«Правда всегда победит, рано или поздно». Роману Полански исполняется 90 лет.
Однако в его фильмах правда торжествует далеко не всегда. Многие из них проникнуты мистическим ужасом, циничной жестокостью, извращенным сексом, завершаясь пессимистическим финалом. Вместе с тем лучшие картины великого режиссера озарены светом истины и добра. «Я пытаюсь показать на экране то, что вижу вокруг себя», – говорит он. Действительность зачастую омрачала его чаяния, а в его личной жизни случалось немало горестей. И все это преломлялось через сердечные муки и сомнения, своеобразно отражаясь в его творчестве.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
При тирании нацизма
Он родился 18 августа 1933 г. в Париже. Отец Рышард (Мойзеш) Либлинг занимался производством пластмасс. Мать Була (девичья фамилия Кац, по первому мужу Поланска) была родом из России. От первого брака у нее была дочь Анета. Сына родители назвали Раймундом-Романом. Ему было три года, когда страх перед фашизмом погнал семью ближе к родне отца в Краков. Им казалось, что в Польше будет безопаснее, но это решение оказалось роковым. В 1941-м нацисты согнали краковских евреев в гетто, где эсэсовцы однажды чуть не застрелили Ромека, упражняясь на нем, как на мишени. Он убегал из гетто и бродил по улицам Кракова. «Только теперь я понимаю, каким опасностям подвергался. Но когда сам был ребенком, этого не сознавал», – вспоминал Роман. На глазах y мальчика людей многократно истязали и убивали.
Через два года его родных депортировали в концлагеря. Мать и бабушка погибли в «фабрике смерти» Белжец, сестра чудом выжила там. Отец пережил заключение в концлагерях Плашов и Маутхаузен-Гусен. А Ромек еще раньше, 13 марта 1943 г., успел сбежать из гетто с документом на прежнее имя матери Полански и нашел убежище в семьях поляков, которые по договоренности с его отцом укрывали мальчика. Потом он попал к Стефании и Яну Бухала в деревню Высока, прожил у них два года вместе с их детьми. Помогал по хозяйству: пас телку, кормил кур и кроликов, даже пытался молотить. Впоследствии Полански отыскал внука своих спасителей и добился посмертного признания их Праведниками народов мира. Переживание постоянной экзистенциальной угрозы смерти сделало его агностиком и фаталистом.
В краю «народной демократии»
Отец вторично женился, и 14-летний Роман ушел из дома. Сперва жил у друзей, потом у родственников. Из лицея перешел в Краковскую школу изящных искусств. После ее окончания пытался поступать в театральные вузы, но ему везде отказывали в приеме из-за того, что папа занимался бизнесом. В 1953 г. юношу приняли в Высшую школу кинематографа, телевидения и театра в Лодзи на режиссерский факультет. «Киношкола была привилегированным заведением, вероятно, благодаря известной фразе Ленина о кино на мраморной доске в вестибюле. Поэтому нам, студентам, многое разрешалось», – описывает время учебы Полански. Уже на первом курсе он снялся в фильме «Три повести» в образе крестьянского мальчика, а затем – в эпизодических ролях в различных лентах. Причем исполнил их так талантливо, что привлек внимание режиссера Анджея Вайды, который снял его в драме «Поколение» (1955). Игра Романа в роли участника антифашистского движения затмила главного героя.
Полански-студент помогал режиссерам при съемках и сам сделал девять оригинальных короткометражек. В ленте «Разгоняем танцульку» группа парней, которых не пустили на вечеринку, устраивает драку. Роман подговорил лодзинских хулиганов избить его друзей и за это получил выговор от руководства вуза. В фильме «Два человека и шкаф» рассказано о носильщиках, путешествующих с громоздким шкафом по недружественному гротескному миру. Лента получила бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе, приз за экспериментальное творчество на кинофестивале в Сан-Франциско, награду за режиссуру от Высшей школы театра, фильма и телевидения в Варшаве, почетную грамоту в Оберхаузене. В 1959-м Полански по своему сценарию поставил еще одну короткометражку «Когда падают ангелы». В ней иронически и трогательно показана старушка-кассир в мужском туалете, которую сыграл сам режиссер. Во всех этих фильмах молодой режиссер отклоняется от соцреализма, рисует картину общества, в котором под маской нормальности кроются тайные влечения.
Окончив киношколу, Роман снял свой первый полнометражный фильм «Нож в воде» – триллер о жестком соперничестве мужа из обеспеченной семейной пары с молодым автостопщиком, взятым на прогулку на яхте. Изолированные от мира, герои картины становятся выразителями разных общественных ценностей. На просмотре в «верхах» фильм на детективно-бытовую тему с кадрами обнаженной женщины, да еще и в джазовом сопровождении, вызвал острое недовольство секретаря польского ЦК Гомулки и был запрещен к показу как «декадентский мусор», восхваляющий потребительство. Служба безопасности установила слежку за режиссером. Пришлось в угоду цензуре сделать в ленте «косметические поправки». Зато в прокате она имела успех, а на кинофестивале в Бухаресте получила премию «Золотой волк». На Венецианском фестивале режиссер был удостоен награды Европейской киноакадемии, приза критиков ФРГ. Впервые польский фильм был номинирован на премию британской киноакадемии ВАFТА и на «Оскар».
На бесцензурном Западе
Полански знакомится с Жераром Браком и вместе с ним пишет сценарии на протяжении 30 лет. В 1965-м они написали проект триллера «Отвращение». В нем показан психотический срыв интровертки (ее сыграла Катрин Денёв), чей страх перед мужчинами и отвращение ко всему плотскому приводят ее к двум убийствам. «В водовороте насилия и ужаса фильма Полански воздвиг впечатляющую концепцию боли и пафоса душевнобольных. Он, несомненно, поставил один из лучших фильмов года», – писал рецензент. Роман завоевал в Берлине премию Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI) и приз жюри «Серебряный медведь». В следующем году на экраны вышел его фильм «Тупик». По виртуозному сюжету скрывающиеся от правосудия гангстеры прячутся в замке, где живут художник Джордж и его распущенная жена Тереза (ее играла Франсуаза Дорлеак, сестра Денёв). Бандиты берут обитателей замка в заложники и ждут прибытия своего босса. Но вместо него приезжают гости, и один из них убегает вместе с Терезой. Лента оказалась смесью психодрамы, абсурда и гротеска. В своих интервью Полански утверждал, что считает ее своим лучшим фильмом. На «Берлинале» она получила «Золотого медведя».
В 1967-м Роман снял цветной фильм «Бал вампиров» в жанре комедийного хоррора. В нем описываются злоключения профессора и его помощника-студента (его играет Полански), ведущих поиски вампиров. Студент влюбляется в Сару, дочь владельца постоялого двора. Попав в графский замок, они выясняют, что все его обитатели – вампиры, и убегают вместе с Сарой, тоже ставшей вампиром. В прокате США фильм шел как фарс под названием «Простите, но ваши зубы впились мне в шею». Для киноведа Хобермана это «лучший жанровый фильм Полански и самая удачная его комедия». Сару успешно сыграла фотомодель Шэрон Тейт. В 1968 г. она вышла замуж за Романа Полански и уехала с ним в Штаты.
Баловень и пасынок судьбы
В Голливуде Роман дебютировал триллером «Ребенок Розмари» о бездетной паре Розмари и Гае. Розмари видит сон, будто муж превращается в демона и насилует ее. Наутро она обнаруживает следы когтей на спине, а затем выясняет, что беременна. Женщина теряет вес, ее мучают боли, тянет есть сырое мясо. Она подозревает, что их соседи – члены сатанинской секты, строящие планы относительно будущего ее ребенка, и муж заодно с ними. Ее успокаивают снотворным, а позже внушают, что она родила мертвого младенца. Но Розмари слышит детский плач в квартире соседей, проникает в нее и видит, как муж и сектанты празднуют рождение ребенка, лежащего в черной колыбели с перевернутым распятием. Режиссер с увлечением экспериментировал во время съемок. Миа Фэрроу, исполнительница главной роли, вспоминала: «Роман был так молод, так полон идей и энтузиазма, что жаждал сделать все как можно лучше. Его воображение работало в полную силу, проявилась вся его творческая восприимчивость… Весь фильм отражает видение Полански. Я думаю, что своей гениальностью он обязан Роману». Остросюжетная картина имела огромный успех, режиссер и ведущие актеры получили за нее четыре высшие награды и семь номинаций. Она внесена в Национальный реестр фильмов США как обладающая исторической и эстетической ценностью.
Фильм стал роковым для Полански: в его жизни случилось то, что некоторые сочли наказанием за поднятие «запретной темы». В ночь на 9 августа 1969-го в Лос-Анджелесе члены «семьи» сатаниста Мэнсона, проникнув в дом, арендованный Романом, зверски убили его жену, находящуюся на девятом месяце беременности, и еще четырех человек. Режиссер в то время работал над фильмом в Европе. Преступники понесли наказание по суду, но Полански не смог до конца оправиться после потрясения: «Раньше во мне пылал мощный внутренний огонь – неоспоримое убеждение в том, что я могу совершить все, что пожелаю, если только не признаю себя побежденным, – писал он в книге „Роман о Романе“. – Эту веру погубило преступление и его последствия. После смерти Шэрон я стал похож на своего отца: врожденный пессимизм, вечное недовольство жизнью, типичное для иудаизма, что за каждое счастливое мгновение придется расплачиваться».
Не принесла ему удачу и фривольная комедия «Что?», снятая в Италии с Мастроянни в главной роли. После этого продюсеры долго не вспоминали о режиссере, и Полански подумывал об уходе из кино, занялся постановкой опер. А в 1976-м снял фильм «Жилец» – мрачную комедию об эмигранте, страдающем манией преследования. Скромный служащий (в исполнении Полански) снимает квартиру с недружелюбными соседями. Он узнает, что предыдущая хозяйка покончила с собой, старается узнать о ней как можно больше, винит соседей в ее гибели и наконец кончает жизнь самоубийством. Картина была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Вскоре после этого Роману еще раз повезло: Джек Николсон сообщил, что есть потрясающий сценарий – «Чайнатаун» («Китайский квартал»). Режиссер возвратился в США и снял грустную историю о вечно проигрывающем неунывающем детективе, об атмосфере страха в Лос-Анджелесе и фатальных поворотах судьбы. Николсон блистательно исполнил роль частного детектива. Фильм принес Полански и актеру «Оскар», четыре «Золотых глобуса», три приза ВАFТА и 19 номинаций. В летописи Американского института киноискусства лента стала вторым лучшим триллером в истории кино.
Коварство и любовь
Вдовец тосковал по женской ласке, порой прибегая к суррогатам любви. Однажды он признал: «Секс не развлечение. Это сила, стимул. Секс меняет ваш образ мыслей». В 1977-м его обвинили в изнасиловании 13-летней нимфетки Саманты, которую он с согласия ее матери пригласил для фотосессии, подпоил шампанским и наркотиком, после чего якобы принудил к сексу. Понимая, что «удовольствие – это морковка и кнут», Роман признал себя виновным в незаконной связи с подростком. При этом подчеркнул, что жертва выглядела явно старше, имела опыт употребления наркотиков, алкоголя и секса, мечтала о славе и не противилась интимным отношениям. В обмен на признание вины в совращении несовершеннолетней прокуратура сняла с Полански все прочие обвинения. До вынесения приговора его освободили под залог и разрешили покидать территорию США для завершения проектов в Европе. Он рассчитывал на условный срок без лишения свободы, но судья сообщил адвокатам, что намерен приговорить его к длительному тюремному заключению. «Для тех, кто на виду у публики, существует свое правосудие», – с горечью заметил Роман. И в январе 1978 г. сбежал в Великобританию, а затем во Францию, чья Конституция позволяет воздержаться от экстрадиции своих поданных и выдачи их американскому правосудию, которое не предусматривает срока давности для сексуальных преступлений. С тех пор Роман ни разу не посещал США, Великобританию и другие страны, имевшие договоры с Америкой о выдаче преступников. А спустя 32 года Саманта, утомленная пристальным вниманием общественности и получив от Полански крупную компенсацию, отказалась от всех претензий к нему и направила в суд ходатайство о прекращении его уголовного преследования.
Немеркнущая слава
Невзгоды не сломили жизнестойкость режиссера. Словно стремясь доказать неисчерпаемость своего творческого потенциала, он создает все новые работы. В 1980 г. на экраны вышел фильм «Тэсс» по роману Томасa Харди. Полански рассказал о «глубочайших и важнейших человеческих чувствах, которых мы долгие годы стыдились, боясь, что нас обзовут простофилями». Картина имела большой успех у зрителей и получила «Оскар», «Золотой глобус» в Каннах, национальную кинопремию Франции «Сезар», призы Союза кинокритиков и Британской академии кино и телевидения.
Затем Полански снимает приключенческий фильм «Пираты» (1986), дважды отмеченный премией «Сезар» и двумя номинациями, триллер «Неукротимый» с Харрисоном Фордом и Эмманюэль Сенье (1988), гротесковую мелодраму «Горькая луна» (1992) и «Смерть и девушка» (1995) – экранизацию пьесы чилийского драматурга Ариэля Дорфмана, за которую режиссер был номинирован на ряд премий. В 1999-м мастер выпустил мистическую драму «Девятые врата», начиненную сатанинскими ритуалами и экзотическими оргиями, леденящими кровь смертями. «Мой фильм – это реклама ада», – сардонически шутил режиссер, пародируя в нем всевозможные клише. 4 декабря 1999 г. в Берлине Роману Полански была вручена Европейская кинопремия за вклад в мировое кино. А в Париже он стал одним из «бессмертных» Академии изящных искусств.
В 2002 г. режиссер осуществил заветную мечту, обратившись к лично выстраданной теме: снял в Польше фильм «Пианист». В его основе автобиографический роман «Смерть города» композитора и музыканта Владислава Шпильмана, который избежал смерти в Варшавском гетто, скрываясь в развалинах города. Ему удалось выжить благодаря немецкому офицеру-меломану в почти безнадежной ситуации. Главную роль блестяще сыграл Эдриен Броуди (см. «ЕП», 2023, № 4), который признался: «Мне нравится работать с Полански. Он чертов гений. Все, чем он обладает, идет из его личного опыта. Он что-то вроде сверхчеловека, потому что вынести столько, сколько вынес он, под силу не каждому». «Пианист» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, удостоился семи «Сезаров», двух «Золотых глобусов», двух наград «Феликс» в Квебеке, премий британской, итальянской, испанской, чешской киноакадемий и Американской гильдии режиссеров, двух польских наград «Орел». Сам Полански был удостоен «Оскара» в номинации «лучший режиссер». На торжественной церемонии в США из-за угрозы ареста он не смог присутствовать, но сказал: «Я растроган премией за фильм, который рассказывает о событиях, тесно связанных с моим личным опытом, о событиях, которые помогли мне понять, что искусство может превозмочь боль».
В 2005-м режиссер вернулся к экранизации классики в фильме «Оливер Твист», исследуя тему героя в незнакомом враждебно настроенном мире. В нем впервые снялись дети режиссера. Лента получила приз Московского международного кинофестиваля. А еще через пять лет Полански вновь блеснул мастерством в политическом триллере «Призрак» об отставном британском премьер-министре, о коррупции и загнивании политической системы. Фильм собрал «Евро-Оскары» 2010 г. во всех основных номинациях и по результатам опроса профессионалов включен в пятерку лучших лент года. Затем на экраны вышла трагикомедия «Резня», в Венеции получившая «Сезар» и в Бостоне – приз кинокритиков. А в 2013-м появляется «Венера в мехах» – камерная комедия по повести Леопольда Захер-Мазоха, в которой изощренное противостояние режиссера и актрисы во время репетиции превращается в игру любовников. Фильм получил премию «Сезар» и 10 номинаций.
Последний шедевр классика – драма «Офицер и шпион» (2019). В ней прослеживаются две линии: расправа реакционных сил Франции с капитаном Дрейфусом, осужденным за шпионаж в пользу Германии, и борьба за его реабилитацию, предпринятая прогрессивной общественностью в лице начальника контрразведки Пикара, вовсе не филосемита, доказавшего невиновность Дрейфуса. Венецианский фестиваль высоко оценил фильм, который также был удостоен премий Международной федерации кинопрессы, Британской киноакадемии, призов «Люмьер», «Сезар» и 12 номинаций. Представители левой прессы и фанатичные феминистки пытались сорвать торжества, протестуя против «растлителя детей», и Полански вынужден был отказаться от участия в них.
Он никогда не забывает ни о своем страшном детстве, ни о трагической судьбе еврейства. Герои его фильмов, как и сам он, нередко сталкиваются с угрозой подвергнуться моральному и физическому насилию со стороны иррациональных сил зла, которые в большинстве случаев побеждают. Однако Роман Полански признается: «Мне потребовалось прожить значительную часть жизни, чтобы понять: здесь-то и кроется ключ к моей судьбе. Именно потому на мою долю выпало больше, чем другим, переживаний и размолвок, несчастий и разочарований. Но потому же передо мной открылись двери, которые иначе навсегда оставались бы закрытыми».
Давид ШИМАНОВСКИЙ, «Еврейская панорама»
Комментариев нет:
Отправить комментарий