пятница, 15 сентября 2023 г.

Конфликт национального и универсального в иудаизме – корень сегодняшнего раскола в Израильском обществе

 

Конфликт национального и универсального в иудаизме – корень сегодняшнего раскола в Израильском обществе

В еврейской традиции заложен конфликт между Рош ха-Шаной и Песахом, двумя "началами еврейского года".

В первую Рош ха-Шану был сотворен Адам, это день рождения для всего человечества. В первый Песах сыны Израиля вышли из Египта, и это день рождения еврейского народа. В Рош ха-Шана празднуется начало года для всего мира, в Песах – начало года исключительно для евреев.

В Рош ха-Шану мы предстаем перед Богом как часть всего человечества, "ибо в этот день все люди и все народы проходят перед Ним, и Он решает судьбу каждого". В Песах же мы подчеркиваем еврейскую обособленность, выделение евреев из среды египтян, еврейскую избранность.

Эта противоположность выражается и в датах этих праздников. Рош ха-Шана и Песах находятся как бы в "противофазе" как в отношении времен года (Рош ха-Шана осенью, а Песах весной), так и по своему положению внутри месяца": Рош ха-Шана – 1 тишрея, в начале месяца, в новолуние; а Песах – 15 Нисана, в середине месяца, в полнолуние.

Еврейская традиция называет Луну символом еврейского народа (ибо также, как и еврейский народ, она то увеличивает, то уменьшает свой свет, но не исчезает совсем), и поэтому полнолуние, когда Луна видна целиком, подчеркивает "специфически еврейский" характер празднования Песах, а новолуние, когда Луна почти не видна - "общечеловеческий характер" Рош ха-Шана.

Другими словами, традиция иудаизма в своей основе содержит две компоненты: специфически еврейскую и общечеловеческую; нам заповедано и далее развивать в своем учении две линии: линию "национальную" и линию "универсальную".

И хотя в классическом иудаизме, т.е. в Торе и у Пророков, общечеловеческим проблемам уделено очень большое место, сегодняшний "реальный" иудаизм, к сожалению, занимается ими не слишком много. По-видимому, это уменьшение акцента на общечеловеческую компоненту исторически связано с проблемой сохранения и выживания евреев в Изгнании, когда положение наше часто бывало столь критическим  что нам было не до мировых проблем.

Но хотя все это извинительно, и религиозное руководство евреев галута можно понять, ситуация требует исправления. Ибо отсутствие баланса между национальным и общечеловеческим аспектами иудаизма не только вызывает деформацию самого еврейского учения, но и приводит к отдалению от иудаизма тех евреев, для которых универсальный общечеловеческий компонент является ведущей силой их души.

Собственно, этот конфликт лежит и в основе нынешнего противостояния в израильском обществе.

Поэтому какое бы временное решение ни было бы достигнуто в политической сфере – решить конфликт по-настоящему, т.е. достигнуть синтеза (а не компромисса) – можно только через трансформацию иудаизма.

Который будет включать не только ценности ортодоксальные и национальные (как это делает Религиозный сионизм), но также и ценности универсальные.

Чтобы продвинуться к единству еврейского народа, нам необходимо раскрыть универсальный аспект Торы в реальной религиозной жизни.

У нас нет иного пути вернуть к Торе те еврейские души, основой которых является "общечеловеческий аспект" – как дать "общечеловеческой компоненте" достойное воплощение в жизни сегодняшнего реального иудаизма.

Иными словами, религиозные круги должны стать признанным центром "борьбы за права человека" в той же степени, в которой они являются сегодня признанным центром борьбы за национальное возрождение еврейского народа в Стране Израиля.

Как это сделать на практическом уровне – подробно обсуждается здесь https://pinchaspolonsky.org/vsemirnyj-religioznyj-sionizm/

Для нынешнего поколения и для нынешней стадии развития иудаизма именно эта проблема, как мне кажется, является ключевой для тшувы, и поэтому именно о ней мы вспоминаем сегодня, в канун Рош ха-Шаны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий