник генерального штаба Давид Элазар (комиссия по установлению причин провала начала войны назначила виновником Элазара), или хотя бы провести широкую мобилизацию. Эта слабость – премьер следовала рекомендациям Госсекретаря США Киссинджера, стоила Израилю тысяч погибших.

Следующие социалисты – лидеры Израиля Ицхак Рабин и Шимон Перес получили Нобелевские премии за договоры с вожаком арабских террористов Арафатом, причинившие Израилю ущерб не меньший, чем поражение в большой войне. И конца этому ущербу не предвидится.

Самым провальным премьером-социалистом оказался Эхуд Барак, по собственной оценке «первый солдат», руководивший бегством армии из Южного Ливана и предательством союзников, и предлагавший Арафату и Асаду-старшему капитулянтские для евреев Израиля договоры, которые те по каким-то загадочным, если не мистическим причинам не приняли. По опросу израильтяне считают Барака худшим в истории премьером Израиля, худшим, чем оказавшаяся второй Голда.

Сейчас, когда партия социалистов-сионистов умирает – она по опросам не проходит в следующий Кнессет, бывшие социалисты пытаются утянуть за собой в небытие и весь Израиль. Их неформальный лидер Барак делает всё возможное для раскола израильского общества, находит немалые средства для организации постоянных протестов против правительства, угрожает гражданской войной, призывает выводить деньги из Израиля с целью разрушить его экономику. Катастрофа еврейской резни ХАМАСом на Симхат Тора явилась результатом этой политики «оппозиции». Недаром в старом интервью Барак видел себя, родись он арабом, террористом.

После краха социалистического проекта премьерами в Израиле становились представители ревизионистского течения Менахем Бегин, Ицхак Шамир и Биби Нетаньяху. Последний сумел рационально перестроить экономику Израиля, превратить её из ущербной в одну из самых успешных в мире.

Труднейшая задача духовно объединить евреев Израиля стоит перед религиозной составляющей израильского проекта. При его рождении «еврей» означало «иудей». Характерный пример: один из руководителей сионистского движения 20-30-40 годов (умер в начале 1942 года) Пинхас Рутенберг ради женитьбы на православной женщине в начале века крестился. Чтобы сменить марксизм на сионизм, он добровольно принял на пороге римской синагоги ритуальные 39 ударов плетью и вернулся в иудаизм. Иначе бы он евреем не считался.

Но позже, вживаясь в жизнь Израиля, многие его граждане не актуализировали иудейскую часть своей идентификации. Об этом написал в 1979 году эссе «The spiritual crisis in Israel» выдающийся еврейский религиозный мыслитель рав Элиэзер Беркович (далее рЭБ). Он утверждал: «Парадокс в том, что израильтянин, чтобы обнаружить, что он еврей, должен покинуть Израиль… В Израиле кризис идентичности столь суров, что большинство израильтян даже не догадываются об «экзистенциональном вакууме» (термин Виктора Франкла), в котором пребывают… Эта проблема – следствие базовой ошибки современного сионизма: «Нормализации»… Только оказавшись за границей потомок европейского еврея впервые в жизни осознаёт, что мы – не нормальные люди».

В последние осенние праздники израильтяне наблюдали демонстрацию убожества этой «нормализации». На Тель-Авивской площади Дизенгофф было устроено празднование Йом Кипура – самого святого дня еврейского календаря. Мужские места от женских условно отделяли развивающиеся флаги. Неожиданно толпа еврейских погромщиков с загадочными криками «Позор!» разгромила празднование. Израильтяне были шокированы таким проявлением еврейской самоненависти. Прошла неделя, и на том же месте еврейские «нормализаторы» так же сорвали публичное празднование Суккота.

Каролайн Глик объяснила происходившее так: «Эхуд Барак, вместе с главарями «Братьев по оружию» (Левацкая организация ветеранов АОИ) открыто заявляют о том, чего они стремятся достичь. Они надеются низвести еврейский характер Израиля до уровня китчевого аксессуара на потеху прогрессивистской, глобалистской плутократии, среди которой они, как просвещенная элита, будут держать в своих руках все бразды правления» (перевод А.Непомнящего).

РЭБ объяснял: «Нормализация означает отказ от еврейской истории. Она разрушает самоидентификацию еврея… отвергая иудаизм, реформирует евреев по чуждому образу. . . Но люди, отказывающиеся от своего исторического пути, не уважающие свою историческую идентичность, обречены на провал».

Тут кроется суть нашей внутренней проблемы. В диаспоре важнейшие законы иудаизма не применимы. РЭБ писал: «Вне страны Израиля, во всех местах жизни евреев социальный, экономический и политический порядок определяются культурой чуждой, часто враждебной иудаизму. В этих местах галаха, связанная с юриспруденцией, гражданскими и криминальными законами, важная часть семейных законов и супружеских отношений остаются лишь объектами изучения, вопросами теории без практического применения… Только люди, контролирующие своё национальное существование способны реализовать полностью цели иудаизма. Раввины учат: «Нет Торы подобной Торе Земли Израиля»… Ситуация изгнания по сути не еврейская».

Проблемы, стоящие перед евреями Израиля в этой ситуации двоякие. С одной стороны, пишет рЭБ, «галаха в её аутентичности должна служить евреям в целом, а не членам определённой конгрегации. То, что мы имеем сейчас в Израиле – это галаха реальности изгнания, которой больше не существует. Это галаха местечка, не государства».

С другой – «в Израиле сейчас широко распространён секуляризм. Но растёт понимание, особенно в Израиле, того, что секуляризм ведёт к духовному и моральному тупику… Люди не будут евреями и государство не будет еврейским без иудаизма. А иудаизм не будет собой, не найдя пути к людям».

Проблема, о которой писал рЭБ, видоизменяясь, постоянно присутствует в жизни Израиля. Анти-иудаизм марксистов прошлых поколений частично успел сноситься. Но серьёзно встала в Израиле проблема враждебности иудаизму большой части переселенцев из бывшего СССР, «homo soveticus», как назвал их философ и писатель Александр Зиновьев. Близкое по смыслу понятие шариковщина появилось после издания в СССР повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».

В защиту этого класса израильтян можно заметить, что многие из них реально имеют слабую генетическую связь с еврейством. Поэтому анти-иудейский характер носит их партия НДИ, полны ненависти к иудаизму их письма в израильские СМИ. Теме эпистолярной шариковщины посвятила несколько своих эссе доктор филологии Елена Римон.

Проблему анти-иудейства в Израиле останков социалистов, неомарксистов, нееврейских и малоеврейских эмигрантов из бывшего СССР предстоит его обществу переваривать в следующих поколениях.

Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий